Конные трюки во французском кинематографе

Николай Ник Ващилин
Конные трюки.Обзор иностранной литературы.Перевод и редакция Николая Ващилина.

 В 1913 году, снимая фильм о войне с бурсами  Джо  Хаммен понял, что обычно в кинематографе во время съемок сцен, которые происходят на поле битвы, не существовали трупы животных, лошади обычно после падения вставали и уходили и они не притворялись мертвыми, но чтобы снимать более правдивые сцены, допустим в Арле во время съемок специально сделали 5 или 6 соломенных лошадей. Лошадь появилась в кинематографе сразу же с вестерном, приключенческими фильмами, также и с фильмами меча и шпаги, или же в исторических фильмах. Но во Франции использовалась лошадь также и в фильмах современных и в другого рода фильмах. Мы не обладаем во Франции лошадиной традицией американских фильмов и ваши всадники обычно разъезжают  в манере школ всадников  «Чёрной кадры из Сулира»  и ни в каком случае в стиле ковбоя, поскольку преподаватели верховой езды оспаривают и не принимают этот стиль езды – стиль ковбоя.
   Вот уже несколько лет французский кинематограф  использует  при съёмках дрессированных лошадей. Поскольку кинематографу приходилось снимать много фильмов с героями –всадниками в таких фильмах, как «Фанфан-тюльпан», «Три мушкетера», «Скарамуш», «Кожаный нос», «Горбун» и т.д. Каскадеры в свою очередь  могут пользоваться блестяще лошадью. С этой целью дрессировщики выработали и разработали целую технику которая им позволяет дрессировать лошадей для кинематографа. Теперь  в 1960 –х годах лошади используются такие, которые могут упасть по простой команде словесной и которые подчиняются простым словесным приказам, ложатся, а также могут представляться мертвыми, и уколы со снотворным уже не используются несколько лет. Целые группы людей посвящают себя воспитанию лошади, чтобы ее научить всему тому, что требует режиссер при съемках фильма. Теперь уже лошадь ни в коем случае не приносят в жертву при съемках фильма. Теперь лошадь  не только выживает при съемках, но ей стараются не причинить никакой боли, теперь уже стараются, чтобы не повредилась ни одна нога у лошади, в то время как американцы ещё, хоть их и преследует общество защиты животных не колеблются при съемках фильма в штате Нью-Мексика, где лошади не очень дорого стоят, и они вполне могут выстрелить в лошадь, чтобы исполнить какое-нибудь зрелищное падение. Среди многочисленных трюков с лошадью, два являются изысканными и всегда в спросе. Когда актер «мертвый» падает с лошади и когда актер падает с «мертвой лошадью». В области трюков с лошадьми техника каскадеров также достигла определенных успехов. Теперь уже не подставляются лошади препятствия из невидимой нити, сильно натянутой, которая обычно приводила к поломкам ног у лошади, также не используется метод связывания какой-нибудь передней ноги с помощью веревки, спрятанной под седлом. Теперь  в 1960-х годах  уже каскадер использует следующие два метода все больше и больше. Он теперь маневрирует вожжами и уздечкой, заставляя лошадь ложиться, но это тоже неудобно, т.к. ранит рот лошади. Лошадь  требует довольно  большой силы со стороны всадника. Второй метод в том, что используется лошадь, которая отвечает на все словесные команды. Лошадь с галопа может лечь по команде. Лошадь тренируется так, чтобы она могла выполнять одно или два действия во время съемок. Обычно в съемках участвуют много лошадей. Лошади дублируют друг друга. Лошадь, которая отвечает на команды, не обязательно та, которая встает на дыбы и садится, умеет развязывать зубами веревку. Именно теперь необходимо. Чтобы каскадеры имели много лошадей.  В США имеют целое  ранчо, где они дрессируют большое количество лошадей. Во Франции два или три манежа специализируются в том, что дают на прокат лошадей продюссерам кино и телевидения. Часто используется трюкачество, чтобы не было заметно подмены лошадей , красится шерсть. Для падения нити окрашивались в цвет лошади, или неба в зависимости от угла съемок. Нить одним концом привязывалась к седлу, а другим к ноге лошади. Хоть сопротивление нити очень велико, нужно большое умение всадника, чтобы она не порвалась в тот момент, когда ноги вытянуты вперед. Очень сложно выдрессировать лошадь, чтобы она падала на обе стороны по приказу голосом. Очень сложно научить, чтобы лошадь одна прошла перед аппаратом, взяла пищу в нужный момент, на это уходят недели, чтобы она не боялась выстрелов, огня. Для снятия одного плана в фильме «Нежный хулиган», сцена, где актёры  прыгают на лошадь, понадобился месяц тренировок. Лошадь сначала учат соглашаться на седло, затем на всадника, чтобы понимала смысл удара плетью, а потом уже учат словесным командам. Когда требуется, чтобы лошадь упала на твердую поверхность и чтобы с ней ничего не случилось иногда подготавливают специальную площадку с маленькими ямами с соломой или рыхлой почвой. Во Франции ,преподаватель верховой езды  месье Надаль стал специалистом в дрессировке лошадей для кино.Так же как  Дебу дё Розавиль,в чей манеж приходят тренироваться каскадеры и актёры. Он имеет загон с усмиренными лошадьми, где продюсеры могут брать лошадей для съемок. Здесь также есть 150 различных телег, дили¬жансов,  фаэтонов различных эпох. Здесь есть целый ряд лошадей для определенных телег, кучера, которые умеют обращаться со всеми этими средствами. Так как телевидение выпускает большое количество многосерийных исторических фильмов, и предприятие  имеет большой успех. Прокат одной упряжки стоит 600 франков в день /на период 1960-1970/. Всадник стоит 150-200 франков, также премии, если всадник делает необычный трюк, лошадь стоит 50 франков. Помимо дрессировки мастер  должен так подготовить тележки и дилижансы, чтобы по необходимости они могли разлетаться в щепки, здесь как и с автомобилями нужно изобретательство, чтобы колесо могло ломаться в нужный момент. Его изготавливают из  специального  дерева, которое легко разламывается, а чтобы колесо потерялось, устраивается специальная педаль, при нажиме которой колесо отпадает. Месье Надалу удалось изготовить такую тележку, которая может проезжать через бревно, сваленное поперек дороги. Номер особенно сложен тем, что на галопе надо прыгнуть с облучка на лошадь в упряжке. Проскользнуть между лошадьми, чтобы отстегнуть тележку.Для трюков с лошадьми в фильме «Бен-Гур» специальные приспособления для квадриг  разрабатывала и изготавливала фирма «Локхид». Такого рода упражнение часто используется в приключенческих фильмах при погонях.
Лошади кино не являются лошадьми цирка. Лошади кино более специализированы. Во Франции мало хороших всадников, поэтому продюсеры отправляются в другие страны, где ещё лошадь до сих пор используется. Для съемок фильмов «Марко Поло», «Тарас Бульба», «Михаил Стрегов», «Галантные праздники» сняты Рене Клером в Румынии. Первые трюки во Франции, если вспомнить Джо  Хаммана до первой мировой войны. Жак де Вольт, первый любовник типичный в фильмах 20х годов, нам рассказывает свой единственный трюк: «Я был героем, который часто появлялся на лошади. В фильме «Друг гор», снятым  Рене в 1923году. Мы снимали на юге Франции, и вдруг у него появилась идея снять великолепный вид, который ему очень понравился. С места над водопадом Коттере, очень шумным, мост был очень хрупким, всего несколько досок он хотел, чтобы я его пересек верхом мне было очень страшно но моя профсознательность победила. Не совсем спокойно, но я направил лошадь к месту, и будь что будет. Лошадь дошла до середины моста над пропастью, над водопадом, затем она остановилась из-за мух, задерживается на трех ногах  а четвертой решила почесать себя по животу.пришлось делать еще раз. Я дошел на ней до следующего берега и пошел обратно. Но на следующий день во время просмотра материала оказалось, что оператор был далек, и ничего не было видно. «До второй мировой войны во Франции было снято мало трюков. Здесь нужно отдать большое предпочтение советским и американским каскадерам. Главные обычно в кино с лошадьми -  это казаки или ковбои.  Джим Джеральд – свидетель начала кинематографа, является всегда великолепным источником информации: «На западе дрессируют так: лошадь ловят с помощью аркана, потом загоняют в загон, один держит лошадь крепко за узду, три других пытаются лошадь поворачивать из стороны в сторону. Тот, кому нужно забраться на нее, держит седло, затем он пытается пристегнуть лямки – очень сложно это сделать, длится очень долго эта операция.  Когда седло привязано, всадник пытается запрыгнуть на лошадь в самый подходящий момент. Затем начинается самое сложное он держится ногами и рукой, другой рукой хлещет лошадь, не устает. После этого она более и менее подается дрессировке. Но обычно всегда первым устает всадник. Индейцы дрессировали лошадей специально в болотной вязкой местности, чтобы при каждом прыжке лошадь все больше погружалась в землю. Всадник пользовался этим и отдыхал. Джим Джеральд также предлагает  рецепты дрессировки если лошадь идет назад, то на нее набрасывается уздечка с веревкой. С головы лошади веревка проходит через кольцо и прикрепляется к сцене, другой конец цепляется к передней ноге. Когда лошадь начинает пятиться, веревка натягивается, и лошадь перестает пятиться назад. Методы могут показаться жестокими. Лошадь на Западе стоила всего от 1-5 долларов. Нельзя было терять время, время – деньги. Не думайте, что мы не любили лошадей, на Западе лошадь священна и порой ценится больше, чем человек. Мы брали 2 доллара, чтобы приучить лошадь к седлу. Когда лошадь принимала седло и всадника, подстригалась грива и хвост, она считалась дрессированной, и ее отправляли в прерию. Мы дрессировали около 10 лошадей в неделю. Чтобы приучить лошадь к упряжке, мы получали 3 доллара за пару.  Обычно для этого берется какая-нибудь повозка из  дерева, затем за задние колеса заковывались в  цепи, затем седло и 8 пар лошадей сразу запрягали для тренировки. Две передних уже дрессированные. И с вожжами в руках мы упряжку трогали в прерию. Лошади начинают тянуть. Эта операция повторяется 2-3 раза, пока не будет достаточно. Во Франции нечего делать с такими лошадьми. Каскадеры и актеры повышают свое мастерство. Бернар Верлей, Жан Маре, Робер Осейн, Ален Делон, Жан-Пьер Хассель, Катрин  Денёв, Клаудиа Кардинале, Бриджит Бордо, Мирей Дарк. Все актеры-спортсмены считают, что верховая езда входит в состав их профессии. Большая часть преподавателй драматического искусства советуют ученикам, чтобы они практиковали верховую езду. Мало ценится актер, отказывающийся сесть на лошадь. Хоть ты и не Гарри Купер, Джон Уэйн, Глен Форд, нужно хоть чуть-чуть держаться в седле. Старая система никогда не подвергает риску человека-звезду. Волна приключенческого фильма привела к тому, что использование ранчо все больше и больше распространяется. В области Парижа многие актеры надевают сапоги и джинсы,  не пытаясь ездить, как                Фернан Гравей, его манере езды завидовали даже представители школы «Черной кадры из Сулира».    Из-за отсутствия вестернов во французском фольклоре историческое восстановление может позволить увидеть много красивых сцен верховой езды, и многие каскадеры сделали из верховой езды свою специальностью, также как владение шпагой и плащом, которые обычно сочетались с верховой ездой. В кино и телевидении, если говорить о всаднике, подразумевается храбрый, смельчак.