31-ое декабря. Шахтерская тема

Александр Шкляренко
 Конец 80-ых. 31-ое декабря. Последняя добычная смена в этом году. Настроение праздничное. Войдя в нарядную, увы, уже нельзя было так сказать.
 Начальник разговаривает на повышенных тонах с забойщиками. Трое, пришедшие в эту смену, должны были нарубать полтора десятка тонн угля, недостающих до плана. Это не так уж много. Но они пришли уже вмазанными, и по их отвисшим губам было ясно, рубать не будут.
 До этого забойщики были наказаны за пьянку, премия им не светила, так они в отместку решили сделать пакость и начальнику, и участку. Рубали уголь они очень хорошо, но слабость выпить. Этим грешили многие.

Как-то зам. редактора местной газеты, попросил написать статью о передовике забойщике с нашего участка. Спросил у начальника, о ком написать и услышал от него ответ:
 - Да есть у нас такой. Не прогуливает. Не пьет. Коммунист. Рубает стабильно. Но пойми. Если я его начну сажать в сложные уступы, с твердым углем, где в основном у меня рубают штрафники, он не потянет. И как мы будем выглядеть ?
 О тех, кто рубает в любых условиях, ты писать не будешь, потому что они и бухают, и прогуливают, после пьянок. А когда они чувствуя свою вину начинают рубать, им нет равных. Вся добыча участка на них. Иногда и хочется, чтоб пара, тройка из них день, два двинула.

 Видя, что разговоры с забойщиками бесполезны, начальник из нарядной их просто выгнал, без допуска до работы. Сопровождая словами:
 - Получите вы у меня за месяц !
 - Я и без вас план сделаю !
 31-ое декабря. Последняя добычная смена. Где брать уголь ? 14 вагонов ? У подземного диспечера в загажнике ничего нет. Все участки, как и мы, добирают "хвосты". Только два участка молотят без остановки. Они "МАЯКИ". Почему не молотить ! Мощность пласта хорошая, уголек мягкий. Зеленая улица и на порожняк, и лес для крепления всегда в полном объеме. В таких условиях и 32-го декабря рубать можно.
 Горный мастер, я - насыпщик, что нам там делать на участке ? Лаву выбрали под "метелку". Угля 0 .
 Опустились в шахту. Завернули на штрек нашего участка, поворот был недалеко от ствола и проходя мимо помойницы, краем глаза увидели там, стоящие в тупике вагоны.
 Помойницу постоянно чистили, так как вместе с водой попадает мелкий уголь. Сама помойница служит отстойником перед выкачкой воды из шахты.
 Проверили тупик, а там оказалось 8 вагонов наполненых угольной "мачмалой", доверху.
 Восемь вагонов уже есть. А где взять еще шесть ?
 Услышали вдалеке шум приближающейся партии угля - это наши "маяки". Быстренько нашли место для укрытия возле стрелки, выключили свет. В засаде стали ждать приходящий к нам уголек. Проезжая стрелочный перевод, машинист всегда тормозил, вагоны накатывались друг на друга. За это время мы отцепили два последних вагона с углем, успев перевести стрелку загнали в свой поворот, соединив с вагонами помойницы. И опять в засаду. И так еще два раза.
 14 вагонов. Заказываем по телефону машину без порожняка. Через пару минут машина уже ехала к нам. До участка 3 км. , а мы его ждем в 100 метрах от опрокида. Машинист не стал задавать никаких вопросов. Быстрей к праздничному столу.
 Когда наша партия стала подходить к опрокиду, у диспечера полезли глаза на лоб:
 - Это не ваш уголь ! Ваш кусками и черный, а это порох, пыль !
 Мы стали ему даказывать, что у нас пошло нарушение, изменился цвет и крепость.
 Но когда подошла "мачмала". Он единственно мог, только и спросить:
 - А это что !?
 Наш ответ был един. Пошла по пласту вода, наверное на третий ставок вышли. И тут диспечера прорвало:
 - Какой третий ставок !? Он в стороне от нас, неизвестно где ! Какой еще ставок !? Мы на глубине 860 метров ! Это вы с помойницы "звизданули"!
 Так как мы его очень хорошо знали, поэтому стояли перед ним, как два домашних попугая.
 Диспечер нам высказал все, что о нас думает. Все, что может быть за помойницу, за уголь, неизвестно где взятый. А когда у него словестный запас иссяк, послал нас... .
 На наш вопрос, а как наша партия уголька.
 Послал опять... . И в конце, успокаивающе:
 - Учту ! Вашу партию. Но смотрите !
 Но мы сразу не ушли. Выключив свет, из-за угла выглядывая, дождались пока наша партия не пройдет через опрокид.
 После чего, с чистой совестью и чувством выполненного долга, пошли на "гора", к праздничному Новогоднему столу.


 шахта "Красный Профинтерн"