Кинотрюки с автомобилями

Николай Ник Ващилин
  Трюки с автомобилями.Обзор иностранной литературы.Перевод и редакция Николая Ващилина

       Использование автомобилей в трюках является явлением еще недавним. Однако известно,что уже в начале кинематографа  в фильме некоего англичанина Уильма Пола «Безумный бег в Пикадили цирк»,  появляется  очень простой трюк с автомобилем. Съемочный аппарат помещен в машине, а шофер просто, довольствуясь тем, что избегал всякого рода препятствия, что, конечно, не было особо опасным. В комических фильмах Мака Сенетта, Чарли Чаплина, Бастера Китона, Гарольда Ллойда  использовалось довольно много автомобилей, но особенно тогда  все водители были, как трюкачи.
       Тогда еще не была выдумана акробатика с машиной, хотя самолет уже давно использовался в трюках. Введение так называемого «сток- кар», это игровой спектакль, выдуманный в Америке и введенный сразу же после войны и в Европу, он состоит в организации преднамеренных ударов между двумя или многими машинами. Зрелище  устраивалось  на стадионе и обычно происходило 15 ударов. Введение этого «стокк- кар» после второй мировой войны представил в Европе первую рекламу , так называемому трюку с машиной.
   В 1927 году режиссер Жак Эпштайн для фильма «Зеркало с тремя гранями» осуществляет один из первых трюковых номеров. Вместо съемок настоящего несчастного случая Эпштейн разделил само движение на разные эпизоды/кадры/.Речь идёт об использовании киномонтажа для создания иллюзии происходящего. Допустим, надо было снимать «Бугатти», где шофер ударяется лбом о летящую птичку – ласточку, теряет контроль машины, затем он вываливается из машины, машина переворачивается и загорается. Чтобы снять этот кадр, режиссер обратился к трюкачам. Машина останавливалась перед черными шторами, соломенная ласточка прикреплялась за конец нитки и ударяла по лбу шофера, затем уже оператор опять возвращал первые кадры и снимал параллельно пейзаж. Чтобы снять переворот машины, монтирован был под автомобилем домкрат, конечно же вне кадра. Таким образом, сантиметр за сантиметром поднимали машину с одной стороны. Якобы создавалось впечатление ее переворота, затем это все монтировалось и получалось как единое движение. Конечно же, терпение и тщательность технической работы были необходимы. В 20-е годы не было таких людей, как Жиль Деламар. Трюки с автомобилем по настоящему начинаются во Франции лишь после второй мировой войны.
      Первым и самым крупным специалистом во Франции в этой области стал  Жиль Деламар, который быстро добился больших результатов в трюках с переворотами и  другими эффектными приёмами..
     Современные фильмы сделали же из машины один из главных   ингредиентов, так сказать, приключенческих фильмов. Даже может быть было бы уже не солидно не вводить в какой - нибудь детективный фильм погоню с автомобилем. Всякого рода взрывы, перевороты, погони, невероятные падения, действительно, сразу же повышают коммерческую цену любого приключенческого фильма.
       Жиль Деламар и Ги Онри показали в этой области виртуозные пути  рассчитанного риска. С этой целью были использованы специальные машины, адаптированные, подготовленные в мастерских. Скольжение, перевороты, прыжки с трамплина, несчастные случаи каждый раз были заново продуманы в соответствии с обстоятельствами и требованиями сценария. Режиссер требует зрелищного результата, и чтобы добиться его, каскадер является единственно ответственным за использованную технику.
      Конечно, не следует думать, что трюки систематически используются и что якобы ликвидирован всякий риск. Трюк, хоть и рассчитанный, все – таки  всегда ,в той или иной степени,остается опасным.
      Мы можем, конечно, рассмотреть здесь все трюки, к тому же они с каждый разом обновляются. В основном, для осуществления, например, переворота обычно комуфлируется трамплин за элементом декора, это может быть куча песка или навоза. При выходе из трамплина машина находится на двух колесах. Пилот поворачивает тогда руль к нижней стороне, и машина переворачивается. Само собой разумеется, что все это должно быть рассчитано с максимальной точностью. Чтобы произвести какой – нибудь взрыв, под покрышкой колеса обычно кладется некий заряд, затем к нему обычно подводят электрический ток, провод по борту машины, и командую уже на расстоянии производится взрыв, когда это нужно. Машина обычно укрепляется двумя бревнами горизонтально. Так, например, если устанавливается, что она теряет колесо, ось, конечно, заранее подготовлена, укрепляются бревна, чтобы шасси не разрушалось. Результат получается зрелищным, но без опасности для каскадера прием уже рассматривается как входящий в компетенцию профессии каскадера.
        Для скольжения, заноса автомобиля обычно  шины  надувают очень сильно, до 5 атмосфер. Территория устилается щебенкой или галькой. Каскадер вращает рулем резко и в то же время дергает за ручной тормоз. Трудность вся состоит только в том, чтобы синхронизировать эти два движения. Когда же кто – нибудь предполагает парящий прыжок машины, то все это заранее тщательно подготавливается. Надо комбинировать высоту трамплина, его наклон, скорость машины, а так же тяжесть, противовес, который ставится в багажник, чтобы машина не упала носом.
       Так для одного «Фиата 1500» опыт показал, что нужно положить в задний багажник 150 кг, но а машина «Версаль» - 220 кг. При скорости 90 км/ч и  трамплине  высотой 45 см  «Фиат 1500»  летит  25 м, до того как коснется земли.
   В фильме, снятом в Италии с французскими каскадерами, с которыми также был  Реми Жюльен, чемпион мира по мотокроссу, машина должна была оказаться между грузовиком, который трогался, и другим, который останавливался. Последний был самосвалом с кузовом, который высыпал песок. Кузов самосвала служил трамплином, высота его достигала 2 м 75 см. Машина делала прыжок 5 м в высоту. Великолепный парящий полет длиной 25 м. Водитель крепко был привязан и защищен.
       Для  трюка  каскадеров с машиной всегда предпринимаются дополнительные меры безопасности и крепления  внутри машины. Внутри машины не должно ничего оставаться, чтобы не было опасности. Убирается стекло и зеркало, защита от солнца, ручки дверец и всякий другой более или менее острый предмет. Затем водитель одевает защитную одежду со специальным устройством для колен, иногда и классическую каску – металлическую каску, спрятанную под шапкой. Защищаются руки. Особое внимание уделяется поясу,  ремню безопасности , который предотвращает выбрасывание водителя. Ремень безопасности позволяет шоферу оставаться на месте, обеспечивая его безопасность при всякого рода прыжках. Так,Жиль Деламар,  стал жертвой смертельного несчастного случая, тогда, когда раз в жизни он не прицепил ремень безопасности при развороте заносом на сухом шоссе в фильме «Святой настороже» 31 мая 1966 года.. Некоторые каскадеры предпочитают ремень на уровне живота, который позволяет ложиться им легко, а также некоторые ремни, проходящие через плечи. Другие используют другой ремень, но единственный закон для них – это то, что нужен обязательно ремень, какой бы он ни был.
       Каскадеры предпочитают в основном использовать тяжелые машины с большим количеством лошадиных сил. Но обычно эти машины имеют короткую жизнь, поэтому продюсеры обычно покупают старые машины, и механики их доводят до кондиции. По этой причине обычно использовались такие машины, как «Версаль», «Форд», «Чемборд». Роль механиков очень важна. Их гений выдумки позволяет обычно всегда находить неожиданное решение проблемы, которая возникает. Жиль Деламар  обычно работал с Джозефом Котэн, бывший механик и великолепный мастер. Он поставил вместе с ним, создал свои крылья в фильме «Человек – птица». Они совместно осуществили кадр невероятного трюка. Для фильма «Большой ресторан» Жака Бернара, использовались семь различных машин для исключительного трюка в снегу. Первая машина велась де ля Мааром, переодетым в женщину, взрывалось колесо, машина переворачивалась на крышу, где были прикреплены лыжи ( во время съемок понадобилось 150 пар лыж) . Эти лыжи были прикреплены носами вниз. Переворот предполагался в воздухе. Машина затем скользила, не доходя шоссе, и падала на крышу, т.е. как на лыжи. Эта первая машина. Её заменяла другая, с более маленьким мотором, который был переделан. Под капотом имелось место для шофера, были переключены скорости и руль, а на крыше между  лыжами были вмонтированы колеса от картинга, которые не были видны. И мотор с мощностью в две лошадиные силы. На лыжах машина таким образом продолжала свой путь, ведомая шофером, спрятанным под капотом. Она шла по холму, пересекала деревню все время на лыжах. Третья машина трогалась сразу же после этого без никого во внутри, и она доходила до трамплина, чтобы осуществить свой зрелищный прыжок. Прыжок продлевался с помощью вертолета, к которому машина была подвешена невидимыми нитями, сделанными из струн пианино. Этот прыжок продолжался очень долго, и в результате монтажа кадров результат получался просто фантастическим.
      Чтобы осуществить этот прыжок, пожертвовали две или три машины, которые ударились о деревья. Конечно, машина не могла летать на самом деле – всего несколько секунд и несколько метров, а привязав машину к вертолету, для зрителей создавалось впечатление как будто бы происходил долгий бреющий полет. Трюк, каскад обычно дублируется все больше техникой так называемого зрительского баланса, хотя не следует забывать, что главным участником остается все – таки каскадер, и нужно, чтобы он обладал великолепными совершенными рефлексами. Среди других многочисленных известных трюков с автомобилем нужно процитировать еще один трюк. В Стамбуле « Ф-Х 18 секретный агент» Жиль Деламар должен был исполнить очень трудный номер. В автомобиле «Бель ЭР» со скоростью 90 км/час он подъезжал к причалу, а паром был уже далеко от берега. Тогда машина с прыжком в 16 метров приземляется на пароме. Чтобы достигнуть этого зрелищного результата, Жиль  построил трамплин с высотой 2 м 80 см и углом наклона 28 градусов. Конечно, машина была тщательно подготовлена, сзади был подвешен груз свинца 650 кг для компенсирования тяжести мотора, находящегося впереди и, чтобы избежать капотажа, удариться носом, крыша была укреплена металлическим брусом в случае переворота. Жиль  Деламар брал с собой в кабину еще маленький молоток, камеру с кислородом и маску, в случае, если бы он оказался в воде. Подготавливали также водолаза, готового при необходимости к действиям. Паром, связанный кабелем, не может быть абсолютно неподвижным из – за течения воды. После долгих проб еще без прыжка было замечено, что существует некий короткий момент, при котором угол приземления наиболее хороший. Нужно было прыгнуть именно в этот момент. До трюка, когда уже было все в точности подготовлено, вдруг в 5 часов утра Деламар то ли влекомый своим опытом или интуицией добавил ещё 50 кг свинца. В момент прыжка, когда скорость была 80 км/час, из-за дополнительной тяжести он взял трамплин со скоростью 110 км/час, и машине приземлилась с точностью до см. на предвидимое место. Вся техническая группа, находившаяся под тяжелым напряжением, вздохнула. Это был один из самых замечательных трюков  Жиля Деламара, не учитывая его последний трюк, который оказался для него фатальным.
Следует отметить, что каскадеры на машинах не извлекали особого урока из автомобильных гонок. Несмотря на невероятные происшествия на больших автострадах «Стокк- кар» остается возможно единственно настоящей школой. «Стокк- кар» или «Краш-кар»  каким-то образом ликвидирует американскую сверхпродукцию автомобилей, потому что средний американец меняет машину каждый год, и всякие трюки кинематографа являются таким образом, последней встряской для автомобилей перед тем, как их отводят на кладбище автомобилей, которое существует в Америке. Эти старые машины, которые ударяются, переворачиваются, горят, за рулем которых сидят пилоты в касках и с ремнями безопасности, также служат и как предмет тренировки для многочисленных каскадеров, которые таким оразом экспериментируют свои методы по скольжению и переворотам. «Стокк-кар» также обеспечивал великолепные дни развития велодрома Буфало. На том же месте, где сейчас находится  арена для гонки и столкновения автомобилей, устанавливался в свое время в начале века шоу-спектакль,где  ковбои  снимали нападение на дилижанс.
Эти пилоты-водители гонок не называются каскадерами, а наоборот, каскадеры уже часто являются пилотами-испытателями для многочисленных дубляжей. Так, например, Джон Санни во время испытания машин Ман Клюри  бросился со скоростью 80 км/час на сетку остановки, положенную поперек дороги. Недовольный, он даже был готов возобновить это со скоростью 120 км/час. Джон Санни является так же виртуозом и по скольжению на автомобиле. Он пересек расстояния от Парижа до Шартра 92км на двух колесах на обыкновенном автомобиле.
Трюки с мотоциклом так же очень многочисленны. Патрик Бернар в возрасте 30 лет в фильме «Бараутс в Бейруте» исполнял роль одного ливанского полицейского и со скоростью 80 км/час он бросился со скалы на мотоцикле, упал в море, пролетев 20 метров.
Велосипед, мотоциклы, машины, которые падают в воду, которые делают перевороты - это номера очень пользующиеся спросом, но они очень дорого обходятся. Если же каскадеры соглашаются на эти номера без особого беспокойства,то только  доверяя своим рефлексам и средствам защиты.
 Один же аспект каскадерства продолжает их пугать – это огонь. Они носят под одеждой ещё и защиту из  асбеста, но это не может избавить их от ожогов рук или лица. Даже если они уже разбавляют бензин.
    Естественно, все эти трюки, которые считаются классическими все же недоступны любителям. Здесь требуется большая практика. Но для более опасных трюков каскадер французский, например, может заработать до 5000 франков /по курсу 1967 года примерно 1000 долларов США/. А для обычных трюков он в день получает 300 франков / 50 доллров США/и исполняет столько, сколько этого потребует режиссер.  .
 Особое значение для  успешного выполнения трюков с машиной имеет её подготовка и механик ,осуществляющий эту работу.В Европе их меньше, но они зато работают больше. Роль механиков особенно важна. Среди них Жозеф Котэн, механик  Деламара, создал себе огромную репутацию, осуществив многочисленные каскады, подготовив с большой выдумкой материал, также и механики Ан Котель и Ривьер. Котель, например, создавал каски защиты, люльку мотоцикла, так что последняя отцепившись от мотоцикла, может ехать сама с маленьким колесом сзади , с рулем и двумя тормозами. Для фильма же серии «Фантомас» была построена машина под названием «Стриптиз», которая могла терять свою облицовку. Или же машина марки «Версаль», которая  состояла из маленьких частей, на рессорах и могла разваливаться по необходимости фильма.
Зритель теперь уже не удивляется простому удару, столкновению машин, которые сгорают на экране. Конечно же, многочисленные кадры приключенческих фильмов приучили  их к трюкам, и они часто даже забывают тот риск, которому подвергается каскадер.


Игорь Масленников, режиссёр, о фильме «Гонщики»


21 сентября 2009 12:00


По пыльному просёлку вдоль поля мчится «Москвич-412». На глаз скорость сто-сто десять…
Пыль тонкими струйками обтекает кузов, вдоль которого тянется надпись «Автоэкспорт». На двери бортовой номер – 17. Колёса упруго и дробно считают выбоины и ямки просёлка. Самолётный рёв полых глушителей. Через забрызганные грязью стёкла видны силуэты двух гонщиков в шлемах… Десять секунд, двадцать, сорок, минуту мы смотрим на этот летящий автомобиль. Он заполняет собой всё полотно широкоформатного экрана…


Когда картина «Гонщики» ещё только монтировалась на «Ленфильме» и я показывал эпизод «спецучасток ралли» товарищам по работе, некоторые из них недоумевали — зачем такой длинный кадр?


Это скучно, — говорили они, — длинно и скучно, ничего не происходит. Сколько можно смотреть на едущий автомобиль!


Может быть, я и внял бы их настойчивым советам, сократил, подрезал бы этот кадр — режиссёр вынужден считаться с мнением зрителей — если бы…


Если бы, во-первых. Этот кадр не волновал меня как мальчишку, заворожённого одним видом машины, а во-вторых, если бы я не знал, как участники нашей съёмочной группы — шофёры, гонщики, автослесари приходили по нескольку раз в монтажную и просили показать эпизод «спецучасток», а потом досадовали: почему так коротко?


— Коротко! — говорили они. И мне тоже казалось, что коротко.


В чём дело? Почему такая реакция?


Потому что для одних автомобиль — это лишь средство передвижения, а для других - -целый мир, наполненный поэзией, страстью, драматизмом. Как балет. Или волнует, или раздражает. Мы делали картину для определённого зрителя — того, который встаёт в пять утра, чтобы выйти на шоссе и помахать рукой проносящимся мимо участникам ралли, который ходит на мототреки и ипподромы, который испытывает трепет и волнение, лишь только заслышит где-либо треск и выстрелы «поджатого», форсированного двигателя, который читает, наконец, журнал «За рулём».
«Гонщики» — первый советский фильм об автомобильном спорте. Он рассказывает о ярком и необычном мире ралли. В реальной жизни ралли трудно наблюдать — трассу в несколько тысяч километров невозможно охватить глазом. Ещё труднее «болеть» в этом виде спорта — лишь на финише, да и то не сразу определяются победители. Победа выковывается по крупицам. По очкам.


Только в кино есть возможность увидеть и охватить этот мир. Так определилась главная задача, которой посвятила себя съёмочная группа. Мы хотели воспеть этот мир, широкой панорамой развернуть его перед зрителями. Иногда в ущерб драматизму, минуя подробности человеческих отношений, мы стремились передать поэзию автомобилизма.


Автомобиль — это ещё и дорога. Москва, Подмосковье, Армения, Грузия, Черноморское побережье, Таллин, Нарва, Финляндия, Ленинград — вот наш маршрут, проделанный прошлым летом. По 30-40 тысяч километров «намотали» за это время автомобили съёмочной группы.
Сценаристы Ю. Клеманов, И. Ольшанский и Н. Руднева в центр внимания фильма поставили проблему экипажа. Несколько суток без сна и отдыха мчатся по трассе два человека — водитель и штурман. Что происходит между ними? Чем они живут? О чём думают? В жизни это узнать невозможно. В кино это стало историей двух характеров, двух отношений к жизни. Два прекрасных актёра — Евгений Леонов и Олег Янковский, увлекшись автоспортом и полюбив этот шумный и яркий мир, наполнили сценарный конфликт обаянием своих личностей.


Мы знаем, что советские гонщики в принципе отличаются от гонщиков-гастролёров, которых нанимают зарубежные фирмы. Наши спортсмены — это рабочие автозаводов, для которых автомобиль не просто скоростной аппарат для проверки и показа своей храбрости и мастерства, для них машина — родной механизм, он сделан своими руками. Не в этом ли главная причина наших успехов в крупнейших ралли-марафонах прошлых лет?
Рассмотрением таких характеров мы и занимались в нашей картине.
Нам никогда не удалось бы снять этот трудный с технической точки зрения фильм (принципиально отказавшись от кинотрюков и комбинированных кадров), если бы не
помощь ЦК ДОСААФ СССР, Центрального автомотоклуба, Автозавода имени Ленинского комсомола, Ижевского автозавода, объединения «Автоэкспорт», если бы не помощь прекрасных людей — советских гонщиков— и советом, и, главное, делом.


В съёмках фильма активно участвовали известные мастера ралли Владимир Бубнов, Эдуард Сингуринди, Иосиф Гальперин, Анатолий Печёнкин, Гуннар Хольм, Виктор Щавелев, Вадим Егоров и их товарищи. Чемпион СССР по шоссейно-кольцевым гонкам ленинградец Юрий Ивин не только выполнил несколько сложных трюков в картине, но и сыграл одну из основных ролей. А главные консультанты, заслуженные тренеры СССР Александр Ипатенко и Роман Чертов были просто своими людьми на съёмочной площадке.


Советский автоспорт вышел на широкие международные трассы. Думаю, что киноискусство ещё не раз обратится к этой прекрасной теме и этим славным людям. Мы лишь начали рассказ.