Психокоррекция семейных отношений

Гадаев Алексей Вениаминович
Психокоррекция семейных отношений Автор В.Кочнев

1. Понятие, сущность и основные виды психокоррекции семейных отношений.
2. Основные принципы психокоррекции семейныхотношений.

Есть две трагедии в жизни человека. Первая - несбывшаяся мечта.
Вторая - мечта сбывшаяся.
Бернад Шоу
«Человек и Сверхчеловек», акт IV.

Психокоррекция семейных отношений - особая форма психологического воздействия, ориентированная на решение проблем     во взаимоотношениях, преодоление семейных конфликтов, построение функциональных отношений, в основе которых лежит правильно организованная иерархическая система.
Различают психокоррекцию супружеских отношений и семейную психокоррекцию.
Супружеская психокоррекция может проводиться и как самостоятельный вид психологической помощи, и как один из этапов психокоррекции семейной.

Наиболее частые причины проблем в супружеских отношениях

• различное представление супругов о распределении ролей в данном виде отношений («Кто в доме хозяин?»);
• различное представление супругов о способе выражения чувств («Дарит цветы - любит, не дарит - не любит»);
• неоправданные ожидания в интимно-личностной сфере («Я думала (думал), а оказалось...»);
• неоправданные ожидания на бытовом уровне (материальное благосостояние, социальный статус, жилищные условия).

Все перечисленные причины в своей основе, как правило, имеют отсутствие уважения и принятия себя как личности у каждого из супругов. Отсутствие самоуважения вследствие глубоко скрываемой низкой самооценки (страх непринятия) приводит к неискренности в отношениях с другими и подмене истинных чувств на стереотипные способы их выражения (т.е. чувства подменяются социально значимыми ценностями). Общепринятые догмы выступают как кривое зеркало, искажая личность партнера.
Таким образом, главное, что должны достигнуть клиенты для нормализации супружеских взаимоотношений в процессе коррекции, это:
• «увидеть» себя;
• принять себя;
• «увидеть» друг друга;
• принять друг друга;
• научиться разговаривать друг с другом, выражая свои мысли и чувства партнеру понятным для него образом.

В семейной психокоррекции объектом психологического воздействия выступает семья, воспринимаемая как некое единое целое, включающее в себя не только непосредственно супругов и их родственников, но всех значимых близких.
Как самостоятельный вид психологической помощи психологическая коррекция не имеет широкого распространения. Так ни в «Психотерапевтической энциклопедии» под редакцией Б.Д. Карвасарского, ни в «Словаре практического психолога» под редакцией С.Ю. Головина, ни в «Общей психокоррекции» А.А. Осиповой мы не найдем отдельно выделенного определения данному понятию. Тем не менее, основываясь на разработанных системах семейного консультирования и семейной психотерапии, мы можем определить основное концептуальное направление семейной психокоррекции. Так, семейное консультирование является разновидностью семейной психотерапии. Отличие семейного консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни и акценте на анализе ситуации, способов родительского взаимодействия, поиске личностных ресурсов и способов решения проблемы. Соответственно, семейную психокоррекцию, от данных видов помощи, будет отличать направление психологического воздействия, акцентированное на приведение семейных отношений к соответствию определенной норме, основанной на социокультурологических особенностях конкретно взятой семьи.
Как и семейное консультирование, и семейная психотерапия, семейная психокоррекция может осуществляться в рамках любого из теоретических направлений.

Основные понятия данного психокоррекционного направления:

«семья», «семейный миф», «семейный гомеостаз», «выделенный пациент», «иерархия», «жизненный цикл семьи».
Семья - меняющаяся группа людей, включающая в себя родителей, детей, родственников, значимых близких; имеющая иерархическую систему, определенный цикл развития, стереотипные паттерны поведения.
Следует обратить внимание, что в психологическом смысле понятие «семья» шире, чем в юридическом и бытовом, поскольку включает в себя не только людей, связанных кровным родством, но и значимых близких для всех или некоторых членов семьи.
Значимые близкие - люди, не имеющие кровного родства с представителями данной семьи, но в силу своих эмоциональных отношений со всеми или отдельными членами данной семьи, влияющие на развитие и характер взаимоотношений внутри семьи.
Семейный миф - термин, предложенный Феррейрой в 1966 году и означающий «определенные защитные механизмы, используемые для поддержания единства в дисфункциональных семьях» [50, с. 558]. Как синоним данного понятия могут применяться «верования», «убеждения», «семейное кредо», «наивная семейная психология» и другие.
Те специалисты, которые работают с семьями, имеют дело с семейными трудностями. В 1954 году Джексон [28, с. 2] ввел термин «семейный гомеостаз». Согласно данной концепции семья действует таким образом, чтобы во взаимоотношениях поддерживалось равновесие. Члены семьи способствуют сохранению данного равновесия скрытыми и, часто, неосознаваемыми для себя способами. Это равновесие обнаруживается в повторяющихся, циклических, предсказуемых паттернах коммуникации в семье. Когда гомеостаз оказывается под угрозой вследствие стремления к изменению существующего положения вещей наиболее страдающим членом («выделенный пациент») данного гомеостаза, остальные его участники прилагают усилия к его сохранению.
Выделенный пациент – «это член семьи, на которого наиболее заметно повлияли затрудненные супружеские отношения, и на нем больше всего отразилось расстройство в родительском воспитании» [28, с. 2]. Симптоматическое поведение выделенного пациента служит сообщением об искажении собственного развития в целях облегчения существующих трудностей во взаимоотношениях родителей. Супружеские отношения влияют на характер семейного гомеостаза, в свою очередь гомеостаз родительской семьи каждого из супругов влияет на их супружеские взаимоотношения.
Таким образом, брачные отношения - это не просто взаимоотношения двух людей, оказавших предпочтение друг другу, но соединение двух семей в ситуации явного и скрытого взаимовлияния, в результате которого формируется, функционирует и развивается сложная сеть подсистем.
Мюррей Боуэн (Murray Bowen) в частности пишет: «Когда между родителями есть эмоциональная близость, то они не могут выбрать неправильный подход к воспитанию пациента. Пациент хорошо реагирует на твердость, мягкость, наказание, «разговоры начистоту» или на любые другие воспитательные меры. Когда родители «эмоционально разведены», никакая воспитательная мера не приносит успеха» [79, с. 370].
В основе проблем в супружеских и семейных взаимоотношениях, как правило, лежат нарушения в иерархической системе.
Иерархия. В любой структуре существует иерархия. Насколько она четко прописана, насколько ее признают все члены структуры, зависит, насколько будет успешным функционирование данной структуры.

Существует три основных типа взаимоотношений:

• взаимоотношения партнерские («на равных»);
• комплементарные (дополняющие);
• метакомплементарные (когда главный претворяется (часто неосознанно), что главным является не он, а другой, выступающий на самом деле в роли подчиненного).

Кроме того, при анализе ситуации специалисту необходимо учитывать жизненный цикл семьи.
Жизненный цикл семьи - определенные этапы развития семейных отношений от начала до стабилизации или распада.

Этапы развития семейных отношений:

• период ухаживания;
• вступление в брак;
• рождение и воспитание детей;
• выход детей из семьи (обретение ими самостоятельности и/или создание собственной семьи);
• выход обоих супругов на пенсию.

Следует помнить, что семья может прекратить свое существование (развод) или претерпеть видоизменение (например, смерть кого-либо из супругов) на любом из приведенных выше этапов.
Рассмотрим подробнее каждый из этапов.
Период ухаживания - вступление молодого человека или девушки на новую ступень в иерархической системе общества, характеризующийся установлением статусных отношений с другими и выбором партнера. В данном периоде, как и в любом периоде, существует фактор риска, выражающийся в формировании ощущения собственной ущербности в случае неуспешного или несвоевременного прохождения данного периода по сравнению со сверстниками. По сути, данный период является своеобразной церемонией инициации, цель которой - обретение зрелости, независимости, освобождения от опеки родительской семьи и подготовка к созданию семьи собственной.
Вступление в брак - ритуал, являющийся важным разделительным рубежом, отделяющим и символизирующим переход на новый уровень взаимоотношений, как с избранником, так и с родительской семьей и обществом в целом. Проблемы в супружеских взаимоотношениях могут начаться с момента заключения брака и определяются как причинами, по которым был заключен бак, так и несогласованностью представлений молодоженов о том, каким должен быть брак.

Причины, негативно влияющие на начало семейной жизни:

• стремление вырваться из-под опеки родителей;
• стремление определить свою независимость;
• желание самоутвердиться;
• стремление поднять свою самооценку;
• эмоциональная зависимость от родительской семьи одного или обоих супругов;
• несоответствие представлений о характере супружеских взаимоотношений.

Для того чтобы начало супружеской жизнь не было омрачено, молодым людям перед началом вступления в брак необходимо достигнуть соглашения по следующим моментам:

• способы общения (с родительскими семьями, сверстниками);
• определение внутрисемейной иерархии (кто будет определять место жительства, чья карьера важнее, кто контролирует и решает материальные проблемы);
• определение способов улаживания конфликтных ситуаций (это будет происходить планово, например, еженедельно, когда они будут совместно исследовать накопившееся недовольство или все «недоразумения» будут решаться по мере их возникновения).

«Искусство брака предполагает достижение независимости при одновременном сохранении эмоциональной связи с родственниками» [28, с. 35].
Рождение и воспитание детей. В случае существования дисфункциональных отношений между супругами сам факт появления ребенка обостряет старые нерешенные семейные проблемы и приносит новые. Так, многие пары начинают ощущать себя попавшими в западню, вследствие осознания невозможности легко прервать отношения, как это было возможно сделать до появления ребенка. У других пар обострение отношений подводит к осознанию непрочности брачных уз в принципе. Таким образом, ребенок становится оправданием старых проблем и причиной для возникновения новых, самим своим появлением разрывая старую игру супругов - «интим вдвоем» - и создавая треугольник. Треугольник может просуществовать довольно долго, вплоть до вступления ребенка в юношеский возраст и выхода из родительской семьи, поскольку ребенок в данном случае выступает в роли посредника.
Рождение ребенка ставит новые задачи, которые должны быть решены супругами совместно с родительскими семьями:
• пересмотр соглашения о визитах;
• выбор имени будущему ребенку, устраивающее все семьи;
• выбор ответственного за воспитание ребенка;
• определение кто и как будет помогать в процессе воспитания.

Часто до рождения ребенка некоторые родственники рассматривают данный брак как временное явление. Ожидание ребенка обостряет внутриклановые конфликты. Рождение дефектного ребенка наводит подозрение на всех и используется как оружие в клановой борьбе.
В результате выхода детей из семьи (обретение ими самостоятельности и/или создание собственной семъи) многие супруги «обнаруживают», что им «нечего сказать друг другу», что их ничто не связывает и не связывало, кроме заботы о детях. Оставшиеся родители вновь оказываются наедине друг с другом и своими нерешенными проблемами. Брак снова оказывается под угрозой и может на этот раз распасться, что, как правило, воспринимается особенно трагично на фоне его продолжительности (18-20 лет).
Существование такого брака может спасти появление внуков.
Выход обоих супругов на пенсию. Выход на пенсию одного из супругов может внести в отношения относительную гармонию, поскольку «освободившийся» супруг способен теперь больше времени посвящать заботе о работающем супруге. Ситуация обостряется, когда они оба, достигнув пенсионного возраста, оказываются вынужденными проводить по двадцать четыре часа друг с другом. В этом периоде одними из главных задач данной семьи становятся:
- нахождение общих точек соприкосновения;
- обретение связи с родственниками и семьями своих детей.
На данном этапе молодые «детские семьи» сталкиваются с серьезной задачей - забота о стариках.
«То, каким образом младшие обращаются со старшими, становится образцом того, как будут обращаться с ними, когда они в свою очередь состарятся, поскольку семейный цикл повторяется без конца» [28, с. 45].
Соответственно, обозначив стадию развития семейных отношений, на которой находится данная семья, специалист может определить и очаг конфликта, что будет способствовать как установлению психологического диагноза, так и планированию мер психокоррекционного воздействия.
При ведении психокоррекционной сессии специалисту разумно соблюдать правила взаимодействия специалиста с семьей в процессе оказания психологической помощи, которые в 1994 году Э.Г. Эйдемиллер [45] определил как:
• установление контакта и присоединения консультанта к клиентам;
• сбор информации о проблеме;
• обсуждение психотерапевтического контракта;
• уточнение проблемы клиента и определение ресурсов каждого члена в отдельности и семьи в целом;
• проведение собственно консультации;
• проверка экологии;
• «страхование результата»;
• «отсоединение».

Установление контакта, присоединения консультанта к клиентам, сбор информации о проблеме осуществляется при помощи тех же процедур и техник, соответствующих данным этапам консультативного процесса [27, с. 52-81].

Обсуждение психотерапевтического контракта подразумевает:

• распределение ответственности (специалист - за безопасность клиентов, технологии доступа к разрешению проблемы клиентов; клиенты - за свою активность, искренность);
• общую продолжительность работы, длительность одного сеанса, периодичность встреч;
• условия оплаты (если психологическая помощь происходит в рамках муниципального учреждения, то предоставление информации о стоимости данной услуги в частном порядке);
• санкции за нарушения условий контракта.

Уточнение проблемы клиента и определение ресурсов каждого члена в отдельности и семьи в целом осуществляется при помощи вопросов типа:
• Каким образом вы раньше справлялись с трудностями?
• Что именно вам помогало?
• В каких ситуациях вы чувствовали себя наиболее сильными?
• Как вы применяли свою силу?
• Какие качества (свои и других челнов семьи) вы считаете наиболее ценными?

Проведение собственно сессии:

На этом этапе специалист должен:
• способствовать укреплению веры клиентов в безопасность и успешность психокоррекционного процесса;
• инициировать у клиентов рефлексию по поводу положительных и отрицательных сторон сложившихся стереотипов поведения при помощи вопросов типа: «Как вы думаете, что самое плохое в данной ситуации?», «Что, по вашему мнению, в данной ситуации хорошего?»;
• осуществлять совместно с клиентами поиск новых способов поведения - «веер решений»: «Что еще можно сделать для решения данной проблемы?», «Как вели бы себя значимые для вас люди, оказавшись в подобной ситуации?», «Приемлем ли для вас подобный способ поведения?», «Что вам мешает (поможет) вести себя подобным образом?».

Проверка экологии или «экологическая проверка» (Бендлер, Гриндер):

Клиентам предлагается увидеть себя в подобной ситуации через 1-3-5-10 лет и исследовать свое состояние. Если у них не возникает возражений и они сообщают о чувстве удовлетворения, то специалист может сделать вывод о том, что найденное решение проблемы правильно. Если же клиенты испытывают чувство дискомфорта, то необходимо вернуться к исследованию проблемы и поиску его источника (Что именно?).

Страхование результата

Какое-либо домашнее задание для клиентов, приглашение на следующие встречи, цель которых заключается в закреплении результатов, достигнутых на предыдущей встречи и формировании дальнейших перспектив.

Отсоединение

Подразумевает завершение терапевтических отношений клиентов со специалистом. Оно может произойти автоматически на этапе анализа достигнутых результатов, но в ряде случаев (особенности клиентов) специалисту необходимо предпринять ряд сознательных действий для его стимуляции.

Семейная терапия рекомендуется в следующих случаях:

1) наличие у кого-либо из членов семьи нервно-психического расстройства (неврозы, алкоголизм, декомпенсации психопатий, психопатическое развитие, суициды, нарушения половой функции);
2) наличие острых семейных конфликтов;
3) нарушение иерархии внутри семьи;
4) взаимосвязь соматических заболеваний членов семьи (ситуация, когда выздоровление одного члена семьи вызывает заболевание другого)(Обман
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/obman
Обман - введение в заблуждение. Обман, в частности, это когда знаешь одно, а говоришь или делаешь другое. Обман бывает умышленный и случайный, осознанный или не заметный для самого человека, но к любому обману люди обычно очень чувствительны и в обыденных отношениях называют его жестко: "вранье".
Впрочем, если обман среди своих - это, как правило, неэтичный поступок, то обман чужих может быть и подвигом.
Когда и зачем люди врут
Чаще всего люди врут либо ради выгоды, либо со страху. Как это различить? Если вам люди обычно не врут, а конкретно этот человек врет - если не сильно похож на запуганного, то скорее всего врет ради какой-то выгоды. Если же вам люди врут часто, то, скорее всего, дело уже в вас. Врут тогда, когда правду говорить опасно.
Прощать за обман или нет
Письмо
Здравствуйте, мне 20 лет, скоро будет 21. Неоднократно врала родителям, в связи с чем утратила, как мне кажется полностью, доверие к себе. Меня отчислили из института, и чтобы восстановится нужно пройти собеседование по определенному предмету. Родители пришли к решению что я должна полгода учить этот предмет (плюс подучить английский язык). При этом никакой связи с внешним миром нет (в исключительных случаях, например таких как написание Вам письма, предоставляется интернет). Звонки от меня и мне запрещены, выход из дома запрещен, общение в интернете так же запрещено. Я предложила вариант устроиться на работу на этот период времени и параллельно учить, но этот вариант был отвергнут, так как утрачено ко мне доверие. То есть они не верят мне что я буду ходить на работу, буду учить то что мне необходимо. Так же и в мелких бытовых вопросах практически с полной уверенностью считается что я вру.
В связи со всем мною изложенным прошу ответить на мой вопрос: "Как мне вернуть доверие родителей ко мне?" Так как мои цели четко передо мной поставлены, сама себе я верю и верю в достижение мной целей, но как донести до родителей мои цели и заставить поверить в то что я это сделаю?
Очень прошу Вас помочь. Заранее спасибо.
Алиса, самое разумное, что могут сейчас делать твои родители - это тебе не верить. Если с этого момента начнешь жизнь пай-девочки и слушаться родителей во всем (надеюсь, твои родители разумные люди), то есть вероятность, что через полгода доверие родителей к тебе в целом восстановиться. При этом далее малейшая ложь - и снова начнешь сначала. Никто тебе не обещал жизни легкой - все по справедливости.


Литература

1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб., 2001.
2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков.           Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - М., 2002.
3. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.
4. Коннер Р.В. Введение в семейную психотерапию. /Институт семейной терапии. - Новосибирск, 2001.
5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
6. Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры //Лабиринты одиночества. - М.,1989.
7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2000.
8. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 2000.
9. Свидерский В.И. О диалектике отношений. - Л., 1983.
10. Эдеймиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - 3 е изд. - СПб., 2001.