ХР Первобытное абстрактное мышление

Александр Суворый
ХР. 2.6.174. Эпоха первобытных цивилизаций. Первобытное абстрактное мышление.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 6. Эпоха первобытных цивилизаций.

Глава 174. Первобытное абстрактное мышление.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
55 000 до н.э.

Повсеместно. Первобытное современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества разумных неоантропов-палеокроманьонцев. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Первобытное абстрактное мышление. 55 000 до н.э.

С учётом всех известных факторов и материальных свидетельств уровня производства орудий труда, предметов быта и украшений первобытных людей данного времени, можно реконструировать типичное мышление или психологический портрет первобытного человека (классического неандертальца и палеокроманьонца).

Это были люди энергичных действий и непосредственных поступков, выражающих и отражающих их мысли, ощущения, чувства, потребности и настроения. Они были очень чуткие, постоянно настороженные и чрезвычайно отзывчивые, как звери (хищные звери).

В их головах (мозгу) постоянно функционируют мысли, формируются структуры-образы, возникают взаимосвязанные цепочки ощущений-чувств-мыслей.

Они постоянно настроены на сравнение и анализ увиденного и услышанного, на выражение и передачу друг другу своих мыслей-ощущений-чувств-суждений, вариантов решений и поведения.

Вероятно, во время общения они чрезвычайно говорливы, особенно женщины, хотя и ограничены количеством слов-понятий, слов-определений.

Мужчины-охотники предпочитают усиливать устную речь символической мимикой и жестами, женщины-собирательницы – оттенками произношения, выражающими, прежде всего, их ощущения, чувства, желания и потребности.

Наиболее свободные и непосредственные в речи и языке общения – это дети первобытных людей. Возможно, именно дети являются главными «изобретателями» новых слов-понятий.

С абсолютной уверенностью можно утверждать, что речь и речевое общение доставляет первобытным людям данного времени большое удовольствие. Особенно они «любят поболтать» во время обсуждения результатов трудового дня, подготовки и проведения обрядовых и ритуальных празднеств и других мероприятий.

Возможно, в процессе подготовки к обрядовым и ритуальным действиям, к брачно-свадебным обрядам, к ритуалу инициации (обрезания и дефлорации) возникло и быстро развивается абстрактная (обобщённая) речь, абстрактное мышление, абстрактные рассуждения и абстрактно-символический (ритуальный) язык общения.

Чаще всего абстрактными рассуждениями (прогнозированием, планированием, распределением ролей и обязанностей) занимаются мужчины. Среди женщин больше всего абстрактно могут мыслить знахарки-ведуньи, бабки-повитухи и женщины родоначальницы родов и кровнородственных общин.

Среди первобытных людей данного времени обязательно есть такие, которые любят говорить и рассуждать, воображать и пересказывать свои воображения-фантазии вслух (сочинять мифы, байки, побасенки, сказки, легенды, притчи, бывальщины и анекдоты). Их устные повествования и сказания, а также мистерии и представления, как правило, необычные, увлекательные, интересные, познавательные и часто шутливые (весёлые, юмористические).

Эти истории, повествования и сказания в свою очередь пробуждают мифологическое и гипнотическое мышление, воображение и фантазию слушателей-зрителей, обладают магическим (гипнотическим) действием. Слушатели-зрители неизбежно и закономерно представляют себе структуры-образы повествований, их поведение, статусное положение и определённые функции в окружающей среде и мире.

Возможно, первыми абстрактно мыслящими и говорящими были люди, обладающие развитым абстрактным, мифологическим и гипнотическим мышлением – шаманы, колдуны, жрецы, знахари, ведуны и ведуньи.

Обладатели развитого абстрактного мышления, как правило, отличаются характерной невнимательностью к себе и своим близким, отвлечённостью от трудовых, семейных и бытовых обязанностей, отрешенностью от реального действительного мира. Они чаще других «витают в облаках» и становятся людьми «не от мира сего». 

Они, как правило, живут в своём личном (виртуальном) мире абстрактных рассуждений, идей и планов, центрированы на себе, хотя и думают обо всех и обо всём.

Характерной особенностью таких людей является их повышенная самооценка, которая отличается от мнения большинства окружающих их людей.

Однако некоторые из людей, обладающих гипнотическими (магическими) формами и методами абстрактного мышления, речи и языка, становятся истинными героями, духовными лидерами, вождями и вожаками, создателями верований и религий.

Таким образом, типичный представитель первобытного человечества данного времени уже обладает способностью мыслить сложными категориями, делать обобщающие выводы и видеть структуры-образы конкретной жизненной ситуации в разных вариантах.

Он или она обладают сильным мыслительным аппаратом, большой мыслительной работоспособностью и способностью увлекаться любимым делом.

Главное, они способны мыслить отвлечённо от реальной фактической обстановки в окружающей среде и мире, планировать и предсказывать свои и чужие действия и поступки. При этом у них сохраняется врождённая (инстинктивная) направленность на удовлетворение своих и прежде всего своих потребностей, желаний и устремлений.

Первобытные люди данного времени больше эгоисты, чем альтруисты. Поэтому они прагматично рассеяны и невнимательны к окружающим, за исключением детей и стариков, родоначальников.

Иногда они, возбуждённые своими или внушёнными фантазиями, уходят в абстрактный (виртуальный) мир грёз, воспоминаний, мифов, мечтаний и отвлечённых рассуждений настолько, что их выводы и суждения становятся ошибочными убеждениями (суевериями, заблуждениями).

Примечательно, что физический и духовный голод, бедствия, страдания и неблагополучие неизбежно и закономерно пробуждают абстрактное мышление, будят фантазию, галлюцинации, мысленные структуры-образы, планы решительных действий, экспериментов и необычных поступков (нестандартных, нетипичных, не привычных). Недаром говорится: «Голь на выдумки хитра».

В процессе познания окружающей среды человек неизбежно и закономерно выбирает из увиденного, услышанного и испытанного самое существенное отвечающее его потребностям.

Перенасыщение зрительной (образной) памяти эйдетическими (фотографическими) впечатлениями и образами приводит к неизбежному отвлечению от несущественных деталей, концентрации на существенных, значимых, символических сторонах, свойствах и связях переживаемых событий и явлений.

В результате формируется отвлечённое от реальности или абстрактное мышление, видение, представление, мнение или абстрагирование – теоретическое обобщение, как результат такого отвлечения от конкретики.

Абстрагирование или обобщённое отвлечённое осмысление происходящего неизбежно приводит к созданию моделей образов-структур, образцам и примерам поведения, оценке такого поведения в сравнении с этими моделями, структурами-образами. Например, мода, стиль поведения, обычай, обряд, ритуал, традиции, понятия, идеи.

Мифологическое, гипнотическое и абстрактное мышление образует множество абстракций, обобщений и образов-структур-моделей. Все они взаимосвязаны и сами становятся материалом для ещё более обобщённых образов-структур и моделей. В результате возникает иерархия абстракций – совокупность абстрактных понятий, суждений, мнений,  (мировоззрение, философия, идеология), находящихся вместе с их авторами-исполнителями в отношениях системы доминирования.

Примитивной абстракцией считается чувственная абстракция – выделение из переживаемого события чувственных свойств предметов и явлений. По закону подобия («всё подобно всему») эти свойства сравниваются с другими подобными свойствами, получают знаковые или символические наименования.

Переход от чувственных свойств предметов и явлений и выделение их нечувственных свойств (предназначение, функции, значимость) порождает абстрактное понятие – высшую форму абстрактного мышления.

Абстрактные понятия возникают при выражении или отражении событий и явлений через отношения между персонажами, предметами и явлениями каких-либо событий и явлений.

Вот почему мифологическое и гипнотическое мышление неизбежно и закономерно порождает мифы – чувственные абстракции и абстрактные понятия. Выражая и отражая в мифах структуры-образы и архетипы через их связи и отношения, первобытными людьми создаются высшие для данного времени абстракции – отвлечённые и со временем становящиеся полу-понятными ритуалы, обряды, мистерии, произведения мобильного и изобразительного искусства.

Для современников авторов первых мифов и абстрактных понятий кривые сучки, ветки, цветные раковины, причудливые камни или бесформенные куски глины, кости, клубки шерсти, маски, амулеты, обереги, чуринги становились живыми, одухотворёнными, значимыми, дорогими и ценными абстрактными предметами-обобщениями.

Так дети играют совершенно бесформенной игрушкой, которая в их абстрактном чувственном воображении-мышлении представляется в образе животного, человека, птицы.

Таким образом, абстрактное мышление не есть только чувственное мифологическое и гипнотическое мышление, но неразрывно с ним. Мысленный образ-структура может возникнуть абстракцией (обобщением) только исходя из чувственного опыта и осмысления.

Абстрагирование – это мыслительная деятельность по формированию абстрактных структур-образов-моделей на основе выделения из действительности некоторых необходимых для распознавания знаковых элементов и отвлечение их от прочих элементов этой действительности. Так, например, следы птиц и животных на земле могут помочь представить их конкретный образ (вид, внешность), их поведение, отношения друг с другом, фабулу прошедших событий.

Абстрагирование – прямой путь к созданию знаковой речи, знаковому поведению, символическим отношениям, позволяющим создавать структуры-образы-модели окружающей среды с определённых точек зрения (мнений, суждений, требований, идей).

Абстрагирование – это теоретическое обобщение, которое позволяет выразить или отразить, например, в мифах основные закономерности исследуемых объектов, событий или явлений, изучать и открывать их, а также прогнозировать новые, неизвестные закономерности.

Так, например, по свойствам движения планет Солнечной системы будут открыты «кончиком пера» невидимые, но реально существующие планеты. Так же будут открыты новые химические элементы с предсказанными свойствами.

В качестве элементов абстрагирования выступают структуры-образы-модели человеческого мышления – понятия, суждения, умозаключения, закономерности, законы, гипотезы, теории, формулы и т.д.

Абстрагирование неизбежно и закономерно возникает тогда, когда человеку невозможно выразить, показать и воспроизвести в натуре, например, путь охотников через горы, реки, болота, скалы. В этом случае он вынужден создавать абстрактные символы гор, волнующейся воды, тропинки следов между знаковыми ориентирами и наконец, место, например, схрон охотничьей добычи, которое уже сейчас может обозначаться на картах-схемах на земле знаком косого креста.

В результате абстрагирования или абстрактного мышления сначала статичные контурные изображения животных и людей будут воспроизводиться в живой и знаковой форме, например, в позе отдыхающего (спящего) животного, бегущего или танцующего человека.

Впоследствии возникнут изображения людей в фантастических масках или в формах, отличных от реального человеческого облика, но имеющие абстрактное символическое значение. Так первобытные изображения «инопланетян» на самом деле могут быть абстрактными образами конкретных представителей иных тотемов-племён, общин или родов.

Примитивная чувственная абстракция отвлекается от одних свойств предмета или явления и выделяет другие, например, только форму предмета, без внимания на его цвет.

Обобщающая абстракция даёт обобщённую картину (совокупность структур-образов) предмета или явления, отвлечённую от частных отклонений. В результате появляется структура-образ как выражение общего свойства объектов или явлений (например, формулы в математике).

Идеализация – это замещение реальной действительности абстрактной (идеализированной) структурой-образом-моделью или схемой, лишённой конкретных несущественных недостатков. В результате образуются абстрактные понятия, например, «хороший» и «плохой».

Изолирующая абстракция выделяет и обобщает только ту форму и содержание, на котором сосредоточено внимание.

Конструктивная абстракция – отвлечение от неопределённости границ реальных предметов, событий и явлений и  приведение к их определённости, к сфере действия, к области применения, к определённой схеме, чертежу, формуле и т.д.

Формальная абстракция  - это выделение фактических и неизбежных свойств предмета или явления, без которых они не существуют (например, силуэт, форма или цвет). С помощью формальной абстракции человек познаёт, усваивает знаки и символы, предметы и явления. Этот тип абстрактного мышления прямо ведёт к теоретическому мышлению.

Содержательная абстракция  - это выделение тех свойств предмета или явления, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (например, клетка организма). Этот тип абстрактного мышления на основе закона подобия («всё подобно всему») развивает способность использовать абстракции в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Абстрактное мышление оперирует абстрактными понятиями «человек», «земля», «дерево», а конкретное мышление – «человек из рода тумба-юмба», «земля за рекой», «дерево дуб» и т.д.

Абстрактное мышление и конкретное мышление составляют единство и борьбу противоположностей интеллектуального мышления и свойственно, возможно, только человеку.

Абстрактное мышление возникло одновременно с конкретным мышлением и усиленно развивалось вместе с речью и языком и благодаря языку, как системе символьного или знакового общения.

Невозможно абстрактно или конкретно мыслить, не имея определённого языкового знака, обозначающего нечто абстрактное или конкретное. Например, в реальной действительности нет ничего абстрактного – всё реально. Абстрактное появляется только в мышлении человека в виде обобщающих структур-образов-моделей.

Например, закон подобия («всё подобно всему») является чисто абстрактным, так как в реальности каждый предмет, событие и явление являются конкретными, себе сущими, самостоятельными, состоящими в отношениях взаимосвязи и взаимообусловленности с другими конкретными предметами, событиями и явлениями. Вот эти взаимосвязи и взаимообусловленности имеют силу закономерностей, силу закона.

На основании этого абстрактного закона подобия возникнут модели органического единства «макрокосмоса и микрокосмоса», подобия между организмом человека, например, и организмом планеты Земля и т.д.