Пражская осень часть 1

Елена Романова1
Часть 1

- Наташа с Дашей
   От Маши всё дальше,
   А Саша с Гришей
   К Мише всё ближе...
- Что?.. - он заморгал спросонья, щурясь на темневший в проёме окна силуэт.
- Утро доброе, - отпила из чашки. Густой кофейный аромат висел в комнате, бодря и пробуждая аппетит. - Так, ерунда... просто в голову пришло... в свете глобальной переориентации человечества...
- Твоя голова меня всё больше беспокоит. - Потянулся, потёр лицо и закинул согнутую руку за голову. Теперь он видел вполне отчётливо. Поджатые колени в пижамных брюках, босые ноги над краем кресла, потёртый запашной махровый халатик с широким поясом, чашка в ладонях, усталые после бессонной ночи глаза на осунувшемся лице в обрамлении длинных волос... Да, женщина в сорок не может выглядеть на двадцать...
- Нет, правда... Разве это справедливо? Мужчин на свете меньше, чем женщин, так они ещё и романтически тяготеют друг к другу... Как жить?.. - Она допила кофе, опустила чашку на колени и склонила голову набок. - Выспался?..
- А сколько времени?..
- Девятый час.
- Да? Темно что-то..
- Осень... День убывает...
- Замёрзла?
- Немного. Вот, кофе выпила - согрелась. Хочешь?..
- Нет, спасибо... Потом... Я всего на день, сегодня же назад.
- Так ты здесь по делу?
- В общем, да.
- Ну, вставай, сейчас завтрак приготовлю. - Спустила ноги на пол, нашарила шлёпанцы.
- Подожди.
- Да? - Едва привстав, она опустилась назад в кресло.
- Командировка для отвода глаз. Нам надо поговорить.
- Что случилось?
- Не волнуйся, ничего не случилось. Но... вопрос, что называется, назрел...
- Так...
- В смысле, всё пошло не так, как я думал, и... мне... нам... надо как-то...
- Расстаться... - Подсказала она. Как на уроке, из жалости к "утопающему" у доски.
Он вздохнул, но облегчения, вроде бы, не почувствовал. Минутная пауза.
- Хорошо. - Пожала плечами.
- Хорошо?..
- Ну, да. Ты же этого хочешь?
- Так надо...
- Я понимаю.
- Спасибо, - он растерянно улыбнулся и сел в постели. - Я, вообще-то, ожидал, что будет труднее... Спасибо тебе...

Натянул спортивные брюки, встал в расстёгнутой рубашке. Прошёлся к окну, выглянул, бегло окинул взглядом проступающий в утреннем тумане пустой двор и серое небо. Поёжился.
 
- Я рад, что мы так быстро всё решили, - бодро начал он. Уверенность на глазах возвращалась в его голос и осанку.
- Я не решала, - сказала спокойно, без вызова и укора.
Тем не менее, он замолчал на полуслове. Тревожно посмотрел на неё.

Что?.. Не бойся, не обижу...

- Ничего, всё в порядке. Это ведь был вопрос времени, так?..
- Послушай, ты не можешь меня упрекать... Я тебя не обманывал, ты всё знала с самого начала. Мы обо всём договорились...
- Я и не упрекаю. С чего ты взял? Но ты звонишь в шесть вечера - жди! Являешься в полночь - привет! А в девять утра говоришь мне прощай. На что это похоже?..
- Я тебе сразу сказал, что семью не брошу, - ожидая, что она станет перебивать или спорить, он заговорил громко, с нажимом, меряя комнату шагами. Не услышав никаких возражений, смутился. - Я же честно сказал, что у меня дочь, что никогда её не брошу...

Оу, йее!.. Зачем это?.. Давно ведь поняла и последние недели просто ждала развязки. Но почему не сказал по телефону? И это свидание... Хотел сэкономить на гостинице?..

Она рассмеялась. Смутила его ещё больше.
- Ты что?
- Зачем нам было встречаться? Почему ты не сказал мне по телефону?
- Ну, я хотел по-человечески... по-дружески...

Ох-ох-о... Лучше бы молчал... Нет, лучше бы сама не спрашивала...

- А-а... ладно... Ты спешишь или позавтракаешь?
- Да, спасибо. Я только сначала в душ и побреюсь...

Ну, что?.. Кофе, наверное, - он же сказал, да и день у него впереди, видимо, суматошный... Сегодня же назад... А мне чаю...

На улице быстро светлело. Но небо всё такое же серое. Дождя нет, и на том спасибо. Она погасила в кухне свет и тут же включила снова. Так веселее. И теплее. Задёрнула штору, открыла холодильник. Громко, перекрывая шум воды в ванной, спросила:
- У тебя встреча?.. Погладить рубашку?..
- Да, если не трудно, погладь, пожалуйста... - донеслось оттуда.

Яйца будут вкрутую - у меня не десять рук... Какую, лимонную или бежевую?.. А рыться в чужих вещах нехорошо... Ай-яй-яй... Но я ж с ведома владельца... А вдруг там на дне сумки расшитый нежной супругой кисет, хранящий тепло заботливых рук?.. Лечитесь, девушка!.. Да где ж он?.. А вот... вполне себе симпатичный галстучек... чистый шёлк?.. Угу...

- Я погладила бежевую и галстук. - Вернувшись в кухню, сняла с плиты ковшик, залила варёные яйца холодной водой, поставила чайник, зазвенела чашками и тарелками. 
- Спасибо большое!.. -  Он появился на пороге кухни свежий и благоухающий, с довольной улыбкой на лице. Его день явно задался.

Ну-ну, ну-ну... А почему б ему не быть довольным? Полный пансион - ночлег, мягкая постель, в ней женщина, наутро завтрак... да ещё рубашки гладят... И всё бесплатно!.. Тихо-тихо... Берегите нервы и пальцы, когда режете хлеб... Скорей бы уж уехал, что ли...

- Ты назад самолётом?
- Да.
- В Москву?.. Садись, всё готово...
- Да, в Москву... Сегодня помотаться придётся, хотя б дождя не было...
- Ну, ешь... - Она включила кофеварку. - А здесь что?..
- Здесь бумажные, в основном, дела... Закрываем представительство... Хотя, почти всё уже оформлено... Я, так сказать, с миссией контроля исполнения... - Он взял ещё картофельного салата и сосиску. - Мы с местным директором летим вечером вместе. Но билеты на троих, а его жена уже уехала. Так что, ты можешь вернуться с нами. Бесплатно.

А-а-а!.. Ну, да... Бесплатный пансион - это не в его духе... Паритетная основа - залог успешного сотрудничества...

- Спасибо, нет. Я останусь.
- Да?.. А что будешь делать? Закрутишь новый роман?

Что-о-о-о?!.. Покормила на свою голову... Ещё кофе, сударь?.. Может, яду?..

- Я не кручу романы. Тебе ли не знать?.. - Чтобы скрыть досаду и раздражение, она ушла к буфету за печеньем. Вернулась с корзинкой золотистых творожных бисквитиков, села.
- Знаю-знаю... Ты не крутишь романы - ты сразу сажаешь мужика на белого коня и надеваешь на него доспехи... А если он вообще верхом ездить не умеет?..
- Есть такой грех... Но "сразу" - это ты хватил, да и потом, далеко не на каждого... доспехи... - Чай вдруг приобрёл металлический привкус. Она отставила чашку. - Что ж по-твоему, любовь - глупость?.. Или в моём возрасте это смешно?..
- Не о возрасте речь. А об иллюзиях. Жизнь - не сказка, а тебе реальный человек не нужен, героя подавай... - Он заговорил быстро и отрывисто, но без злости, вполне дружелюбно.
- Отчасти ты, конечно, прав... Хотя... Неужели сам не влюблялся? Не терял почву под ногами?.. А как же ты женился? Как дочку родил?.. 
- Да, влюблялся. Но я никогда не лепил из женщин принцесс...
- А из дочери?
- Ах, ты ж... Поймала!.. Но дочь - другое дело. А женился просто. Мать посоветовала, сказала "то, что надо", и я послушался.
- Надо же!..
- И не жалею... У нас прекрасная семья... - Он мелкими глотками прихлёбывал кофе из чашки. - А тебя вот я матерью семейства не представляю... Хотя, когда в первый раз увидел, был уверен, что ты замужем...
- Почему?
- Ну, потому что понравилась. - Он усмехнулся. - Первая же мысль всегда о том, что всё лучшее достаётся не нам... Смотрю, стоит такая задумчивая замшевая дамочка... И глядит даже не на город внизу, а куда-то вдаль, поверх всего земного...
- Замшевая?
- Ну, да... Плащ, штиблеты, перчатки, сумка, бандана эта - вся замшевая с головы до ног... жёлто-коричневая... шоколадно-карамельная такая... - Он засмеялся. Она тоже.
- Да, я помню... Но знакомиться, всё же, пошёл?..
- Конечно! Раз понравилась, надо знакомиться... Я сначала принял тебя за местную, а потом думаю, нет, что местной среди туристов делать... одной?.. Подумал, дамочка путешествует, отдыхает от рутины, прямо как я...
- Так ты решил, что я там приключений себе искала?..
- Да ничего я тогда не решил... пошёл наугад... А когда оказалось, что ты русская, отступать было глупо - все карты в масть...

Вон оно как!.. Оу, йее!... Нарочно обижает?.. Чтобы, так сказать, облегчить нам расставание - чтобы не жалеть и не вспоминать?.. Или играет, как кот с мышкой?.. Значит, ты, подонок, принял меня за шлюшку... Решил, что будет весело, легко и просто... Стоп!.. Сто-о-о-оп!.. А разве вышло не так?.. Всё именно так и началось... легко... непринуждённо... под порхание жёлтых листьев над Вышеградом... Да, прошлая осень была теплее...

- То есть, ты тогда увидел во мне доступную женщину?.. Мне, наверное, следует оскорбиться, но, честно говоря, лень... - Сказала чистую правду, и это его резануло. Он подался вперёд, заговорил жёстче и язвительнее.
- Она-то тебя и губит! Если б не твоя лень, у тебя бы давно была семья и дети. Тратишь жизнь в дурацких мечтах и творческих исканиях!.. Рассуждаешь, как ребёнок! Твои эти чокнутые друзья с их детским лепетом!.. Кни-и-и-иги!.. Теа-а-атр!.. Му-у-узыка!.. Твои эти вечные битлы-юрайхипы-цеппелины в наушниках!.. Вечные джинсы и джемперы!.. Все эти хипповые шмотки - советский шик семидесятых!..
- О, господи!.. В семидесятые я ещё в детский сад ходила... А в общем, если в двух словах, то обо мне твоя мама не сказала бы "то, что надо"... - Нарочито громко захрустела печеньем.
- Нет. Не сказала бы, - отчётливо, с расстановкой, глядя ей прямо в глаза, произнёс он. Будто пошёл с козырной дамы, держа в запасе короля и туза.
- Эх!.. - беззаботно улыбнулась, тряхнув головой, очень натурально. - Кстати, сколько твоей дочери лет?.. Я никогда не спрашивала...
- На днях исполнится шестнадцать. - Его улыбка вышла не такой натуральной, козырный король лёг как-то боком.

А-а!.. Так это - папин подарок принцессе!.. Любимое чадо требует особой заботы в столь опасном возрасте... Пора полностью посвятить себя семье... Надеюсь, она оценит твои жертвы...

- Ого!.. Подарок-то приготовил?
- А как же! Сказать, какой? - В его глазах промелькнуло не просто торжество, а даже, вроде бы, злорадство. Козырный туз явно жёг ладонь.
- Ну, я бы не стала спрашивать о таких интимных вещах... Впрочем, если хочешь, скажи.
- Каникулы на Кипре... С мамой, естественно.
- Здорово!.. Молодец... Семью - осчастливил, грехи - искупил. От чувства вины совсем избавился?.. Или частично - с учётом прошлой ночи?..

Шах и мат!.. Ну?.. Съешь теперь своего туза!.. Я, сударь, романы не кручу... И в подкидного не режусь... Предпочитаю более интеллектуальные игры... Вздумал потягаться со мной в стервозности?.. Это даже не талант, это особая закалка... Как искусство балета... Достигается многолетним весьма болезненным упражнением... Э-э-эй! Не смотри на меня так!.. Не прикидывайся раненой птицей.., стервятник...

- Ещё кофе?..
- Спасибо, сыт... - Он сидел, постукивая донышком чашки о стол. Не поднимая глаз, спросил - А ты точно романы не крутишь?..
- Что с тобой? Захотелось поревновать напоследок?..
- Нет, упаси боже... Но мне будет больно, если ты пострадаешь. - Сказал просто и тепло, явно искренне.
- Ты прости меня... - Она уже стыдилась своей нелепой победы.
- И ты прости. И береги себя... не рви зря сердце... не придумывай себе ничего... Никто сейчас на белом коне не скачет, разве что, дебил какой-нибудь... Не дай бог тебе с таким столкнуться. С ним ни жизни, ни семьи не построишь. Вымотает тебе всю душу, а потом - снова в седло и дальше странствовать...
- Я знаю... - Улыбнулась ему. - Ну, тебе пора, наверное, собираться?..
- Да, надо... - Он встал, проходя мимо, потрепал её по плечу.

В дневном свете лампа начала резать глаза. Она отдёрнула штору. Принялась мыть посуду.

Дождя всё нет, может, повезёт?.. А может, зря отказалась?.. Что мне здесь делать?.. А дома что?..

Закрыла кран. Погасила свет. Вышла с полотенцем, вытирая руки, из-за кухонной перегородки в комнату. Он, уже одетый, склонился над сумкой, укладывая вещи, то и дело смешно макая в её расстёгнутое брюхо галстук.

Чистый шёлк... Оу, йее!.. Что же дальше?.. Ох-ох-о...

- Ничего не забыл?.. Смотри... Бритва, телефон... Всё взял?..
- Да-да... Я проверил, всё взял.
- Такси вызвать?
- Позвонил уже...

Интересно, и мой номер уже стёр?.. Наверняка... Ещё вчера вечером в Москве, в аэропорту... Ну, что ж... Легко началось - пускай легко и закончится... Без лишних слов и эмоций... Счастливо тебе, не звони, пропадай!.. Ох-ох-о...

Посторонилась, пропуская его с дорожной сумкой к двери. С улицы послышались голоса.

Пани Илона и..? А, таксист!.. Пора-а-а в путь-доро-о-огу-у...

- Ну... - Пригладил волосы, мельком глянув в зеркало, похлопал себя по карманам. Короткое лёгкое пальто немного топорщится над пиджаком. Вздох. Хороший, без ненужных горечи и бравады, взгляд. -  Поцелую тебя на прощание, можно?..
- Конечно... - Неистребимая мужская щетина привычно кольнула щёку и губы.

Раз... два... три... да-да, тебе тоже спасибо... и мне было хорошо... легко... приятно... ну, всё-всё...

Придержал её за локоть, притянув на мгновение к себе, отстранился, подхватил с пола сумку. Она открыла дверь, провела рукой по плечу, задержала ладонь на спине.

- Счастливо тебе!.. Прощай!..
- Прощай!.. - Деревянная лестница гулко отозвалась торопливым шагам. Его затылок и плечи мелькнули уже внизу, послышался голос пани Илоны, хлопнула входная дверь и почти сразу - дверца машины, завёлся мотор.

Что?.. Метнуться к окну, помахать рукой?.. Кому?.. Может, ещё вслед платочком?.. И всплакнуть?.. Лечитесь, девушка!..

Заперла дверь. Медленно прошла в кухню, оттуда - в комнату. Увидела себя в зеркале и отшатнулась.

Ох, нет! Лучше не смотреть...   

Долго жавшаяся в углах тишина наконец-то стала в комнате полновластной хозяйкой. Внутри выросло и поднялось ко лбу знакомое с детства смешанное ощущение страха и шального любопытства на пороге неизвестности... Сбежишь с урока и крадёшься в школьную раздевалку мимо кабинета завуча с одной мыслью в голове: "А если?.." И в этом "если" - все мыслимые и немыслимые сценарии. Ты свой ход сделала, теперь жди ответный.

Она вздрогнула от неожиданности. Телефон запиликал так пронзительно и громко, что тишина, видимо, грохнулась в обморок.

Что, что, что такое?.. Надо же, ещё не стёр!.. Забыл что-то?.. Возвращаться - плохая примета... Что?.. "ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫЙДИ ЗАМУЖ И ЗАВЕДИ ДЕТЕЙ!"... Он что, выпил?.. Ещё одно... Новое... Ну, дела!.. "ИЛИ НЕ ВЫХОДИ, НО ЗАВЕДИ ДЕТЕЙ!"... Нет слов... Сударь, вы с белого коня в юности не падали?.. Рецидив сотрясения мозга?.. "Я ОЧЕНЬ ХОЧУ, ЧТОБЫ ТЫ БЫЛА СЧАСТЛИВА!"... "ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЬ СЧАСТЛИВА!"... Ох... ох... не-е-е-ет!.. Ну зачем, зачем?... Пожалел-таки!.. Дал почувствовать себя одинокой... брошенной... Напомнил о самом страшном... о том, что уже, наверное, поздно... Ах, ты ж, подонок!.. Что?.. Хлестнуть наотмашь?.. Или не отвечать?.. Стоп! Сто-о-оп!.. Нет-нет-нет!.. Это же совсем другое... Это все три его главные женщины разом - мама, жена и дочь - заставили нацепить шпоры... Дорогой ты мой, я же простила, не мучайся... Надо что-то... Что-то лёгкое и бессмысленное... Он поймёт... Как там?.. "А САША С ГРИШЕЙ К МИШЕ ВСЁ БЛИЖЕ"... И скобки смайлика до конца строки!.. Лети... Ага... Хм, быстро!..

Ответный смайлик заполнил скобками весь экран. И на этом всё. Но на душе просветлело. И тишина, не выходя из обморока, впала прямиком в кому. Она прошла в ванную, пристально вгляделась в зеркало. Вынула из шкафчика краску для волос, шампунь, приготовила щипчики и маникюрный набор, открыла воду. Подошла к телефонной трубке на стене, нажала кнопку, попросила пани Илону прислать горничную сменить простыни. На пороге ванной гнусаво передразнила его: "Я только сначала в душ и побреюсь". И захлопнула за собой дверь.