МИЛА ДЖАН

Ольга Сергеева -Саркисова
               
               
               
                (быль)

Когда я слышу имя Мила, –  то вспоминаю свою подругу Милочку.  Но вспоминаю  её,  непременно,   маленькой девочкой, хотя я её в  детстве не знала, так как  мы познакомились намного позже,  уже в «спелом возрасте».

Однажды она  рассказала  мне о своём детстве,  и меня настолько это потрясло,  что это впечатление перекрыло всё остальное, что  знала о её  жизни, и я решила написать о ней.

Родилась она  в глухом местечке под Баку, куда много лет назад была выслана её  бабушка с двумя дочками,  одна из них стала позднее матерью Милочки.  А муж бабушки оставался в России тоже с одним ребенком на руках.

 Семью насильно разделили и разрушили. Муж не имел права видеться и жить со своей женой. Даже запрещена была переписка. Их разлучили навсегда.

  История произошла  следующая.  Бабушка была молодой и красивой   женщиной,  мужчины заглядывались, но она мужа любила, и не думала ему изменять.

  Председатель  сельсовета «положил на неё глаз», и стал её  домогаться, требовал, чтобы она спала с ним и молчала об этом. Она ему отказала.

Тогда он обвинил её в воровстве мешка зерна,написал какие- то бумажки  «липовые» на нее,ему поверили,а её судили, и отослали в ссылку в нефтяной посёлок Нефтечала  в Азербайджан под Баку.

 Так он ей отомстил.Бабушка никакого зерна не воровала, конечно,но доказать ничего не смогла.
 Бабушка вырастила девочек одна.  Выдала замуж.
 
А в семье отца Милочки была другая, но похожая история.В те времена все истории были похожи одна на другую,как по одному сценарию написаны.Да,и писал эти истории-… один человек…

 Её отец – Вазген, был из очень знатной армянской семьи, очень обеспеченной и богатой .У них был свой хороший большой дом, который тоже кой- кому приглянулся.Состряпали дельце, и тоже сослали родителей с сыном в это село.

Такие дела в то время делали быстро. Там  Вазген встретился с её мамой,и они вскоре поженились.В тысяча девятьсот пятьдесят втором году родилась Милочка,а его посадили,как врага народа, как многих сажали в то время,  а в 1953 году отца уже расстреляли за один день до смерти Сталина,по сценарию,  как грамотного армянина.

 Он знал восемь языков, замечательно пел и играл  на различных   музыкальных инструментах,  был душой компании, -  вот, такие люди,как раз  и не нужны были в нашей стране,  их обвиняли в предательстве Родины, о чём ,  само собой,  уже свидетельствовало знание  восьми иностранных языков.

Клеймо -  «враг  народа», навсегда легло на его биографию, и задело всех его близких.  Мать  Вазгена умерла на месте за одну секунду от разрыва сердца, когда узнала , что сына убили… Милочка осталась  без отца,с мамой.

Детство её было суровым, без достаточного количества любви, тепла и хлеба, и, главное,  без отца,о котором остались лишь смутные теплые воспоминания из рассказов тех, кто его знал.

Мать после смерти отца сразу сдалась, сникла,потерялась во времени и пространстве, жила как во сне, и, даже дочка- кроха, не могла её разбудить от спячки.
Её уже ничего не волновало,всё совсем омертвело внутри, в душе,и всё сразу стало ненужным в этой жизни,  включая и дочку. Милочка, добрая, трогательная рыжеволосая, как солнышко девочка, по сути, росла сиротой.

А  ей  нужно  было жить,  вернее, выживать, после всех этих обстоятельств, которые свалились на них с мамой.
Жили они в  поселке  очень бедно.Там все так жили.Условия были тяжелые. Под ногами булькала нефть, присыпанная песком и травой . Жители как по волнам ходили  по такому покрытию , жили в холодных  бараках, построенных для ссыльных, без удобств.

Частенько Милочку вылавливали из нефтяной лужи, и мать ругала  её, жалея, что она не утонула в ней совсем. Ей она мешала,  и чувствовалось, что ей хотелось избавиться от неё. Часто мать  вслед кричала ей :

-       Да чтоб ты провалилась навсегда, несчастное отродье,   армянский выродок!
Милочка росла, как трава, сама по себе, без ухода и любви, часто голодала. Мать еле терпела её  присутствие в доме, и поэтому она чаще бывала на  улице, или заходила к соседям, которым нравилась эта веселая, рыжеволосая  девочка,

нежная,  как  цветочек. Они чем-нибудь её подкармливали, часто каким-то супом,…хотя тоже жили бедно.

 В их поселке была неглубокая яма, где обитали черепахи. Их там было огромное количество. Дети таскали их, играли с ними, а некоторые взрослые их тайком ели.

В поселке  жило много ссыльных, бывших осужденных уголовников, вечно нищих и голодных, и они ели всё, что движется, черепах тоже. Постепенно черепахи  совсем исчезли из поселка, видимо, подъели окончательно -  все ушли на черепаший суп. Откуда  там появились черепахи,  и куда исчезли? - никто точно не знал.
Однажды,  мальчишки,  наивную и чистую в помыслах и делах Милочку,решили обманом заманить в чужой сад,стоявший на возвышенности, чтобы она достала им персиков, гранат,  винограда…
Она ещё не знала многих слов, и не различала, что такое «хорошо»,и что такое  -   «плохо»,  и почему. Мальчишки решили воспользоваться тем, что она совсем кроха, и чиста, что не понимает  их замысла. 
 
Перекинули  её через забор в сад, где находилась огромная собака, и стали наблюдать укусит её собака или нет?Собака кинулась к девочке, и стала её лизать,  кувыркаться с ней, играть как с игрушкой.Они обнимались и валялись на траве в саду.
Может собака приняла девочку за своего щеночка?…Потом  девочка увидела виноград, и стала  его есть, обнимаясь с собакой.

Мальчишки из штанов выпрыгивали ,…кричали ей,  чтобы она рвала персики, гранаты , виноград и отдавала  им. В эту минуту кто -то приблизился к калитке,-  это был хозяин.
 Мальчишки испугались, и разбежались в разные стороны, а потом  тихонько стали подбираться к забору,чтобы посмотреть на происходящее.Он открыл калитку и обнаружил в своем саду крохотную Милочку.
-       Кто ты такая? Как тебя зовут?  Ты, чья дочка, и где живёшь?- ласково спросил он.
-      Меня зовут Милочка, я  живу в том  сером  доме с мамой,…она пальчиком показала на серый барак.
-       Хорошо , Мила – ханум… А что ты здесь делаешь? -  с улыбкой спросил он.
-        Мальчики  просили меня  сорвать им персики, виноград, гранаты и дать им…,  а я играла с собачкой,…собака лизнула её  теплым языком, и она обняла её….
Мальчишки смотрели через забор, и тянулись за фруктами украдкой, …собака на них рычала,  показывая клыки…

-        А ты хочешь сама фруктов? -  спросил мужчина.
-        Да! Очень хочу ,…виноград… и персик тоже…
-         Давай соберём тебе  Мила -  ханум,  фруктов -   персиков, гранат, винограда.

 Он сорвал ей фрукты, она насыпала их в подол платья, и он пошёл её проводить до дома. В своих руках, он  тоже  нес  добычу.

Мальчишки  скакали рядом и клянчили у неё фрукты, -  дай,  дай нам, а мужчина пригрозил им пальцем, и строго приказал  не  отбирать у неё фрукты,  это только ей.
-        Они нехорошо  поступили с тобой ,  Мила -  ханум…Ты  их не слушай никогда, так друзья не поступают…Если  захочешь фруктов -,  приходи, я тебя всегда угощу.
Милочка счастливая  пришла домой,  а мать, как увидела её с сопровождающим, это был прокурор, так вся побледнела, губы совсем белые стали от страха, так она испугалась и растерялась.

 Прокурор сложил  фрукты на стол и ушёл,  попрощавшись ,  гладя Милочку по головке,  дал руку на прощание…
-          До свидания, Мила - ханум, приходи в гости.
Мальчишки заглядывали в комнату через окошко,а когда прокурор ушёл, стали матери кричать, что Милочка в сад к этому дяденьке залезла за фруктами!

-        Воровка! –крикнула мать Миле, когда за прокурором закрылась дверь.
Как ты смела залезть в сад к  самому прокурору!?Она зло смотрела на дочь,…её всю трясло от страха… Она ударила  Милочку по лицу со всего маха…

Милочка не понимала этих слов, для неё все люди были пока равны: - прокуроры или другие…-  всё одно. Только по интонации она понимала,что мать сердится на неё за что- то,и запомнила обидное слово- «воровка»!

 Слово «воровка» врезалось в её память на всю жизнь.Значение его она узнала позднее, и была огорчена,что услышала это злое слово от мамы…
 
Однажды  мать  сказала, что хочет отдать её в детский дом,или интернат,так как нет денег ,чтобы кормить и учить Милу.И ещё нет сил её растить.
 Это будет лучший выход в их положении.

Милочка, которой в ту пору было лет семь, очень любила петь и танцевать, читать стихи, и, несмотря на всю жизненную  невезуху, выросла веселым ребенком, вопреки всему, очень любила народ, с которым рядом жила, да и они её никогда не обижали, частенько угощали, чем могли.

Слышала Милочка, что в Баку есть замечательный интернат  №8 , где детей учат музыке, танцам, часто туда приезжают артисты, музыканты, поэты и композиторы.
Очень ей хотелось попасть туда, жить и учиться там.

Это стало её мечтой.Решила она, что поедет в город искать этот интернат.
Села она в автобус, который шёл в Баку, одна, без денег, спряталась между узлами всякими, люди на рынок везли всякую всячину - пряжу, шкуры, продукты;

никто не понял,чья это девочка,и с кем она едет, а когда разобрались,то уже половину пути проехали, -   не высаживать же ребенка на дороге!

Приехала  она в Баку, нашла эту знаменитую школу- интернат № 8 , и пришла  прямо к директору.
Рассказала ему, что они с мамой живут без отца,денег нет,и мама хочет отдать её  в интернат.

А она очень хочет попасть  именно в эту школу -  интернат № 8.
Директор ответил,что эта школа -интернат, для особо одаренных детей,и принимают туда по особому, специальному разрешению самого министра.

 Если тебе министр подпишет  разрешение, то мы тебя,  Мила, джан, возьмём к себе в интернат.

-      Иди к дяденьке министру,и проси его об этом. Он сидит в доме, почти  напротив, и показал куда идти.

-      Святая простота!  К дяденьке  министру  захотела  попасть!

-        А, ну! Поди, попробуй!

И она пошла  к министру на прием.
Пришла к зданию, где министр сидит,  а  у входа два молодых солдатика стоят с ружьями, охраняют и никого не пускают,  без надобности, как положено.

Она им говорит, что ей по важному делу к  дяденьке министру нужно попасть, бумагу написать, чтобы в школу-интернат  № 8  приняли  её.

Ну, они, конечно, со смеха чуть не умерли! Сбегал    один к министру, доложил, а тот и пригласил к себе в кабинет девочку.
Пустили ее.
-       Ведь шутка, какая,  и министр посмеётся!
 Министр выслушал  доброжелательно  девочку, и говорит:
-        Ну, пиши, Мила, джан,  бумагу с просьбой,  направить тебя в школу – интернат  №8 , а  я,-  подпишу.

Она и написала,  сама  не помня как: половину на русском, половину на азербайджанском языках, с ошибками, но министр  подписал бумагу, как обещал.

-         Не забудь, Мила, джан, печать поставить, когда из кабинета выйдешь, то направо в комнату зайди,  где печать тебе на бумагу поставят,а то недействительна она будет.  Дописала Мила заявление и министр подпись свою поставил.

Она так обрадовалась, что от радости всё забыла.Выбежала с бумагой,прижав её к сердцу, прибежала в интернат,радостная,и - к директору прямиком,бумагой от радости трясет.
-         Вот, дяденька министр подписал!- и протягивает бумагу.
Директор прочитал и говорит:
-          Здесь печати нет. Забыла ты печать поставить,Мила,джан.
Без печати недействительна твоя бумага.

Милочка чуть не расплакалась,тут только вспомнила слова министра.
-        Но подпись его,это точно, я ее знаю, - сказал директор.

Ну, ладно, Мила, джан, пожалел он её, увидев,как ребенок расстроился,и готов расплакаться,- берём тебя в интернат.

А с кем ты сюда приехала?

–        Одна, -  ответила Мила.
-        Как  одна? Так далеко! А мать знает?

–        Нет. Я ей потом расскажу.
-        Как же ты домой поедешь?  Автобус уже ушёл последний, ночь наступает, что делать с тобой будем?

-        Я на станцию пойду и подожду автобуса.
-         Все автобусы уже ушли, ночью они не ходят.

Он стал звонить на станцию, выяснять, будут автобусы или нет.
-         Все рейсы на сегодня закончились, -  был ответ.

Тогда он позвонил в гараж, и попросил  прислать машину, отвезти девочку домой.
Так её до дома и довезли.

Было около двенадцати часов ночи, когда  она вернулась (ведь от Баку четыре часа езды до села).

Мать даже не заметила её отсутствия,  и не поинтересовалась, не спросила её, где так дочка поздно задержалась? Почему так долго отсутствовала?
Обидно было Милочке.

Она легла спать, и долго плакала в подушку.
Что- то щемило в груди,даже радостью поделиться не с кем!

Утром Милочка рассказала матери, что ездила в город,   и что будет жить и учиться в школе  - интернате № 8.  Мать  приняла  эту новость равнодушно, как должное, не задавая  никаких вопросов.
-        Ну, ладно -  вот и всё что она могла сказать.

Милочка стала  жить и учиться в интернате. Это стало её окном в мир. Правда, и оно не  всегда было распахнуто настежь…

Педагоги делились всем,чего знали и умели сами,и дети познавали мир через них, но и этого  было мало, ведь педагоги тоже были разные…, далеко не все были Сухомлинскими! 

Некоторые не имели образования, но имели влиятельных родственников, и устраивались  на работу по закону кумовства, а не по дипломам…и знаниям. Да и детей было много, а преподавателей мало, на всех сил не хватало…Время было сложное.
Вспоминаются  некоторые смешные случаи.… Однажды  с проверкой приехала в интернат комиссия.Детям задавали различные вопросы,и оценивали их знания. Был задан детям вопрос:
 –       Кто несёт яйца? Все дети хором ответили, что яйца несёт  повариха  тетя   Лиза.

Это был и смех,и грех!Ведь кур  живьём никто почти из них не видел  раньше, и не знал, что куры несут яйца.

 А в тех редких случаях,когда им давали отварное яйцо на завтрак, это делала повариха  тетя Лиза, вынося тазик  яиц  с кухни.
Милочка делала открытие за открытием.
К педагогам она относилась почти,  как к «божеству», очень уважала и понимала, что они какие- то другие, …не как мама или их знакомые,  много знают, учат других, во что-  то посвящены, что остальным неведомо…

Думала, что нет ничего  общего  между простыми людьми и  учителями. Они совсем другие, и живут  по другим, своим  законам бытия. Это высшая категория людей! Можно сказать - инопланетяне! Боги!

 Вдруг, как-  то  неожиданно,  она увидела учительницу, которая выходила из обыкновенного земного  туалета, поправляя земную  юбку.

 -         Как!?  Что она там делала? Они тоже ходят в туалет? Как обычные люди!?
У неё был шок. Она это принять никак не могла…, не могла понять, как такие «божества»!!!! могут писать  и какать, как простые смертные!

 Вот какое у неё  было отношение к учителям. Таких открытий она делала много каждый день, набираясь опыта и знаний.

Был  в  интернате один учитель математики Яалиш Джаффарович, который не знал свой предмет, и не любил  учить этому детей.

Был он толстый, обрюзглый, вечно небритый,  и напоминал Брежнего в старости по говору и внешнему виду.

Он подходил к двери класса, вставал в её  проеме, упершись руками, и тяжелым взглядом искал предмет своего  предстоящего монолога,… или то, к чему можно придраться.
 Язык знал плохо, и всегда коверкал все фамилии и слова. Упершись взглядом в Милочку, он медленно произносил очередной исковерканный вариант  её фамилии, делая громадные паузы:

-      Агабестан!(смотрит на неё, как на врага ,сверкая глазами и поднимая

 палец вверх, желая пристыдить её) Как  ты нэ  пакраснээшся!?

- (пауза)  Гдэ твой кальстек?(галстук)

Милочка отвечала:-     Мюалльим!(учитель по –азерб.) Мы уже не пионеры, мы

комсомольцы, вот значок, галстук уже нам не нужен…

Он недовольно замирал, ощущая, что попал пальцем в небо, и нужно что-то предпринять для своего спасения.

Затем он держал паузу, злобно    разглядывая всех, тяжело дышал в поисках очередных причин, чтобы не вести урок дальше…
Глаз его натыкался на выключатель - «его спасательный круг», который был ещё свёрнут строителями, и, понимая, что нашёл нужный объект для обсуждения, он продолжал ...

-      А- а- а - а! Виклучател!? Он с ненавистью оглядывал воспитанников, словно это их вина, и он искал вредителя среди учеников, главного врага народа , которого  необходимо выявить и уничтожить немедленно!

-       Фащист на вайне убиваль, фащист стреляль много  чилявекь, но он был кулюторный чилявекь и ни– и-и-кагда виклучател нэ паламам…,  - нииикагда!

Он поднимал палец вверх, и держал паузу, как Станиславский плюс Немирович- Данченко.
- Кулюторный чилявекь…, фащист , нииикагда…,нииикагда  не паламам! Не паламам виклучатэл!  (Он сверкал глазами полными ненависти)

И грозил всем пальцем. Дети сидели тихо.

Далее он переходил к теме урока. Причём ,он с алгебры переходил на геометрию. Видимо, она ему нравилась больше.

-      Сэчас у нас будэт тэма  -  кааасатэльныяяя  к ааакружнасты!

А тыпэр  на мыыынутачку вааабразым…,толко нэ по  -настояшэмууу!(грозит пальцем)

Агабеева!Малчат! Агабестан!Нэ по- настояшэмуууу… толко, …толко на мыыынутачку…нэ по- настояшэмуууу…(все это произносилось со зверским выражением на лице,выкатывая глаза и с паузами).

Прэдпаложам   яя-я  а-акружност…, но…нэ по –настояшэму-уу…(Грозит пальцем).
 
А эта, поглаживая косяк  двери сверху вниз до пола,- касатэльныя,ноо…нэ по – настояшэмууу , произносит учитель, нагибается, краснея, как рак и зычно пукая , штаны его лопаются по шву.

Он облокачивается о косяк и начинает чесать спину проговаривая, -…

касатэльныяяя  к ааакружносты,… касатэльныяяя  к акружносты…Ноо! Нэ  по- настояшэмууу,…толко на мынутачкууу…касатэльныяяя, ... и почёсывая спину,засыпает у косяка, ... дети замирают.

Потом он просыпался вскоре ,проходил переваливаясь  к доске,  и что –то начинал писать на ней , списывая с тетрадки, путаясь, и не понимая ,что он пишет.

Тут подключался  Вовка Касимовский- гений  математики в интернате, исправлял ошибки учителя. Джаффарович  даже правильно списать не мог без ошибок !

Учитель! Мюалльим! Здесь не так…,здесь маааленькая ошибочка, учитель! Маленькая такая, мы её сейчас исправим, мюалльим, ...  если разрешите?

-        Пайдом к даска,… пящи Каасимовски, толко  правылно пящи, Каасимовски! (он рукой показывал на доску, как Ленин, сверкнув глазами)нэ пэрэпутавай,Каасимовски…толко нэ пэрэпутавай…

-       Хорошо,учитель!Конечно,будем правильно писать!

Вот так  нужно, учитель, - говорил Вовка,  и всё исправлял, уже всё дописывая и объясняя ребятам урок ,как надо .

Мюалльим! Теперь правильно у вас тут написано,всё верно,мюалльим!Тут ма -ааленькая ошибочка была, мюалльим!
-      Карашо, Каасимовскии! Садысь! Вот так  правыльно, Каасимовски…карашо.
 Видимо этот Джоффарович диплом себе купил или по великому блату устроился на работу в интернат.
 
Вовка Касимовский  всегда делал два варианта контрольных работ: один для себя, второй для Милочки.

Учителя были разные, но все как-то старались дать детям тепло и любовь, когда ничего другого больше не могли дать.

Ещё одна учительница оставила своеобразный  след в душе  Милочки.
 В интернате был ремонт, и всех детей перевели на короткое  время в общеобразовательную школу.

Там были разные учителя -  азербайджанцы, русские  и немка.

- Она преподавала  немецкий язык, и была классной дамой , отвечала за порядок.
Она пришла в класс к Милочке ...серенькая, незаметная, как мышка, аккуратно одетая, и причесана- волосок к волоску.
 
Дети даже её не заметили. Ребята возились  что-то, и  никак не могли успокоиться и начать урок. Немка  не могла взять их в руки, -они её не слышали, и не замечали .

Разъяренная, она  прошла по одному ряду туда-сюда, как фурия, делая замечание линейкой по рукам, -щёлк, щёлк,так как русский язык она знала плохо ,как и азербайджанский, и не могла им ничего сказать убедительно, то помогала себе линейкой,  но они всё ещё возились…

   Она  вдруг на глазах стала  меняться- встала перед рядом парт  у стола, и началось…-  глаза её сузились, и приобрели металлический оттенок, рот исказился

в ужасном оскале и показались клыки, как у вампира ,тело напряглось ,она поднялась на цыпочках, и подалась вперед, как  кошка готовая  к прыжку. Всем  в этот момент показалось , что шерсть у неё встала дыбом!

Такое было ощущение ,что она кинется, и перекусит  немедленно кому-нибудь горло.
Она чеканя слова , как-то страшно артикулируя ртом ,на немецком языке стала громко кричать с ненавистью – Швайн! Швайн! Швайн!(свиньи)…

И далее шёл  непередаваемый текст  на немецком языке, каким раньше кричали фашисты из репродукторов,  впечатывая каждое слово свастикой в  тела и души детей …
Милочка вдруг увидела метаморфозу,  как из серой мышки немка  у неё на глазах превратилась в фашистку,  она увидела ,вдруг,  её в фашисткой  форме…, в толпе,

 с вытянутой рукой, кричащей – Хайль! Хайль! Хайль!
И затряслась от испуга.

Класс замер…ошарашенный.   Все дети  в эту минуту слышали Гитлера…
 И хором лишились дара речи.
Немка не любила азербайджанцев.Она считала их, и их детей дикарями, и не стеснялась это показывать. Позднее Мила часто вспоминала эту немку, и  метаморфозу с ней , когда слышала слово- фашизм.

Иногда её обижали и дети…   
       Однажды произошёл такой случай. На весь интернат был всего один утюг, а нужно было прогладить к празднику галстук каждому пионеру.

 Всего 400 человек в интернате,  и столько же галстуков. Все занимают очередь и ждут ,когда им перепадет утюг.

 Старшая девочка следит за порядком, и разрешает к утюгу подойти прогладить галстук  всех по очереди, говоря очередному – проходи!

Милочка стояла честно в этой очереди, но когда её очередь подошла , «старшая» стала   пропускать  вперед других девочек , а Милу отодвигала.  Её очередь давно прошла ,и  Милочка таким образом осталась последней.

-      Почему ты так поступаешь?- спросила Мила «старшую». Та ответила с ненавистью
-      Потому, что ты  армянка!
 У Милы папа был армянин, а мама русская. Она об этом раньше не задумывалась, не делала разницы между армянами, русскими и азербайджанцами. Все жили, учились   и работали рядом, в одном месте.

Теперь она узнала- кто есть кто,  и с удивлением открыла такой несправедливый мир ,в котором ей так грубо указали на «свое место» .

Теперь она выделяла себя среди других, и её сердечко сжималось от обиды, ища ответы на вопросы, которые ей были ещё  непонятны .

Это был её первый урок интернациональной «дружбы».
 А второй урок её просто ошарашил. На её глазах произошла страшная незабываемая сцена.

 Она шла по дороге, а навстречу ехал на осле  азербайджанец, и ещё один  мужчина  перегнал её, и стал разговаривать с седоком.

 Этот мужчина был русский.
Так на дороге  повстречались случайно русский мужчина и азербайджанец на осле. Русский говорит:
-        Ей, Махмуд, теперь мы братья! Моя русская жена в роддоме вместе с твоей лежит, кормит своим молоком твоего сына, ты знаешь?

 У твоей жены молока нет, а детей кормить надо,…мою русскую дочь и твоего азербайджанского сына… Мы братья теперь! Ты азербайджанец, а я русский… Вот как! Мы братья, нас дети породнили….

-       Мундар!(Свинья!) -свирепо закричал Махмуд,и кинулся с ножом на русского.
– Мундар, мундар,мундар!- он с яростью ударял ножом русского,и выкрикивал это слово.

Русский не ожидал такого поворота дела, и не увернулся. Так он его зарезал на глазах у Милочки, вытер нож о край одежды, сел на осла и уехал.
 
У Милочки тогда ноги отнялись, она двинуться не могла и говорить, так она пережила очередное потрясение.

     Жизнь в интернате была счастливой, так как дома было намного  хуже, ведь   дома  её совсем не любили… Отчим и мать называли её «армянским выродком», таскали  по полу за косы, накручивая их на руку, и страшно лупили  Милу за любую провинность.
 
Но и в интернате тоже  не  всегда всё было хорошо.

 Мила недоедала, часто болела, и падала в обмороки от голода. На работе матери дали путевку  для Милочки, пожалели девочку, так как она перенесла воспаление легких, и почти умирала, после тяжелой болезни , сильно  и долго кашляла.

Чтобы её подлечить,её направили в детский  санаторий, который находился в красивом местечке среди гор в долине маков . Это место называлось  Шуша.

 Эта красивая каменная чаша  из гор с маковой долиной - сердцевиной очень понравилась Милочке. Небо было таким красивым и синим, что она сразу влюбилась в эти места.

А ещё, всем на удивление,  как в сказке, среди макового поля стоял …сфинкс из светлого камня,…огороженный колючей проволокой в несколько рядов.

Зрелище было нелепое: прекрасный  Сфинкс- загадка всех времён и народов, в колючей проволоке??? Откуда это чудо было там?- никто не знал. Его заковали в колючую проволоку  на всякий случай, и это было символично.

Милочке так понравился этот сфинкс, что она захотела его погладить. Что-то было в нем сказочное, родное и притягательное.

Она тихонечко пробралась к нему, по  ступенькам залезла к его лапам, и долго рассматривала его на фоне синего неба, разговаривала с ним о своей жизни, поглаживая красивые  лапы сфинкса... заигралась и заснула. Сфинкс охранял её сон.
 
Тогда ей впервые приснился сон об  отце, которого она не знала, но чувствовала его тепло  и заботу  каким-то непонятным способом, он как-то незримо  закрывал её с небес  от бед…
Старики рассказывали, что когда-то в древности, в этой долине были дворцы, и сфинкс охранял вход в один из  дворцов. Его изображали  даже на этикетке  для  коньяка.
В Шуше  было много землетрясений, и сохранился только один сфинкс, а камни от дворцов растащили на постройку домов, очевидно. Вот какая была история.

   Милочка такая была слабенькая из-за болезни, что всё время спала, набиралась сил и здоровья в санатории.
     Как-то в  ночь   случилось очередное  землетрясение в Шуше. Все люди выбегали на улицу, бросив всё в домах, лишь бы спастись самим! Земля гудела!

С гор катились камни,  расползались трещины, земля поднималась  дыбом, дома рушились -  было очень  страшно.
 
Всех детей  стали выводить  быстро на улицу в трусиках и маячках, как они и спали, только никак не могли разбудить Милочку, много раз её тормошили, будили, но она не реагировала, и её оставили в доме, бросили одну.

 Так как нужно было  спасать всех остальных детей, будить, собирать их, и выводить на улицу, а за ней уже никто не решился вернуться, так как  стены дома ходили ходуном, а смельчаков  самоубийц не находилось… Всем жизнь своя была дорога....
 Она так крепко спала, что не могли никак её  разбудить!

Дом трясло, как погремушку, земля гудела, падали плиты, рушились стены, все было  сломано, многие кровати были покорежены.

Землетрясение было сильным, больше шести баллов! Когда оно закончилось, все думали, что Милочка погибла, но каково было их удивление, когда они услышали её кашель из  развалин дома, стали искать...  и  обнаружили её спящей на своем месте, как и прежде, но на вздыбленной, искореженной  железной кровати уже с двумя ножками…

Она спала так крепко, что ничего не слышала, что творилось  вокруг, и не проснулась, так как была очень слабенькой, и у неё не было  даже  сил  открыть глаза, а не то, что выйти на улицу...

Ей снился удивительный сон, как она бегает по огромному маковому полю,а за ней бежит Бог, и пришивает ей на ходу,на бегу крылья и крест…
Потом, когда она окрепла, она вернулась в интернат.

Через лет пять  мать решила  проведать свою  тетку Маню ,а по пути   заехать  к  дочке в интернат. Она приехала к Милочке с большими узлами, чемоданом и петушком.

Петушка она сразу привязала к ножке стула, и он испачкал весь пол своими  какашками, и периодически кукарекал.

 Разложила  из чемодана и сумок, по подоконнику и тумбочке, все банки с  различными солениями, боясь разбить, свертки с копченостями.

Рыбный балык так  светился,  что хотелось его проглотить. Выставила она  восточные сладости… нугу, орехи,  персики, гранаты. Мила, глядя на это пиршество, попадала прямо в рай.…В жизни она не пробовала, и не видела столько вкусной еды!
Сколько мама подарков привезла! – у нее дух захватывало от радости.…Все девочки в её комнате, и Милочка , созерцая все это невиданное богатство, глотали слюну

  и ждали, когда мать их угостит,начнёт открывать свои волшебные баночки и сверточки,- так поступали обычно все гости… Но у мамы были другие планы , она не торопилась…

 Запахи от копченостей и сладостей дразнили их. Полуголодные,они чуть ли не теряли сознание, но прикоснуться  к ним никто не смел....

Они  ждали.  И только иногда  с вожделением  разглядывали  красивые баночки, поглаживая руками, и мечтая  попробовать  поскорее  их содержимое.

Мать погостила  в интернате, и стала собираться  дальше, к тетке Мане. Она укладывала неторопливо,  продуманно,  все баночки обратно в узлы и чемодан, одну за другой ,по очереди,  приговаривая  при этом :

-         Я ведь к Мане еду, надо что- то привезти в подарок,…с пустыми руками неудобно ведь, правда, дочка? 

Милочка, молча,  кивала головой, созерцая это уплывающее пиршество и  готовая разреветься.…  Но если мама так сказала, значит так и надо…

Вдруг  одна из  девочек, Таня Коркина, встала на пороге с раздвинутыми руками,  преграждая путь, и глядя презрительно  на мать, произнесла с возмущением:

-         Ты, мать называется! Гадина! Никуда ничего не увезёшь, жадоба!  Я не дам! Приехала к дочке, и ничего не привезла,  сука! Ты не мать, ты - чудовище!
Она  с ненавистью посмотрела на мать.

Катись отсюда, и никогда не появляйся  здесь! Ты не мать!  Видели мы таких матерей!  Вон отсюда!

-         Таня, как ты смеешь так говорить, ведь это моя  мама, нельзя такие слова говорить…-  произнесла Милочка, чуть не плача.

-       Эх, ты! Ты так ничего и не поняла?!  Это не мать,  забудь её.
Мать  быстро подхватила свои узлы, захватила петушка,и уехала. Больше она не навещала Милочку в интернате.

Разные уроки Милочке преподносила  жизнь в интернате.  Навсегда ей запомнился  один такой  урок.

Любимая учительница по литературе и русскому языку Иффиса Садыковна,татарка с грустным бледным, замученным лицом, хорошо знала и любила свой предмет.

Детям тоже пыталась привить любовь к литературе и искусству,читала и приносила разные книги,стихи и прозу. 

Радости в жизни её было мало,о чём говорил красноречиво её внешний вид.У неё был сын,  которого она очень любила,и ждала его возвращения из армии,единственная её радость.
 
Он вернулся,пришёл в интернат к маме сразу по возвращению,и увидел её, поднимающуюся по лестнице.Он окрикнул  :

-        Мама!  Она развернулась на родной голос, ахнула, побежала к нему, ... и просто упала к нему в руки, ноги отказали, не добежав до него несколько шагов .Он еле успел её подхватить. Она потеряла сознание.
 
Все дети интерната были свидетелями этой сцены,и сразу поняли все - вот как, оказывается, можно любить своих детей!

Есть другие мамы на свете, ...не такие как у них. Как она любила и  ждала своего сына!
Они этого были лишены.
Её уложили в изоляторе,и она лежала, как спящая красавица…
Сын плакал, и целовал мать,  поглаживая ей волосы и лицо…

Ребятишки столпились у изолятора, и переживали за здоровье любимой учительницы,  оставшись с широко раскрытыми глазами от своего  удивительного  открытия. Некоторые даже расплакались… 

Это был настоящий урок любви.
Мать Милочки вышла замуж  вторично через некоторое время, и родила ещё дочку. Новый отец был злым, жестоким и жадным человеком.

Когда Милочка приезжала  из интерната  домой, на каникулы,  всего  на несколько дней,  он ругался, бил её смертным боем,  и обвинял в том, что она много сахара ест, -  аж  две ложки!

 Бил её по рукам, чтобы она его не брала…Ребенок голодал постоянно, и терял сознание от недоедания,  мать за  неё не заступалась, боялась отчима, и вместе с ним обзывала дочку «армянским выродком» и другими обидными словами.

Часто Милочку из интерната брали к себе родители других детей, с которыми она дружила, и им было жалко такую хорошую, добрую девочку.

Ведь в интернате она оставалась часто одна, всех детей ,обычно, разбирали родители.
 Милочка писала письма домой маме, а та никогда ей не отвечала .Девочка очень ждала весточку из дома ,но так и не дождалась, и  переживала, не понимая причины  этой нелюбви к себе.
На неё было больно смотреть, и тогда директор интерната написала  письмо к матери, что если она не будет отвечать на письма дочери, то её  лишат родительских прав.

 Мать с отчимом запретили Милочке писать им письма домой. Так им не пришлось отвечать на её послания.

Но многие дети хорошо дружили  между собой, и ценили её дружбу.

 Некоторые дети ,побыв некоторое время в интернате, возвращались в свои семьи , к родным, и писали письма своим друзьям в интернат. Они скучали по своим друзьям , и иногда те  приглашали к себе в гости  кого-то из ребят.Однажды, несколько человек вместе с Милой, собрались в гости к своему бывшему однокласснику.Он их очень звал к себе. Нужно было ехать на электричке за город несколько остановок. Ребята сели в вагон и поехали. В это время шёл контроль и проверял билеты. Дети не знали, что нужно покупать какие-то  билеты, и очень удивились, когда с них их потребовали контролеры.

-       Мы не знаем про билеты! Что такое билет?
-       Вы школьники, значит должны платить половину цены за билет ,-сказал контролер. Вот билет- он показал коричневый квадратик. Покупайте!

-       Но у нас нет денег!
-       Как так? А где родители ваши? Откуда вы?

-        Мы из интерната № 8.Хотели к другу в гости поехать, ...…не знали про билеты.
-    А  как вы докажите, что вы из интерната?

Все девочки  в одно мгновение отвернули подол платьев, и контролеры увидели яркий чернильный штамп «интернат № 8».На всех вещах у детей были такие казённые чернильные штампы…

Контролерам было жалко детей, и им  разрешили доехать без билетов к их  другу и обратно. Так открывались новые горизонты.

          После  окончания интерната  Мила поехала в другой город учиться, в Самару, где когда - то жили  её родственники.

  Родственников найти не удалось.  Приехала в незнакомый  город,  без адреса, без денег,  без еды,  села на скамейку в сквере у памятника Ленина, и стала думать о жизни,  как и где ей теперь жить и на что? Слезы текли по её лицу…

Было время обеденного  перерыва.  На скамейку присела женщина отдохнуть, она была в форме. Наверное,  она работала юристом в одном из зданий на площади .

Они разговорились. Услышав историю Милочки, она взяла её за руку,  привела на Почтамт. 
Попросила, видимо хороших  знакомых, чтобы Милу взяли на работу, и дали общежитие.  Так она получила работу на почте и место в общежитии.
 
Мир не без добрых людей!  Так совершенно чужой человек помог ей в трудную минуту.
Она работала на почте,и её все там любили. Одно время она работала почтальоном,и её ждали все старушки и старички на ее участке, когда она придет,потому что она помогала им – то хлеба купит по пути лежащим старичкам, то  письмо напишет,помогала престарелым людям,и  словом, и делом.

Они выходили к ней навстречу заранее, чтобы поговорить, им доставляло удовольствие видеть этого доброго улыбающегося человека. Даже когда она училась уже  в институте, и не работала, они все ждали её,спрашивали о ней, и передавали приветы.Она жила в общежитии.
 
В комнате было семь коек. Девушки, её соседки,были свободного поведения и не верили в наивность и чистоту Милы. Однажды к ним пришли шесть парней солдатиков, и все они вместе пили ели и танцевали. 

Затем сели по койкам парочками. Милочка легла спать раньше, в одежде.  Раздеваться ведь было неудобно при гостях.… Заснула, отвернувшись лицом к стенке, а затем проснулась от громких вскриков и стонов, послушала, вскочила, испугалась за подруг…и включила свет-

-         Девчонки! Что с вами? Они вас обижают???…На всех койках лежали обнаженные парочки…

-   Дура,выключи свет! Не лезь не в своё дело!- закричали на неё соседки. Так она получила ещё один урок жизни... Шли годы.  Милочка работала и училась,

получив хорошее образование в институте культуры, опять без поддержки мамы, стала режиссером кукольного театра. У неё  много друзей, которые её любят и ценят.

А она, на своих спектаклях,  дарит детям сказку, свою доброту  и любовь. И мечтает , чтобы они никогда не плакали в подушку,как плакала она...

  На днях рождениях, когда хочется сказать много хороших и теплых слов этому человечку, никак  не говорится  тост за ее  маму.Её будто нет в природе,хотя она есть.
А сколько она могла бы дать, и получить сполна, от своей дочери любви и нежности в жизни! Хотя получать она получает, а вот давать, так и не научилась.
Так и не проснулась она  от сна души, так и осталась её душа, как нераскрытая книга, простоявшая на полке без надобности всю жизнь…
   
Мама переехала в село под Самару. Мила родила и вырастила дочку. Бабушка не торопилась знакомиться с внучкой несколько лет.

Когда Мила приехала в село к матери, то все её знакомые были удивлены, что у неё, оказывается, есть  ещё одна дочка, - старшая, о которой она никому ничего не говорила  на селе, и только  не могли понять, почему она молчала про такую

 замечательную дочь, так как Милочка всем очень понравилась, когда с ней познакомились.
 В своё оправдание мать ответила на вопрос Милы об этом молчании, что не любила её отца,- вот поэтому.
-      Мама, но я ведь твоя дочь!…Как ты можешь меня из жизни вычеркивать? А своего второго мужа, который вечно  пил, буянил и избивал тебя, и нас, ты любила?- только и смогла произнести Мила. Мать молчала.Она никого никогда не любила, кроме самой себя.
  Время идёт,...а иногда оно лечит, говорят люди... Сейчас она звонит Милочке часто, и просит, чтобы она её навещала почаще, ведь ей нужно крышу делать -

протекло, и новое одеяло купить неплохо, воду провести в огород, вот, и из продуктов захватить не забудь  кое-что,- и диктует список. Да и скучно ей одной в доме…
Мама остается мамой, как всегда, только о себе, любимой, думает! Человек не меняется.
А Милочка? Она ещё долго в холод, снег и  дождь, стоит с огромными сумками у закрытой калитки, дожидаясь маму из церкви со службы.

Мама не торопится, хотя знает, что дочь приехала издалека, ждёт её, замерзает на холоде.
-       Ничего, подождёт, тут поважнее дела...
 В последнее время она очень часто ходит в церковь,и долго о чём-то молится, разумеется, не о внуках и дочерях. Она стала примерной прихожанкой, и посещает все службы.

Она просит у Господа – всего лишь  Царствия Небесного…Возможно, он её услышит. Только как вот с земными делами решить? Милочка, по своей доброте, её простила  и забыла свои обиды…. Мать, ведь.

Видно желание, иметь хоть какое- нибудь родное существо,сильно сидит в ней до сих пор.
Ей всегда хотелось иметь полноценную семью, но жизнь частенько несправедливо предлагала ей  другие варианты…

      Я не Господь Бог, и не должна  судить. Знаю, сказано:- «не судите, и не судимы будете».
 Но в моей душе суд над этой мамой продолжается, и я никак не могу её понять, и простить за мою любимую Милочку.

Я  Миле говорю  иногда, чтобы утешить немного,  после очередного посещения мамы:
-  Господь даёт нам родителей такими, какие они есть, и тут уж никуда не денешься, а они могут быть всякими, ты же знаешь.

Мы их не выбираем. Она кивает мне головой, готовая расплакаться.

  Но, какое счастье, что друзей мы можем выбирать сами!-  говорю я ей,и целую её в щёчку.