Борис Барнет

Евгений Михайлович Барыкин
               
                "У ВАС ПРОДАЁТСЯ СЛАВЯНСКИЙ ШКАФ"?

          Известно, как  Голливуд  /да  и весь мировой
кинематограф/ любит ставить фильмы про жизнь в кино -
сияние кинозвёзд, тайные пороки киношников, скрытые и
явные трагедии. Советский кинематограф, судя по водопаду
последних публикаций и редких кинопопыток осмысления
собственной участи, несомненно таит в себе не меньший
потенциал.
          Вот только одно имя - Борис Барнет.
          Этого кинорежиссера у нас, наверное, начинают забывать,
в то время как за рубежом  редкие ретроспективы нашего кино
обходятся без его картин.
          Несомненно, в бытии режиссера отразилась история
страны, история отечественного кино. Бодрое и почти безмятежное
начало  20-х годов запечатлели его картины "Девушка с коробкой", 
"Дом на Трубной" (1927), мажорно во всем мире звучит
до сих пор "Окраина"(1933), нежно и с теплой иронией
рассказана история трёх людей "У самого синего моря" (1935).
         Война оборвала эту киноидиллию, хотя, кажется, мотив
идиллии вопреки  жестокости войны пытался провести художник
в фильме "Новгородцы" /"Славный малый"/ (1942). Киноленту
на  экран не допустили. Но именно эту картину сейчас нередко
требуют за рубеж для показа на тамошних кинофестивалях
советского кино.
          ...В 1947  году  мальчишки  всей  страны  стали
играть в "Подвиг разведчика". Отечественную кинокритику и
теперь не особенно "царапает" тупость врагов,
противостоящих Кадочникову-Эккерту, а зрители обязательно
пьют "за нашу Победу" и до сих пор вкладывают сокровенный
смысл во фразу про "славянский шкаф".
         При всех известных  достоинствах  картины она хранит,
на наш взгляд, еще два небольших шедевра: взгляд актера Бучмы,
чей герой только что стоял на краю гибели, и такой же
наполненности, но холодный и философски-трагический взгляд
генерала фон Кюна, сыгранного самим Борисом Барнетом.
От его генерала можно вести  родословную всех умных, 
проницательных, тщеславных, жёстких и жестоких противников
Штирлица...
          Герои картин Барнета были людьми простыми, 
на которых эпоха взвалила непростые задачи. Многие судьбы
были сломлены. Вместе с ними и судьба Бориса Барнета.
Возможно, экран когда-нибудь отважится присвоить себе жизнь
и трагедию этого человека. Но не приведи нас кинематографический
Бог к рассказу о жизни Барнета в стиле Голливуда.

                Статья из каталога кинофестиваля
                "Белые Столбы - 2002")