Белые церкви-осколки Руси

Михаил Махов
         
Удивительное это дело – перелистывать старые архивы. Все как сейчас с живыми людьми, с обычными событиями. Со своими драмами и радостями. Вчитаешься и , как будто в этом времени находишся. А оглянешься : сколько лет прошло, какие события произошли.? Попытка  проследить развитие  ц е р к в и   в  Пестяках оказалась для меня увлекательным делом.  А главное – открыла новую красоту района , удивительную его духовность и человечность, обнажила глубокие корни   его духовности и чистоты человеческих отношений, которые сейчас проявляются  в пестяковцах. И как же было преступно обрубать эти корни до такой степени, что смогли появиться те, которые заявляют, что первыми принесли сюда духовность. Как им не хватает элементарного знания истории! Трудно рассказывать обо всем , что хранят архивы, но сегодня я расскажу вам о храмах. О том как наши предки строили их и сохраняли.
Как уже известно, впервые в  документах Пестяки упоминаются в 1628 г и  там же сказано, что в селе - деревянная церковь. Это была церковь святителя Николая. Перестраиваясь и ремонтируясь, она дожила до 1752 года, когда и сгорела. В этом же году пестяковцы принимают решение о строительстве нового храма и в 1760 году он был открыт.Правда вид был несколько иной. «Зимний» храм  был поуже , но как и сейчас,  без колокольни.
Интересно , как в те времена развивались и другие церкви, окружающие Пестяки. В Нижнем Ландехе году в 1755 году сгорела Троицкая церковь. К 1768 году был построен храм с тремя престолами:Животворящей Троицы, Святого Николая, а также Иоанна Предтечи. В 1762 году в Нижнем Ландехе еще одно несчастье: сгорела церковь во имя Рождества  Богородицы. Однако в 1785 году   на ее месте стали строить великолепный собор. Строительство его было закончено в 1805 году. В нем тоже устроены три предела: Рождества Богородицы, Иакима и Анны и Всех Святых. На открытие собора патриархия подарила храму большую, чудную икону в бархатной ризе, сплошь покрытую жемчугом. Колокольню построили в 1775 году. Вообще-то пожары были бичем деревянных церквей. Так , в 1823 году в грозу сгорели две церкви в Беклемищах.. Но жители взялись и к1832 году возвели новую каменную с престолами Вознесения Господня и Николая чудотворца. В 1823 году огонь уничтожил Никольский храм в Верхнем Ландехе., а новый был возведен    на пощади поселка в  1863 году . Интересно, что в 1831 здесь открыт первый каменный храм Трех Святителей. И строили его на деньги крепостного крестьянина Так записано в документах.
И 1821 году сгорела деревянная церковь в с Георгиевском.. Новый  храм  с главным престолом в честь Казанской иконы   Богоматери  и в теплом храме в честь великомученика  ГЕОРГИЯ  освятили в  июле 1825 года. Кстати, тогда же освятили  и храм  в Никулине. В нем было три престола: в честь Вознесения Христова (главный)  и  Святого Николая   с Казанской иконой  Богоматери в теплом храме.
В Чихачеве у речки Ингера стояли две деревянные Церкви и вот священник Стефан Афанасьев решился на строительство вместо них новой каменной церкви.Было это в 1813 году. В 1856 г.здесь расширили трапезную.
В Пестяках тоже здание храма    не оставалось в первоначальном  виде.В 1897      году расширен теплый храм. Но на попечении общины был еще и деревянный храм в честь Святой Троицы на кладбище, построенный в 1779 году. В 1885 году к нему пристроили каменную колокольню.
В Успенском храме постоянно шли дополнительные работы. Большой ремонт был в 1900 году и появились красивые иконостасы, несколько  уникальных икон.Одна из них     - Успения Пресвятой Богородицы с клеймом «чудотворная» была списком с иконы Киево-Печерской Лавры, сделанным в 1703 году. Великолепны ,в золотых ризах, были и главные алтарные иконы Спасителя и Богородицы.У Богородицы в венце красовался огромный  алмаз, а в ковчежце – мощи пяти Святых и песок с могилы святого Антипы. Не имели цены и фрески на стенах храма. Писали их Палехские  художники. По тем остаткам, которые сейчас есть, специалисты определили великолепное мастерство и необыкновенную редкость работы. Интересна и хозяйственная деятельность общины. У храма был 131 га земли, в том числе 15 га – леса. Весь угол сельхозугодий от дороги на молокозавод и до плотины по реке  и дороге , тоже принадлежал церкви, как  и сенокосы за рекой. Были и свои мастерские. Но что наиболее важно: огромное число крестьян и собственников считало церкви своим основанием и всячески старалось его сохранить и умножить. Это действительно помогало развиваться району, в котором к моменту закрытия церквей было свыше 40 000жителей. К одному нашему храму относилось 78 деревень. Всего же в районе насчитывалось 12-15 церквей (цифры уточняются). Они вели большую воспитательную работу. Земская школа, находившаяся в каменном здании (теперь ДДТ) постройка1897 года, считалась под надзором и обслуживанием церкви.
 Твердость духовных основ позволила сохраниться району почти до 40-х годов. Все революционные «новшества» были больше на бумаге , чем на деле. На деле люди работали, жили , молились Богу. И только жестокие репрессии конца 20- начала 30-х годов, закрытие храма в1932 году привело к невосполнимым потерям.
 Сейчас начата реставрация «летнего храма», где главный престол  Успения Пресвятой Богородицы. С открытием его община усматривает особую духовную ценность и новый этап в возрождении Пестяков.



СПАСЕНИЕ  В  НАШЕМ  ЕДИНСТВЕ.

Х!Х-й век  был для церквей района самый благоприятный. Неплохо начинался и ХХ-й век. Большинство их были отремонтированы. В том числе и Пестяковская. В начале века начали строить Воронятскую церковь, которую открыли в1914 году.
Беда пришла в 1917 г. Уже в 1918 году был издан декрет об отделении церкви от государства и экспроприации ( отнятии )храмов. « Но пусть не беспокоятся верующие люди,- писал в статье «Церковь и государство» Н.М.Лукин (изд.»Коммунист»1918г.)-Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются в бесплатное пользование соответствующих религиозных обществ.» Значит, нечего опасаться .что храмы, часовни и иконы будут отняты у церкви…Казалось бы. Всякий  искренно верующий человек должен радоваться декрету. Статью аннотировал А.В.Луначарский и он знал, что это насквозь лживое утверждение. С одной стороны, большевики делали вид защитников свободы религии., с другой – мы теперь знаем о секретном распоряжении В.И.Ленина о массовых расстрелах священнослужителей  и сочувствующих им.
Пестяковский район(тогда Гороховецкий уезд) был далеко от центра, поэтому здесь ве изменения задерживались.  Только в двадцатых годах началось разорение . Закрыли Святоезерский монастырь. Изъяли из него служебную утварь, ризы с икон, священнические одежды. Одного серебра набрали несколько десятков пудов. Однако сами церкви трогать боялись, ибо народ стоял за них твердо. И только к тридцатым годам набрались храбрости и начали закрывать культовые здания. Причем районное руководство в точности повторяло лицемерную политику верхов.  Вот как отвечало оно на запрос из области на жалобу жителей Пестяков о закрытии Успенского храма: Принимая во внимание , что обновленческая община этой церкви не выполнила своих обязательств по уплате налогов  и тем самым нарушила заключенный с ней договор; что местное население  высказалось за закрытие этой Церкви и передачи ее под культурные учреждения, т.к. Пестяковский районный центр не имеет клуба и кино, вследствие чего РИК ходатайствует о передаче здания Церкви под кино. Причем переустройство обеспечивается  средствами РИКа и Союзкино. А для удовлетворения  нужд верующих имеется другая Церковь в этом селе. Договор расторгнуть и Церковь как молитвенное здание ликвидировать с передачей ее РИКу для устройства клуба-кино».
На самом же деле никто передачи не желал( кроме самих руководителей). Второй настоящей приходской уцеркви для прихожан этой общины в селе не было. Как и самих средств на ее переустройства у РИКа   тоже.И налоги храмом были заплачены.
Церковь закрыли ,имущество «изъяли». Сначала оно хранилось в милиции, потом – в палатке. А потом и вовсе пропало. Правда один из мелких начальников  тех лет похвастался . что ему из имущества достался … священнический крест и напрестольный ящичек.. но сдать их в Церковь он не решился. А куда же делись остальные ценности? Может кто-нибудь ответит на этот вопрос. Пример» изъятия ценностей в Нижнем Ландехе наводит на грустные размышления . Там сельсовет не удосужился даже дождаться решения РИКа о ликвидации. Просто сами пришли и закрыли храмы, экспроприировав ценности. По описи видно, какое великолепие было в храме: тут и иконы Смоленской. Тихвинско  Казанской, Спасителя. Богатая утварь и одежды. Но сразу в акте рядом с основными ценностями  такими как риза к иконе Спасителя( десять кг серебра), с иконы Бгородицы ( 9,5 кг серебра) и т.д.. проставлено:» украдено неизвестными» В это время арестовывали и судили священников. Сейчас нами собраны материалы об этом, для следующей статьи.
Одна из самых трагических историй произошла в  Георгиевском. Открывается она через документы 1943-1949 годов, когда жители села решили  открыть храм. В своем письме в область уполномоченный общины  Григорий Ефимович Борисов писал: »Громили хуже дикарей , не знающих культурного порядка» Еще остались те . кто проводил варварскую оперецию. Репрессии чинили над священнослужителями . Забрали двоих, не предъявив даже обвинения. Позже пригласили остальных  и также застращали. Все верующие этого сельского совета были сосчитаны  перед очередными репрессиями. А тех двоих священнослужителей : о. Павла Богоявленского и дьякона  Александра Орфанова – расстреляли 28сентября 1937г. Жители об этом не знали . Они надеялись открыть храм.
Но вновь их жалобы спускались в район.. а тот отвечал, что это единоличное желание Борисова. Что церковь ветхая. А община собрала почти две тысячи подписей от жителей прихода. «Теперь все встречают возможное открытие  Церкви со слезами радости», писал Г.Е.Борисов 1944году. Комиссия определила, что храм в нормальном состоянии. В конце-концов после того как  прихожане написали 14 жалоб  вплоть до ВЦИК и Патриарха, пришла в район записочка от секретаря ОБЛКа с рекомендацией председателю РИКа :»Сходи и устно им сообщи, что просьбу отклонили.». Кроме Е.Г.Борисова  основными организаторами открытия были Екатерина Николаевна Тычкина и Анна Абрамовна Зыбкина. Но отказ они получили уже в 1949 году. Хотя по всей стране  во время войны  и после небыли открыты тысячи храмов. В Пестяковском районе власти этого не допустили.
 А что же делалось с отобранными храмами?  В Яманове –взорвали. Где- то устроили склады, а кое-где мастерские. В самих Пестяках кладбищенскую церковь, после ремонтов в 1934 и 1937 годах признали негодной и закрыли, но долго еще использовали под МТС.
 Исторя ее закрытия длинная. Сначала в 1935 году запретили звоны. «Медсантруд» на своем заседании решил. что  поскольку Церковь находится  в 60-70 метрах от больницы, то   колокольный звон мешает правильной работе амбулатории и беспокоит больных. Звон следует запретить. И запретили … Никакие доводы прихожан, изложенные в письме Василия Петровича Табакова , что Церковь не в 70 метрах , а  в 200-250, что 1500 пудов колоколов уже забрали на переплавку и остался один 154 пудовый колокол, что большинство лежащих в больнице людей – верующие и т.д. Не подействовало. Потом у церкви отобрали сторожку, затем, в связи с близостью к базару, закрыли колодец. Наконец, запретили( из пожарных соображений) служить и  сломали. Ценности тоже были похищены неизвестными.
В Пестяках было еще три часовни. Одна стояла между библиотекой и зданием редакции .Пятиглавая красивая она была построена на деньги одного из богатых купцов.
Вся история разорения пестяковских  Церквей один в один отражает то, как это происходило в государстве в целом. Та же ложь. И как важно. чтобы снова не появились те, кто ложью  обманом , репрессиями и тюрьмами не разрушил сегодняшний труд. Но для этого нужно быть дружными твердыми в своей вере.
                Настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы п.Пестяки  протоиерей М.Махов.