Реми Жульен и Жиль Деламар. Тишина ломается

Николай Ник Ващилин
Перевод с французского Николая Ващилина



В школе Жиля Деламара





В 1964 году, после «Фантомаса», я ушел от Жиля, твердя ему, что я никогда не стану каскадером. Но, добавил я, если ему нужен будет пилот, я готов.

Он ловит меня на слове и в 1965 году приглашает на съемк «Коплан ломает все» (на самом деле он ничего не ломал) Рикардо Фреда. Этот фильм и его режиссер существенно повлияют на мою дальнейшую карьеру. Иль достаточно доверяет мне и предоставляет мне полную свободу предлагать свои варианты маневров.

Коплан в исполнении Ричарда Вилера гонится на мотоцикле за машиной и срезает путь всеми возможными способаи: пересекает поля, прыгает через канал и т.д. Мы снимали на трассе в Труа, которую я хорошо знал, поскольку выиграл там несколько соревнований по мотокроссу. К вящей радости техников и режиссера, проделываю там все, что умею: меня заносит, я совершаю впечатляющие прыжки.

На следующий день я мчусь на просмотр. Полное разочарование: эффекта это не прозводит никакого. И, наоборот, впечатляют очень простые кадры,





Стр.25

Не требующие никакого риска (как я еду через поле пшеницы). Я начинаю понимать, что кино и в самом деле искусство иллюзий.когда я думаю, сколько усилий я приложил, чтобы прийти к этму результату, я понимаю, сколькому еще я должен научиться.

Тогда я предлагаюсовершить прыжок через шлюз Сепуа: принято с энтузиазмом. Но времени у меня мало – начинает смеркаться – маловато и технических возможностей. Все равно я прыгаю и немного промахиваюсь с трамплином: задним колесом я задеваю воду, а картер мотоцикла налетает на противоположный берег. То есть я просто здорово шлепнулся. Прихожу в себя на другой стороне, все в порядке. Фреда использует этот эпизод в фильме, но я обещаю себе пересмотреть свою позицию и больше не влезать в подобные передряги. Им нужно «соответствовать» и быть побольше моего уверенным в том, что получатся.

Урок пригодится.

Спустя некоторое время один мой приятель из местных, Лямюль, ругаясь, приносит ежедневную газету в парикмахерскую Папуэтта, куда хожу и я. Там напеатана фотография прыжка через шлюз со следующей подписью: «Жиль Деламар рискует жизнью». Папуэтт и Лямюль хотят ругаться с журналистом. Я с удивлением обнаруживаю, что мое окружение в большей степени, чем я, восприимчиво к подобному вранью. Для меня главное – это то, что я понравился Деламару и Фреда и что я внес что-то положительное в создание фильма. Но я только в начале пути!

Через некоторое время, в октябре 1965 года, для съемок фильма «Джентльмен из Кокоди»

Стр.26

Жиль пригласил несколько кандидатов – в том числе и меня – которые собрались в приемной киностудии Гомон. Все – за исключением меня – пришли с впечатляющими досье и вырезками из прессы. И каждый принялся расписывать свои последние подвиги. Жена одного из них, по-простому, даже советует всем остальным отказаться участвовать, раз сюда приглашен ее муж. А я-то зачем ввязался во все это? Чувствую, что вид имею невзрачный, явившись как дурак прямиком из Монтаржи. В этот момент появлется Жиль и знакомит нас друг с другом. Когда он объявляет «Реми Жюльенн, чемпион Франции по мото-кроссу», отношение других ко мне изменяется целиком, а один из них, «мотоакробат», признается, что уже да года не садился за руль мотоцикла: «Интересно, способен ли я еще на что-нибудь», - говорит он. Когда позже я увидел его за рулем, я понял, что он никогда не был ни на что способен.

В дальнейшем я узнал, что каскадеры не настолько хвастливы и невежественны, как кажется, они просто-напросто являются жертвами модного в киношной среде желания набить себе цену.

В конце концов, выбрали меня. Странно, но я этому не слишком радуюсь, и только мой отец настоятельно советует мне ехать. «Пока я не передал тебе дело, - сказал он мне, - пользуйся случаем, может быть, другой такой возможности не представится». Лучше он не мог бы и сказать. Я подписываю контракт на два месяца, которые превратятся в три.

Мои обязанности ограничены, и это пзволяет мне с пользой провести время среди того, что окружает меня. Роскошь отеля Ивуар в Абиджане, труппы, приехавшие со всего мира

Стр.27

Предаться развлечениям, сама жизнь рядом с героями фильма, которые вызывают у меня восторг: благодаря Жану Марэ, Филиппу Клэ, Роберу Дальбану, Нэнси Холловей, Лизлотт Пульвер мой нонконформизм улетучивается.

Для меня этот фильм представляет собой вереницу приключений прямо из комиксов с участием целого комплекта шутов и бездарей, которых держит в узде Кристиан-Жак, которого они доводят до исступления, несмотря на то, что ему уже шестьдесят лет. Атмосфера мне напоминается атмосферу «Фантомаса». Так, инструктор по грузовым машинам в течении двух часов безуспешно пытается научить Лизлотт Пульвер управлять механизмом с нужной скоростью, это огромный тягач с полуприцепом. Этот тип упрямо пытается обучить ее всем скоростям (а всего их десять). Видя, что все застопорилось, я бросаюсь с головой в омут, и меня не останавливают даже неприятные воспоминания о случае с Кадиллаком из «Фантомаса»: я говорю Кристиану-Жаку, что знаю, как поступить. Он ругает меня за то, что не сказал ему об этом раньше, но демарш удержался. Она едет на третьей медленной и с помощью электрической ускоряющей передачи переходит на третью быструю. Это просто и быстро: точная иллюстрация того, что требуется в кино.

Стр. 28

Руководство группой, чтобы не тратить весьма приличные средства на доставку операторской повозки (на которой устанавливаются камеры во время съемок многочисленных погонь), решило изготовить такую телегу на месте. Отвественный выбрал новый брек «Шевроле Плюс» и велел переделать его, даже не опробовав. Готовая повозка оказывается никуда не годной из-за жутких вибраций. За немалые деньги меняется все: аморотизаторы, передний мост – никаких изменений. Стоимость работ становится внушительной. Эта комедия продолжаетсядовольно долго, до того момента, когда совершенно случайно, отправившись за повозкой в гараж, мне приходит в голову проверить давление в шинах: от весьмисот грамм до трех килограммов. Больше того: ещё и колеса имеют три разных размера. После простейшей починки с повозкой больше нет никаких сложностей. Ответственный, которого к моему удивлению, оставили на занимаемой должности, не слишком меня полюбил. До окончания съемок Жиль должен был уехать на съемки «Злоключений китайца в Китае» Филиппа Деброка с участием Урсулы Андресс и Жан-Полня Бельмондо. Он поручает тому, кого наши рабочие непочтительно называют «шерифом острова Сен-Луи», все заботы об окончании работы. Этот человека, как мы увидим в дальнейшем, умеет делать всё (так, по крайней мере, он утверждает).

Я должен по сценарию фильма висеть вместе с Мишель Делакруа под вертолетом, за которым гонится самолет. Установлена система тросов, связывающих нас с вертолетом. Приспособление кажется мне ненадежным, и я прошу добавить дополнительные тросы. Ответственный насмешливо отнесся к моей просьбе: «Я участвовал в двухстах пятидесяти фильмах, - сказал он, - и я знаю свои обязанности». Пристыженные, мы отпраляемся на пробу. Сразу по возвращении я проверяю состояние тросов: в главном тросе шесть жил лопнули. Ругаемся страшно: в результате – ещё один недруг. Помню также и эпизод с лассо: вертолет поднимает в воздух Жана Марэ и Лизлотт Пульвер. Нападающие должны похитить самого Жана Марэ и дублера Лизлотт Пульвер, Мишель Делакруа, забросив лассо с расстояния в пять метров. Целый час забрасывающие лассо изводили эту пару, а все никак не могли попасть туда, куда нужно. Одному рабочему-механику удалось сделать это с первой попытки (без всякой тренировки). «Шериф», который тренировался каждый день, не мог прийти в себя от досады.

Стр. 29

Жан Марэ, который никогда спортом не занимался, демонстрирует чудеса храбрости и превосходные физические данные. Несколько раз подряд он удачно выпрыгивает со связанными руками из едущей машины. Когда он совершает прыжок с балкона с высоты шесть метров на крышу «Лэндровера», нагруженного тюками, ему везет меньше: машина идет на скорости, а Жан плохо рассчитал момент, когда ему нужно прыгать, поэтому попадает слишком сзади, не может удержать равновесие и падает на землю, совершив умопомрачительный кульбит: сломаны оба запястья.

На следующий день после отъезда Жиля я должен осуществить разворот на 180 градусов на автомобиле «Симка Версаль» на масле, которое Жан Марэ разливает у грузовика. Я очень волнуюсь, так как нужно проехать почти вплотную, естественно не задев при этом нашего Жана, который как обычно уверен в себе и доверяет мне. В момент старта я замечаю, что мне достался «Версаль» очень плохого качества – работают только пять из его восьми цилиндров. Кристиан-Жак теряет терпение, но почувствовав подвох, я отказываюсь ехать. Ответственный возмущен. Ничего не помогает. В конце - концов, как будто случайно находится хорошая машина, и трюк удается выполнить в совершенстве. Ну и испугался же я!

Пользуясь многочисленными перерывами в работе, я тренируюсь на гоночном Триумфе-200. Могу проехать некоторое время на заднем колесе за отелем под восторженными взглядами немногих приверженцев. Они такие милые, что даже если мне не хочется, я считаю своим долгом выполнить этот номер, потому что знаю, что они ждут от меня.

Стр. 30

Однажды один полицейский на мотоцикле, который наблюдает, как я езжу, робко спрашивает у меня, как это у меня получается. Я объясняю ему трюк, максимально вдаваясь в подробности:

- Ты едешь на второй, стоя на подножке, и нагружаешь вилку переднего колеса; когда она разжимается, ты резко добавляешь газ и тянешь руль на себя, а потом дозируешь газ так, чтобы держать равновесие. Заметь: дело только в ручке газа.

Подумав, полицейский спрашивает:

- А за сколько ты мне ее продашь, твою ручку?

Там я мог бы выдавать себя за какого-нибудь бога: после каждого номера люди подходили ко мне и пытались дотронуться, говоря: «Ты как талисман, ты принесешь удачу».

Так, благодаря этому фильму, я попал в кино.

В конце 1965 года Жиль руководит каскадерами в фильме «Большой ресторан» Жака Бенара с Луи де Фюнесом. Помимо того, что он отвеачет за постановку трюков, он должен также разработать сценарий динамических сцен. Работая с ним, я многому учусь.

Его техник Жозеф Коттэн, несравненно доброжелательный, способен буквально на все. Именно он придумал, как сделать крылья, на которых Жиль парит до того, как открыть парашют. Для этого фильма Жиль изобрел несметное количество трюков.

Стр.31

Например, Ариана – мечта каскадеров – едет по дороге с несколькими парами лыж, прикрепленными к крыше. Потом она делает кульбит и, задрав все четыре колеса, скатывается на полной скорости на лыжах, отталкивается от трамплина, совершает потрясающий прыжок через долину и оказывается на противоположном склоне. На самом деле, в машине, пока она спускается по склону, за рулем сидит Жиль, в последний момент он выпрыгивает в снег. Когда машина в прыжке достигает апогея, съемка обрывается, и мы видим Ариану парящую в небе: это подставная машина, облегченная до последней степени, подвешенная к вертолету на небесно-голубом тросе. В этом эпизоде Жиль выполняет непростую работу в перевернутой машине, но пилот вертолета ещё хуже, потому что он управляет совершенно необычным грузом с максимальным весом.

Меня воодушевляет эта сторона кинематографа – «спецэффекты», и Жак Мартен, ответственный, не скупился давать пояснения. Обычно-то люди ревниво охраняют свои секретики; а он объяснял все весьма подробно: без сомнения, так ведут себя люди щедрые, но от того, кто так поступает, требуется постоянное движение вперед, иначе он станет свидетелем того, как другие без зазрения совести пользуются его изобретениями.

Во время эпизода с мотоциклом, который едет по снегу, из-за отсутствия достаточных мер предосторожности и нормального снаряжения, я падаю на хорошей скорости, и в результате получаю вывих плеча. Вечером, по дороге в отель вместе с Роже Майем, невольно слышу разговор киношников:

- Очень хороший для него урок, - говорит Жиль, - достаточно жесткий, чтобы в следующий раз он подумал о защите, я ведь его предупреждал.

Стр.32

В тот момент я слишком подавлен, а Май взрываетя: «Это подло!» - кричит он. Но я его успокаиваю. Со смирением заявляю, что я с Жилем полностью согласен. Я и впрямь так думаю. Я не привык извинениями искупать свои ошибки, такое поведение надолго отсрочит мое «появление на свет», но я об этом не жалею.

Еще забавнее был спуск по снегу с гор Тинь (Савойя, фр.Альпы – прим.перев.)… Моя задача состояла в том, чтобы как можно быстрее преодолеть несколько километров зигзага на той самой Ариане … с чтырьмя актерами на борту, среди которых Боб Дальбан и Венвитино Венантини. Последний на чистом итальянском языке часто рассказывает нам о своей Альфа-Ромео и о том, сколько он из нее выжимает. Наша машина идет в гору на место старта. Солнце сияет, обстановка непринужденная.

- Не делай как тогда, - говорит мне Боб Дальбан шутя, - притормози, преждем чем влетишь.

Боб знает меня со времен «Джентльмена из Кокоди»и знает также, что у меня есть голова на плечах, но другие-то не знают и смотрят на меня подозрительно. Дают сигнал трогаться, и я рву с места как одержимый, скребу боками, нас заносит, наконец-то едем нормально, и я не обращаю внимания на вопли актеров, а Дальбан подливает масла в огонь, подбадривая меня. После съемки Венантино, который вообще не робкого десятка, больше не хочет садиться ко мне в машину, ссылаясь на то, что он актер, а не каскадер. Насмеявшись вдоволь, я понимаю свою ошибку. Моя задач в том, чтобы не только устроить зрелище, но и обезопасить людей, ремесло которых не заключается в выделывании акробатических номеров. Реакция Венантино, ставшего моим хорошим другом, пошла мне на пользу.

Во время съемок этого фильма я оказался свидетелем редкого по неосторожности поступка, случившегося из-за незаслуженной доверчивости Жиля о отношению к безответственным людям.





Стр.33

Поскольку я в этом не участвовал, я могу судить с полной ответственностью. Эпизод представлял из себя Ситроен D.S., который на скорости 80 км/ч прямо с берега въезжает в Сену. Каково же было мое изумление, когда я увидел, что нам доставили машину без мотора! Механикам звестно, что у D.S. без мотора отсутствует подвеска. А как прыгать с трамплина без подвески? Жиль мне сказал:

- Меня подставили. Но я все равно буду прыгать.

В этот момент у меня и впрямь все похолодело внутри, и я понял, что лично я не созрел для того, чтобы выполнять работу в таких условиях. А Жиль прыгнул на этом агрегате-гибриде (к нему еще добавили рессоры), которого толкала «американка» (Шевроле Корвет) на скорости около 100 км/ч. И … справился.

Те, кто готовил машину, решили, что это их заслуга, но подвергать себя опасности в такой ситуации было ошибкой, в ситуации, когда люди вокруг несерьезно относятся к делу и помощники только называются помощниками.

В последнем эпизоде этот D.S. должен был вынырнуть и плыть по Сене. После предыдущих грубых ошибок киношники и Жиль попросили меня отвечать за организацию съемки этого эпизода. Так я в первый раз стал создавать что-то для кино. Мне пришло в голову, что можно установить кузов D.S. на лодку, и все будет приводиться в движение мотором, спрятанным под кузовом. Один очень умелый механик, Тони Морейра, собрал все вместе, и это оказалось технически очень удачно. В результате Робер Сюсфельд, директор киностудии Гомон, прислал письмо с поздравлениями и благодарностью, но не мне, а одному Морейре.





Стр.34

Правды ради нужно сказать, что управлял аппаратом он. Следовательно, слишком большая скромность в этой профессии ни к чему не приводит. В дальнейшем я об этом вспомню. Я сделал еще одно открытие: для нужд приключенческого кинематографа нужен не чудо-механик и не чудо-оператор, просто кто-то должен оказаться в состоянии добиться интеза механических возможностей и требований постановки. У меня открывались возможности найти себе применение, но я в это не верил. Еще не верил.

После «Большого ресторана» был «Большая прогулка» Жерара Ури с Бурвилем и де Фюнесом.

Жиль хочет, чтобы я возглавил группу мотоциклистов: два экипажа на мотоциклах с колясками и один мотоцикл без коляски. Роже Май сидит за рулем мотоцикла с коляской с Аланом Белтуазом в качестве пассажира, второй мотоцикл с Джеки Мелиоли (мир тесен) веду я, а мотоцикл без коляски доверен Артуру Гаррису. Заметьте, что эти парни не каскадеры, но зато все они – отличные пилоты и участники соревнований. Жиль предоставляет мне полную свободу действий. Мы работаем в качестве второй команды под руководством Клода Клемана с оператором Владимиром Ивановым, по прозвищу Вово, а также с Роже Глэзом, по прозвищу Глэзу. Встречаемся мы часто.

Подготовка к фильму занимает очень долгое время, так как Жерар Ури очень дотошно монтирует эпизоды. Он буквально вылизывает каждую ситуацию, каждый трюк. В процессе я знакомлюсь с госпожой Шапман, секретарем Жиля, фантастической женщиной, которой он целиком доверяет (и она заслуживает этого).





Стр.35

Для его окружения это весьма исключительный случай. Другое знаменательное событие: в первый раз я получаю зарплату не только во время съемок, но и во время подготовки к ним и во время проб.

На мне немалая часть работы (техника): два комплекта мотоциклов, в каждом из которых – два с колясками и один без коляски. Кроме того, мне непросто понять, кто есть кто, и я трачу бесконечное количество времени, пытаясь скоординировать работу разных людей, занимающихся подготовкой: Коттен отвечает за трюки, Мишель Нодэн за работы механиков, а также Морейра, который должен поставить мотор от Шевроле V 8 на раму двигателя грузовика Ситроен U 23, который обычно имеет мотор с передним валом. Этот довоенный грузовик ветхого вида приведет в изумление не одного автолюбителя, когда мне нужно будет его доставить в Фонтенбло. Вот только один случай: жду зеленого сигнала под насмешливым взглядом владельца Пежо, сидящего за рулем 203 модели, снабженной турбонагнетателем «Константин» (я описывал его выше). Загорается зеленый, я даю полный газ, а все остаются на месте, в облаке пыли, поднятой моим деревянным разъеденным червяками сундуком на колесах. И так до следующего светофора, где я замечаю за собой множество любопытных, которые некоторое время едут за мной: не каждый день можно видеть, как антикварная рухлядь несется на скорости 120 км/ч! Задний мост (и остальное) подыхает перед Парижем, что в дальнейшем заставляет меня соблюдать меры предосторожности.

Наша небольшая группа встречается в Сан-Флуре, где мы разгружаем технику, приехавшую на поезде. Мы уезжаем с вокзала транспортной колонной, Алан Белтуаз дет во главе на мотоцикле БМВ с коляской, похожем на русские модели. Редко можно найти лучшего (или худшего) шутника-затейника. Поэтому мы совершенно не удивляемся, когда видим, то он прямо посреди дороги начинает выплясывать что-то вроде танца святого Витта.





Стр.36

Мы все покатываемся со смеху, и даже булочник, который стоит на втором этаже своей лавки… но он перестает смеяться, когда наш метеор врезается в его новенькую витрину и буквально протыкает ее насквозь. Алан не пострадал: он уверяет нас, что он не справился с управлением по неизвестной причине, этому не верит никто, в особенности булочник. После составления протокола о происшествии мы делаем «вскрытие» мотоцикла, который тоже не пострадал. Оказывается, там в рулевой колонке не было верхнего шарикоподшипника. Это была запасная модель, не полностью укомплектованная. Ну и начало! И в первые дни съемок поломки тоже сыпались одна за другой: ржавые баки, прогнившие шины, нарушенные электрические контакты. К счастью для всех нас, мы кое-что понимали в технике.

Трюк с желтой полосой: дорожный рабочий делает разметку поворота сплошной линией, как вдруг появляется грузовик с тыквами и с монашкой за рулем. Рабочий выпускает из рук аппарат, который производит разметку, и тот продолжает двигаться по прямой за пределы дороги. Первый из мотоциклистов, опустив голову, чтобы в нее не попали тыквы, которые швыряют Бурвиль и де Фюнес, следит только за линией… тоже съезжает с дороги и совершает головокружительный прыжок в пустоту. В связи с этим эпизодом я совершенно потрясающе шлепнулся, но, к сожалению, это не было отснято. Мы делали монтажное соединение этой сцены со съемками у Манта на дороге Крет: то есть прыжок на мотоцикле начался в округе Канталь, а закончился в Сен-у-Уаз. Вот так!!! Во время этой погони один из мотоциклов с коляской тоже съезжает с дороги в Сен-Флуре и влетает в пруд с утками: этот пруд находится около Мелуна. Много всего я узнаю нового, и при этом развлекаюсь по-сумасшедшему.





Стр.37

Что меня не радует, так это запах, который пристал ко мне после этих съемок на несколько дней, несмотря на то, что я моюсь. А мой пассажир, Жерар Штрейфф, растянул себе колено во время этого трюка. Забавно мы обучаемся нашей профессии. Следующий трюк сложнее: мотоцикл въезжает в столб и раскалывается на две части, потом, через тридцать метров, снова стыкуется вместе и разваливается окончательно. Коттен подготовил коляску с мотором от Веспы и направляющим колесом, эта коляска соединялась с мотоциклом с помощью пластины, которая раскрывалась вперед в форме буквы V. при столкновении со столбом благодаря системе защелок обе части высвобождаются и каждая катится свою сторону. На скорости 60 км/ч важно не промахнуться, но этот зрелищный трюк нам удается.

В условиях августовской жары передвигаться очень тяжело, а тем более вырядившись в тяжелую форму и военные каски. Поэтому, хотя наша костюмерша, Элен Нури, и ругается, мы мало-помалу снимаем то, что одето под формой. После стычки на мосту начинается погоня. Момент драматической напряженности. И вот во время съемок этой сцены, в дыму выстрелов, перемежающихся выкриками по-немецки, разражается скандал: форма Майя распахивается так, что видно его волосатые ноги, и можно решить, что этот мотоциклист воюет в шортах. Видели бы вы физиономию Жерара Ури! Приводим себя в порядок и начинаем этот эпизод снова и так несколько раз, потому что передвижение войск нужно согласовать с движением машин, а все это вместе не происходит гладко и в нужный момент. Уже и то чудо, что все это собрано в одном месте.

Наш директор по съемка, Пьер Сан-Бланка, часто трусит и просит меня не перегибать палку.

Стр 38

Маневры наших мотоциклов и колясок производят на него сильное впечатление, но на самом деле мы рискуем гораздо меньше, чем во время соревнований. То, что мы в прошлом были спортсменами дает на преимущество: мы научились понимать не только наши возможности, но и границы этих возможностей. Я использую в деле все, что я собрал в течение двенадцати лет занятий мотокроссом, при этом неплохо зарабатываю на жизнь среди приятных людей. Что ещё нужно?

Во время одного эпизода, около плотины в Грандвале, Жиль должен играть крестьянина; мотоциклисты гонятся за грузовиком, а он на тягаче делает пируэт и слетает с дороги. Когда его заносит, Жиль плохо контролирует ситуацию, машина вылетает на обочину, долго скользит по склону к полю и исчезает в зарослях, которыми покрыт склон, и всё это на скорости 100 км/ч. Мы видим, что он исчез, и мчимся на помощь. После минутной паники (в машине его больше нет), раздается «Ку-ку!», а он сдит на дереве, смотрит на нас и хохочет. Позже, когда я говорю ему, что он чудом вышел сухим из воды, он ответил мне:

- Ни один трюк не является простым, и когда я предложил эту фигуру пилотажа, я заметил, что есть вероятность сойти с дороги. Тогда я изучил эту задачку, чтобы если что, быть готовым к худшему, а это как раз и случилось. И если у меня получилось отстегнуть ремень, выскочить из машины и забраться на дерево, пока вы пробежали каких-то сто метров, то это потому, что я был максимально свободен и «подготовлен» к любым случайностям и мелочам.

Этот урок я запомнил навсегда. Каскадер лучше всего приготовится к трюкам, если предусмотрит все возможные его последствия.

Стр 39.

До того, как приступать к выполнению, нужно прорешать все задачи, это основное правило выживания. Это кажется само собой разумеющимся, но, уверяю вас, часто происходит обратное, и я не раз видел, как каскадеры боятся выезжать из-за того, что им не хватает подготовки, как материальой, так и психологической.

Из-за сложностей, возникших по ходу фильма, мы запаздываем со съемкой, и Жиль, вынужденный уехать, дает мне последние указания и оставляет меня начальствовать в одиночку. Сомнения одолевают меня, посколько я не чувствую себя достаточно подготовленным, чтобы нести ответственность за такую массу дел. Правда и то, что я всегда грешил избытком пессимистических настроений. Отсутствием веры в себя. Но вокруг меня такие люди, что я начинаю верить себе и решаю продолжать сражаться, плечо к плечу с моей командой. Смутно я ощущаю, что сейчас переворачивается ещё одна страница моей жизни. Из-за моей нынешней работы я часто вынужден отказываться от соревнований и не участвовать в кроссах. Нельзя сказать, что мне не жалко: мне не хватает моих прежних товарищей и самой атмосферы соревнований, и если бы рядом со мной не было Мелиоли или Майя, я совершенно точно не сдался бы так просто.

Режим жизни очень интенсивный, времени у меня не много, я разрываюсь между съемками и подготовкой к завтрашнему дню, мне хочется поспеть и за безудержным весельем, которое царит благодаря шуткам Белтуаза и его приятеля Даниеля Жерара, который специально приехал поддержать его. В Сан-Флуре мы часто ужинаем в бистро, напоминающее мне бистро «У Поля», где я вырос, там все те же лица и те же сценки между ними. Мои приятели уходят в эту жизнь с головой. Иногда я жалею, что отдаюсь этой жизни не полностью как они, но я всецело поглощен моими обязанностями, и перепетии моей жизни настолько чудесны, что мои сожаления быстро рассеиваются. Я думаю, что становлюсь врослым. «Слишком всё здорово, так долго не может продолжаться», - часто думается мне.





Стр. 40

И вот, однажды, после окончания съемки, часов в шесть вечера, когда мы приходим в отель «Сан-Пьер», кто-то со слезами на глазах нам сообщаетс: «Жиль погиб». Это настолько неправдоподобно, что никто не хочет верить. Увы, приходится признать очевидное. Я чувствую, что совершенно раздавлен, опустошен. В это мгновение я понимаю, какое место он занимает в моей жизни, как удивительным образом присутствует во всем, что я делаю. У меня рождается безумное желание бросить все дела и бежать далеко. Все мои сомнение возвращаются с удвоенной силой. Сделать что-нибудь! Нужно сделать что-нибудь! Вот, что я твержу себе, но звучит это неубедительно.





Жан Марэ, на борту микроавтобуса Каравелла с откидным верхом гонится за злоумышленниками на Рамблере. Они перебираются на едущий грузовик для перевозки автомобилей и исчезают в противоположном направлении. Жан Марэ обгоняет грузовик, замечает обман, возвращается назад резко разворачивается на 180 градусов, чтобы ехать в том же направлении, что и грузовик и иметь возможность забраться на него. Катастрофа произошла именно из-за этого разворота. Жиль на 90 км/ч едет навстречу грузовику, выравнивает машину, добивается, чтобы направление было верным и резко тормозит ручником. Зад Каравеллы на максимальном тормозе спереди высвобождается и совершает полуразворот (180гр).

Машина перегружена: Жиль за рулем, в середине – Одиль Астье, а справа – Гастон Вуанье. Покрытие новое, а значит, с хорошей сцепляемостью, шины тоже новенькие. Получив резкую нагрузку, машина начинает вращаться на волчек, ее задняя часть двигается в направлении против часовой стрелки, правое колесо нагружено, а левое ослаблено. Устройство подвески таково, что теперь правое колесо больше не перпендикулярно дороге, наоборот, оно очень накренилось и нагрузка на обод увеличивается, а сопротивление обода не предусмотрено для таких постоянных нагрузок. Из-за исключительного сцепления с дорогой обод не выдерживает и деформируется, гнется и буквально цепляет дорогу. Машина совершает полный оборот вокруг себя самой: классическая «бочка». Ситуация усугубляется тем, что это машина без верха, то есть ее пассажиры никак не защищены.

По прошествии лет, я стал понимать, как можно обезопасить этот трюк: сделать подвеску более жесткой – жесткие амортизаторы, двойной эффект, ограничить отклонение подвески с помощью ремней, скруглить внешний край шины, покрыть дорогу каким-нибудь скользким составом, предусмотреть горизонтальный поручень за ветровым стеклом, который не видно снаружи, добавить нагрудные ремни безопасности, сделать сидения максимально низкими.





Стр. 41

Ночью я не могу заснуть, не могу здраво рассуждать. На следующий день Сан-бланка спрашивает меня, насколько уверенно я себя чувствую и могу ли продолжать. Все трусят, а меня может как раз это протрезвляет и заставляет собраться с духом. Начиная с этого момента, я пытаюсь представить Жиля на моем месте и делать то, что он стал бы делать при подобных обстоятельствах. Во-первых, рассуждать хладнокровно. Цель – закончить фильм. Когда я думаю о его авторитете, о его харизме, об убедительности его доводов, я чувствую себя человеком совсем маленьким. Скромность мне была свойственна по склонности характера; теперь же я считаю себя обязанным сохранить ее в будущем , почти как религию. Я видел, как Жиль преодолевает самые тяжелые трудности, с блеском выполняет самые опасные трюки, а тут в конце он так попался и в таком на первый взгляд простом деле, - все это подсказывает, по какому пути мне идти: по пути строжайшего соблюдения всех мер предосторожности. Моя застарелая лень тормозить решение этой грандиозной задачи, но гордость внутри меня, моя склонность участвовать в драках и образ Жиля с ослепительной улыбкой на лице будут всегда меня поддерживать. Ещё несколько дней мы продолжаем машинально работать.

Похороны состоялись в Париже, и я с отвращением наблюдал за лицемерным поведением некоторых людей из окружения Жиля, за тем, как его конкуренты торопятся занять его место. Мне кажется, что меня эти телодвижения не затрагивают, настолько я далек от этих настроений и от этого мира, куда я никогда не смогу вписаться. В один прекрасный день этот наивный человек тридцати шести лет спустится с неба на землю и увидит, что ни в чем нельзя зарекаться.

В конце церемонии я с удивлением вижу, что ко мне подходит Рикардо Фреда, режиссер «Коплан ломает все», его скорбь искренняя.





Стр. 42

-Жиль заключил много контрактов с итальянцами и спанцами. Вы не хотите продолжить работать на его месте?

Опыта у меня мало, поэтому я прошу времени подумать.

На четыре недели я остаюсь в Манде, где происходят съемки с планерами. Там я только в запасе, жду, не надо ли отснять несколько недостающих кадров и что-то переснять. Поэтому, в противоположность ситуации в Сан-Флуре у меня много свободного времени, и благодаря этому я имею возможность по-новому наблюдать за «производством» фильма. Также я пользуюсь случаем, чтобы заняться физической тренировкой: ходьбой и мото-кроссом. Бурвиль часто меня просит: «Покажешь мне трюк с задним колесом?» Наконец, я бываю на «прогонах» (показах материала, отснятого накануне, с комментариями Жерара Ури и операторов). Это здорово. В Манде случилось так, что я испугался как никогда раньше. Летчики тренировались летать звеном под руководством Мари, летчика-испытателя и невероятного виртуоза. Он сажает меня в планер, который тянет за собой самолет Шторх, за штурвалом которого новичок, только что прибывший из Страсбурга. Аэродром в Манде расположен на плато, на высоте в тысячу метров с головокружительными обрывами с трех сторон. Мы начинаем подниматься, но примерно на середине взлетной полосы, самолет начинает накреняться вправо к соснам, к ужасу Мари, который ругается как грузчик. Рации у нас нет. Дело в том, что летчик получил указание не проходить над первой группой, но поскольку ему выдали, не предупредив его, менее мощный самолет (там было две модели), он не может подняться на нужную высоту: он летит, резко набирая высоту, и сосны надвигаются на нас очень быстро.

Стр. 43





Самолет проходит исключительно удачно, но планер, двигающийся ниже, задевает кроны деревьев со зловещим треском. Я уже решаю, что жить мне осталось считаные секунды, и в то же время любуюсь, как Мари, продолжая ругаться, осуществляет маневр и правит полет. Как в самом деле не восхищаться его мастерство в этой борьбе один на один, даже если я и проклинаю себя за то, что сел в этот несчастный аппарат?! Вот наконец край плато, и оба летательных аппарата ныряют в пустоту, а потом снова набирают скорость и высоту. Уф!... Этот неосмотрительный поступок можно было и не совершать, если бы была выдана четкая информация и существовала бы рация для связи. Определенно можно утверждать, что занимаясь этим ремеслом, сотканным из непредвиденных ситуация, убиться очень просто. (Мари погибнет через несколько месяцев из-за того, что его у его самолёта, который он испытывал, отломилось крыло).

По выходе фильма я попадаю на премьеру (чудом, потому что меня не пригласили) и там, обнаруживаю неприятный сюрприз: в титрах меня тоже забыли упомянуть. Мне нужно, если я хочу преуспеть, сменить тактику. Позже я пойму, что совершать «бочки» на машине гораздо легче, чем добиться чего-нибудь, не пользуясь обычными в этой среде приемами.

Через некоторое время я снова встречаюсь с Рикардо Фреда и даю ему свое согласие. Невероятно, но я бросаю вызов!


Отрывки из книги французского каскадёра Реми Жульенн " Тишина ломается", PARIS. Flammarion. 1978   Перевод и редакция Николая Ващилина


Пост скриптум.

Ушёл из этой жизни в жизнь Вечную французский каскадёр Реми Жульенн.....21.01.2021...

Чемпион Франции по мотокроссу, он начал свою карьеру в кино в 1964 году, когда он сыграл роль французского актера Жана Марэ в фильме «Фантомас», в котором он должен был ездить на мотоцикле.

«Им нужен был кто-то, кого очень контролировали, - сказал он об этом опыте. «В конце концов, это был я. Это было началом огромного приключения».

За свою карьеру он летал над Венецией, свешиваясь с веревочной лестницы, подвешенной к вертолету, получил удары тыквой по лицу во время езды на мотоцикле и бесчисленное количество автомобильных аварий.

Он работал с некоторыми из самых известных актеров мира, включая Шона Коннери и Роджера Мура, а также с известными французскими именами, включая Ива Монтана, Алена Делона и Жан-Поля Бельмондо.

Всего он работал над шестью фильмами о Джеймсе Бонде, включая «GoldenEye» и «For Your Eyes Only», в которых он управлял сильно модифицированным желтым Citroen 2CV во время запоминающейся автомобильной погони.

И как актер, и как постановщик каскадеров, ставших центром его дальнейшей карьеры, Жюльен заслужил похвалы от некоторых из самых громких имен в кино за свою точность и креативность.

«У него совершенно невероятное научное понимание. Он настоящий ученый, Эйнштейн каскадеров», - сказал французский режиссер Клод Лелуш в документальном фильме для France Televisions, посвященном 50-летию Жюльен в бизнесе.

- ДТП со смертельным исходом -

Верующий в реальные действия, а не в спецэффекты, Жюльен постоянно работал, чтобы свести к минимуму риски, которые он принимал во время съемок, но он сильно травмировался в начале своей карьеры, снимаясь в колумбийской постановке в Германии.

Не успев выбраться из машины, прежде чем она врезалась в овраг, он получил сломанную лодыжку, из-за которой он лежал в постели на шесть недель.

Выздоровев, он прославился своей работой в сценах погони в «Итальянской работе» с Майклом Кейном.

«Страх необходим до и после, но никогда во время», - сказал он однажды о своем времени на съемочной площадке.

Падение его карьеры наступило во время съемок во французском фильме «Такси 2» в 1999 году, который он контролировал, когда оператор был убит автомобилем, который не смог приземлиться после прыжка.

В 2007 году он был признан виновным в непредумышленном убийстве и приговорен к 18 месяцам тюремного заключения с отсрочкой исполнения, который позже был сокращен после подачи апелляции до шести месяцев, и приказ о возмещении ущерба в размере 60 000 евро (73 000 долларов США) семье жертвы.

Жюльен также помогала полиции с реконструкцией преступлений.

В 2000 году он провел реконструкцию смерти британской студентки Изабель Пик, чтобы попытаться установить, как молодую женщину столкнули с поезда, направлявшегося в Париж.

Жюльен сказал, что эта работа «была очень похожа на работу в кино, только здесь нам посчастливилось использовать манекены, которые снимают с нас определенное давление».

Жюльен, Реми


Материал из Википедии — свободной энциклопедии


 
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жюльен.
Реми Жюльен
фр. R;my Julienne
R;my Julienne 2014.jpg
Имя при рождении фр. R;mi Lucien Ernest Julienne[1]
Дата рождения 17 апреля 1930[1]
Место рождения
Cepoy[d][1]
Дата смерти 21 января 2021[1] (90 лет)
Место смерти
Амийи[d][1]
Гражданство
 Франция
Профессия гонщик-мотоциклист, каскадёр, постановщик трюков, актёр, автогонщик
Награды
офицер ордена Искусств и литературы
IMDb ID 0432293
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Реми Жюльен (фр. R;my Julienne; 17 июля 1930 года, Сепуа, департамент Луаре, Франция — 21 января 2021 года, Монтаржи, департамент Луаре) — французский мотоциклист, каскадёр и постановщик трюков для кинематографа и телевидения. С ранних лет увлекался мотоспортом. В 1957 году стал чемпионом Франции по мотокроссу в категории 500 см;, приглашался в сборную страны. В 1964 году дебютировал в кино в качестве постановщика и исполнителя мототрюков в картине Андре Юнебеля «Фантомас». В общей сложности за свою карьеру поставил около 1400 трюков и автосцен для приблизительно 400 кино- и телефильмов, рекламных роликов, шоу и т. д., поставленных в различных странах мира.


Содержание
1 Биография
1.1 Спортивная карьера
1.2 Карьера в кинематографе
1.3 Обвинение в убийстве по неосторожности
1.4 Смерть
2 Избранная фильмография
3 Библиография
4 Примечания
5 Ссылки
Биография
Спортивная карьера
Реми Жюльен с ранних лет увлекался транспортными средствами, сев за руль своего первого мотоцикла в 12 лет. За свой непоседливый и шумный нрав в школе был назначен руководителем секции кино, с тем условием, что если он продолжит свои выходки, то будет лишён этого места. В это время приобщился к кинематографу, пересмотрев много фильмов Чарли Чаплина, Мака Сеннета, Лорела и Харди и др. После окончания школы продолжил занятия мотоспортом, а в 24 года приобрёл свой первый мотоцикл повышенной проходимости и стал принимать участия в соревнованиях по мотокроссу[2].

В 1957 году стал чемпионом Франции по мотокроссу в категории 500 см3, занимал вторые места в кубках страны в сезонах 1960 и 1962 годов и в связи с такими результатами неоднократно приглашался в сборную Франции[3]. В 1982 году в составе команды с Жаном-Пьером Мазурье и Жаном-Клодом Бутье выиграл престижную гонку «24 часа Руан» (фр. 24 heures motonautiques internationales de Rouen), являющуюся аналогом «24 часа Ле-Мана» в области водно-моторного спорта[2].

Карьера в кинематографе
В 1964 году по приглашению постановщика специальных эффектов Жиля Деламара был задействован на съёмках своего первого фильма[4]. Это была картина Андре Юнебеля «Фантомас», являющаяся вольной адаптацией романов Марселя Аллена и Пьера Сувестра о Фантомасе, а также пародией на британские фильмы о Джеймсе Бонде[5]. Как и в «бондиане», важное место в фильме «Фантомас» занимают каскадёрские сцены с участием автотранспорта, а Жюльен отвечал за постановку эпизодов, в которых задействована мототехника[6]. Несмотря на то, что первоначально Реми не предполагал продолжать заниматься развитием своей карьеры в кинематографе, он был приглашён Деламаром на съёмки ленты «Коплан ломает всё» («Агент Коплан — супершпион») Риккардо Фреда, также пародирующей некоторые стороны фильмов о Джеймсе Бонде[7]. По словам Жюльена, этот фильм и режиссёр оказали важное влияние на его дальнейшую кинематографическую карьеру[3]. После того как Деламар погиб 31 мая 1966 года, подменяя Жана Маре во время выполнения автомобильной сцены преследования в фильме Кристиана-Жака «Святой выходит на след», Жюльен фактически перенимает его дело и становится ведущим постановщиком каскадёрских сцен во французском кинематографе[3].


Renault 11 со снесённой по сценарию кабиной, который использовался во время съёмок картины «Вид на убийство»
Кроме того, Жюльен продолжил сотрудничество с де Фюнесом в серии фильмов о жандарме из Сен-Тропе, а также в нескольких других его фильмах, снятых Жаном Жиро и другими режиссёрами. Является постановщиком автотрюков для шести фильмов о Джеймсе Бонде («Только для твоих глаз», «Осьминожка», «Вид на убийство», «Искры из глаз», «Лицензия на убийство» и «Золотой глаз»)[8][9][10]. В общей сложности за свою карьеру поставил около 1400 трюков для примерно 400 кино-телефильмов, рекламных роликов, шоу и т. д., снятых в различных странах мира[3][11]. Дублировал многих известных актёров, помогал им в подготовке и осуществлении трюков (Жан-Поль Бельмондо, Ален Делон, Роджер Мур и др.). Бельмондо с благодарностью вспоминал его участие в создании фильма «Кто есть кто» (1979), отмечая, что многие трюки выполняет самостоятельно, готов к наиболее сложным из них, но всё зависит от конкретной физической формы, минутного желания. В этой картине Жюльен научил его сложным трюкам: «…спускаться вниз по лестнице… в машину. Мчаться очертя голову или взбираться наверх. Ещё мне надо повисеть на канатной дороге, оказавшись без кабины…»[12]

Кроме кинематографической деятельности спроектировал автомобильный аттракцион для парижского Диснейленда. Шоу начало работу в 2002 году и получило название «Moteurs, Action!» С учётом успеха этого аттракциона, с 2005 году шоу оно было повторено и перенесено во «Всемирный центр отдыха Уолта Диснея» («Диснейуорлд») во Флориде[13].

Обвинение в убийстве по неосторожности
16 августа 1999 года на съёмках фильма Жерара Кравчика «Такси 2» произошёл трагический инцидент, в котором оказался замешан Реми Жюльен. Во время съёмок одного из каскадёрских трюков погиб кинооператор Ален Дютартр (фр. Alain Dutartre), когда согласно сценарию автомобиль Peugeot 406, перемещаясь по тоннелю на большой скорости, подпрыгивает и перелетает на кучу картонных коробок. Однако во время съёмок этот трюк пошёл не так как было запланировано, и автомобиль, пролетев дальше, чем предполагалось, налетел на заграждение и наехал на съёмочную группу. Находившийся там Дютартр получил тяжёлые повреждения головы, в результате чего скончался. Во время этого несчастного случая пострадал также ассистент Дютартра, которому неуправляемый автомобиль сломал обе ноги[14]. По этому делу прошло несколько судебных процессов, в ходе которых обвинялись Жерар Кравчик, Люк Бессон (продюсер) и Реми Жюльен. В 2007 году Жюльен был признан виновным в убийстве по неосторожности, и ему был вынесен приговор в виде меры наказания — восемнадцать месяцев тюрьмы условно и выплаты штрафа в размере 13 000 евро. В 2009 году приговор Жюльену был смягчён и срок лишения свободы сокращён до 6 месяцев тюрьмы условно, а размер штрафа был снижен до 2 000 евро. Кроме того его обязали выплатить 60 тысяч евро родственникам погибшего[15].

Смерть
В начале января 2021 года был госпитализирован в Мостаржи[16]; скончался вечером 21 января от последствий коронавирусной инфекции во время эпидемии COVID-19 во Франции[17][18][19].

Избранная фильмография
1964: Фантомас / Fant;mas (Андре Юнебель)
1965: Коплан ломает всё / Coplan FX 18 casse tout (Риккардо Фреда)
1965: Джентльмен из Кокоди / Le Gentleman de Cocody (Кристиан-Жак)
1966: Большая прогулка / La Grande Vadrouille (Жерар Ури)
1966: Ресторан господина Септима / Le Grand Restaurant (Жак Бенар)
1966: Операция «Святой Януарий» / Op;ration San Gennaro (Дино Ризи)
1967: Большие каникулы / Les Grandes Vacances (Жан Жиро)
1968: Босс / Le Pasha (Жорж Лотнер)
1968: Жандарм женится / Le Gendarme se marie (Жан Жиро)
1968: Зовите меня «О»! / Ho ! (Робер Энрико)
1969: Супермозг / Le Cerveau (Жерар Ури)
1969: Кожа Торпедо / La peau de torpedo (Жан Деланнуа)
1969: Ограбление по-итальянски / The Italian Job (Питер Коллинсон)
1970: Точка падения / Point de chute (Робер Оссейн)
1970: Жена священника / La Femme du pr;tre (Дино Ризи)
1970: На древо взгромоздясь / Sur un arbre perch; (Серж Корбер)
1970: Жандарм на прогулке / Le Gendarme en Balade (Жан Жиро)
1970: Атлантический вал / Le Mur de l’Atlantique (Марсель Камю)
1970: Холодный пот / De la part des copains (Теренс Янг)
1970: Город насилия / Citt; violenta (Серджо Соллима)
1970: Возвращение надоедливой букашки / Fantasia chez les ploucs (Жерар Пирес)
1971: Убийца / Le Tueur (Дени де Ла Пательер)
1971: Побег / La Poudre d’escampette (Филипп де Брока)
1971: Дом под деревьями / La maison sous les arbres (Рене Клеман)
1971: Взломщики / Le Casse (Анри Вернёй)
1972: Шарло в Испании / Les Charlots font l’Espagne (Жан Жиро)
1972: Змей / Le Serpent (Анри Вернёй)
1972: Американская ночь / La Nuit am;ricaine (Франсуа Трюффо)
1972: Шакал / The Jackal (Фред Циннеман)
1972: Бумаги Валачи / Cosa Nostra (Теренс Янг)
1972: Приключение — это приключение / L’aventure c’est l’aventure (Клод Лелуш)
1973: Нет дыма без огня («Шантаж» в сов. прокате) / Il n’y a pas de fum;e sans feu (Андре Кайат)
1973: С Новым годом! / La Bonne Ann;e (Клод Лелуш)
1973: Приключения раввина Якова / Les Aventures de Rabbi Jacob (Жерар Ури)
1973: Крупный калибр / Tony Arzenta (Дуччо Тессари)
1973: Двое в городе / Deux hommes dans la ville (Жозе Джованни)
1974: Специальное отделение / Section sp;ciale (Коста-Гаврас)
1974: Французский связной 2 / French Connection II (Джон Франкенхаймер)
1974: Пощёчина / La Gifle (Клод Пиното)
1974: Страх над городом / Peur sur la ville (Анри Вернёй)
1975: Акт агрессии / L’Agression (Жерар Пирес)
1975: Цыган / Le Gitan (Жозе Джованни)
1975: Дикарь / Le Sauvage (Жан-Поль Раппно)
1975: Полицейская история / Flic Story (Жак Дере)
1975: Частный детектив / L’Alpagueur (Филипп Лабро)
1976: Полицейский кольт «Питон 357» / Police Python 357 (Ален Корно)
1976: Дальше некуда! / On aura tout vu (Жорж Лотнер)
1976: Крылышко или ножка / L’Aile ou la Cuisse (Жорж Лотнер)
1976: Скажите ей, что я её люблю / Dites-lui que je l’aime (Клод Миллер)
1976: Каждому свой ад / A chacun son enfer (Андре Кайат)
1976: Жизнь взаймы / Bobby Deerfield (Сидни Поллак)
1977: Чудовище / L’Animal (Клод Зиди)
1977: Смерть негодяя / Mort d’un pourri (Жорж Лотнер)
1978: В интересах государства / La raison d';tat (Андре Кайат)
1978: Побег / La Carapate (Жерар Ури)
1979: Удар головой / Coup de t;te (Жан-Жак Анно)
1979: Кто есть кто / Flic ou voyou (Жорж Лотнер)
1979: Жандарм и инопланетяне / Le Gendarme et les Extra-terrestres (Жан Жиро)
1979: Любовь и пули / Avec les compliments de Charlie (Стюарт Розенберг)
1980: Инспектор-разиня / Inspecteur la Bavure (Клод Зиди)
1980: Укол зонтиком / Le Coup Du Parapluie (Жерар Ури)
1980: Игра в четыре руки / Le Guignolo (Жорж Лотнер)
1980: Троих надо убрать / Trois hommes ; abattre (Жак Дере)
1981: Только для твоих глаз / For Your Eyes Only (Джон Глен)
1981: Профессионал / Le Professionnel (Жорж Лотнер)
1981: За шкуру полицейского / Pour la peau d’un flic (Ален Делон)
1982: Ас из асов / L’As des as (Жерар Ури)
1982: Неукротимый / Le Battant (Робин Девис и Ален Делон)
1982: Жандарм и жандарметки / Le Gendarme et les Gendarmettes (Жан Жиро)
1983: Вне закона / Le Marginal (Жак Дере)
1983: Осьминожка / Octopussy (Джон Глен)
1983: Однажды в Америке / Once Upon a Time in America (Серджо Леоне)
1984: Седьмая мишень / La Septi;me Cible (Клод Пиното)
1984: Авантюристы / Les Morfalous (Анри Вернёй)
1984: Весёлая Пасха / Joyeuses Paques (Жорж Лотнер)
1985: Мишень / Target (Артур Пенн)
1985: Вид на убийство / A View To A Kill (Джон Глен)
1986: Дурная кровь / Mauvais Sang (Леос Каракс)
1987: Одиночка / Le Solitaire (Жак Дере)
1987: Искры из глаз / The Living Daylights (Джон Глен)
1988: Неистовый / Frantic (Роман Полански)
1988: Лицензия на убийство / Licence to Kill (Джон Глен)
1991: Великолепная афера / Matchstick Men (Джон Ву)
1991: Великолепная афера / Matchstick Men (Джон Ву)
1995: Мистер Ститч / Mr Stitch (Роджер Эвери и Рутгер Хауэр)
1995: Золотой глаз / GoldenEye (Мартин Кэмпбелл)
1998: Один шанс на двоих / Une chance sur deux (Патрис Леконт)
1998: Такси / Taxi (Жерар Пирес)
1999: Такси 2 / Taxi 2 (Жерар Кравчик)
2002: Неудержимые / Riders (Жерар Пирес)
2006: Код да Винчи / Da Vinci Code (Рон Ховард)
2010: Мышеловка / La Sourici;re (Антуан Бессон и Ясмина Гемзи)
Библиография
Julienne, R;my. Silence… on casse !. — Paris: Flammarion, 1978. — 259 p. — ISBN 2080650211.
Julienne, R;my. Ma vie en cascades. — Calmann-L;vy: Paris, 2009. — 190 p. — ISBN 978-2-84612-259-7.
Примечания
 Fichier des personnes d;c;d;es
 R;my Julienne — Technicien cascadeur et concepteur de cascades. Suivez toute mon actualit; #cinema #cascade #RemyJulienne #stunt #lesgendarmesdesainttropez #jamesbond (фр.). Дата обращения: 9 февраля 2020. Архивировано 17 мая 2020 года.
 Julienne, R;my. Silence... on casse ! (фр.). — Paris: Flammarion, 1978. — 259 p. — ISBN 2080650211.
 R;my Julienne // La Cin;math;que de Toulouse. www.lacinemathequedetoulouse.com. Дата обращения: 8 февраля 2020. Архивировано 22 января 2021 года.
 Кречетников, Артём. Джеймс Бонд и Россия: всё надо делать вовремя. BBC News Русская служба. Дата обращения: 8 февраля 2020. Архивировано 25 ноября 2017 года.
 «Фантомас», 1964 (описание фильма) | Луи де Фюнес. gaumont.ru. Дата обращения: 8 февраля 2020. Архивировано 2 февраля 2020 года.
 COPLAN AGENT SECRET F X 18, Le Monde.fr (5 ноября 1964). Архивировано 2 января 2022 года. Дата обращения 9 февраля 2020.
 Dinard 2016 - James Bond, Louis de Fun;s, l’accident de "Taxi 2"… le cascadeur R;my Julienne raconte tout (фр.). LCI. Дата обращения: 8 февраля 2020. Архивировано 22 января 2021 года.
 R;my Julienne: de gros frissons en cascades au festival du film d’Angoul;me (фр.). CharenteLibre.fr. Дата обращения: 8 февраля 2020. Архивировано 3 апреля 2019 года.
 R;my Julienne. IMDb. Дата обращения: 9 февраля 2020. Архивировано 12 ноября 2020 года.
 Deh;e, Yannick, Bosseno, Christian-Marc. Dictionnaire du cin;ma populaire fran;ais (фр.). — Paris: Nouveau Monde ;ditions, 2004. — P. 457. — 810 p. — ISBN 978-2-84736-082-0.
 Брагинский А. В. Полицейский или гангстер? // Жан-Поль Бельмондо. Профессионал. — М.: АСТ, 2009. — 348 с. — ISBN 978-5-226-01374-4.
 Matthew J. Palm. 'Lights, Motors, Action!' leaves Disney's Hollywood Studios with a bang. orlandosentinel.com. Дата обращения: 8 февраля 2020. Архивировано 20 сентября 2020 года.
 Люк Бессон оказался под следствием в связи с гибелью кинооператора. www.kommersant.ru (4 июня 2002). Дата обращения: 8 февраля 2020.
 Кинокомпанию Люка Бессона оштрафовали за гибель оператора. РИА Новости (20090629T1726+0400). Дата обращения: 8 февраля 2020.
 Jason Barlow. Legendary stunt driver R;my Julienne has passed away. BBC Top Gear (22 January 2021). Дата обращения: 23 января 2021. Архивировано 26 января 2021 года.
 Hugh Schofield. R;my Julienne: Stunt king to the stars who fell to Covid. BBC News (23 January 2021). Дата обращения: 23 января 2021. Архивировано 25 января 2021 года.
 R;my Julienne, l'as des as de la cascade, est mort du Covid-19 ; 90 ans Архивная копия от 18 февраля 2021 на Wayback Machine  (фр.)
 'James Bond' stuntman Remy Julienne dies from coronavirus. Дата обращения: 26 января 2021. Архивировано 28 января 2021 года.