Смерч Юл

Людмила Белан-Черногор
   Из цикла "удивительные приключения Арника"
   
Эта необычайная история произошла ранней весной. В один из тёплых погожих дней Арник отправился к морю. Ему предстояло пройти через зыбучие пески, которые могли погубить неопытного путника. Но Арник знал все опасные места и неспеша обходил их.
   
Неожиданно налетел шквалистый ветер и заволок небо тёмными дождевыми тучами. Поднявшийся песок носился перед глазами, сбивая с пути. Вдруг мальчик почувсвовал, что песок уходит из-под ног, увлекая его за собой.
   
"В таких случаях необходимо лечь на спину и осторожно выбираться из зыбучего плена", - вспомнил он наставления деда.
   
Но коварный песок опередил его, по пояс затянув в свои недра. В это время Арник услышал детский голосок:
- Не шевелись. Я попытаюсь спасти тебя.

В тот же миг из кучевого облака к нему стал спускаться небольшой воронкообразный смерч. В следующее мгновение пленник ощутил лёгкое вращательное движение, и тело начало медленно освобождаться из ловушки.
   
Смерч вынул его из песка и перенёс на твёрдую землю. От удивления мальчик не мог произнести ни слова. Снова послышался голос:
- Я Юл, так меня называет дедушка за мою вертлявость и непоседливость. А тебя как зовут?
   
Наконец мальчик понял: с ним разговаривает смерч. Он сказал:
- Моё имя - Арник. А ты поступил как настоящий друг. Давай дружить!
 
- Согласен - будем дружить, - ответил смерчик.
 
- Где ты живёшь? И как ты сюда попал? У нас никогда не было смерчей. Я читал, что они образуются из кучево-дождевых облаков и обладают огромной разрушительной силой.
 
- Это верно, - ответил Юл, - очень трудно сопротивляться порывам ураганного ветра, поэтому мы часто приносим людям несчастья. Живу я высоко в небе, на большом облаке. Мои родители улетели отдыхать на необитаемый остров. Дедушка уснул, мне стало скучно, я полетел путешествовать и заблудился. Куда мне теперь лететь - не знаю.
 
- Поживи пока у нас, - предложил Арник, - когда твои родители вернутся, они обязательно тебя найдут.
 
- Хорошо, поживу немного у вас.
   
Друзья пришли в посёлок, зашли в дом и незаметно пробрались в комнату Арника. У нового друга оказалась интересная особенность: он почти всегда был невидимым. Чтобы смерчик обрёл зримое тело, на небе должны были внезапно появиться кучево-дождевые облака. А это случалось очень редко. Но во время прогулок Юл поднимал столбики пыли, песка или воды, и тогда Арник знал, где он находится.
   
Когда зацвели плодовые деревья, смерч без устали забавлялся с осыпающимися лепестками: он собирал их в столбики и с высоты бросал на Арника.
   
Летом друзья часто ходили к морю. Здесь Юл резвился как настоящий ребёнок: он носился вдоль берега, поднимая фонтаны солёных брызг.
   
Осенью, когда деревья сбросили свою разноцветную листву, Юл устраивал цветные фейерверки из листьев.
 
Наступила зима, а родители маленького смерчика так и не появились. Он загрустил и даже не захотел выходить на улицу поиграться с первым пушистым снегом.
   
Как-то Арник катался с детворой на лыжах. Вдруг он увидел, как из нависшей тёмной тучи показались два огромных серых столба. Они начали стремительно приближаться к земле. Испуганные дети разбежались по домам. А Арник, примчавшись к Юлу, сообщил:
- Прилетели твои родители. Скорей выходи во двор!
   
Смерчик моментально выскользнул за дверь, и в тот же миг вращающиеся столбы подлетели к нему.
- Папа! Мама! - радостно закричал Юл, - наконец-то вы нашли меня.
 
- Мы облетели всё небо и всю землю пока нашли тебя, - сказала мама-смерч.
   
Арник едва держался на ногах: огромная сила притягивала его к себе.
- Папа, осторожней! Это мой друг, я у него жил.
   
Большой смерч немного отодвинулся и сказал:
- Ты добрый мальчик - приютил нашего сына. Мы очень благодарны тебе за это. А сейчас нам пора улетать.
- Подождите немного, - попросил Арник и побежал в дом.
   
Вернувшись, он протянул Юлу компас и сказал:
- Возьми! Это тебе на память о нашей дружбе. С этим прибором ты никогда больше не заблудишься.
- Спасибо, друг! Я всегда буду помнить тебя.
   
Попрощавшись с Арником, смерчи осторожно начали подниматься в небо.
Вот так благополучно закончилась эта удивительная история.
В реальности, смерч - опасное атмосферное явление, и подружиться с ним можно только в сказке.

Вопросы детям:
1 В какую западню попал Арник?
2*Чем опасны зыбучие пески?
3* Как надо выбираться из зыбучего песка?
4 Почему заблудился маленький смерчик?
5 Кто спас Арника?
6 Чем опасны смерчи?

Задание детям:
1 Нарисуйте смерч.
Нарисуйте иллюстрацию к сказке.
3 Кто спас Арника?