Декамерон

Таня Каммер
На трамвайной линии что-то случилось, и когда Алла и Олеся вышли из института, на остановке скопилось много людей, маршрутки штурмовали с боем. После нескольких безуспешных попыток втиснуться в набитый до отказа микроавтобус, Алла предложила:

-Давай мотор ловить.

-А у тебя есть деньги? – спросила Олеся. - У меня всего двадцать рублей.

- У меня пятьдесят десятками, я дам тридцать, за полтинник подвезет кто-нибудь. Не мерзнуть же здесь, - сказала Алла и решительно пошла вперед, чтобы чуть поодаль от остановки проголосовать.

Ждать пришлось недолго. Перед ними остановилась грязная белая Тойота, в которой сидели двое мужчин.

- До Школьной довезете? - спросила Алла. – Только у нас всего пятьдесят.

- Садитесь девчонки, мы видели – трамваи стоят, - сказал водитель.

До Дальзавода они проехали в тишине, но после водителю пришлось потихоньку сбавлять ход пока на Авангарде они не встали в безнадежную пробку.

- Вот и приехали, - сказал водитель. – С этими снегопадами движение в городе жуть. Как Вам погода, девчонки?

-Ужас, - ответила Алла, - мы сегодня утром до института тоже две остановки пешком шли, трамвай в пробку встал.

- На кого учитесь? – спросил сидящий на месте пассажира, включаясь в разговор. А что еще делать в пробке?

- На переводчиков.

- А какой язык? – вновь спросил пассажир, повернувшись к девчонкам. Ему было лет сорок, у него были густые темные волосы и довольно приятная улыбка.

-Английский и японский, - ответила Олеся, так как он прямо смотрел на нее.

Так между ними потихоньку завязался непринужденный разговор, в котором девчонки рассказали, что обе они из края, снимают комнату в коммуналке, учатся на четвертом курсе, и обе работают посменно в гостинице дежурными ночь через две.

- Смотри Санек, какие девчонки, самостоятельные и умницы, моего оболтуса с такими познакомить. Я к Вам своего сына в гости пришлю.

- Присылайте, - сказала Алла весело, Олеся пихнула ее в бок, подумала: «Что за бред, какого еще сына! Вечно Алка зовет в гости каких-то парней, то ее брат отирается, то друзья брата, только мешают заниматься».

Алла, тем не менее, сказала адрес, мужики денег с них не взяли, подвезли к самому дому.

Через несколько дней к ним вечером пришла Лариска из параллельной группы и позвала Аллу гулять. Так случалось время от времени, Олеся с ними никогда не ходила и в душе осуждала эти их вечерние вылазки. Она сидела над учебником, зубрила иероглифы и изредка поднимала голову, посматривая на Аллу, пока та наводила красоту. В конце концов, она не выдержала и сказала:

- Ал, ну что ты пялишь на себя тонкие колготки, задницу отморозишь, потом я тебя буду лечить!

-А что ты предлагаешь гулять идти, как ты ходишь в двух рейтузах, над тобой смеется вся группа, - съязвила Алла.

Олеся действительно одевалась очень скромно, предпочитая удобство и тепло стилю и моде. Она была пухленькая, собирала волнистые русые волосы в хвостик, челку закручивала на бигуди, косметикой практически не пользовалась, иногда, по настоянию той же Алки подкрашивала ее тушью ресницы. Реплика подруги ее задела.

-И вовсе не двое рейтуз, я так, только когда сильный мороз был, оделась, мне вот неохота простужаться.

- Ладно, не обижайся, сделаешь упражнение, что Номура задавала?

- Мы же вместе хотели сделать, - Олесе нравилось делать домашнюю работу с Алкой потому, что так получалось быстрее. Хотя Олеся знала японский лучше всех в группе, одной ей сидеть над упражнением не хотелось.

-Да я поздно приду, ну сделай, будь другом, в другой раз я одна сделаю, а ты спишешь.

-Нафиг я буду списывать, так ничего не выучишь! – Воскликнула Олеся, потом смягчилась. – Ладно, сделаю.

Девчонки ушли, это у них было такое развлечение, гулять по вечернему городу в коротких юбках, может кто-то остановится и предложит покататься. Или погуляют-погуляют, а потом на обратном пути пробуют поймать мотор и доехать до дому бесплатно, может быть с кем-то  познакомятся. Обычно они приходили после двенадцати, но осенью пару раз приходили почти под утро, заносили в комнату запах табака, вина, и шумно укладывались спать. Зимой они возвращались часа через два-три. Олеся гнала от себя мысли о том, что они там делали, Алка не распространялась, они с Лариской считали Олесю незрелой, собственно, у Олеси еще никогда не было парня.

Она сидела над иероглифами еще час, потом сложила тетради и завалилась на диван с книжкой.

Раздался стук в дверь, раз стучали, значит не к соседям, потому что у тех был звонок. Комнату через стену периодически сдавали, но сейчас она была пуста. А напротив двери, где жили Алла и Олеся, было две соединенных комнаты, в которых проживала семья с двумя мальчишками погодками одиннадцати и десяти лет.

Олеся подскочила и открыла дверь. На пороге стоял высокий темноволосый парень, который очень мило улыбнулся и сказал:

-А мне нужны Алла и Олеся.

-Аллы нет, я Олеся, а Вам что?

-Меня папа прислал с Вами познакомиться. Я вот конфеты принес.

Первая мысль у Олеси была взять конфеты и сказать, что ей надо заниматься. Но она почему-то передумала и после небольшой паузы сказала:

-Ну, заходи, раз пришел, я как раз чайник собиралась ставить. Тебя как зовут?

-Виталик.

Когда они зашли в комнату, с антресолей упал свернутый в трубку лист ватмана, и Олеся, схватив маленький складной детский стульчик, встала на него и попыталась закинуть ватман обратно, он опять скатился. Виталик его поднял и закинул на шкаф. Олесе вдруг ужасно понравилось, что стоя на табуретке, она все равно была чуть ниже этого парня, и она не скрывая восхищения, улыбнувшись, сказала:

-Ого, какой у тебя рост!

Потом они пили чай и разговаривали, он рассказал, что учится на штурмана, и уже был в море четыре месяца на практике. Живет в общаге, но иногда ночует у отца, который давно в разводе с матерью, а та живет в Уссурийске. Олеся рассказала про себя, про учебу, работу, про то, что с первого курса дружит с Алкой, и они снимают вместе эту комнату уже второй год.

-Может, пойдем погуляем, - предложил Виталик.

-Куда мы пойдем? Холодно, да и поздно. Завтра, правда, не к первой паре, но мне потом в ночь на работу.

Я знаю видео-салон в центре, там можно какой-нибудь фильм посмотреть.

-А как возвращаться, трамваи уже ходить не будут? – с сомнением спросила Олеся.

-Словим мотор, я тебя доставлю, чего ты боишься?

-Ладно, - сказала она, подумав, что действительно бояться нечего, вроде нормальный парень. – Ты тогда выйди я переоденусь. Там на кухне крайний стол наш, можешь на табуретке возле него посидеть.

Она стала лихорадочно соображать, что надеть, порылась в шкафу и распаковала тонкие колготки с лайкрой, надела юбку с вырезом на колене. Пришлось надеть осенние ботиночки на каблуке, потому что на сапогах был сломан замок, и она каждый раз, собираясь на учебу, зашивала его поверх замка, а придя домой, распарывала. Но не будет же она сейчас зашивать сапог, это долго, да и как идти с парнем в зашитом сапоге.

Они вышли из дому и направились к трамвайной остановке, было часов девять и до центра они доехали быстро. В салоне взяли фильм, который он выбрал, «Блейд-2» и пошли в отдельный кабинет. Фильм был ужасный, скучный, перевод был с заминками и какой-то топорный, и они его практически не смотрели, а продолжали болтать.

Когда уже за полночь Олеся зашла домой, Алка и Лариска сидели с включенной настольной лампой и смотрели телевизор.

-Ты куда пропала? Мы уже не знали, что и думать, мы уже час как сидим, сначала подумали ты в ларек пошла за шоколадкой, а тебе все нет и нет.

-Помнишь, нас два мужика подвозили, один из них сына обещал прислать, вот и прислал, я с ним в центр ездила, фильм в видео-салоне смотрели.

-Да ты что?! А он какой, как зовут?

-Высокий такой, худой, темненький, Виталей зовут. Он в «Рыбе» учится на штурмана, тоже на четвертом.

-А он еще придет?

-Придет в субботу, я ему сказала, что завтра работаю, а потом мне надо хорошо поспать.

-Ну ты даешь, вот тихоня-то! Смотри, так и замуж выйдешь, Николаева, - сказала Алка с улыбкой.

-Точно-точно, выгодная партия, будущий моряк, - поддакнула Лариска.

-Дурочки, какой замуж?! Мама мне голову оторвет, если я до диплома замуж выйду.

-Тебе двадцать один, ты все маму слушаешься, так и останешься старой девой, - сказала Алка. Олеся промолчала и начала расстилать постель.

Комната у них была маленькая – всего девять метров. Алка спала на диване, а Олеся на ночь раскатывала на полу матрас. Но раз у них осталась Лариска, диван пришлось разложить, и Олеськин матрас оказался практически у дверей.

Виталик действительно начал приходить, приносил шоколадку или конфеты, Алка над ним смеялась, говорила, что он весь как на шарнирах, потому что он был очень худой. Через две недели Виталик пригласил Олесю в гости на папин день рождения.

-А кто еще будет? – спросила Олеся.

-Его друзья.

-Одни мужчины что ли? Зачем я туда пойду?

- Нет, женщины тоже будут. У отца есть женщина, и его друг придет с женой.

-Да мне как-то неудобно, что я ему буду дарить?

-Ничего не дари. У тебя же нет денег.

- Что ты? Я так не могу, как это я на день рожденья пойду без подарка, я ему цветы куплю.

-Мужчинам цветы не дарят, - заявил Виталик.

-С чего ты взял? По этикету можно дарить цветы мужчине, который старше, если он виновник торжества: гвоздики, гладиолусы, тюльпаны, хризантемы еще можно подарить каллы.

-А ты это откуда знаешь?- удивился он.

-Слушай, Виталик, ты вообще что-нибудь читаешь? – спросила Олеся.

-Книжки что-ли? – переспросил он. – Нет, не читаю.

-О, конечно, Блейд-2! – сказала Олеся с раздражением, вспомнив, что на первом свидание они смотрели эту муть.

Чтобы пойти на день рождение к его отцу, ей пришлось подмениться на работе. У него было двое друзей, в одном из которых Олеся узнала, подвозившего их с Алкой водителя, который пришел с женой. Угощение готовила Катя, подруга именинника, она была веселая, много курила и смеялась.

-Эта Катя с Вами живет? – спросила Олеся у Виталика шепотом, она показалась ей ужасно вульгарной.

-Нет, приходит иногда, - ответил Виталий.

-Олеся, ты что пьешь? – спросил отец.

-Я вообще не пью.

-А за мое здоровье?

-За Ваше здоровье, Константин Петрович, я выпью сок.

- Смотри, какая девушка, Виталь, не пьет, не курит, и ножка как у Золушки, - это он еще у порога, когда она вошла и разулась, смеялся над ее полусапожками 36-го размера, которые стояли рядом с ботинками Виталика 43-го размера.

Олеся смутилась. В общем разговоре она практически не участвовала, и когда ей надоело сиднем-сидеть, она встала и прошла к книжному шкафу, на полке лежала открытая и перевернутая корешком вверх книга. Олеся взяла ее в руки:

-Кто читает «Красное и черное»? – спросила она.

-Я, - откликнулся Константин Петрович, - а ты читала?

-Мне нравится Стендаль, у него еще классная вещь «Пармская обитель» и повести, но «Красное и черное» лучше всего. Я просто обожаю Жюльена Сореля.

-Да, интересно, чем же он тебе так нравится, он же злодей, особенно с женщинами? – спросил отец Виталика.

-Он честолюбив, хочет всего добиться сам и использует для этого только то, что у него есть – острый ум и память. Он не идет по головам, и если кому-то навредило его честолюбие, то только ему самому.

-А ты тоже честолюбива? – заинтересовался Константин Петрович.

-Ну, конечно, плох тот солдат, который не хочет стать генералом, мне бы хотелось добиться успеха в профессии.

-Смотри, Виталик, она еще и умная, - повернулся он к сыну и улыбнулся, но в его интонации Олесе послышалась насмешка.

Ей, как и всем гостям было предложено остаться, но она настояла, чтобы Виталик проводил ее домой.

Они приехали на трамвае в двенадцатом часу, Алка еще не спала, к ней пришел брат Леонид, который учился в военно-морском училище. Попили чай, рассказали Алке про день рождения. Виталик почему-то все никак не собирался домой. Девчонки уже зевали, наконец, Олеся спросила:

-Ты что домой не собираешься ехать?

-У меня денег на мотор нет, - ответил он. – Можно я останусь.

-Вот еще? А где ты будешь спать? – возмутилась Олеся.

Алла посмотрела на них и сказала:

-Олесь, зачем ты его гонишь, в самом деле, как он пойдет, на ночь глядя, через весь город? Мы с Леней ляжем на диване, а Вы на полу.

-Да не буду я с ним спать! Давай ляжем вместе на диван, – Олеся и слышать об этом не хотела.

-Я с твоим парнем спать не буду! – заявил Ленька.

-Что ты всполошилась, как маленькая, вы же в одежде ляжете, что тут такого. Мы же здесь, - недоумевала Алла.

-Нет, - сказала Олеся, подумав, - вы ложитесь на свой диван, а Виталик на полу ляжет, - а я пойду на кухню почитаю.

-Ты ненормальная, Николаева, тебе завтра в ночь на работу.

Но Олеся была упрямая:

-Я сказала, так и будет.

Под утро Виталик пришел на кухню, и сказал:

-Может, пойдешь ляжешь-поспишь?

- А который час?

-Пять, начало шестого.

-Да куда уж? Только потом тяжелее будет вставать, я уж перетерплю, на работе после двух в принципе можно будет часа четыре поспать, - сказала она, опять склоняясь на книжкой.
Виталик вдруг подошел к ней и попытался поцеловать, попал в переносицу, она уклонилась от поцелуя, но потом они все же поцеловались.

-У тебя никогда не было? – спросил он.

-Нет, - сказала она шепотом, - а у тебя?

-Было, девушка была старше меня.

- Вы долго встречались?

-Да нет, всего несколько раз.

Олеся сжимала в руках книгу, пыталась вновь читать и не могла. Он сидел рядом на табуретке, обняв ее за плечи, ей это было приятно, но целоваться с ним она больше не хотела. Вообще, все было не так, как она себе представляла. Он был ужасно необразован, глупый какой-то, что не спросишь у него, не знает, не читал, не слышал, не смотрел, как будто в школе не учился, или с другой планеты, чему вообще их там в «Рыбе» учат, только специальности?

-Слушай, Виталик, ты что ухаживаешь за мной? – спросила она.

-Да, наверно.

-И как же ты ухаживаешь? Почему мы все время дома или на улице, пригласил бы меня в театр.

-Ну, давай сходим.

-В среду, я знаю, будет классный спектакль в театре Горького, заедешь за мной?

-Хорошо.

Олеся с нетерпением ждала среды, так хотелось пойти в театр не одной, не с подружкой, а с молодым человеком, красиво одеться и наслаждаться спектаклем.

В вечер среды, она ждала его, накрасилась, и выглядела очень мило, Алка перед уходом на работу уложила ей волосы.

Виталика все не было, наконец, он пришел, когда до спектакля уже остался час.

-Ты почему так поздно?! – возмутилась Олеся.

-А во сколько надо было придти? – недоумевал Виталик.

-Осталось уже минут пятьдесят, мы только на трамвае можем сейчас час ехать.

-Успеем, - ответил он.

-А какие ты взял билеты? – полюбопытствовала она.

-Я не брал, там возьмем.

-Слушай, ты что ни разу в театре не был?! Это тебе не кино – билеты нужно брать заранее!

– Олеся была очень раздосадована. «Вот тупица, -думала она, - билетов в театр купить не может, он вообще на что-нибудь способен, кроме того, чтобы шоколадки носить и смотреть на меня как телок!»

- И что мы не пойдем? – спросил Виталик и сел на диван. – Я просто не знал, сходим тогда в другой раз, - он попытался ее обнять.

- Знаешь, Виталик, мы больше никуда с тобой не пойдем, и ты не приходи ко мне больше, - сказала Олеся, отстраняясь от него.

-Почему?

- Ты ничего не читаешь, с тобой не интересно разговаривать, - Олеся говорила резко и категорично.

- Я не понимаю, чего я такого не читал?

-Ты, допустим, читал «Декамерона»? – спросила Олеся первое, что пришло на ум.

-Нет, - ответил он.

-А Пикуля что-нибудь читал? Многие мужчины любят Пикуля.

-Нет, не читал.

-Ну вот видишь, поэтому к моему порогу ты больше не ищи, мой друг, дорогу! – она специально зарифмовала эту фразу.

Он с грустью и обидой смотрел ей в глаза, молчал, потом встал и сказал:

-Этого ты могла бы и не говорить.

Утром, когда они с Алкой встретились на занятиях, Олесе пришлось рассказать, как она прогнала Виталика. Алле эта история не понравилась, и она сказала:

-Зря ты так, Лесь, нормальный парень.

-Я не могу на него смотреть, я как дура разоделась, чтобы в театр идти. Слушай, ты же сама над ним смеялась?

-Причем здесь я, ты что пользуешься бешеным успехом у парней?! А ему ты нравилась.

-Он мне не подходит, он очень глупый, что же мне связываться с первым, кто посмотрел в мою сторону. Я с ним быть не хочу.

-Ну как знаешь…

Через несколько дней, когда Алла и Олеся были дома вместе, раздался стук в дверь, они обе вышли посмотреть, кто пришел. На пороге стоял папа Виталика с бутылкой вина и тортом.
Олеся была шокирована, но ему предложили войти и поставили чайник.

-Виталик очень расстроился, что ты его прогнала, Олеся, - сказал Константин Петрович, он открыл бутылку, так как Алка не отказалась с ним выпить.

-Вы мирить нас пришли? – Спросила Олеся. - Ничего не получится, мы не ссорились.

-Глупости какие-то, он в институте друзьям своим сказал, что его девчонка выгнала, потому что он не читал «Декамерона», а те его подняли на смех, сказали: «Вот дурак, опозорился, сказал, что «Декамерона» не читал, а «Декамерон» это же основы эротики!». Так он вообще очень сильно расстроился и переживает.

Олеся рассмеялась:

-Темнота эти курсанты, «Декамерон» - основы эротики. Вот дурачье! -  она смеялась очень долго. – «Декамерон» - это один из первых шедевров светской прозы эпохи Возрождения.

-Ты очень умная, да? – сказал Константин Петрович с некоторым нажимом. – Смотри, тебе еще нужно учиться общаться с мужчинами. Это ты сейчас выпендриваешься, когда будешь в тридцать лет одна, рада будешь любому мужику.

- С чего Вы взяли, что я буду одна и любому рада?! – ей было обидно, что он на нее так наехал, она не видела за собой вины, за то, что сделала с его сыном.
-Вот посмотришь, ты не умеешь себя вести.

Когда он ушел, девчонки стали обсуждать его приход и сошлись во мнении, что Виталик видимо, и правда, сильно переживает.

-Я все равно не понимаю, с какой стати я должна быть с ним, и какое право его папа имеет меня так оскорблять, что я и одна останусь, и буду всякому мужику рада! – возмущалась Олеся.

-Сыночка жалко, вот и отыгрывается на тебе, - сказала Алла.

-Давай спать ложиться, завтра к первой паре.

Они расстелили постели и легли. Олеся долго ворочалась и не могла уснуть, у нее из головы не выходила фраза, о том, что «Декамерон» это основы эротики, и она тихонько про себя смеялась, никак не могла остановиться, все представляла, как Виталик жалуется на нее своим друзьям, а те его высмеивают. Потом она вдруг стала вспоминать его долговязую худую фигуру, темные глаза, открытую улыбку и то, как он смотрел на нее и обнимал тогда утром на кухне, и как они поцеловались. И постепенно ее внутренний смех перешел в глухие рыдания, она укрылась одеялом с головой и долго плакала, пока не уснула.