Агафонов Александр Александрович

Сибор Филс
         Агафонов Александр Александрович – Летчик, Георгиевский кавалер.

Александр родился в Баку в 1891 году в семье коллежского секретаря Агафонова Александра Никоноровича,
помощника воспитателей пансиона Бакинского реального училища
("Бакинскiй Справочный календарь на 1897 годъ" ).
 
Учился и закончил Бакинское реальное училище (БРУ)в 1907 году.
После окончания БРУ уехал в Санкт—Петербург и поступил на учебу в Технологический институт.
Будучи студентом, Александр работал на заводе «Гамаюн», первого в России начавшего строить аэропланы.

В апреле-мае 1910 года в Петербурге состоялся Первый Всероссийский праздник воздухоплавания — Первая авиационная неделя на Коломяжском скаковом ипподроме.
Многочисленные афиши, расклеенные в городе задолго до этого дня, сообщали о том,
что в Коломягах состоится поистине необыкновенное зрелище.

Активное участие в этом празднике приняли один из первых русских летчиков Николай Попов; летчик В.А.Лебедев; авиатриса баронесса Раймонда де-Ларош;  А.А.Агафонов;
 инженер Ярковский; французы Леон Моран и Раймонда де Ларош; бельгиец Христиане; немец Винцирс; швейцарец Морель Эдмонд. 

В 1910 году "Императорский Всероссийский аэроклуб" (ИВАК) для создания отечественных кадров авиаторов открыл в Гатчине на Гатчинском военном аэродроме
авиационную школу Первого Российского товарищества воздухоплавания (ПРТВ),
 которая открыла первую частную авиашколу "Гамаюн".
В них получили возможность учиться летать гражданские люди.

В июне 1910 года был объявлен прием в школу "Гамаюн",основанную С.С. Щетининым, директором завода ПРТВ(с 1915 года - "Гамаюн").
За обучение необходимо было платить 400 рублей и за устранение возможных поломок аппарата - 600 рублей. Это были немалые деньги, поэтому учениками школы были люди состоятельные.
В 1911 году Всероссийский аэроклуб выдал 65 пилотских дипломов, из них 18 получили выпускники школы «Гамаюн».

Самыми первыми научились летать, а потом стали инструкторами, студенты Политехнического и Технологического институтов,
работавшие на заводе ПРТВ: А.А. Агафонов, П.В. Евсюков и В.В. Слюсаренко.
Еще до окончания школы Агафонов был замечен предприимчивым директором ПРТВ С.С.Щетининым и привлечен им к испытательной и инструкторской работе.

16 июня 1911 года Агафонов сдал экзамен на звание пилота, получив диплом Всероссийского аэроклуба за номером 21.

Двадцатилетние инструкторы Агафонов, Евсюков и Слюсаренко были самыми молодыми авиаторами России.
Школа «Гамаюн» всего лишь за один сезон своей работы дала летную подготовку таким известным русским летчикам, как покоритель штопора К.К.Арцеулов, первая летчица Л.В.Зверева, Л.А.Голанчикова, и др.

В июле 1911 года Всероссийский аэроклуб организовал Первый перелет Петербург - Москва,
в котором приняли участие только гражданские пилоты - военное командование не разрешило участвовать в нем офицерам, хотя именно они были самыми опытными летчиками.

"В результате проведённой работы Оргкомитетом были подготовлены “особые” условия перелёта: в нём могли участвовать только русские авиаторы.
Лететь следовало строго по определённому маршруту Петербург (Комендантский аэродром) – Новгород – Валдай – Вышний Волочёк – Тверь – Москва (Ходынское поле).
На перелёт записались 12 лётчиков:
1.Агафонов Александр Александрович (Диплом пилота-авиатора школы ПРТВ “Гамаюн” (Гатчина, Россия) № 21 от 16 июня 1911 г.; аэроплан “Фарман”, мотор “Гном” 50 л.с.); ... "
("Перелёт Санкт-Петербург – Москва 10-11 (23-24) июля 1911 года".
Историческая справка)

Государственная дума отпустила на перелет 100 тысяч рублей, были учреждены призы, самым большим из которых был приз за скорейшее достижение Москвы - 15 тысяч рублей.

    «Перелет Петербург — Москва ! От этих слов веет какой-то фантастической сказкой!» — писала одна из петербургских газет, сообщая о готовящемся перелете.

Перелет стартовал 10 июля (23 июля по новому стилю) 1911 года на Комендантском аэродроме в Петербурге.
В числе участников перелета был и Александр Агафонов на «Фармане»,специально построенном для дальних полетов.
Провожать авиаторов на Комендантский аэродром пришло немало петербуржцев.

    "Ради авиации Петербург не спал ночь, - сообщали столичные репортеры.
     Масса народа бодрствовала в Галерной гавани, на взморье, в порту.
     Толпились вдоль набережных Невы и Невок, вдоль Черной речки, чтобы
     полюбоваться полетом авиаторов, начинающих воздушное путешествие в Москву".

В три утра 10 июля в воздух взлетела ракета, раздался пушечный выстрел,
и один за другим в воздух поднялись С. УТОЧКИН, М. ЛЕРХЕ, Г. ЯНКОВСКИЙ,
А. ВАСИЛЬЕВ, М. КАМПО-СЦИПИО, Б. МАСЛЕННИКОВ, Н. КОСТИН,
А. АГАФОНОВ и В. СЛЮСАРЕНКО.

"Спешка в устройстве перелета может привести к трагическим последствиям"
- предупреждали пессимисты.
До Москвы удалось долететь только одному из девятерых участников состязаний
- молодому авиатору А. А. Васильеву.
Все другие либо покалечились, либо повредили свои аэропланы и отказались от полета.
На Ходынском поле встречать Васильева собралась толпа народа во главе с московским губернатором,
который от имени Москвы поздравил летчика с "открытием первого воздушного пути между столицами".
Пресса сразу же наградила Васильева, еще недавно служившего простым чиновником в суде, титулом "короля русских летунов".
В 8 часов вечера 15 июля в Москве и на всех этапах был закрыт официальный хронометраж, перелет был объявлен законченным.
Комитет по перелету присудил призы Васильеву (всего 10 тысяч 500 рублей),
другие призы получили Янковский и Агафонов.

С наступлением осени 1911 года полеты в Петербурге прекратились и Агафонов, Евсюков, Слюсаренко вместе со Зверевой отправились на юг России, где совершали публичные полеты на «Фармане» во многих городах.
В начале 1912 года они демонстрировали полеты на аэроплане перед публикой в Баку. Затем летали в Тифлисе.
С марта 1912 года возобновилась испытательная работа на заводе Щетинина С.С., где Агафонов работал до начала ПМВ 1914 года.

В октябре 1912 года началась Первая Балканская война - Черногория, Сербия, Греция и Болгария. объявили войну Турции. 
...Начало войны застало сербскую авиацию в плачевном состоянии - все летчики находились на обучении во Франции.
Вскоре в Белград прибыли уже известный здесь по предыдущим показательным полетам российский летчик -
доброволец Агафонов и его механик Савельев(будущий авиаконструктор триплана)
с бипланом «Дукс» (Duks), который был куплен в России для Сербской Армии.
Их прикомандировали к помощнику командующего сербской армии генералу Путнику.
В ноябре 1912 года русский пилот Агафонов и механик Савельев вошли в состав авиаотделения, которое передали в распоряжение Верховного главнокомандующего...
Агафонов сделал несколько испытательных полетов на «Дукс» над Скопле и затем на «REP» над Белградом в декабре 1912 года.
Белградский корреспондент "Русского слова" Н. П. Брио для получения достоверной военной информации прибег к помощи Агафонова,
который согласился взять его механиком и обещал брать в полеты над турецкими позициями.
2 февраля 1913 года Агафонов и Савельев начали продолжительный полет от Ниш к Белграду на «REP», но полет закончился полной неудачей.
Перелет продолжался в течение трех дней и в конце, на заключительном этапе полета в Белградских предместьях, они разбились.
Оба оставили Сербию в феврале 1913 года.
За участие в Балканской войне Александр Агафонов был награжден орденом «За боевые заслуги».

Александр Агафонов участвовал в боевых действиях ПМВ — был летчиком одного из авиаотрядов действующей армии. 
Проводил успешные авиаразведки и своевременно информировал командование о продвижении неприятельских войск, что приводило к успеху на фронте.

За успехи в проведении разведывательных операций и корректировку стрельбы нашей артиллерии по противнику Агафонов Александр Александрович
был произведен в унтер-офицеры и награжден орденом Св. Георгия IV-й степени.

На некоторое время Агафонова отозвали с фронта на завод Щетинина для приемки самолетов для армии.
После этого он вновь возвращается на фронт и принимает активное участие в боевых действиях.

28 марта 1915 года в результате падения самолета Агафонов получил тяжелые увечья и вынужден был долго лечиться в Гродно.
После госпиталя он был уволен с воинской службы и не мог больше летать.

Агафонов вернулся в Петроград и продолжил занятия в Технологическом институте.
Получив диплом инженера, он переехал в Швецию, а затем во Францию...

       Дальнейшая судьба Агафонова Александра Александровича неизвестна.

                P.S. Уважаемые Читатели !
    Фотографии к данной статье Вы можете легко найти в Энциклопедии сайта "Наш Баку"         
[http://www.ourbaku.com/index.php5/], используя "Навигацию по сайту".

С наилучшими пожеланиями, Сибор.