Дмитрий Медведев и демократия

Михаил Ошеров
Последние обещания Дмитрия Медведева о демократизации местной власти в России не приведут к серьезным изменениям политической системы страны. Идеальной демократии, да и просто демократии в мире просто не существует. Во всех странах правят не народы, но их представители, которыми манипулируют местные элиты. Вопрос состоит лишь в том, насколько и как эти элиты учитывают мнение народов при принятии тех или иных решений, а также в том, насколько у народов создается иллюзия управления своими странами. Демократия предполагает некий общественный консенсус при принятии решений властью и при признании этих решений обществом для исполнения. А это, в свою очередь, требует больших затрат времени - для подготовки, обсуждения и принятия решений. Поэтому, кстати, не может быть демократии в армии и на войне - в экстремальных ситуациях решения должны  приниматься быстро. У российской власти всегда - и при царской власти, и после Октябрьской революции, и после контрреволюции 1991 года, - было неприятие медленного и демократического механизма принятия решений. Разгон большевиками Временного правительства и Учредительного собрания, расстрел Борисом Ельциным демократического Верховного Совета России - всё это следствия неумения и нежелания российской власти во все времена договариваться с собственным народом и его представителями.

Нынешний механизм российской власти заложен в Конституции, принятой "на крови".  В нём не предусмотрено никакого механизма ответственности правительства перед народом, наоборот, в случае несогласия представителей народа с правительством в отставку, согласно этой Конституции, должны уходить не представители правительства, а представители народа. Единственными реальными выборами в российских условиях, от которых что-то реально зависит, являются выборы президента Российской Федерации. На местном уровне ситуация еще хуже. Реальные полномочия обоих ветвей местных властей в юридических и финансовых вопросах сильно урезаны. Местные власти должны финансировать многие сферы жизни граждан России, при том, что основные налоги и сборы с российских граждан и предприятий уходят в центр - в федеральные органы власти. Поэтому практически все местные органы власти в России зависят от денег, которые им с барского плеча выделяют московские бояре. На местном уровне невозможна реализация никаких крупных промышленных, налоговых и социальных проектов - всё это нужно согласовывать в Москве, как в старые добрые времена.  У депутатов местных парламентов фактически осталось два серьёзных права - согласование местных бюджетов и участие, нет, не в выборах, но в назначении сверху губернаторов. И то, эти полномочия являются, в общем-то, формальными - в случае конфликтов с властью по этим вопросам в отставку отправляется не власть, а представители народа.

Что же касается лично Дмитрия Анатольевича Медведева, то демократизаторские законодательные инициативы, исходящие лично от него, выглядят достаточно сомнительно. Кроме того, что он, по сути, является "хромой уткой" - уходящим президентом,  Дмитрий Анатольевич Медведев, во-первых, был избран российскими избирателями не как самостоятельный политик, но как местоблюститель по рекомендации царя. Самостоятельный рейтинг  политика Медведева без рейтинга Владимира Путина был бы величиной, практически неотличимой от нуля. Собственно говоря, предыдущая карьера Дмитрия Медведева - это карьера не политика, но карьера администратора, карьера аппаратного деятеля. Во-вторых, Дмитрий Анатольевич Медведев на временно занимаемом им посту наделал большое количество политических ошибок, которые даже Владимир Путин не сумел или не смог исправить.

Предательство растерзанной Ливии, возложение цветов к могиле Маннергейма, лобызания с палачом Югославии Хавьером Соланой - вот только несколько поступков Дмитрия Медведева, за которых приходится краснеть российскому народу. Во внутренней политике заметна его любовь к прозападным и, по сути, антироссийским ультралибералам и к олигархам. И именно в этом ключе нужно рассматривать предлагаемые им решения о демократизации на уровне местной власти. Во многом это нужно для того, чтобы олигархам было проще реализовывать и согласовывать свои проекты на местном уровне. К реальной демократии все эти косметические изменения в системе местной власти в России никакого отношения не имеют.

Михаил Ошеров

http://www.iarex.ru/articles/24864.html