От дома до музея. Царство охоты -3

Екатерина Шильдер
      В помещении все так распределено, что нет тесноты, и одни экспонаты совсем не мешают другим, хотя их здесь огромное количество. Все так распределено, и  все так ясно и понятно объяснено, что не чувствуешь никакого напряжения в поиске какой-либо информации. Только хочешь что-то узнать, и раз перед тобой есть объяснение. Кто же тебя опередил и  с вопросов и с ответом?
 
     Это точно тот, кто думал о тебе, когда создавал это великолепное охотничье чудо.
 
     При входе в зал, слева, еще до витрин с вращающимися птичьим царством, огромное панно, на котором рисунок бегущего мамонта. Сколько рук протянулось к этому живому розовому обитателю древних времен, и мне тоже захотелось коснуться первобытного мира. Возникает ощущение замкнутого и хрупкого мира животных, и  в тот ледниковый период, и в наш современный мир с машинами и всем тем, что давит на хрупкую природу.

- А это что за круг в центре на полу? На нем вмятины.

- Это не вмятины, а следы двадцати видов разных животных.
 
     - К нам приходят дети, они любят повозиться, и найти, кому принадлежит каждый след. А у кого не получается решить эту загадку, находят ответ в этой табличке, которая вот здесь на стене. Такая подсказка. Вид следа, и тут же название животного. И я читаю, чьи же следы здесь внизу на диске диаметром два метра не меньше.

     Здесь следы и лисицы, рыси, медведя бурого, зайца и рыси. Но мне интересно посмотреть на следы кабана и косули, тех животных, на которых охотились великие князь Сергей Михайлович и их гости на Кавказе.

- Мне кажется, я наступила нечаянно на это диск со следами?

- Ничего страшного, он все выдержит, вес у него 300 килограмм. Не шутка. А и размер не маленький, обойти его у нас трудно не наступив на него.

     Стена напротив сияющих витрин занята шкурами разных животных и рогами.

- Неужели у оленя каждый год исчезает и появляется эта громада ветвистых рогов? Леса должны быть засыпаны их рогами. Что-то я не слышала, что рога можно найти в лесу не убив на охоте оленя.

- Да, действительно благородный олень сбрасывает свои рога, и на следующий год они вырастают вновь.
 
     В центре зала есть такая разделительная стена, которая делает помещение уютнее, как будто у  тебя появляется своя собственная часть зала, где ты можешь спокойно посмотреть экспозицию.

На этой стене за невероятно чистыми витринами, без единого следа касания руки, и без малейшего пятнышка стоят рядами охотничьи ружья. Говорить об оружии охотничьем я не особенно могу, но некоторые слова уже у меня на слуху, и решившись спрашиваю Галину Николаевну.

 -  А что такое штуцер, что это за ружье такое?

- В этой витрине ружья и Тульского и Ижевского завода. А охотничий штуцер ружье особенное. Охотничье нарезное ружье. Предназначается штуцер для крупного зверя. Вот, например, хорош он при охоте на кабана. Второй выстрел из штуцера делается, гораздо быстрее, чем из карабина. Ствол у штуцера короче, чем у карабина, - терпеливо подводит меня Галина Николаевна к некоторым познаниям и об оружии.

     Потом мы проходим в другой зал, и опять в нём можно увидеть что-то особенное чего не бывает в других музеях. Вторая комната существенно уже, чем первый зал, но и здесь такой же порядок и все так же распределено разумно и понятно посетителю. Левая стена представляет собой череду стендов, которые е установлены один за другим на скользящих полозьях. Места занимают они мало, а вот информации столько, что с одного раза и не усвоишь. Справа вместо окон витражи с сценами из охот. И хотя здесь нет такой подсветки как в зале, но эти яркие витражи замыкают пространство помещения в единое целое, и здесь все для охоты и об охоте.

- Вот перед нами макет охотничьего хозяйства.

- Я на фотографиях о Кубанской охоте видела такой же домик. Это точно.

- Это типовые дома. Здесь еще и различные сценки из жизни животных. В конце зала на планшетах огромное количество открыток об охоте.
- Как здорово, словно бабочки сидят, какие яркие открытки.
- Это у нас экспонаты из частной коллекции. Они выставлены отдельно, чтобы коллекция не сливалась с другими экспонатами, а выглядела бы как единое целое.

     Осмотрев и этот зал, возвращаемся к началу экспозиции, к стенду которой мы прошли.
 
- А здесь то, что вам, по всей видимости, будет интересно. Вот можно обратить внимание на икону. Это список иконы с иконы святого мученика Трифона. Он является  покровителя природы и охоты.
 
- Теперь буду знать, что и у охотников есть свой святой. А где сама икона была раньше?
- Был храм святого Трифона в районе нынешнего Рижского вокзала, но был снесен в хрущевские времена. По своим размерам он был больше Елоховского собора.
- А вы знаете, я бываю в городе Невеле, там снесли сразу три храма при Хрущеве. Оголили совсем город, а сейчас на картинах можно только и видеть эти храмы. Красота, какая была.
- Вот здесь у нас устав Казанского общества и жетоны лесного ведомства, и награды самой «Ассоциации Росохотрыболовсоюз».
- А я вижу, что у вас есть текст первого закона об охоте. Об этом законе читала, но сам текст не нашла еще.
- Это приятно, что вы обращаете внимание на основные документы. Для многих это не очень важно.
- А вот и с первого съезда документы. Как бы у вас с ними познакомиться ближе, если, конечно, вы разрешите.

     В этой экскурсии по Музею охоты и рыболовства еще много чего рассказывала Галина Николаевна, но с первого раза все охватить и невозможно, требуется прийти сюда не раз, а может и не два.

     Мы возвращаемся в комнату.
- Посмотрю вашу книгу и позвоню вам, - говорит мне Галина Николаевна.
- Спасибо вам за такую важную для меня экскурсию. И за прекрасное отношение. И за полученные мной знания, и за то, что все для меня стало более цельным в понимании охоты, - отвечаю я ей с искренностью.
 
     На улице влажный январский снег, на дороге огромные лужи. Остались там за спиной звери на блестящем снегу, ружья в витринах, фотографии и документы, и создатели всего этого царства охоты.