Как в Царскосельском лицее без поэзии?

Екатерина Шильдер
     Помимо учебной программы, в лицее кипела бурная творческая деятельность. Речь шла, в первую очередь, конечно, о литературном творчестве. Регулярно выходили в свет лицейские журналы и альманахи с прозой и стихами, сочиненными лицеистами. В числе этих произведений особое место отводилось поэзии, посвящённой 19-ому октября, дню  основания Лицея.
 
     Праздник этот проводился ежегодно. Впоследствии под крышей Лицея образовались два музея: ЛИЦЕАНА, посвященного самому заведению и ПУШКИНИАНА, посвящённого творчеству великого поэта А.С. Пушкина. Для полного представления об экспозициях этих музеев, издавали ежегодный бюллетень.
 
     Праздники, самым важным из которых являлся день основания Лицея, 19 октября, сопровождались зваными обедами, музыкальными вечерами и спектаклями. По этим случаям некоторые лицеисты сочиняли и музыкальные произведения.

     Если посмотреть на издание «Лицейского вестника», то о нем можно узнать много интересного даже просто из выходных данных журнала.

     «…Журнал XLV и  XLVI курсов. №1. …Редакторы: Н. Кашкин и А. Порайффиус. Издатель Д. Ознобишин… С разрешения Инспектора воспитанников Императорского Александровского Лицея Ф. Врангеля. .. 1884». (ГАРФ, Ф. Р-8091, кмф-20 (Бельгия), 3А-235, ед. хр. 1).
 
     «Литературный сборник. Литературно-критический журнал. №2 …  с разрешения инспектора И.А. Лицея Ф. Врангеля».
    «Лицейский Мудрец. Альманах. №4…Невский, №54 …  . С разрешения…».

     В 1892 году директором Лицея был назначен барон Ф.Ф. Врангель. Врангель Фердинанд Фердинандович перед своим назначением состоял в должности инспектора Императорского Александровского Лицея.

     Врангель Фердинанд Фердинандович, родился в 1844 году. Гидролог.  Окончил курс в Морском кадетском корпусе и морской академии. Ф.Ф. Врангель  изучал организацию гидрологических и метеорологических наблюдений в Англии, Голландии, Германии и Соединенных Штатах. Заведовал физическими исследованиями при Черноморской гидрографической экспедиции. Вел и преподавательскую деятельность в Морской Академии. Редактировал "Записки по гидрографии", где помещал  статьи по гидрологии и метеорологии.  Редактировал обширный труд,  изданный главным гидрографическим управлением, лоцию  "Руководство для плавания из Кронштадта во Владивосток и обратно" в 12 томах.

     С 1896 года по 1900 год директором Императорского Александровского лицея стал Федор Александрович Фельдман, который ввел в преподавание несколько новых предметов, которые отражали развитие промышленности и торговли в России, торговое и морское право. Обращая особое внимание на знание истории своей родины, был введен такой предмет как отечествоведение.
 
     Для этого предмета под руководством Фельдмана был издан в 1898 году "Систематический сборник очерков по отечествоведению». Фельдманом был сделан упор на практические занятия под руководством профессоров и преподавателей для лицеистов старших классов.

     Фельдман Федор Александрович родился в  1835году, умер в 1902 году. Генерал от инфантерии. Образование получил в Пажеском корпусе и в Николаевской академии генерального штаба. При участии и по инициативе Фельдмана выработан устав о всеобщей воинской повинности.
 
     В 1900 году директором Лицея становится питомец самого Императорского Александровского Лицея Саломон.

     Появляется в это время новый орган в Лицее, это Совет Лицея из бывших лицеистов, который затем примет деятельное участие в проведении празднования 100-летнего  юбилея Императорского Александровского Царскосельского Лицея, уже при директоре Владимире Александровиче Шильдере. Совет же Лицея существовавший с 1848 года был переименован в Конференцию.

     Совет Лицея состоял из бывших лицеистов и назначался лично Императором. Попечитель Лицея с этого времени мог непосредственно докладывать по делам Лицея Императору. Было определено, что воспитатель лицеистов следует с ними со времени поступления до окончания Лицея.