Листая Летопись. Н. Гоголь. А. Россет. Одиночество

Галина Белякова
               

            Ш       ДРУЖБА

        В начале повествования  я сказала о переплетении  судеб.    Да, это тоже относится к характерам моих избранных героев. Дружба, основанная на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Надо иметь сильный характер, чтобы понимать другого и принимать его доверие вопреки своему настроению.
         В жизни А.О.Смирновой-Россет дружба с Гоголем,  длившаяся почти двадцать лет, занимает исключительное место. Когда их жизненные пути пересеклись, между ними возникла тесная духовная связь, дружба и взаимное понимание.

 Однажды в беседе Александра спросила Гоголя: «Где мы с  вами познакомились?». Он отвечал: «неужели вы не помните? Вот прекрасно! Так я ж вам не скажу; это. Впрочем, тем лучше, это значит, что мы с вами всегда были знакомы».
 
  Познакомились они летом 1831 г. в  Царском селе, когда Александра была ещё фрейлиной при Марии Фёдоровне.Но настоящее их общение началось в Париже, где Россет находилась на лечении.  И Гоголь там жил  с ноября 1836 до февраля 1837-го.
  Несколько лет они не виделись, но в 1841 г. отношения вновь возобновились. Осенью 1842 года  вновь Рим  и письмо от Н.В.Гоголя, который жаждал всей душой видеть  любящую душу.  И только в январе 1843 года дорожная карета Смирновой остановилась  у ворот одного из римских домов, то первым, не помня себя от радости, её встречал Гоголь. Затем Ницца, в которой взаимные симпатии Смирновой и Гоголя ещё более крепнут.
 В конце 1844 года, в Петербурге. Александра получит от  Гоголя письмо. Ответ будет незамедлительным: «…а вечером солнце взошло, и с тех пор я так счастлива, как в лучшие и счастливейшие минуты, с вами проведённые в Ницце.  Да благословит вас бог! Вы, любезный друг, выискали душу мою, вы ей показали путь, этот путь так разукрасили, что другим идти не хочется и невозможно».

      Н.В. Гоголь отзывался о Смирновой лишь с восторгом, называя её «перлом всех русских женщин». Впоследствии он напишет: «Она являлась истинным моим утешителем, тогда как вряд ли чьё-либо слово могло меня утешить, и,  подобно двум близницам-братьям, бывали сходны наши души между собой». Он признавался Александре: «Любовь, связавшая нас с вами, - высока и свята. Она основана на взаимной душевной помощи,  которая в несколько раз существеннее всяких внешних помощей».
    Наблюдавшая за Гоголем и Россет,  дочь В.А. Аксакова, когда они были у них на даче, писала о них (1850 г.): «Гоголь при ней совершенно счастлив, она  его очень любит, у них есть свой особый мир, в котором у них совершенно одинаковые взгляды, понятия, впечатления»

   И в подтверждении такому наблюдению, вспомним,  как писала  А.О.Смирнова после смерти Гоголя. С.М.Сологуб: «Никто не займёт место Гоголя в моём сердце, никогда не будет у меня такого верного, преданного, надёжного друга. Не говоря прямо, он умел давать почувствовать тем, которых он любил, их предназначение. Это происходило оттого, что он любил всех….».


 
           1У    СПАССКОЕ

        Живя в долг, не имея собственного угла, Гоголь привык обходиться самым насущным, не думая об удовольствиях, которые позволяли себе люди его звания. Он отказался в пользу матери от своей доли в имении, он посылал
деньги сёстрам, раздавал их крестьянам в Васильевке, помогая тем, у кого пал скот или покосилась хата, кто не от праздности, а от болезней или неурожая впадал в бедность.  Александра старалась помогать Николаю Васильевичу  в издании поэмы «Мёртвые души». Зная нужду Гоголя, не раз  помогала финансами или предлагала помощь.
        Сам Гоголь не имел собственного сельского «убежища», имения или просто уголка, где  мог бы спокойно работать на лоне природы,    и он принимал предложения своих друзей.  Александра с удовольствием, с радостью принимала его у себя на даче в с.Спасском, где  для него  был отведён отдельный флигель.

       В мае 1849 г.Гоголь  отправился «в мирную глушь» в Спасское.
 Село Гоголю  очень понравилось.  Всё время, которое он там прожил,  был необыкновенно бодр, здоров и доволен. Перед обедом обязательно купался в Москва-реке.
      Позже Александра Осиповна вспомнит о днях,  проведённых в Спасском:
« В эти дни Николай Васильевич бродил перед домом после купания, пил воду с красным вином  и сахаром и уходил часов в 10 к себе. Был нездоров, жаловался, не разговаривал ни с людьми, ни с приятелями. 
     Гоголь – человек очень благочестивый, он всегда занят движением своей духовной жизни, изучает греческий, чтобы в подлиннике читать древние книги по истории церкви»
      Во время отдыха, в хорошем расположении духа,  Гоголь предложил Александре прочесть окончание второго тома «Мёртвых душ», т.к. хозяйка была в дурном расположении духа. Он думал, что чтение её развлечёт от нервного расстройства. Но она отказалась слушать, ей сделалось хуже и она покинула Спасское. Гоголь уехал тоже.


   Да и у Николая Васильевича внезапное настроение переменилось. В 1848-49 г.г в Москве он пережил свой, может быть,  первый и единственный роман с женщиной, который закончился неудачно  Он передумал печатать второй том и занемог. 26 января неожиданно умерла Екатерина Михайловна Хомякова, родная сестра поэта Языкова.  К этой женщине Гоголь был нежно привязан, её сына, названного Николаем, крестил. «Теперь для меня всё кончено» - сказал Н.В. Хомякову. Он не явился на похороны и заперся дома.

    
    У    Мистический настрой

          Мечтателем он не стал, друзья почувствовали религиозно-мистический настрой, который всё чаще и чаще звучал в его письмах,  и увидели в этом опасность и для его личности и для его творчества.

       Н.Гоголь,  размышляя о вере, о назначении художника и  роли в обществе писателя,  обратился к написанию   книги «Выбранные места из переписки с друзьями»,  вышедшей в 1847 году, с которой он решился обратиться  ко всем в России- от царя до мелкого чиновника.  Она всколыхнула всю Россию. Её принимали и отвергали. И даже преданный друг С.Т.Аксаков осудил книгу. В самообличении Гоголя он увидел лицемерие, в нравоучениях – ханжество, в желании видеть во главе страны идеального правителя – верноподданичество и восхваление монарха.      Кому понравятся эти призывы, когда в стране  после 30-летнего Николаевского правления -  ничтожность талантов от угнетения ума цензурою и страхом правительства,  разрушение всех связей от боязни доносов и шпионства;  словом, убит дух, убиты доходы, убиты таланты. (М.А.Дмитриев - авт. прим.)

         « Когда в 1847 году фанатичный русский священник отец Матвей, обладавший красноречием  Иоанна Златоуста при самом тёмном средневековом изуверстве,  просил Гоголя бросить занятия литературой и заняться богоугодным делом, таким, например, как подготовка своей души к переходу в мир иной по программе, составленной тем же отцом Матвеем и ему подобными.  Гоголь изо всех сил старался разъяснить, какими положительными  были бы положительные персонажи второго тома «Мёртвых душ», если бы Церковь разрешила ему поддаться той потребности писать, которую внушил ему Бог по секрету от отца Матвея.
         Отец Матвей мог порадоваться, как писал В.Набоков,  что незадолго до смерти Гоголь отрёкся от литературы; но короткая вспышка огня, которую можно было бы счесть доказательством и символом этого отречения, на деле выражала, совсем обратное: когда, пригнувшись к огню, он рыдал возле той печи, в которой были уничтожены плоды многолетнего труда, ему уже было ясно, что оконченная книга предавала его гений; и Чичиков, вместо того чтобы  набожно угасать в деревянной часовне среди суровых елей на берегу легендарного озера, был возвращён своей природной стихии – синим огонькам домашнего пекла.

         Священные места, которые он  посетил, не слились с их мистическим идеальным образом в его душе, и в результате Святая земля принесла его душе (и его книге) так же мало пользы, как немецкие санатории – его телу».
 
            Хомякову, приехавшему навестить его, Гоголь говорит: «умирать, а  я уже готов и умру».
         Странное поведение Гоголя в последние дни его жизни, тем не менее, поведение ясно сознающего меру своих сил писателя. Он пробует обратиться к кому-то за советом, просит А.П.Толстого передать рукопись второго тома на отзыв митрополиту Филарету, боясь, что сам в праведном гневе уничтожит её.
Но  А.П. Толстой отговаривает Гоголя  и оставляет рукопись при нём.
          В ночь 11 февраля Н.В.Гоголь, всё таки сжигает второй том поэмы. Само сожжение рукописи было совершено в трезвом уме и при ясной памяти.
       Счёты с творчеством и с жизнью были кончены.

      21 февраля 1852 г гениальный писатель ушёл в мир иной.
Последними его словами были: « Как сладко умирать »,  «Оставьте меня, мне хорошо».

      И опять же обратимся к воспоминаниям А.Смирновой:  « Гоголь был такое интересное, такое новое явление на литературном поприще, что биографию его почти невозможно написать, если друзья его не согласятся передать черты его жизни или слова его, более или менее значительные и обнаруживающие внутреннее настроение его души.
     Гоголь был добр, кроток, ленив и вместе деятелен, самолюбив и смиренен; вообще, двойственность в нём обнаруживалась и  обличалась резко, как всегда бывает у людей гениальных. Постоянное было в нём одно: желание победить всё низкое, недостойное и стать выше душою.



     Жизнь замечательного гения до сих пор приводит в трепет. Много вопросов возникают у каждого мыслящего человека перед  такой биографией. Отчего и почему?



        УП     А.О.РСмирнова-Россет

                (продолжение следует за 03.04)