Имидж учителя новой школы

Татьяна Нескучная
   Утро. Семь тридцать, в холодной дребезжащей и наполненной пассажирами маршрутке женщина средних лет оплачивает проезд, руки ее рассеянно достают сложенную десятку – сейчас это просто женщина, спешащая на работу. Через какие-то тридцать минут она снимет пальто, под которым окажется чистый и опрятный костюм, поправит прическу, накрасит губы перед зеркалом и сядет за стол перед своими учениками. Теперь она – учитель. Вопрос в том, а была ли разница?

   На мой взгляд, это одна из таких профессий, обучению которой не все поддаются и которая дается «пожизненно». «Шубка», которую не снимешь, не правда ли?!
А потом женщина возьмет мел и бегущим каллиграфическим почерком будет заполнять пространство школьной доски, а ученики покорно склонятся над конспектами и чистыми листами...

   Почему она выбрала такой путь? Бесспорно, учителями становятся по призванию. В первую очередь, это люди с удивительно сильным характером, люди,  которые не признают черновиков для себя, потому что вся их жизнь – чистовик, но они работают с «черновиками» других, для того чтобы «выбелить» и во всей красоте открыть миру Человека. Чем не божий промысел? Задумаемся над тем, как часто мы даём себе слово, что с понедельника будем жить по-другому, без лени и лжи? Как будто пишем черновик, не задумываясь, что переписать набело просто можем не успеть. А у человека, который взращивает других маленьких человечков, ошибок быть не может.

   Во вторую очередь, учитель – Человек Неравнодушный. Вы спросите, к чему, к кому неравнодушный? Да к чему угодно, но по большей части к людям: худым и полным, высоким и не очень, добрым и злым, успевающим и нет, короче говоря, к разным. Вон, таких уже целая аудитория, видите?

   Что-то я засмотрелась.
   
   Будущее... Какое оно у нее? Ну-ка, сейчас нарисуем ее будущее, много времени это не займет.

   Вечер. После дополнительных занятий она замыкает кабинет, сдает ключи на вахту, прощается с техничками. И дальше все практически по классику: ночь – улица – фонарь – дом – тепло – работа – сон – шесть утра – будильник – телефон. Опять маршрутка, холод, мятая десятка...

   Зачем? Видимо, в этой цепочке пропущено что-то очень важное, в сравнении с чем и холод ночной улицы, и бесноватый звон будильника, и дребезжащая маршрутка покажутся такими мелочами. А этот человек каждый день видит сотни детских лиц, неповторимых и своенравных, веселых и грустных. Легко ли к каждому юному сердцу найти свой ключик, а достучаться до него?

   Думаете, я буду говорить о трудолюбии, безвозмездной помощи, любви к людям, возможности вдохновлять своим примером, желании давать почву новым идеям, о высших проявлениях человеческой сущности, именуемой душа? Вот я и говорю о них, просто уж очень не хотелось произносить такое банальное выражение, как «моральные ценности». От этого сочетания сохнет во рту, до того оно стало официальным. Имеющий уши да услышит.
Учитель всегда был загадкой, человеком, душа которого известна немногим, но при этом сам педагог понимал многие и души, и характеры; человек, о котором так мало известно, но который сам так много знает.

   А сейчас разве другая ситуация? Хотя и стали иными взгляды на жизнь, разве учитель утерял свой ореол таинственности и притягательности? Ничуть! Он по-прежнему сказочник, который рассказывает детям о чем-то интересном. И учитель новой школы по-преженему: и инженер человеческих душ, и архитектор характера, и врач болезней роста, и тренер интеллекта и памяти. Он строит свою работу так, чтобы на уроке каждый ребенок стал творцом, вне зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей, ибо он свято верит, что талант дан каждому. Труд учителя тем и ценен и велик, что он формирует природу самого человека, открывает, а может, и откапывает из глубин все то, что в человека вложил Бог.

   Урок учителя будущего – урок творчества, урок культуры, урок высокой духовности, успеха каждого ребенка, даже если занятие выйдет за рамки программы и методы работы с детьми будут нестандартны и отойдут от «футлярных» рамок. Это как в произведении Г.И.Полонского «Ключ без права передачи»: «Мы хотим напроситься к вам в кабинет на этот час... Из-за телевизора. Там сейчас будут пушкинские «Маленькие трагедии» по второй программе», – заявила классный руководитель Марина Максимовна директору Назарову, утверждая, что внеплановый Пушкин еще гениальнее, а внеклассные занятия не доставляют никакой тяготы ученикам, а, наоборот, они с радостью ждут новой встречи.

   С таким учителем легко и интересно, ученики идут на урок с радостью, не боясь того, что их спросят, а они не будут знать верного ответа, потому что отзывчивость, искренность, доброжелательность, открытость, эмоциональность педагога окрыляют, вселяют уверенность в успех, пусть даже и не сиюминутный. Ребята видят в нем не только учителя: «Она – человек, понимаешь? С ней интересно – раз. Никогда не предаст – два. И говорить можно о чем угодно – три. Нам дико повезло с ней, если хочешь знать», – так заступаются ученики 10 «Б» класса за свою «Мариночку».

   Получается, учитель 21 века – это друг детям, помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, помогающий найти, странник, всегда находящийся в пути, не имеющий надежный посох и знающий, как его добыть в случае утраты.
Тексты газет кишат различными заголовками: «Каким должен быть настоящий учитель?», «Какой он, этот образ учителя будущего?», «На протяжении нескольких десятилетий образ идеального педагога существенно видоизменялся. Так ли это хорошо?..». Да, с одной стороны, каждая эпоха преподносит свои сюрпризы, меняет характеры людей, вместе с этим и учителя меняются, приобретая или излишнюю мягкость, или сдержанную скромность... С другой стороны, чеховский герой из пьесы «Три сестры» уверял: «Не то что через двести или триста, но и через миллион лет жизнь останется такою же, как и была; она не меняется, остаётся постоянною, следуя своим собственным законам, которых вы никогда не узнаете...». Отмечу, что требований к личности учителя было целое множество, есть целое множество и будет, думаю, столько же. И само множество это как-то не изменилось радикально: учитель – пример во всём, его репутация должна быть безупречной, знания разносторонними, поведение безукоризненным, общение с людьми образцовым. Но не лукавим ли мы, поднимая планку столь высоко? Мне импонирует больше высказывание о том, что «учитель – это человек, который знает все о немногом и немного обо всем». Еще Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». И это один из самых эрудированных философов древнего мира! Все знать невозможно. «Нельзя объять необъятного», – уточнял Козьма Прутков. Да и не требуется этого. В наш век, когда информация устаревает через пять лет, важнее, мне кажется, иметь удочку и ею ловить. Тогда и улов не заставит себя ждать. (Все-таки мудра притча). А данные опросов школьников, заметьте, разных лет косвенно подтверждают это. Так, по мнению учащихся, настоящий учитель – это тот, кто может делать свое дело, не роняя собственного достоинства и достоинства учеников, не ущемляя их права и интересы.

   Снова попробую поразмышлять о будущем. Сколько на этот раз отмотать? День уже пробовали, тогда, может, год или десятилетия? Даже не знаю, что и предложить… А что вы хотите услышать? Что я сейчас буду рассказывать свои фантазии и мысли по поводу внедрения в процесс обучения инновационных технологий, возможных программ индивидуального обучения учащихся? А не кажется ли вам, что гениальный учитель и без интерактивной доски, мощных вычислительных машин практически на пальцах способен объяснить ученику тему урока? Значит, новые учебники, рост значения информационных технологий, разработка и смена программ обучения – это вещи преходящие: вчера их не было, завтра будут, послезавтра снова сменятся, а профессия останется… Похоже на то, что это только бонусное дополнение, приятный плюс к незаменимому человеку.

   Если дело в человеке, какой он, Учитель? Что с ним будет через двадцать, тридцать, пятьсот лет? Тенденция во все времена одна: количество плохих и хороших преподавателей обычно во все годы одинаковое, люди приходят на смену друг другу... Что еще сказать?.. Один учитель научит нового работать с детьми, как привык сам, вот и получается круговорот незаменимых людей в природе, как бы комично это ни звучало.

   Значит, нет его, учителя будущего… Только приложения к нему, которые приходят и уходят со временем. А учитель один и тот же, что сегодня, что завтра. И хотя общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержимое, все-таки из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться, мудрость, природный ум.
А о перспективах профессии… Вряд ли придет момент, когда в обществе перестанет быть востребованной роль Наставника: рано говорить о гибели секвойи, которая прожила тысячелетия и чахнуть не собирается. Процесс увядания в любом случае зависит от общества, которое либо занимает пассивную сторону в освоении мира, предпочитая видеть и понимать все не дальше окна своей гостиной, либо активно пороздит поля непознанного, и впереди именно такого общества я вижу Учителя, того самого, имидж которого можно выразить формулой: «УЧИТЕЛЬ = Сильный + Неравнодушный + Любящий + Созидающий». Остается только надеяться, что он и останется таким.