Поэтесса Мария Аввакумова

Любовь Царькова
Мария Аввакумова

«Странница русской поэзии…» - это о ней… Десятое поколении после Аввакума, его кровь и наследница по духу, Мария Аввакумова – необычайно самобытное явление в современной русской поэзии. Горделивой статью, ликом, словом, она будто бы вышла из пространства Древней Руси и древнего благочестия. Ее поэтическое творчество – из самой глубины  народной души.

Мария Николаевна Аввакумова - поэт, автор шести поэтических книг, изданных в Москве. Родилась в Архангельской области. Училась в Казанском государственном университете. Журналист, член Союза писателей России. Живет и работает в Москве.

 Стихи Марии Аввакумовой включены во многие сборники, в том числе, в антологию “Русская поэзия XX век”. Их часто публикуют в архангельском литературно-художественном журнале “Двина”:


Прислониться к луне

1
Я не знаю уже,
хорошо или плохо:
пролетела Судьба,
пролетела Эпоха,
пролетел караван,
клин, шеренга, цепочка...

Жизнь вцепилась в меня,
как болотная кочка...

2
Дай мне, земля... дай поглядеть
тайну твою хоть бы на треть:
терпишь ли нас?
скоро ль пробьет
крайний наш час?

Люди страшны. Нелюдей час.
Мучишь ли нас?
Учишь ли нас?
Гарью полно утро Земли.
Матерь моя, определи.


Новую книгу стихов, написанных на переломе веков, она назвала «Ночные годы». В стихотворении «Закличка», открывающем сборник, читаем: «…поддержи мя, Вседержитель, я немножко тоже Русь».

Поэтесса просит у Бога сил и энергии, зная, что творчество невозможно без одобрения Свыше. В старину любой труд, всякое хорошее дело начинали, благословясь, с молитвы, со смирением и мудростью.

Обращаясь к высшей силе, поэтесса слагает стихи необычайно глубокие по содержанию. Нередко слова могут показаться нарочито простецкими: «Мамке Волге поклонюсь, батьке Дону помолюсь». Ощущается тот строй стихосложения, чуждый декоративности, свободный от штампов, который в начале XX века показал Велимир Хлебников. Раскованность, практически полное отсутствие «иностранных», заимствованных в последние три столетия слов…

Русский стих на просторе: ясное слово, очищенное от налета времени, когда чувствуется его первооснова. Открытая Хлебниковым «исторически не бывшая судьба русского языка», которую он воплотил в своей поэзии, повлияла на становление русского поэтического (и не только поэтического) слова в XX веке. Его называли футуристом…

 Мария Аввакумова со своим слогом нового типа стоит в ряду тех немногих, кто радеет о жизни родного языка и выводит русскую поэзию на широкий простор. Мария Аввакумова – из хлебниковского семени «будетлян», которых гениальный поэт ждал в будущем как продолжателей своего дела.  Ритмически и синтаксически сродные стихи поэтесса пишет почти столетие после него. Пишет о жизни, о смерти, о судьбах мира, о России, о себе… Ее голос смел и горько правдив. Пока «язык творит речи», Мария Аввакумова стремится из нескладности окружающей жизни – к гармонии, к вечному свету: «Все выгорит под солнцем этим, все – кроме света одного».

Состояние души в переломное время («Ночные годы» - стихи 90-х годов) поэтесса изображает с помощью поэтических картинок русского пейзажа. Русская природа холодна, она

На грядки море выльет в огород.
А то закрутит больно ивьи руки,
Да по щелям, как бес, заверещит

Природа сурова. «Арктика» – называет ее поэтесса, когда  проводит недолгие дни под солнцем Италии.

Русская душа - подстать суровым стихиям, привыкшая выживать, делая невозможное в невыносимых условиях. Это, пожалуй – основная тема книги «Ночные годы». Нужен недюжинный талант, чтобы с большой степенью обобщения выразить современность, находясь непосредственно в ней.

Все можно заложить, продать, купить.
А то, чего нельзя, -того не стало.

Тяготам настоящего, которое она называет «темное царство вербовщиков зла», Мария Аввакумова противопоставляет память о былинных героях Святой Руси… Она пытается поэтическим методом отыскать истину.

Воды и сады Венеции и Рима, она называет райскими. И одновременно поэтесса сознает, что русскому художнику силу творить дают только родные места. Оторвавшись от них, «живой росток» превращается в «солому». Эта метафора точно отражает состояние поэтической души без животворной энергии родимой земли.

Парадоксально, но русский дух, все непокорное, свободное и сильное столетия подряд от тепла юга устремлялось на Север. Здесь люди до последнего времени сохраняют неповторимую самобытность русского. Мария Аввакумова, рожденная русским Севером, из их числа. В своем творчестве она  не только воплощает  народность в современной русской поэзии, но и с новым словом выходит в третье тысячелетие.  Чтение таких  стихов – это сотворчество с автором, обновление читательской души. Основная идея ее стихов -  есть в мире то, чего нельзя купить! Сила в добре, правде и ни в чем ином. Недаром они звучат как заклинание: «Ничего у мучителей наших не выйдет!» Придет конец затяжной непогоде под «сирой российской звездой», когда «дрожат губы от обиды за народ и страну». Вера в это у  русской поэтессы неколебима.

2002



Мария Аввакумова читает стихи - www.youtube.com/watch?v=vTovyK6KCuE

Фото: Мария Аввакумова и Андрей Чуклин. Москва, 2000-2001 годы.

Мария Аввакумова на Стихи.ру http://www.stihi.ru/avtor/mnavv


http://rospisatel.ru/avvakumova.htm