О смертельной опасности узкой специализации

Уладзимир Траццякоу
Самый, пожалуй, впечатляющий пример узкой специализации -- это глубоководные рыбы. Они настолько привязаны к своей практически неизменной среде обитания, что поднять их живыми с километровых глубин никому из исследователей океана не удавалось.

Дефицит панорамного мышления (ДПМ) в каком-то смысле тоже может считаться примером узкой специализации мозговых структур человека, доставшейся нам «по наследству» от животных предков и сформировавшейся на протяжении сотен миллионов лет их эволюционного развития. Для глубоководной рыбы столь же естественно, слишком отдалившись от дна, сдавить свой воздушный пузырь и опуститься вниз, как для наземного животного -- отреагировать на агрессию -- исходящую снаружи или изнутри.

«Исходящую изнутри» -- это требует пояснения. Агрессия изнутри -- это у хищников, ощущающих близость «съедобной» жертвы, а снаружи -- у потенциальных жертв, жертвами нападения стать не желающих. Здесь никак нельзя согласиться с классиком бихейвиоризма К.Лоренцом, не считавшим нападение хищника на жертву актом агрессии [1]: ведь тогда, допуская преемственную связь понятия агрессии в мире животных и в человеческом сообществе, следовало бы не считать агрессией и разбойное нападение одного человека на другого и вторжение одного государства на территорию другого, тем более что побуждения во всех названных случаях подобны -- желание больше потреблять.

Глубоководная рыба, вытаскиваемая на поверхность с километровых глубин -- это образ человеческого сообщества, стремительно вытаскиваемого к вершинам  цивилизации, притом что «программа джунглей» -- в виде неадекватных сложности мира поведенческих реакций -- во всю продолжает действовать.

Дополнение [2]. По данным исследований Института прикладной математики РАН им. М.В.Келдыша, сообщенных заместителем директора этого института, д.ф.-м.н. Г.Малинецким,  сложность окружающего человека мира невероятно возросла не только по сравнению с джунглями, но даже по сравнению с ситуацией несколько десятилетий назад. Мир, по его словам, ожидают «знаковые» катастрофы, поскольку человек приобрел фантастическое могущество, породил многочисленные системы -- технические, экономические, политические, экологические и другие, с гигантскими причинно-следственными цепочками. В условиях глобализации, огромного давления на биосферу не принимаемое в расчет слабое воздействие может стать «включателем» лавины уже значимых событий. В ИПМ РАН показано, что весь мир и отдельные его подсистемы «живут не по Гауссу», ломая наши теоретические представления о вероятности событий: такие негауссовы системы могут даже стремиться к критическим состояниям, к катастрофам.

Литература:
1. Лоренц К. Агрессия, в кн.: Психология человеческой агрессивности.  Мн.--М.: Харвест, 2001, с. 12-13. 
2. Медведев Ю. Горизонт прогноза. -- Гравитон, 2003, № 12, с. 1--2.