Простота хуже воровства

Вадим Бережной
Так ли это? Что хотел сказать народ сим изречением? Вот какой наивный вопрос множество раз возникает. Почему возникает - другой вопрос. Думаю, что каждый, у кого что-то когда-то украли, кто видит миллионы примеров воровства, и среди "простых людей", и среди государственных, и в ученой среде, иной раз задавался разными вариациями вопросов на воровскую тему.

Воров на свете много.
На каком свете?
Да на русском!
В арабском мире воров ждут суровые меры взыскания. У нас же воровство в почете…

В блогосфере вопрос простоты, что хуже воровства, давно и обстоятельно размазан по полочкам. Есть Словарь поговорок и пословиц. Там цитаты из знаменитых писателей. Читаем из него:

"ПРОСТОТА ХУЖЕ ВОРОВСТВА".

Говорится неодобрительно о том, чьи простодушие, доверчивость, наивность приносят ущерб и неприятности. Землю-то он [немец] сперва пальцем поковыряет да на языке попробует, каков у ней скус. А мы до этого не дошли... Просты. Час от часу не легче. То слабы, то есть пьяны, то просты, то есть... Мы просты! Мы, у которых сложилась даже пословица: <простота хуже воровства>.
Салтыков-Щедрин, "Благонамеренные речи".

Ежели дуракам волю дать, так они умных со свету сживут.
Салтыков-Щедрин. "Сказки. Карась идеалист".

— Вот то-то и лиха беда, что прост ты,— пилила старуха,— а другой раз наша-то простота хуже воровства... Поучил бы жену хоть для примеру. Все-таки острастка. Мамин-Сибиряк, "Братья Гордеевы".

Согласился Христос с Никитой: верно, говорит, ошибся я по простоте моей.. У вас, говорит, на земле все так запуталось, что разобрать ничего невозможно и, пожалуй, верно вы говорите. Сатане в руку, что доброта да простота хуже воровства.
М. Горький, "Жизнь Клима Самгина".

— Что у меня получится, и не знаю, больно прямая я, мамаша.
— Прямота — это партийному работнику как раз в пору. Батя твой говорит: «От чистого сердца чисто очи зрят... А вот простовата ты бываешь — это плохо. Про это у отца твоего другая поговорка, тоже подходящая: «Простота хуже воровства?.
Б. Полевой, "Глубокий тыл".

— Это в городе порченый народ, а здесь у вас — простота.
— Это...— ответил хозяин и усиленно замигал глазами. Кузьма, слушавший на крыльце, усмехнулся и проговорил: — Как говорите: простота? Хуже воровства живет!
Гарин-Михайловский, "Мои скитания".

— Вот из-за этого мы, дураки, и страдаем. И все по своей простоте, а простота — она хуже воровства. Ты к нему всей душой, как родного принимаешь, а он к тебе с камнем за пазухой.
И. Лазутин, "Сержант милиции".

* * *
Есть суждение, что данная пословица (или поговорка "простота хуже воровства") сложилась в ту пору, когда в русском языке вором называли не человека, который что-то украл, а противника государственной власти, изменника родине.

А вообще – занятно почитать нынешние суждения народные насчет поговорки, благо блогосфера располагает к занятию. Отметим, например, Оду простоте (так можно назвать сочинение Ларисы Афонченко
О простоте очень хитро говорят столпы Русской Православной Церкви (смотри "Иоанн – душевный лекарь" - http://www.ioann.ru/?id=504&partid=7. Например:

Простой сердцем человек никого не обидит, никому не станет поперек дороги, никого не осудит, никому не позавидует. Кто прост сердцем, тот, далее, способен на большие труды, самые низкие и тяжелые; тот не взыскателен к пище и одежде, тот не требует и не ищет каких-либо удобств жизни. И это понятно почему. Простота держит сердце человека в постоянном укорении и сознании своего недостоинства... В сердце простых обитает Дух Святый, Который обвеселяет их сердце, уничтожает в них всякий дух уныния и пожигает в них плотские страсти, так что можно сказать: простые сердцем вместе с тем бывают и чистые сердцем.
................ Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).

Надобно стяжать сердце в духовном смысле чистое и нежное, смиренное, мягкое, которое легко чувствовало бы ядовитость каждого греха, которое болело бы от всего, что противно Святейшему Господу, и своею болью извлекало слезы, очищающие скверны сердечные; надобно приучить его к искренности и искренней любви ко всем людям, и в частности к сострадательной любви к бедным и несчастным. Простота, искренность сердца любезны Богу. Апостолы избраны были не из премудрых и разумных людей века сего, потому что они лукавы, а из младенцев, то есть из людей, которые по своим понятиям, простоте и неиспорченности подобны младенцам.
................ Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Ну а что воровство?

Воровство в старину означало всякое преступное действие: поджог, притоносодержательство, подлог, преступления государственные и проч. Иногда законодатель, не означая точно рода преступлений, выражением "затеет какое воровское дело" указывает вообще на преступное действие. В этом широком значении термин "воровство" употребляется в Уложении царя Алексея Михайловича, подобно тому как в Русской правде родовое понятие для всех правонарушений была обида, воровство же, как тайное похищение чужого имущества, в Уложении называется татьбой, редко кражей. Воинские артикулы употребляют уже термин "воровство" в смысле кражи, хотя иногда они разумеют под воровством и всякое вообще преступное действие. Но в XVIII в. термин воровство и слова от него производные (воровской набег; письмо сочинено воровски) продолжают употребляться в прежнем широком значении. Попытку выработать точную терминологию сделал указ 3 апреля 1781 г. "О суде и наказании за воровство разных родов и о заведении рабочих домов", который ввел сложные термины: воровство-грабеж, воровство-кража, воровство-мошенничество, соответствующие трем отдельным преступлениям. После указа 1781 г. термин В. стал употребляться не только как понятие родовое, обнимающее различные виды похищения чужого имущества, но и в смысле видового, равнозначащего краже. Свод Законов усвоил терминологию указа 1781 г.; разбой же, хотя и отнесен в Своде к преступлениям против прав на имущество, но не обозначается термином "воровство"; кроме того, Свод Законов, следуя законодательству XVIII в., рассматривает как воровство-кражу и утайку вверенного, и утайку найденного, и растрату казенного имущества, и проч. Уложение 1845 г. сохранило только два сложных термина, установив четыре вида похищения чужого имущества: разбой, грабеж, воровство-кража и воровство-мошенничество. В изданиях Уложения 1866 и 1885 гг. сложные термины совершенно исключены и под похищение чужого имущества подведены: разбой, грабеж, кража и мошенничество, но в ст. 1645 сохранился термин "воровство".

Если спросить себя, что такое воровство? Взглянув на вопрос шире, мы увидим: все очень просто - воровство есть лишь всего-навсего смена собственника. А смена собственника - это бесконечные войны, которые сопровождали человечество на протяжении всей его истории. Войны люди вели подавляющей большей части за смену собственника. Греция, Рим - эти страны расширяли свои территории, захватывали пленных, превращая их в рабов - разве это не воровство, если мы говорим о смене собственника?

То-есть, воровство изначально присуще человеку... И перед нами разверзается бездна. Морально-этическая бездна, проблема, которая не решена и не решается. ГРЕХ! Вот почему мы грешники. А если идти дальше, то так мы дойдем и до животных.

Человек станет человеком только тогда, когда освободится от животного инстинкта красть, отнимать что-то у ближнего...

Тут мы и приходим к взглядам старинного немецкого философа Карла Генриха Маркса, который глубоко рассмотрел вопросы собственности и представил себе один из возможных вариантов дальнейшего развития человечества, но добавить что-либо к его рассуждениям мы пока что не в силах.