Острые клыки овец Предисловие

Виктор Шель
Предисловие
 
Мои внуки в день рождения подарили мне книгу Эдварда Критцлера “ Jewish Pirates of the Caribbean”.  Эта книга оказалась научным исследованием роли евреев в истории пиратов. Я прочитал эту книгу с большим интересом, но заинтересовался событиями не на Карибских островах, а в Средиземном море. Пиратство на Средиземном море, как и разбой на дорогах, уходит в глубину веков. Начало XVI века в истории пиратства ознаменовалось феноменальным успехом двух братьев Барбаросса. Они были сыновьями простого янычара. Несмотря на простое происхождение, они сумели стать самыми успешными корсарами своего времени. Старший брат Арудж, после ряда успехов как корсар, захватил власть в Алжире. Вскоре после этого Арудж погиб в борьбе с испанцами. Младший брат Аруджа, Хызыр, прозванный Хайраддином, унаследовав власть в Алжире, добровольно присоединил Алжир к Турецкой империи, чем обеспечил долговременную безопасность страны.  Алжир стал надёжной базой для корсар Средиземного моря.  Корсары, нападая на суда Испании и её владений, стали основными врагами могущественного Испанского королевства и её короля - императора Карла V, власть которого распространялась на Испанию с её владениями в Голландии и Италии и на Римскую империю. Корсары Хайраддина нападали не только на корабли Испании, но и на прибрежную зону Испании и её владений в Италии. Успехи Хайраддина заметил турецкий султан и предложил ему  возглавить морской флот Турции. Хайраддин преобразовал флот Турции, сделав его угрозой для свободного мореплавания христиан по всему Средиземному морю. Грозный турецкий флот под его руководством обеспечил морскую безопасность Турции и свободную торговлю между различными частями Турецкой империи. Вся Европа трепетала при упоминании имени Хайраддина Барбароссы.             
 
Меня заинтересовали глубинные причины успеха братьев Барбаросса. Как известно, гениальность полководцев и государственных деятелей может проявиться только тогда, когда возникают необходимые условия для раскрытия таланта. Какие такие условия, которые отличают начало XVI века от других эпох? Эти необычные условия заключались в том, что, в связи с усилением преследований испанской инквизицией новообращённых христиан, в страны северной Африки хлынул из Испании поток евреев и мавров, крестившихся в конце XV века. Этих новообращённых христиан испанцы называли конверсос. Конверсос обеспечили успех братьев Барбаросса.   
 
Надо отдать должное личности Хайраддина Барбароссы. В  XVI веке мусульмане были не менее фанатичны, чем сейчас. Они презирали и ненавидели всех иноверцев. К иноверцам не было доверия. Хайраддин Барбаросса был  фанатичным магометанином и очень жестоким человеком. Был ли он другом евреев? Конечно, нет. Он был выдающимся политиком, соблюдавшим в первую очередь свои интересы.
 Конверсос были инициативны, мужественны. Они знали иностранные языки, умели читать карты, легко усваивали владение навигационными инструментами. Евреи-ремесленники были знатоками в области строительства удобных и быстроходных кораблей, изготовления оружия, боеприпасов. Еврейские купцы обеспечивали сбыт добычи пиратов. Еврейские врачи были самыми искусными хирургами того времени. Конверсос проявляли лояльность к тому, кто их приютил. Барбаросса всё это заметил и использовал не из любви к евреям, а исключительно исходя из понимания  той пользы, которую могут принести ему евреи и конверсос. Он проявил терпимость по отношению к беглецам из католической Испании для укрепления сначала Алжира, затем турецкого флота. Конверсос ответили ему  верной службой.  Хайраддин Барбаросса хорошо знал, что в любую даже самую трудную минуту он может положиться на своих верных соратников конверсос.   
 
Расследуя события XVI века, я обратил внимание на то, что ситуация с беженцами из Испании в XVI веке и из Советского Союза  в ХХ веке имеет сходство. Это побудило меня заинтересоваться еврейской иммиграцией того времени.   

Евреям Испании в 1492 году предложили под угрозой смерти и изгнания принять новую религию. Некоторые зажиточные евреи, которые были не очень набожны, спасаясь от изгнания, поверили королю в том, что  крестившись, они обретут равноправие в стране. Они надеялись, что посещение мессы в воскресенье спасёт их и их потомков на века. Вначале вновь обращённые христиане почувствовали лёгкое дуновение равноправия. Это способствовало росту благосостояния новых христиан. Прошло всего двадцать лет и новообращённые христиане, или конверсос, убедились в том, что равноправия нет. Король нуждался в деньгах. Королевская власть, желая присвоить имущество конверсос, подталкивала церковь к проверке искренности их веры в Иисуса Христа. Начались гонения. Инквизиция арестовывала людей и жестокими пытками принуждала признаваться в ереси даже тех, кто искренне принял новую веру. Признание обычно кончалось костром. Это привело к тому, что молодое поколение конверсос, которое выросло вне иудаизма, разуверилось в добрых намерениях испанской королевской власти, начало интересоваться верой дедов, секретно возвращаться к иудаизму, а наиболее активные из них теперь уже не верили, что крещение спасёт их. Они были готовы  потерять всё имущество, только бы вырваться из страны, в которой их предки прожили полторы тысячи лет. Вырваться, чтобы мстить церкви и Испании. Преследования короны и инквизиции довели детей крещёных евреев до того, что у мирных овечек прорезались клыки, которыми они больно покусали испанского льва. 
 
Теперь посмотрим на события ХХ века. Революция в России. Вожди революции призывают верить в новую религию – коммунизм. Они провозглашают, что коммунизм это равноправие всех народов, в том числе евреев. Евреи, искренне поверив этим лозунгам, стремясь к лучшему будущему, всей душой поддержали революцию. Поверили в равноправие. Прошло всего двадцать лет, и начались гонения. Всех, кто наиболее искренне верил в коммунизм, пытками принуждали признаться в ереси – шпионаже в пользу капиталистических стран. Пытки оканчивались расстрелом или лагерем. Позже цвет еврейской интеллигенции объявили безродными космополитами.  Наступил государственный антисемитизм. Кульминацией должен был стать 1953 год, когда равноправие должно было превратиться в бесправие. Слава Богу, умер Сталин. Но с его смертью не угас государственный антисемитизм. Евреи превратились в граждан второго сорта. Ряд профессий  для евреев был закрыт, доступ к высшему образованию и продвижение по службе были ограничены. Разочарованные  в своих надеждах на равноправие наиболее активные молодые евреи, которые не знали не только основ иудаизма, но даже элементарных обычаев народа, пожелали покинуть страну, где их предки жили более тысячи лет. 
 
После того как я написал пару книг об иммигрантах ХХ века, я решил написать об иммигрантах XVI века.  Я не историк и моя книга не историческое исследование. Приключения моих героев вымышленные, хотя и происходят на фоне реальных исторических событий того времени. Барбаросса завоевал Тунис и был изгнан из него объединёнными силами христиан. Битва у Превезы - событие известное всем историкам. Даже освобождение сына Синона имело место в реальности.  Барбаросса и Синон (Sinan) исторические личности. Я описал их такими, какими они мне представились. Остальные герои являются плодом моего воображения. 
 
Наверное, найдутся читатели, которых возмутит сам факт участия евреев в пиратских походах, грабежах и порабощении жителей прибрежных поселений. Такие читатели должны помнить, что в XVI веке были другие этические нормы. Шли беспощадные и жестокие войны. Войны финансировались в основном военной добычей. В грабежах и порабощении людей участвовали обе стороны конфликта - христиане и магометане. На кораблях папского флота все гребцы были рабами. Христианская армия ограбила и зарезала почти всех мирных жителей Туниса без различия пола или возраста. Грабили не только морские завоеватели. Общепринято было отдавать на разграбление армии завоёванные города и селения. Разорение захваченных поселений рассматривалось как вполне легитимная компенсация задержки выплаты содержания войскам. 
 

В этой книге я применяю термин «конверсос» вместо привычного русского слова «выкрест», которое у моих соплеменников всегда имело отрицательный оттенок. Конверсос XVI века не переходили из иудаизма в христианство. Они были крещены родителями. Их нельзя считать выкрестами.  Своей героической борьбой против Карла V конверсос доказали, что они заслужили наше уважение.