Диковинные цветы... Глава 24

Арина Новгородская
Золотистое солнышко ласково заглядывало в окошко.

 - Аринушка! Иди молоко топленое пить! С пенкой, как ты любишь! Аль молодовинки? На улице с утра жарища! – лицо бабушки расцвело в счастливой улыбки.  Ох, красота какая! Глаз не отвести! Ну и мастерица же ты у меня, Аринушка! Где  тольки такие рисунки находишь? Неушто все из головушки? – любуясь моей вышивкой, не унималась бабушка.

- В тихой заводи такие диковинные цветы видала! Высокие, золотистые! У самого берега! Много-много! Вот пойдем купаться с подружками, я их тебе обязательно нарву!

-  Родненькая! Не надо туда ходить! Место  худое! Хошь цветов, так вон в поле насобирай васильков, колокольчиков ! Дюжа я их люблю. Бывало ране, пока молодая то была, все венки на Иванову ночь плели с девками. Да, на кажиный цветок кавалера загадывали.

- Расскажи ба! А я пока последний цветочек довышиваю! Красивая скатерть получится!? Я вот все думаю, может лучше было бы гладью расшить букет то?

- А ты гладью завтра подзорины расшей, а это пущай крестом! Евденья придет, опять завидовать начнет…Кто ж виноват что ейная Анисья ничего не умеет.

- Да, ладно бабушка! Научу я ее! Она хорошая, просто поспать любит!

- Добрая ты душа, Аринушка! И кому ты тольки достанешься моя жаланная! – ласково лепечет бабушка Ульяна, гладя меня по голове. Совсем большая стала. Пора приданое готовить. Глядишь сватов скоро ждать.

- Бабушка! Скажешь тоже! Каких сватов. Рано еще! – вспыхнув отвечаю я. Да и нет у меня еще никого.

-  Ой, ли? – лукаво подмигивает та.  А как же Ванька  с Олихова? Чаво он  с гармошкой по вечерам вокруг дома нашего все кружит?

- Да ну его! Нахальный больно. Не люблю таких.

-  А Федор из Березовика?  Ласковый, тихий. Все смотрит на тебя да молчит, а глаза горят.
Языком не болтлив, а мастеровой!

- Бабушка. Мне еще рано. Я еще  дома не нажилась.  Лучше расскажи ка мне про Ивановскую ночь.Ты обещала! Глядишь, скоро июль наступит. Вот  и загадаю себе суженого.

-  У нас старинные люди говаривали так: « В Иванову ночь спать не ложись! Да за крестик держись!» Ночь короткая. Спать нельзя. Нечисть кругом кишит!. Даже старики в прошлые года ночами сидели на завалинках. Русалки, ведьмы, оборотни, колдуны, домовые, водяные, лешие – все в деревню рвутся. Так от их, нечистых, клали завсегда на порог и на подоконники  крапиву, дюжа они ее боятся. А еще костры народ зажигает,  огонь в Иванову ночь  тоже  все  зло отгоняет, особенно ведьм, которые могут украсть  молочишко у коров то! Попрыгаешь через такой костер, сам очистишься и беду-лихо прогонишь!

- Значит и в горелки мы играем не просто так? – любопытствую я.

- Ничего милая, просто так не бывает!  - с важным видом вещает бабушка.

- Ба! А что , русалки тоже злые? Я всегда думала они добрые, красивые! Сказочные?

- Это доча все в сказках! А народ по другому баит! Бегают  те растрепы  по полям всю ночь , в грех непутей  вводят!

-  А как же они по полям то бегают, если у них ног нет?

- Почему это нет? – удивляется бабушка.

- Хвосты же  у них? Как у рыбы! – не унимаюсь я.

-  Откуль это у утопленниц хвосты вырастают?  Гже ж ты такое взяла?

- А  Батюшка нам в школе говаривал что это все народ  придумал!

- Ну раз Батюшка говорил, можа  так оно и есть.- обижается бабушка.

- Не обижайся, расскажи еще что-нибудь! Про цветы то!
 
- А чаво цветы? В Иванову ночь кажиная травина цветет! А еще деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом, беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой! Но самое главное – расцветает папоротник! Трудно его найти, а уж кому попадется – можно все клады найти!

- Хоть бы одним глазком посмотреть на него!

- Ни к чему это! Внученька! Опасный это цветок! Сколько жизней загубил! Ты лучше про другой послухай! Иван –да – Марью знаешь?

- Как не знать! Скромный такой цветочек! Синенький да с желтеньким! Я еще когда смотрю на него, грустно так становится!

- Сердечко у тебя больно чуткое! Всякую боль впитывает! Цветок то не простой!  Ране как говаривали, жили  брат с сестрой – близнецы, как уж так вышло, но полюбили они друг дружку не по родственному, запретною любовью ну да и  превратилися в цветок.

Еще в девках помню, пели мы:
Иван Марью,
Звал на купальню.
Где Иван купался –
Берег колыхался.
Где Марья купалась –
Трава расстилалась.

- Бабушка! Как же они полюбили то друг дружку? Грех это, непрощенный!

- Грех то грех! Да ведь он с нами бок о бок ходит! Не мудрено оступиться!...Все вроде рассказала тебе! Пора и честь знать! Работа заждалась!

- А  про гаданья то, на цветах? Забыла?

- А мы все венки плели, вплетали иван-да-марью, богородскую траву и медвежье ушко. В воду пустишь таку красоту, и гладишь, если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет,  та проживет долгую-предолгую жизнь.

- Ой, страшно. Аж сердечко замирает!  Ну вот я и закончила! - отложив в сторону пяльце и довольно улыбаясь объявляю я бабушке.

- Загляденье!Цветочки то как живые! - светится от счастья старушка.

На улице слышится звонкий  девичий голос. - Побежала я ба! Настя уже ждет! Не обижайся. Вот приду с купанья,  и ты мне еще расскажешь чего-нибудь интересного. Ладно? А цветов я тебе все равно принесу!

- Куды...а молочка то так и не попила! Ох и неугомонная душа! Вся в мамку! 

                * * *
               
 - Аринка!  Не заплывай туда! Там Водяной живет!  -  смеялись  озорные подруги.

 - Да ну вас! Я быстро! За цветами, туда и обратно!

  - Что это? Ноги не слушаются! Вода! Ледяная вода! Как будто кто-то с силой тянет  вниз!  Неужто вправду Водяной? Бабушка, родненькая, помоги мне!