Сколько верующих, столько и религий

Александра Кук
"Ересь" по-гречески — «выбор, направление, мнение». Давно столкнулась с таким общепринятым явлением - верующие (в том числе, и православные) имеют своих любимых святых, которых они и читают все время, и свои любимые цитаты из Евангелия, которые они понимают и принимают. Часто, если человек уверен в своей "выборке", он начинает проповедовать ее другим, учить их, как им можно и как нельзя думать. А на "неудобные" цитаты многие привыкли просто глаза закрывать. А можно ли принять Православие "ВСЕ ЦЕЛИКОМ" не противореча самим себе? Сомневаюсь. Где-то слышала или читала, что православным НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ самим читать Евангелие, чтобы не составить какое-то СВОЕ, неправильное понимание. Нужно читать интерпретацию Святых. Но и чтобы их понять (особенно тех, кто давно жили) - тоже нужна интерпретация. И так далее...

Приведу немного цитат из широко известных православных святых. Их книги продаются в православных книжных лавках повсеместно, и без всякого "Минздрав предупреждает". Как я понимаю, изданные труды святых отражают учение Православной церкви. Если не они, то что же? Почему-то не могу представить себе церковников, приводящих такие цитаты своим “коллегам” на всяких межрелигиозных и межконфессиональных сборищах. Об этом удобнее на время забыть... Сделать правильную “выборку”.

Св. Игнатий Брянчанинов так обобщил отношение православных к инославным ( ВЫДЕЛЕННО здесь и далее мой): "Погибель - удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Такова сила добрых дел человеческих". "Такова цена добродетелей естества нашего падшего!" "как вы хотите, чтоб язычники и магометане, за то что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, - верою в Искупителя?" "Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех БОГОХУЛЬСТВА." "ДОБРЫЕ ДЕЛА падшего естества, от чувств, от крови, от порывов и нежных ощущений СЕРДЦА - ВОСПРЕЩЕНЫ, ОТВЕРГНУТЫ! А эти-то именно добренькие дела вам и нравятся в язычниках и магометанах! За них, хотя бы то было с отвержением Христа, вы хотите им дать спасение." "Евангелие, иначе Христово учение, иначе Священное Писание, - еще иначе Святая Вселенская Церковь открыли нам все, что человек может знать о милосердии Божием, превышающем всякое умствование, всякое постижение человеческое, недоступном для них. Суетно шатание ума человеческого, когда он ищет определить беспредельного Бога! Когда он ищет объяснить необъяснимое, подчинить своим соображениям... кого? Бога! Такое начинание - начинание сатанинское!" "Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать." "Займитесь чтением Нового Завета и святых отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных СУМАСШЕДШИХ, которых их ЕРЕТИЧЕСКАЯ Церковь выдает за святых!)"

Ум - от дьявола, чувства - от дьявола, совесть - и та... Сострадание - “воспрещено”. Подумаем, сострадание! Добро по сути отвергается. Сколько злобы и нетерпимости в таких словах! Но святые-то - образцы для подражания, не так ли?

«Когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только НЕНАВИДЕТЬ их или ОСУЖДАТЬ, но и ПРОКЛИНАТЬ, и наносить им РАНЫ, ОСВЯЩАЯ тем свою руку...Если услышишь, что кто-нибудь оскорбит владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся – УДАРЬ его по щеке, сокруши его уста, ОСВЯТИ руку свою раной...«Пусть узнают необузданные и развращенные жиды и еретики, что им подобает бояться Божиих рабов. Если и захотят они когда-либо говорить что-нибудь неподобное — пусть повсюду следят друг за другом, пусть и теней трепещут и пугаются, едва заслышав христиан». "Если кто-либо и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы или любви — он чужой для Владыки Христа. Как не можем мы насытиться любовью ко Христу, так и ненавистью к врагу Его не можем насытиться. Ибо Сам Он говорит: “Кто не со Мною, тот против Меня”(Мф. 12, 30.)". Из св. Иоанна Златоуста по цитате Преподобного Иосифа Волоцкого ( http://holytrue.boom.ru/Fathers/PrIosifVol/slovo13.htm ). Вообще, вот тут (http://wap.elen007.borda.ru/?1-13-75-00000029-000-0-0 )  интересная подборка по теме, хотя и трудно в ней разобраться.

Другой пример -  критика ислама Иоанном Дамаскином: "Итак, до времен Ираклия саракины явно служили идолам; от его же времени и доселе у них появился ЛЖЕПРОРОК, называемый Мамедом (Магометом). Тот, познакомившись с Ветхим и Новым Заветом, а также пообщавшись с арианским будто бы монахом, составил собственную ересь. Расположив к себе это племя видом благочестия, он распускал молву, что ему ниспослано с неба писание. Записав в своей книге некоторые СМЕХОТВОРНЫЕ сочинения, он передал ее им для почитания." Говорят ( http://igumen-aga.livejournal.com/246907.html ), многие арабы в те времена были христианами, ариан тогда уже не было и в помине, а неграмотный Магомет сам ничего записать не мог... То есть, налицо ложь или невежество. Но ведь это же святой сказал!

Широко известен тот факт, что последователи одной религии - еретики и неверные для последователей многих других. Вот он, корень вражды, недоверия, непонимания.

Просматривая один блог наткнулась на фразу типа "Приходят времена последние: уже и святых православных обсуждают и осуждают"... Это просто информация к размышлению.

Образ бога - различный, представления об отношениях человека и бога, и, соответственно, достойных отношениях между людьми - различные, даже для так называемых единоверцев. Для кого-то бог требует беспрекословного подчинения системе правил, для кого-то - просто любви. Само понятие любви будет отличаться от человека к человеку. Бог одного покажется дьяволом другому. Все люди разные, у них различные идеалы - иначе и быть не может. Для кого-то насилие  - не проблема, для другого оно всегда зло. Один и тот же священный текст люди всегда будут  понимать по-разному. Соборности, о которой так любят говорить православные, не существует. Почему мы должны верить какой-то одной стороне? Каждый может утверждать, что так верили его предки, первые последователи его религии, знаменитые  святые и т.д. Один вооружится старцем Силуаном или Серафимом Саровским, другой - Игнатием Бренчаниновым или Иосифом Волоцким... И никто не заметит, что религия каждого спорщика - это только продукт сочетания особенностей его собственного мыслительного процесса и влияния извне (воспитания, друзей, образования и т.д.).

Иногда верующие пытаются заставить себя принять чуждую им модель религии и очень мучаются. Знала одну женщину, которая где-то вычитала, что нужно иметь пламенную любовь и слезы сокрушения. А ее никак нельзя было назвать человеком эмоциональным от рождения...

Когда христиане говорят: "Христос пришел всех спасти", "Бог есть любовь", "возлюбите и ближнего, и врага" - да пожалуйста. Но ведь много еще чего говорят. И "кто не со мной - тот против меня" тоже. Поэтому, если меня спросят: "ты со Христом?" - я отвечу: "С каким из них?" Со Христом Булгакова? Серафима Саровского? Достоевского? Иосифа Волоцкого? Торквемады? Или кого-то еще? У каждого он свой, и между собой эти "христы" вовсе не поладили бы.

Некоторые люди придумывают свои собственные религии. Некоторые даже полагают, что их фантазии не противоречат, скажем, христианству. Противоречат. Еще как. Очень часто такой вымысел ЛУЧШЕ христианства: добрее, светлее, интереснее, терпимее -  но это всего лишь фантазия... Нет никакого основания в нее верить. Я могу, конечно, придумать себе совершенную религию - но я же взрослый человек, я понимаю, что то, чего очень хочется - не обязательно то, что есть на самом деле. Некоторые изобретают себе невидимых божественных друзей, которые их якобы любят, якобы о них заботятся. Иногда такие люди прячут свои религиозные фантазии от окружающих, варятся в своем соку. Но я-то уже поняла, что это - душевный онанизм. И я безмерно счастлива, что очистилась хотя бы от части прежних заблуждений и иллюзий.

Я была, словно рыба. От рождения - свободна, потом попалась в сеть, и билась в ней, и задыхалась. А теперь, наконец, вырвалась. Мне когда-то сказали, что дают лекарство, а дали яду, да еще такого, к которому привыкают. Но теперь, наконец, его действие прекратилось. Я свободна.

Предвижу, что кто-нибудь из верующих обязательно скажет: “Ты так и не поняла “настоящего” христианства” или “тебе не повстречались “настоящие христиане” (и действительно, единственный священник, читавший данный труд, именно так и сказал). Конечно, такие верующие полагают, что они знают, что такое НАСТОЯЩЕЕ христианство. Что опять приводит нас к картине бессчетного множества спорщиков, обвиняющих друг друга во всех смертных грехах, - каждый предложит “неоспоримые” доказательства своей правоты, но все эти доказательства его оппоненты легко разрушат. То, что церковники пытаются изобразить как краеугольный камень своей системы (как мертво и холодно, какия тут любовь, красота, понимание!) - догмы, тексты и ритуалы-таинства - спорно и понимается верующими по-разному. Гигант оказывается на глинянных ногах. История догматов, например, по Фриману (Charles Freeman, 381 AD), не очень благовидная: в некоторых случаях Император сам принимал волевое решение по этим вопросам, поскольку священослужители погрязли в склоках, грозивших порядку в Империи.

Некоторые православные насколько самоуверенны, настолько полны гордыни, что от них часто можно слышать: это у протестантов разногласия, это у католиков гонения, это у язычников вера в магию... Но достаточно посмотреть на православие со стороны, и увидишь - религия есть религия. Гонения на науку и инакомыслящих для православия тоже были характерны ( http://lurkmore.to// ). И чем ближе представители религии к власти - тем жарче костры инквизиции, чем ближе она к народу - тем больше суеверий, чем более вовлечена в нее интеллигенция - тем больше разногласий и разночтений.

Почему же православные официально не оспаривают свои догмы? А как же страх перед отлучением и божественным наказанием? Если группу людей заключить за колючую проволоку и сказать, что она под током, стоит ли удивлятся, что они не бросятся эту проволоку перелезать?

Самое важное для меня заключается в том, что будь человек язычник, православный или просто человек, его верования и убеждения - не гарантия того, будет ли он злодеем или добрым человеком. На реальные взаимоотношения между людьми не влияет то, считает ли верующий, что его бог один в трех лицах, или в четырех.