Белое кольцо

Алла Валько
               
            Мои детство и юность прошли в двухэтажном доме с тихим, вымощенным булыжником дворике в Лиховом переулке, одним своим концом выходившем на улицу Каретный ряд напротив сада “Эрмитаж”, а другим – на Садовое кольцо. В детстве в зимние стужи мы порой приходили в школу в валенках, а в свободное от уроков время с головой ныряли во дворе в высокие сугробы. Когда я подросла, то стала приходить на вечера, которые организовывались в нашей женской школе, расположенной в Большом Каретном переулке, тоже выходившем на Садовое кольцо. К нам в гости приходили мальчики из соседней мужской школы, среди которых наверняка был и наш ровесник Володя Высоцкий. Во всяком случае, девочки из нашего класса дружили с его другом. Повзрослев, я переехала в спальный район, и Садовое кольцо отошло в далёкое прошлое, вызывая во мне живейший интерес, когда я, как бывало и раньше, проезжала по нему на троллейбусе Б или 10.
         И вот 26 февраля 2012 года. Прикрепив к своей шубке белую, без каких-либо надписей ленточку, я пошла по внутренней стороне Садового кольца, чтобы принять участие в акции “За честные выборы”. Взявшись за руки, мы должны были замкнуть кольцо вокруг Кремля. Я знала, что в своём доме, примыкающем к посольству Соединённых Штатов, меня ждёт  редактор Саша, чтобы поговорить со мной о совместной  работе, поэтому, чтобы сэкономить время, я направилась поближе к её дому,  где на тротуаре уже стояли участники акции. Я заняла своё место в общей цепочке, выстроившейся сначала за рядом стоящих на тротуаре автомашин, а потом все вместе мы подошли к самому краю тротуара, оставив автомашины позади себя. Цепочка не оставалась неподвижной: одни люди уходили, другие приходили и вставали на их место.
          Была прекрасная погода, с лёгким морозцем. Воздух вокруг нас был напоён радостью и ликованием. Ощущалась какая-то родственность, общность взглядов и интересов. Люди улыбались друг другу, шутили, фотографировались. Рядом со мной оказалась очень приятная  женщина, Ирина. Естественно, мы разговорились, сфотографировали друг друга стоящими в цепочке и даже обменялись телефонами. Ирина спросила, есть ли у меня лишняя белая ленточка, так как дома она обнаружила только ленточку, оставшуюся после покупки парфюмерии, с повторяющейся надписью  “CHANEL” – “ШАНЕЛЬ”. “Если, - сказала Ирина, - я её повяжу, то тогда уж точно скажут, что это от Совдепа”. Я дала Ирине белую ленточку с надписью “Долой власть жуликов и воров”.
         В этот момент около нас остановился симпатичный молодой человек, и я пригласила его влиться в нашу цепочку. Он ответил, что не может сделать это, так как он из другой страны. Учитывая, что практически рядом находится американское посольство, я предположила: “Вы из США?” Он ответил утвердительно и добавил: “Из окон посольства очень хорошо видно, что происходит на улице.” Мы обменялись с ним ещё несколькими репликами. Он рассказал, что был на митинге на Поклонной, и на мой вопрос, зачем, ответил: “Мне было интересно увидеть всё собственными глазами. Я отметил про себя, что люди там избегали общения со мной и отворачивались, когда я пытался поговорить с ними. А здесь – другое дело: люди улыбаются, охотно разговаривают. Ну, пойду дальше”.
         Он ушёл, а мы с огромным душевным подъёмом продолжали приветствовать пролетавшие мимо нас по Садовому кольцу автомашины с белыми флагами и даже простынями, с белыми воздушными шарами и носовыми платочками, которыми размахивали ехавшие в автомобилях пассажиры. Особое восхищение вызывали автомашины с развевающимися флагами партии “Яблоко”.  Многие водители подавали приветственные сигналы. Одна из машин, которой управляла улыбающаяся девушка, была буквально завалена букетами белых тюльпанов. Мы махали руками, что-то весело кричали, словом, атмосфера была по-настоящему праздничная. Нас тронула пожилая женщина, стоявшая не менее получаса, опираясь на палку, возле троллейбусной остановки. Она махала белым носовым платком, приветствуя мчавшиеся мимо неё по Садовому кольцу автомашины с символикой “за честные выборы”. Плакатов практически не было, я видела лишь два, на одном из которых было написано: “Типун тебе на язык, а не мой голос”, а на другом - слова из известной песни: “Вот и стало обручальным нам Садовое кольцо…” Позже мы узнали, что кольцо людей, участвующих в акции, действительно удалось замкнуть.
         4 марта состоялись выборы президента. Их исход был предрешён, однако я не ожидала, что вновь избранный президент получит такое большое количество голосов. Цифра в почти 64% меня поразила. Если, проводя опросы людей, ВЦИОМ прогнозировал победу известного кандидата с 53% голосов, а  Левада-Центр даже с меньшим числом процентов, то каждому непредвзятому человеку становилось ясно, что цифра 64% нереальна. Она могла быть получена только в результате недозволенных законом манипуляций. Сейчас стали известны свидетельства наблюдателей не только о вбросе бюллетеней, но и о голосовании по спискам, по открепительным талонам, так что зачастую число голосующих на избирательных участках левых людей даже превышало число зарегистрированных на этих участках избирателей.  Голосование в два тура обеспечило бы избранию президента большую легитимность.
          5 марта вечером состоялся митинг несогласных с результатами выборов президента на Пушкинской площади.  Здесь была уже совсем другая атмосфера: от метро мы шли к металлоискателям мимо людей в касках, всё было регламентировано, вокруг железные заграждения. Я направилась к трибуне, но поняла, что снизу ничего не увижу. Кто-то из молодых людей помог мне с улицы взобраться на сквер, поближе к сцене. Я остановилась в глубоком снегу, перед кустарником. Правда, и здесь мне практически ничего не было видно, зато всех выступавших я отлично слышала: и Владимира Рыжкова, и Алексея Навального, и Сергея Удальцова, и Григория Явлинского, и Михаила Прохорова. Сдержанное, без надрыва, выступление Прохорова мне очень понравилось. Я гордилась тем, что оказалась в числе тех 20% москвичей, которые отдали свой голос молодому, энергичному, целеустремлённому кандидату. Тот пункт его программы, где говорится о необходимости поднимать уровень культуры как определяющем моменте  развития экономики и совершенствования политической структуры страны, полностью совпадает с моим представлением о правильном пути эволюции российского общества. Об этом говорил ещё Николай Рерих. “Мир через культуру” – таков также лозунг движения, которым руководил писатель Валентин Сидоров.
          Все темы выступлений с трибуны митинга были связаны с фальсификациями на прошедших накануне выборах, причём отмечалось, что прямых вбрасываний бюллетеней на этот раз, по крайней мере, в Москве было значительно меньше, но голосование по спискам и открепительным талонам носило массовый характер. Кто-то из выступавших напомнил о слезах Путина во время митинга в его поддержку в Лужниках, настойчиво спрашивая у собравшихся, почему он плакал на этом митинге. Затем оратор начал задавать вопросы:
        - Он плакал, когда утонула подводная лодка “Курск”?
Толпа ревела:
        - Нет.
        - Он плакал, когда расстреливали детей Беслана?
        - Нет.
В это время мимо меня, увязая в снегу, прошёл молодой человек и на ходу бросил:
         - Это он мироточил.
Я чуть не повалилась от хохота в снег. Стоявшая рядом со мной женщина поддержала эту язвительную шутку:
       - Да, наш ангел замироточил.
Кто-то, стоявший рядом, сказал, что это у него вытекал ботокс.
             Толпа дружно скандировала вслед за Алексеем Навальным: “Мы здесь власть. Мы не уйдём”.  В своём выступлении Алексей Навальный произнес справедливые слова: “Мы немного переоценили свои силы. Мы не предполагали, что многие люди в стране не знают того, что знаем мы”. В этом-то всё и дело. Сейчас нужно разворачивать кропотливую работу в глубинке, по всей стране. Когда со сцены прозвучали слова Удальцова о том, что он с Пушкинской площади не уйдёт, что он здесь останется, и пригласил желающих присоединиться к нему, я решила, что мне пора покинуть митинг. Если начнут ставить палатки, то в этом я не участвую и это не поддерживаю. Когда я писала этот репортаж, то не была уверена в том, что предложение остаться на Пушкинской площади исходило именно от Удальцова, поэтому решила найти запись его выступления на митинге в интернете. Такой записи я не нашла, а увидела начало записи его несостоявшихся дебатов с Михаилом Прохоровым, которые я не видела по телевизору, и прослушала её. Меня неприятно удивил тот факт, что в ответ на сдержанное и обоснованное заявление Прохорова о том, что он будет вести дебаты только с кандидатом в президенты Зюгановым, а не с его представителем, даже и уважаемым им, Удальцов разразился потоком горячечной речи. Мне кажется, что по своему статусу он как раз должен был вести дебаты именно с представителем кандидата в президенты Прохорова – заслуженным и уважаемым мной Александром Любимовым.
              Я возвращалась к металлоискателям, установленным при выходе из огороженного пространства митинга, мимо множества развевающихся флагов. Плакатов было немного, поскольку время уже было позднее. Их попросту не было бы видно.
       10 марта я поехала на митинг, проводившийся днём на Новом Арбате. Здесь меня вновь поразило обилие флагов различных партий и движений, а также множество самодельных плакатов различного формата и содержания. Я старалась фотографировать всё, что казалось мне интересным. Вот лишь некоторые примеры народного творчества:

                ПУТИНарода с ВЛАСТЬЮ  РАСХОДЯТСЯ

                Я ТЕБЕ, КОНЕЧНО, ВЕРЮ, РАЗВЕ МОГУТ БЫТЬ СОМНЕНЬЯ?
                Я И САМ ВСЁ ЭТО ВИДЕЛ – ЭТО НАШ С ТОБОЙ СЕКРЕТ…
                Наблюдатель               

                ВЫБОРЫ 2011 - КИДАЛОВО
                ВЫБОРЫ 2012 – ПУГАЛОВО + КИДАЛОВО
                ЧЕСТНЫЙ ВЫБОР!

               Они ДОСТАЛИ нас! УГРОБИЛИ ВСЁ, даже космос.
                Так будет и дальше – СИСТЕМА ГНИЛАЯ.
                Умеют только ВОРОВАТЬ, ВЫМОГАТЬ и ВРАТЬ.
                Их дела – АБСУРД, ФАРС и СЛОВОБЛУДИЕ!
                С этой системой у России НЕТ БУДУЩЕГО!
                КОММУНИСТАМ ОНИ В ПОДМЁТКИ НЕ ГОДЯТСЯ!

                Я ПРЕЗИРАЮ ЭТУ ВЛАСТЬ   ЛЖИВУЮ и ПОДЛУЮ

                НАМ НУЖНЫ избираемые  МЭР, НАЧАЛЬник ПОЛИЦИИ, СУДЬИ               

                ГЛИЦЕРИНОВЫЕ СЛЁЗЫ = ФАЛЬШИВЫЙ ТРОН

                ОППОЗИЦИИ НУЖЕН ЛИДЕР И РЕАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

                Вова!
                Казань брал… Кавказ брал…
                Москву не взял!!!
                Против тебя 53% даже по Чурову,
                А по-честному?
         
                WАШИНГТОНСК ГАZДЕП
                ХЕРАLLИ KLИПTOН
                ТЕТИНЬКА, накажи наших ВОВОВ.
                САМИ МЫ ЛИБА ХОЛОПЫ, ЛИБА ЛОХИ и
                У НАС НЕ ПОЛУЧАЕЦА!

                УИК N 2764
                ПУТИН – 43%
                ЧИСТАЯ ПОБЕДА!

           Мне показалось, что народу на митинге было достаточно много. Во всяком случае, пробиться к трибуне было невозможно. Владимир Рыжков, как всегда, был убедителен и взвешен. Большое впечатление на меня произвело также выступление избранного в органы местного самоуправления двадцатисемилетнего Максима Каца. Казалось бы, всё было против него: самовыдвиженец с импозантной внешностью, с длинными волосами,  да к тому ещё и еврей, предлагающий оригинальную программу организации городского хозяйства. Однако он провёл среди населения огромную разъяснительную работу и победил своих партийных соперников. Таких в Москве ещё двое совсем молодых людей: двадцатилетняя Вера и двадцативосьмилетний тёзка Максима Каца. Это очень обнадёживающее начало смены власти снизу.
           Имело ли смысл проведение митингов, несмотря на кажущееся поражение оппозиции на выборах? Однозначно, имело. И, прежде всего, на весь мир объявлено и всему миру продемонстрировано оживление политической жизни в России. Уже Владимир Рыжков и Сергей Удальцов в Кремле обсуждали с Вячеславом Володиным проект преобразования политической системы России. Уже законодательно будут возвращены выборы губернаторов. Уже рассматривается законопроект об упрощении регистрации партий. И первой ласточкой явится регистрация Республиканской партии во главе с Владимиром Рыжковым. Уже сама власть через свой инструмент - правящую партию - предпринимает усилия для снятия социальных напряжений в обществе. Можно также надеяться на усиление борьбы с коррупцией, ныне разъевшей весь механизм общественной жизни. В интересах власти, если она хочет удержаться, осуществлять в стране необходимые преобразования. Конечно, власть отчаянно клевещет на оппозицию и старается приписать себе все эти инициативы. Конечно, власть  и её пособники в лице, например создателей лживого и бессовестного фильма “Анатомия протеста”, пытаются опорочить “белое” движение. В истории Росси это уже было. Много лет правящая в России власть клеймила позором адмирала Колчака, а сейчас он признан национальным героем. История, как и всегда, повторится.
           Я кладу руку на Библию, ибо она всегда у меня под рукой, поскольку я перевожу и редактирую духовную литературу, и клянусь: никому из участников протестных митингов на Болотной, на Сахарова, на Большой Якиманке, на Пушкинской, на Новом Арбате не было заплачено ни копейки. Любого рода оплата была бы для каждого из нас оскорбительной. Есть такое понятие как зов сердца, и ничто не может быть сопоставимо с ним. 
         16 марта радиостанция “Эхо Москвы” без всяких комментариев, как бы подчёркивая свою равноудалённость от всех взаимоисключающих точек зрения, привела результаты исследований Фонда общественного мнения относительно того, кого россияне хотели бы видеть в качестве кандидатов в президенты в 2018 году. Статистика – это наука, оперирующая большими числами, и не доверять ей было бы просто бессмысленно. Оказалось, что в будущем Путина хотят видеть кандидатом в президенты 48% опрошенных, на втором месте – Прохоров. 64% участвовавших в опросе респондентов ответили, что не хотят видеть в этом качестве Жириновского. Я же позволила себе прокомментировать эту информацию следующим образом: 48% людей – это как раз те, кто от чистого сердца голосовал за Путина на выборах 4 марта 2012 г.  Остальные, те, которых привозили на автобусах, голосовали минимум дважды – в Москве и дома, либо один раз, приехав, положим, из Калуги, они голосовали в Москве, а второй раз за них голосовали дома другие люди.            
           Хочу надеяться, что митинги мирным путём, без революционных потрясений будут    способствовать   внесению необходимых изменений в Конституцию Российской Федерации, положат начало реформированию политической системы страны. Это является необходимостью, это является вызовом времени.