Топика хорошо и плохо. Философия искушения

Марина Стрельная
    Где такое ХОРОШО и где такое ПЛОХО

   «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: « Что такое ХОРОШО, и что такое ПЛОХО?» Вопрос не праздный, волнующий не только кроху. Религиозные и философские системы пробуют дать ответ. Каждому из нас на ответ отводится жизнь.

  Попытаемся ограничить грандиозность проблемы и определить местонахождение ХОРОШО и ПЛОХО. Ответить на вопрос "Где?".
  Для души незрелой, инфантильной ПЛОХО обосновалось снаружи. Если человек уже успел выявить для себя ХОРОШО -  в форме идей, законов, нравственных норм, родительских поучений, способов понравиться тем, кто ему нравится, благородных манер и прочего, он пытается оградить самовосприятие от ПЛОХО.

    Проще всего – отождествить себя с положительным комплексом, с ХОРОШО. Из него и создается СОБСТВЕННЫЙ образ СЕБЯ, Я-образ, который часто берет в расчет только систему моральных ценностей человека, называемую совестью или супер-эго, Супер-Эго может облекаться в родительскую персону.  Собственная личность ограничивается лишь осознаваемой составляющей - Эго. Мотивы поведения и оценки поведения ищутся только в сознании и отыскиваются в Супер-Эго.  Бессознательное, в расчёт не принимается
.
   ПЛОХО выносится вовне, чаще всего проецируется на другие личности. Они наделяются  чертами, привычками, недостатками, пороками, которые никак не укладываются в позитивный Я-образ. Засилье проекций – признак психологической незрелости.

    Незрелый  человек далек от самонаблюдения, самокопаний, самокритики. Ему достаточно того, что он умеет ДУМАТЬ правильно, твердо знает, как должно быть, а раз знает, то не сомневается - именно так все в нем и происходит, выливается в высоконравственные побуждения, приводит к правильным поступкам.

   Спорить с незрелым человеком об оценках его собственного РЕАЛЬНОГО поведения бесполезно. Все равно, что восставать против религиозной догмы. Он может считать себя субъектом многоопытным, уверенно поучать других, как надо и как дОлжно. И тут тоже не поспоришь, т.к. чаще всего его суждения будут равнозначны высоким истинам, против которых, как говорится, не попрешь.

         Духовен ли такой человек? Или духовный рост его навсегда затормозился на инфантильном мировосприятии. Если он вполне искренен, не фарисействует и изо всех сил пытается поступать так, как провозглашает, то надежда на спасение есть и велика. Рано или поздно он поймет тщету попыток оставаться на уровне Супер-эго. Начнется сознательное самонаблюдение, сравнение желаемого поведения с действительным, докапывание до причин и отрезвление.

      В христианстве видение грехов своих всегда считается началом духовного роста. Это – непререкаемое требование, его не обойти. Психика выработала множество изощренных форм охраны сознания от видения себя в истинном свете. Все они описаны как психологические защиты. Но христианство прибавило к ним некую трансцендентно-метафизическую защиту. Бесовское искушение. Бес попутал – распространенное оправдание. Бес, значит все-таки не я. Опять проекция?

     Бесы -  квинтэссенции ПЛОХОСТИ, находящиеся вовне и легко проницающие пределы личности. Но лишь при одном условии. В личности уже должны быть посеяны семена тех порочных свойств и желаний, к которым ее склоняют бесы и которые бесы сами олицетворяют. 

   Значит, все-таки ПЛОХО внутри нас изначально. Требуются усилия, чтобы запретить бесам выращивать древа грехов из наших семян, усилия часто невероятные и превышающие человеческие возможности. При бесовских искушениях человек чаще всего прекрасно осознает, как надо бы действовать, чтобы в мир выпускать только ХОРОШО. Но немощен, поддается, подает в сети, иногда не успев даже разглядеть ловушку. Сознательные конструкции из прописных истин не помогают.

    И тогда он может впасть в другую крайность.
    Самоукорение, доходящее до морального мазохизма. Тогда всё плохое он полагает находящимся внутри себя, в конце-концов может приписать себе все грехи мира, отчаяться, распластаться, поверженный, и не восстать никогда.

    В первой и во второй модели поведения  происходит психологическая инфляция, раздувание себя, возвеличивание. Считать себя безупречным носителем доброго начала или погибшим исчадием, воплотившим все смертные грехи, – и то, и другое есть гордость или самообольщение. Плач о грехах своих не должен переходить в согласие с ними по немощи или в бесконечное самобичевание и самоедство. Завышенная самооценка также разрушительна и препятствует духовному росту, как и заниженная. Где же мера? Каков мир внутри нас и во вне? 

      Заблуждаться на свой счет – почти неискоренимое свойство человека, можно сказать его видовой признак, поведенческая стратегия. Принимая в расчет только свое мышление, а в мышлении только способность создавать эталонные образы, безупречные ценности, благородные мотивы, мы неизбежно завышаем образ себя. Но в то же время это свойство дает нам направление стремления и энергию достижения.

       У нас есть шанс стать такими, каковыми мы себя воображаем. Свободный выбор за нами, если мы искренне полюбили то, что ХОРОШО. Так постепенно его доля во внутреннем мире человека будет увеличиваться. И благая Божья помощь обязательно придет. Однако только собственные мощные волевые усилия – залог успеха.

       Это лишь начало пути. Став на него, мы с большой долей вероятности можем затщеславиться и возгордиться, узрев свои достижения и сравнивая их с качеством мира вовне. Мир опять явится средоточием всего, что ПЛОХО. И не будет ему никакого оправдания, и не заслужит он никакого снисхождения. Только борьба, только искоренение, только обличение.

     На этом героическом этапе и настает время доведения до сознания истинного положения дел, время трезвения. Лучше, чтобы трезвение шло параллельно с наработкой благих свойств. Оно помогает все явственнее видеть себя настоящего, а не сконструированного из идеалов. Трезветь часто помогают наши близкие, те, кто постоянно сталкиваются и с негативными чертами нашей личности, с тем, что сознание усиленно вытесняет, рационализирует. Они обличают эти черты, что есть польза неизмеримая и незаменимая. Но только в том случае, если у носителя негатива достанет мудрости услышать обличение и не озлобиться.

       Духовное созревание начинается с разочарования в себе. Открываешь свою тень, спрятанную от света сознания, и понимаешь, что она или оно есть тоже ты. Признаки налицо, когда читаешь любое из творение святых отцов для готовящихся к исповеди. Большую часть описанных там грехов усматриваешь в себе как свойства натуры. Так зарождается нравственное самоосознание. Оно воспрещает нам отождествлять себя только с тем, что ХОРОШО.

      ПЛОХО нашло убежище внутри меня – эта мысль не покидает, гложет, будоражит совесть. Никакие проекции, никакие вытеснения уже не помогают. Кончаются разглагольствования и поучения, резко меняется картина мира и внутреннего, и внешнего. Плох, убог, немощен, недостоин, по грехам получаю, поучать не смею, осуждать не имею права. Путь очищения долог. Называется он смирением. Смирение избавляет от заблуждений. И это единственный путь, на котором сначала научаешься ТЕРПЕТЬ мир, чтобы затем творить добро и миру, и себе.