Мне нравится писать рецензии

Марина Стрельная
   Изобретать самому прекрасно, но то, что найдено другими, знать и ценить — меньше ли, чем создавать.
                Иоганн Вольфганг фон Гёте

     Мне нравится писать рецензии (лучше назову их откликами) ничуть не меньше, чем создавать собственное произведение. Почему? Моих откликов ждут. Даже через сети, даже через расстояния я чувствую, не побоюсь этого слова, радость. Не собственную - радость Другого.
       Человек на наш сайт попадает не случайно. Он хочет заявить о себе. Желание самовыразиться, высказаться современные психологи полагают коренным, чуть ли не основным желанием, даже видовой потребностью человека. Человек высказывается, надеясь быть услышанным, понятым,  по сути он желает внимания и направленного на него желания другого человека, желает быть узнанным и признанным как человеческая ценность.
       На Прозе.ру высказываются все, но, хочется верить, высказываются не в пустоту виртуального пространства - в густо населённую реальность. Населённую словами? Нет. Эту реальность заселили мы, люди. Пишущая братия. Творцы. Каждый из творцов в первую очередь, добросовестно и с НАДЕЖДОЙ творит  здесь себя (Я-ОБРАЗ, Я-ИДЕАЛ), каким хотел бы быть, но не смог (или ещё не успел) стать в жизни.  И постепенно начинает верить в сотворённый значимый  Я-образ. Добрый отклик в этом помогает.
    Рецензия незнакомого автора, как голос ниоткуда,  мы не можем идентифицировать его с конкретно воспринимаемой  личностью.  Для нас это голос обобщающий, голос ЧИТАТЕЛЯ. Его хочется  считать объективным. Слова рецензии объективность удостоверяют, удостоверяя тем самым и этот позитивный Я-образ. Новый образ крепчает, с полным правом посягает на главенство в нашей  личности.  Каждый может изменить что-то в мире, только меняя себя.  Отклик на произведение - действенная помощь каждому в работе по изменению себя.
    Рецензии объединяют. Мир всегда держался единством. Сегодня мир внешний, охваченный рознью и враждой, распадается, дробится. Если каждый вкладывает в свои произведения лучшую, желанную часть себя, то все вместе мы творим на сайте иной, более совершенный мир.  Сотворчество (написание рецензий и есть сотворчество)порождает и укрепляет единение. Мы надеемся,  мир, где царит единство, возможен.
    Вникая в слова, сказанные другим, хотя бы на краткий миг, мы смотрим на реальность из другого сознания, новыми глазами. Но сколько глаз – столько окон в иные миры. Каждый читатель для автора может стать таким окном. Они поменяются ролями, когда автор начнёт читать читателя, взглянет на мир из его окна. Увидит то, что не замечал раньше. Удивится, порадуется, опечалится, может, задумается. Это будет их совместное состояние, совместное чувство.   Возникнет единство. Отклик укрепит его. На рецензию стоит тратить силы.
     Мне приятно, когда читатель заходит на мою страницу повторно. Но если это случилось, ещё приятней будет, когда он оставит на ней творческий след - рецензию. Я откликнусь, и вот мы уже сошлись теснее, мы ближе, мы рядом.
Так давайте откликаться!  И как пел Окуджава: "Давайте говорить друг другу комплименты". Если умеем. Или ругать. Это для пользы.

P.S.
Прожила на Прозе несколько лет. Рецензии писать не разонравилось. Голоса моих рецензентов продолжаю считать объективными. Многие личности прорисовались, но лишь в гипотетической модальности. Скорее как литературные герои. Появились и друзья. Пишем друг другу письма. С тремя друзьями встретились в реальности. Одного из них, Георгия Цвикевича, оплакала в пандемию.

http://www.proza.ru/2020/03/04/993