Гл. 9. Рим завоевывает Иудею

Михаил Самуилович Качан
Цари Гиркан II  и Аристобул II. Начало борьбы з власть в Иудее

Зная хорошо характеры своих сыновей, Саломея Александра назначила старшего сына Гиркана престолонаследником, младшего же сына Аристобула она отстранила от государственных дел. Хотя Гиркан был несколько слабохарактерным, он зато был более благочестивым и скромным, чем младший его брат, который был гордым и самолюбивым и клонился к взглядам садукеев, игравших на его тщеславии.

После смерти матери Саломеи Александры в 67 г. до н.э. ее младший сын Аристобул, объявив себя царем Аристобулом  II и поддержанный саддукеями, двинулся на Иерусалим во главе армии. Гиркан спешно собрал свои силы и двинулся навстречу ему.

В жестокой схватке у Иерихона войска Аристобула легко поразили воинов Гиркана, а сам Гиркан бежал в Иерусалим. Они заключили мирное соглашение, по которому за Гирканом оставался пост первосвященника, царем же еврейского государства становился Аристобул. Братья даже обнялись.

К сожалению, это соглашение было нарушено, и Аристобул вскоре добился не только трона, но и сана первосвященника.

Мир в Иудее просуществовал недолго. Виновником его нарушения на этот раз оказался Антипатр, один из потомков того народа (идумеев), которого Иоанн Гиркан I принудил принять еврейскую религию. Это принудительное обращение язычников в еврейство, противоречащее духу иудаизма, в конце концов отплатило за себя и обернулось для еврейского народа большой бедой.

Антипатр, правитель провнции Идумея (и сам идумей) поддерживал Гиркана II. По вере он был, конечно, теперь иудеем, но евреи все равно ненавидели идумеев (жителей государства Эдом южнее Иудеи) с глубокой древности. В этом случае то, что они единоверцы, не играло никакой роли.

Проиграв вместе с Иоанном Гирканом II, Антипатр попросил помощи у набатейских арабов. В 65 г. до н.э. 50-тысячное войско Гиркана II и аравийских арабов Арета выступили против Аристобула II и разбили его войска. Аристобул II спрятался за стенами Иерусалима, и войска Арета осадили город.

«Помощь» Рима и конец царству Маккавеев

В это самое время начала ощущаться на Среднем Востоке растущая мощь Римской империи, благодаря успехам ее легионов под водительством знаменитого полководца Помпея, и теперь оба брата обратились к нему за помощью. Это было роковой ошибкой, которая в конце концов привела к потере еврейским государством своей независимости.

Сначала позвал на помощь Рим Аристобул II. Так бывает часто: когда одна сторона зовет на помощь иноземцев, вторая – следует примеру первой.

С середины второго столетия до н.э., когда Рим окончательно добил Карфаген, многое поменялось на побережье Средиземного моря. Египет и греческая Сирия более ничего из себя не представляли. Царь Пергама, занимавший западную треть Малой Азии, отдал после смерти свое госудврство Риму. Так Рим впервые попал в Азию. А потом и некоторые другие области Малой Азии превратились в Римские провинции. Дольше всего с Римом воевало Понтийское государство греков, но и оно потерпело поражение, и теперь уже почти вся Малая Азия оказалась в руках Рима.

В 65 г. до н.э. римский полководец Гней Помпей Магнус нанес окончательное поражение Понту, и Рим стал практически полным хозяином в Малой Азии.затем Помпей повернул на юг и сверг в 64 г. до н.э. последнего селевкидского царя Антиоха XIII, присоединив Сирию к Риму.

В это время он и получил от Аристобула, а затем и от Гиркана просьбу о помощи.         
Они оба просили рассудить их, и это был роковой шаг. Помпей пообещал приехать в Иудею и вынести окончательное решение. На самом деле, он не собирался помогать ни одному из братьев; он  думал только об одном – величии Рима, и хотел только одного – подчинить Иудею Риму.

Аристобул старался привлечь Помпея на свою сторону, подкупив его ценными подарками, как, например, золотой виноградной лозой, чтобы добиться его помощи против его брата и его арабских союзников.

Гиркан призвал Помпея быть беспристрастным судьей в его споре с братом и поддержать его справедливую претензию на трон. Оба призывали Помпея вмешаться во внутренние дела Иудеи, а это было именно то, чего желал полководец.

Первое, что сделал Помпей, он приказал Арету вернуться в свою страну, что тот сразу же и сделал.

Но Помпей не спешил объявить свое решение по поводу спора братьев. Аристобула такая задержка вывела из терпения; к тому же он подозревал римлян в неблагоприятном к себе отношении, и потому он начал готовиться к защите против римлян.

Падение Иерусалима

Тогда Помпей двинулся в Иудею во главе своих железных легионов. Подчинить себе относительно малую, слабо укрепленную страну в рекордно короткий срок ему ничего не стоило. Только Иерусалим выдержал его нападение в течение трех месяцев.

Аристобул II отправился в Иерусалим, чтобы продолжить борьбу за престол, но Помпей прибыл с войсками в Иерихон и потребовал полного повиновения. Все еще надеясь на победу, Аристобул пообещал уплатить Помпею значительную сумму денег и сдать ему Иерусалим.

Помпей согласился и направил своего помощника Габиния за деньгами. Однако сторонники Аристобула закрыли городские ворота и отказались впустить Габиния в святой город. Узнав об этом, Помпей приказал арестовать Аристобула, подошел к Иерусалиму и осадил его.

Иерусалим был хорошо укреплен и почти неприступен. Однако Помпей воспользовался тем, что евреи в то время не слишком твердо знали законы, касающиеся военных действий в субботу: в этот день они продолжали боевые действия против римлян, но ничего не предпринимали против осадной техники. Заметив это, Помпей велел своим солдатам не обстреливать по субботам евреев, но возводить в этот день валы, сооружать башни и заниматься другими инженерными работами. Это позволило римлянам придвинуть осадную технику вплотную к стенам и применить огромные стенобитные тараны. Городская стена была проломлена, и римляне бросились на приступ. Иерусалим пал.

Осада закончилась в Иом-Киппур, когда евреи были заняты молитвой и постом. Римляне пробились в город и убили более двенадцати тысяч жителей.

Описывая восточную кампанию Помпея, римский историк Плутарх лаконично заметил: «Помпей покорил также Иудею и захватил в плен царя Аристобула». Еврейский историк Иосиф Флавий пишет об этом более подробно. По его словам, падение города сопровождалось резней, причем еврейские солдаты Гиркана зверствовали не меньше, чем римские легионеры:
«Некоторые из иудеев были перерезаны римлянами, другие своими же земляками; были и такие, которые кидались в бездну или сгорали живьем, поджигая свои собственные дома, лишь бы не дожидаться угрожающей им гибели. Таким образом, погибло до двенадцати тысяч иуде¬ев; римлян же пало очень немного».

Еще одно осквернение храма

По словам Иосифа Флавия, Помпей, снедаемый любопытством, зашел в Святая святых Иерусалимского Храма – туда, куда имеет право входить только первосвященник, да и то всего раз в году, в Йом Кипур. Помпей вошел в Святой Храм и был удивлен тем, что он там не нашел никаких изображений. Дело в том, что греческие авторы, недоброжелательно относившиеся к евреям, рассказывали о храме и богослужении небылицы.  Они уверяли, что в Храме стоит идол с ослиной головой, которому евреи поклоняются, а в специальной комнате откармливают грека, которого раз в году приносят в жертву.

Помпей обнаружил в храме золотые сосуды, чаши для курения, но, разумеется, не нашел ни истуканов, ни человеческих жертвоприношений.

Служба в Храме произвела на него такое сильное впечатление, что он не тронул храмовые сокровища и не мешал ходу святой службы, продолжавшейся, не взирая на войну и захват Иерусалима. Это было особо отмечено Иосифом Флавием.

Для евреев, однако, не это было главным: вновь, как во времена Антиоха Эпифана, Храм был осквернен.

Иудея потеряла всякое влияние

Взяв Иерусалим, Помпей разрушил городские стены.

Помпей лишил Гиркана трона, но оставил ему титул первосвященника. В дальнейшем он присвоил ему звание этнарха, народного правителя, а хитрого Антипатра назначмл его телохранителем. Хотя Гиркан стал наместником Иудеи, он был подчинен одному из полководцев Помпея Габинию, римскому правителю в Дамаске. Габиний за короткое время уничтожил остатки государственной независимости Иудеи. Страна была разделена на пять областей (синедрий), после чего Иерусалим из национальной столицы превратился в центр небольшой области. Кроме того, Габиний лишил полномочий Синедрион, высший судебно-законодательный орган еврейского народа. Вместо него, в каждой области был учрежден малый синедрион, с ограниченными полномочиями.

Впоследствии мудрецы увидели в этом знак грядущего разрушения Храма. Поэтому, по их словам, «с тех пор как был упразднен Синедрион, перестали слышаться песни радости в тавернах, -– “Уже не пьют вина с песнями”.

Так независимое государство Хасмонеев прекратило свое существование. После почти столетней независимости Иудея вновь попала под власть иноземцев.
Итак, Иудея вновь потеряла свою свободу и независимость, за которые так мужественно боролись Маккавеи.

Иудея была урезана в своих размерах; ей была оставлена территория, которую она занимала до времен Маккавеев. Кроме того, она обязана была платить дань своей римской владычице.
Стены Иерусалима и все остальные укрепления в етране были снесены и сравнены с землей.
Слабохарактерный Гиркан имел мало влияния на государственные дела. Фактическим правителем Святой Земли стал идумеянин Антипатр, оставшийся верным Помпею.

Мечом и ядом

Аристобул и его семья, в том числе два его сына Александр и Антигон, были уведены в Рим и стали пленниками.

Старшему сыну Аристобула, Александру, удалось бежать из Рима, в то время как его отцу и брату пришлось пережить унизительное состояние пленников, проводимых в цепях впереди колесницы победоносного Помпея. Но они никогда не оставляли надежду вернуться в Святую Землю.

Вернувшись в Иудею, Александр нашел там много единомышленников, считавших его законным наследником престола. Александру удалось собрать большую армию, с помощью которой он пытался изгнать римлян из страны и лишить трона своего дядю. Но он был разбит и захвачен в плен.

В то время как Рим раздирала внутренняя борьба, Аристобул сделал безуспешную попытку бежать из Рима, чтобы вступить в борьбу со своим братом и Антипатром, но кончилось это поражением, и Аристобул был также возвращен в цепях.

Впоследствиии Аристобул попытался вернуть себе трон Иудеи с помощью Юлия Цезаря, пославшего его в Святую Землю во главе двух римских легионов, потому что Юлий Цезарь нуждался в дружественных ему правителях на Ближнем Востоке, а Аристобул казался ему подходящим орудием в его борьбе против Помпея и его единомышленников, находившихся за рулем управления еврейского государства.

Однако друзья Помпея были начеку. В пути Аристобул был отравлен, а его сын Александр, которого держали в плену в Антиохии, был обезглавлен. Остался в живых только второй сын Аристобула – Антигон.