Грузинское кино. Тост-эссе

Евгений Михайлович Барыкин
      Среди братских республик СССР феномен грузинского кино
представляется счастливой закономерностью, в которую  временами
привносится привкус печали.
     После утверждения советской власти, кинематограф Грузии,
родившийся в 1912 году, продолжил свою жизнь без особых потрясений.
Тематика оставалась самой разной.
     Как и вся республика, он прямо или косвенно пользовался
высоким покровительством. То, что в остальном советском кинематографе
воспринималось прямолинейной пропагандой, в фильмах грузинских коллег
смягчалось,  или наоборот – достигало «заоблачных высот» в проявлении
страстей. Причём лучшие фильмы подкупали особым комедийным чувством –
пожалуй, раньше других на брегах Куры не побоялись с юмором отнестись
к национальным особенностям своего характера.
     Однако после 1956 года всей республике, а с нею и кинематографу
Грузии, пришлось пережить своё «смутное время». Надо отдать должное: 
похоже, именно понимание того, что «эпоха культа личности» - это
только тёмные страницы в истории народа с тысячелетней  культурой  – 
помогло Грузии преодолеть навязанный ей «комплекс» вины за одиозных
представителей своей республики.
     Зритель любил наполненные музыкой и танцами грузинские киноленты. 
Фамилии многих актёров до сих пор памятны:  Спартак Багашвили,  Акакий
Хорава,  Нато Вачнадзе,  Михаил Геловани, Серго Закариадзе,  Сесилия
Такайшвили,  Лейла Абашидзе, Отар Мегвинетухуцеси, Давид Абашидзе,
Баадур Цуладзе, Рамаз Чхиквадзе, Зураб Кипшидзе, Ариадна Шенгелая,
Рамаз Гиоргобиани, Вахтанг Кикабидзе, Кахи Кавсадзе…
     В честь каждого из перечисленных (а также, к сожалению, не названных
здесь других имён), можно было бы произнести хвалебный «тост-эссе»,
равно как и в честь режиссёров: Николая Санишвили, Давида Рондели, Семёна
Долидзе, Резо Чхеидзе… Отдадим дань восхищения кинематографической семье
Николая Шенгелая, его сыновьям – Эльдару и Георгию. (Не забудем также,
что на «Грузия-фильм» чаще, чем на других киностудиях, снимали фильмы
женщины). А сколько противоречивых эмоций и  размышлений навевает имя
Михаила Чиаурели – режиссера, чьи некоторые фильмы вышли «из сталинской
шинели». Однако его кинометафоры по-своему отразились не только
в советском кинематографе, но и в творчестве антипода режиссёра –
Тенгиза Абуладзе, который преемственность культурной традиции
подчеркнул тем, что в его фильме «Древо желания» сыграла Софико
Чиаурели, а в фильме «Покаяние» последние, но главные слова нынешнего
времени произнесла великая Верико Анджапаридзе…
     Отар Иоселиани, Георгий Данелия, Сергей Параджанов – это тоже 
кино Грузии, и кино высшей пробы.
     Позволю себе авторское пристрастие  и назову свой самый любимый
грузинский фильм 1980-х годов – «Голубые горы, или неправдоподобная
история» режиссера Э.Шенгелая. Кинолента оказалась  не только
грустно-смешной, но и пророческой: «в конторе-государстве» на стене
за спиной чиновника висела картина в тяжеленной раме, готовая каждую
секунду сорваться на голову  несчастного. Не оставляет мысль, что этот
зловещий холст до сих пор нависает над всем и нами…
                Январь, 2007 г.