Заккариа, сеньоры Хиоса

Ольга Колотова
В конце XIII – начале  XIV в. большой известности достигли генуэзские корсары братья Бенедетто и Мануэль, владельцы рудников вблизи малоазийского города Фокея. Как повествует хронист Марино Санудо Торселло, «они в этом месте [в Фокее] держали вооруженные суда и имели один корабль, называемый Tartarin, с которым они взяли много кораблей латинских корсаров из Романии; этих корсаров, взятых ими, или предавали смерти или, по крайней мере, выкалывали глаза, так что этим путем, то есть грабя других корсаров, и, несколько раз ограбив их, наполнились добычей и сделали свой дом богатейшим». Кстати говоря, выкалывать глаза – византийская традиция наказания пленников.
В 1304 г. Бенедетто Заккариа взял Хиос. Свои действия он оправдывал тем, что Лесбос и Хиос, некогда процветающие генуэзские фактории, под властью слабого греческого императора страдают от атак пиратов. В то время византийский император Андроник II оказался не в состоянии защитить остров силой оружия и потому был вынужден прийти к соглашению с генуэзским корсаром. Было решено, что Заккариа оставит за собой Хиос на десять лет, без уплаты какой-либо подати, но по истечении этого срока должен будет возвратить остров Византии. Как символ византийской верховной власти над крепостью должен был развеваться имперский флаг. Договор был возобновлен в 1314 и 1319 гг. Еще при Бенедетто I Заккариа (умер в 1307 г.) начались мероприятия по укреплению острова.
Внуки Бенедетто I, Бенедетто II (умер в 1329 г.) и Мартино, делили власть над Хиосом с 1314 по 1325 г., пока Мартино не вынудил брата отказаться от своих прав. С именем Мартино Заккариа связана крупная победа над турецким флотом (1319 г.). «Владел этим островом, - сообщает путешественник Журден Северак, - могущественный генуэзец, добрый моряк по имени Мартин Заккариа, и он перебил и взял в плен более десяти тысяч турок». Византийский историк Никифор Григора сообщает, что Мартино «как человек деятельный и сообразительный, построил триеры и разъезжал по морю, грабил варваров, которые населяли побережье Азии и с разбойничьими видами плавали вокруг островов. В короткое время он навел на них такой страх, что стал получать с них ежегодную дань, чтобы только больше не вредить им». Десять тысяч пленников – это, пожалуй, преувеличение. Тем не менее Заккариа действительно сумели организовать эффективную оборону от турецких корсаров и сами занимались морским разбоем. В одном средневековом трактате, например, говорится, что Хиос под властью Заккариа был бастионом, к которому турки не отваживались приближаться более чем на 12 миль, и который защищал соседние острова. Сеньор Хиоса захватил восемнадцать кораблей турецких корсаров, совершал высадки на континент и освобождал христианских пленников.
«Быстро разбогатев и достигнув известности, – продолжает Григора, – он внушил римлянам [так называли себя византийцы] подозрение, что не долго будет держать себя в подчинении царям [имеется в виду византийский император]. Потому-то царь совершил настоящее плавание тайно, без всякого труда взял остров, схватил самого Мартино и в оковах отправил его в Византию». Это событие относится к 1329 г. «Увы, о горе! – сетует по этому поводу Журден Северак. – Вероломный император Константинополя, грек, изменой захватил остров; прискорбно это, тем более что он схватил самого Заккарию и держит его в плену».
Впрочем, в 1337 г. Мартино был освобожден, возвратился в Геную, а погиб в 1344 г. во время боев за Смирну.