Классика и джаз

Александр Багмет
               
                Дмитрию Савицкому               
               
Музыка - моя душевная пища (не духовная, религии я неподвластен).

Классика очень питательна, если не заботиться о поддержании физической жизни.
Но если этого фатального ограничения нет, тогда Музыка сама питает нас, давая силы для плодотворной работы.
 
Я замечал, что те, для которых Музыка - воздух, которым они дышат, состоит из смеси классики и джаза. Думаю потому, что оба эти великие направления музыки естественным образом дополняют друг друга.

Нарын и Кара - Дарья, сливаясь, долго текут по одному руслу параллельными потоками -темно-зеленым и кофейным и лишь затем, смешиваясь, образуют великую Сыр-Дарью. Так мужчина и женщина, решившие жить вместе, только с течением времени сливаются, чтобы затем плыть вместе до конца.

В исполнении классической музыки важна одна индивидуальность - дирижер. Оркестр лишь добросовестно исполняет его замысел.

Фуртвенглер непонятно каким образом добивался невоспроизводимого звучания оркестра, за которым угадывался сам композитор. Сравните, к примеру,
исполнения 6 симфонии П.И.Чайковского. Над всеми возвышается Виллем Менгельберг, который, кажется, глубже всех проник в суть этого великого произведения.
Оркестр только блестяще исполнил его интерпретацию.

Солисты не нуждаются в лидерах-они есть ими по определению.
Но уже трио без них не обходятся...

А что же джаз? Здесь все определяет личность исполнителя, которая много важнее, чем в  классическом оркестре. Если классика действует на слушателя главным образом через разум, то джаз - непосредственно на чувства. Вот почему здесь очень важна индивидуальная манера исполнения - тембр, атака звука, его затухание
(вспомним яркий пример Бена Вебстера).

Великий Бенни Гудмен совсем иначе звучит в кларнетном концерте Моцарта, чем в соло со своим оркестром. В джазе  личность исполнителя  свободна, а лидер выполняет неоценимую роль вдохновителя. Да и кто бы мог переубедить  в чем-либо Билла Эванса, Джона Колтрейна, Кэннобала Эддерли??

Все знают, что нет свинга - нет джаза. А что же такое свинг?

Это пульсация мелодии относительно граудндбита, ее движение, чуть опережающее или отстающее от нее. Конечно, только природные джазмены - пианисты могут, к примеру, играть правой рукой в 3/4 а левой- в 5/6. Но в Африке - это норма (имеется в виду не столько фортепьяно, но их вся , можно сказать, ритможизнь).
 
У некоторых джазменов свинг ясно слышен (например Эррол Гарнер), у других он почти на подсознательном уровне (Эрл Хайнс). Но именно эта пульсация, движение мелодии и делает музыку Джазом, что непредставимо для классики. Джаз, и его главная составляющая - свинг, дает возможность слушателю непроизвольно углубляться в себя, что дарит ему неоценимые переживания. В этом магия джаза.

Джаз, можно сказать, действует внутривенно.
И роль шприца при этом выполняет свинг.