Aмерика 70. Луизиана

Игорь Телок
В США есть места, выпадающие из общей картины страны. Куски Нью-Йорка, вроде Брайтон Бич, Китайская часть в Сан Франциско, Венеция в Сан-Антонио в Техасе. И, конечно, весь штат Луизиана. Здесь даже говорят необычно – на смеси французского с английским. В глубинке с одним английским не всегда удобно.

1. В начале 19-го века вся центральная часть Северной Америки от Мексиканского залива до Канады принадлежала Франции. Французы не торопились заселять колонию, только на самом юге, в порту Нью Орлеан, останавливался французский королевский флот.
2. Хулиган Наполеон Бонапарт, нуждался в наличных и продал по дешевке эту колонию только вылупившимся США (13 северных бывших колоний), превратив америкосов в международную силу.
3. Луизиана стала местом, куда бежали черные рабы. В бесконечную заболоченную дельту Миссиссиппи. Здесь почвы воду не впитывают – Луизиана и Техас сидят на огромной плите силта – спресованной глине толщиной что-то в километр. Под ней скапливается газ и нефть.
4. Когда я жил в Хьюстоне, регулярно ездил в Нью-Орлеан и на нефтяные прииска Луизианы.  Едешь по бесконечному мосту через болота почти 500 километров. Кругом вода, затопленые леса. Мертвые деревья. Полно рыбарей. Это то, чем славится Луизиана. Новый Орлеан – цель путешествия. Сюда съезжаются туристы со всех штатов и из-за рубежа. На праздник желудка и джаза.
5. Город находится на клочке ниже уровня моря, окруженном водой со всех сторон, как  Амстердам. Кругом плотины и каналы. С юга – Мексиканский залив, с востока Миссиссиппи, с запада – болота, а с севера огромное озеро – в нем сидит весь город в невыносимую летнюю жару.
6. А жара летом – изнуряющая из-за почти 100%-й влажности. Она заставляет людей замедляться, спать днем и активничать поздно вечером и ночью, когда с залива приходит прохлада. Поэтому Нью-Орлеан называю еще «Большой ленивец» (Big Easy)
7. В Нью-Орлеане начался великий американский джаз. Не просто музыка, а новая культура Нового Мира.
8. Черное население города, обслуживающее порт, потрясенное французскими военными духовыми оркестрами, мечтало добыть блестящие на солнце игрушки. Инструменты попали к неграмотным рабам, и те создали совершенно новую музыку «Диксилэнд». Началась эпоха джаза.
9. Первые Диксиленды обязательно маршировали в красивых формах. До сих пор марширующие джаз-оркестры повсюду. Даже в «Веселых ребятах» есть сцена с марширующим джазом.
10. Первый раз я попал в Луизиану в семидесятые годы, тогда штат был вторым после Техаса по добыче нефти. Нефть качали в мелких болотах дельты, протаскивая «сухопутные» баржи и потом затапливая их на дно. Баржи соединяли мостками и получались городки на болотах с полным своим хозяйством.
11. Чтобы работать на болотах в раскаленную жару, надо привыкать. Местные рабочие непрерывно пьют воду или коки и тут же потеют, охлаждая себя. Ходят с полотенцами на шее. Выпивают где-то 2 - 4 галлона в день, то-есть порядка 15 литров.
12. Работают круглые сутки. На свет из окружающих болот летит всевозможная жукастость, некоторая чуть не в ладонь размером. Удар в лоб весьма чувствителен. На буровых ставят вентилятор трехметрового диаметра «сдуватель жуков». На свет стягивается и крупная живность, кругом полно визга, криков, рычаний и прочих звуков. Их заглушают моторы.
13. Луизиана один из самых бедных штатов, треть населения – черные. А в глубинке болот «свободные люди» живут охотой и рыбной ловлей и не платят налоги.
14. Штат огромный. На север в глубинке «кэйджон» культура осталась от французов, смешавшихся с англоговорящими. Ближе к заливу – креольская, сильное влияние черной эмиграции из Гаити. Из маленьких городков уезжают редко, все знают друг друга, большей частью родственники.
15. Народ необычайно дружелюбный и гостеприимный. Живут как большая семья с обязательными субботними пикниками, парадами школьников и еженедельными соревнованиями на лучшее приготовление жрачки. По традиции готовит мужчина, он же закупает продукты.
16. Здесь живут по-старинке, профсоюзов нет, и сюда переносят производства из других штатов.
17. Кэйджон – французская деревенская кухня с массой ароматных трав и соусов, смешаная с кухнями других народов. Здесь полно свинины и мяса вообще. Всё это сопровождается народной музыкой «задекО» - с гармошкой и с частушками на невероятном языке. Задеко стало популярно по всей Америке.
18. Нью-Орлеан совсем другое дело, здесь царство черных джазистов и ресторанов с креольской пищей. В центре города остались улицы 18-го века, трехэтажные и с резными железными балконами, как на картинах Гойи. Эти улицы называют «Французский квартал» (French Quarter).
19. На первых этажах сплошь рестораны, кафэ, забегаловки. Вечером в каждой играет джаз, двери настежь, ароматы...!
20. Из-за жары жизнь начинается часов в восемь и до утра. Толпа плотная, циркулирует из одного места в другое – послушать и попробовать.
21. Основная жрачка – всевозможные морские и речные прелести. Главное – дюжина свежих сырых устриц на полураковине на льду. Приложен лимон, хрен и кетчуп, из которых сам намешиваешь себе соус. С пивом – обалдение.
22. Второй пищевой ресурс – только в Луизиане! Это маленькие рачки, живущие в грязи на рисовых полях - кроуфиш. Из них приготавливают бесконечные блюда от просто сваренных в острейшем ароматнейшем растворе с маленькими картошечками и кукурузками. Приносят дымящуюся горку. Рачков съедают чуть ли не целиком, высасывая внутренности. От острейшего соуса потеешь, горят губы и уши, но оторваться невозможно.
23. Кроуфиш настолько увлекательна, что выдают слюнявчики задрапироваться, иначе забрызгаешься рачьим раствором, прожигающим насквозь ткани.
24. Супы из кроуфиш – другое обалдение. Они начинаются от простых гамбо – вывареный густой раствор темно-коричнего цвета со специями, непрозрачный, в котором плавает одинокая кроуфиш. До умопомрачительных бисков – крем-супов. Но это уже такой разврат, что надо себя остановить – только маленькая чашечка с поджареным чесночным багетом с оливковым маслом.
25. Ко всем этим блюдам положена кружка ледяного пива, из которых ирландский «Басс» как раз!
26. Из кроуфиш делают массу других блюд: колбаса, сногсшибательные подливки – этуфе, коктейли... вообще трудно понять, как эти луизианцы сохраняют талию при такой жрачке.
27. Но! Не надо всё это брать во Французском квартале. Нужно свернуть на маленькие соседние улочки, где гужуются местные. Нужно встать в очередь в малюсенькую забегаловку – уж там хорошо, раз очередь!
28. И конечно же, по всей Луизиане во всевозможных вариантах джумбалайа – вариации на тему испанской традиционной паэйи.
29. Луизианские супер-острые соусы разошлись по всему миру. Их продают в маленьких бутылочках и капают на мясо. Один из самых «Тобаско». Он проходит насквозь через подошвы обуви.
30. На центральной площади Нью-Орлеана старинное здание французского губернатора, вокруг которого на скамейках собираются алкаши и местные музыканты. Играют джаз на расческах, стиральных досках, мусорных бачках, но один музыкант всегда с настоящим инструментом – трубой, тромбоном или кларнетом. К нему пристраиваются и - на целый день! Меняются музыканты и слушатели, а музыка продолжается.
31. Уровень исполнения уличных черных джазистов – выше всяких похвал. При бешеной конкуренции в городе, где тысячи музыкантов, немудрено, что отсюда вышли и Луис Армстронг, и семья Марсалес. Благодаря им джаз слился с классической музыкой.
32. Ну и конечно же нью-орлеанский карнавал Марди Грас. По грандиозности он уступает Рио, но по разгулу – превосходит. Самое популярное - девушкам кричат: «покажи свои сиськи и я дам тебе бусы!». Девушки моментально обнажают прелести, и с балконов сыпятся стеклянные разноцветные бусы, которые они тут же надевают. Чем больше бус, тем популярнее прелести.
33. Вдоль побережья залива продолжается разгул креольской жрачки. Здесь есть городки ресторанов на воде, на сваях. Кроме кроуфиш нужно брать лягушачьи и алигаторовы ножки, для любителей – змеи.
34. В глубинке у побережья народ бедный. Но в любом деревенском ресторанчике вкуснейшая еда, даже гамбургеры.
35. Местные по-бедности едят всё: белок, мускусных крыс, поссумов, енотов, всяких птиц и рыб. Местная поговорка: съедобно всё, что не успело убежать. Но приготовлено это так, что не обращаешь внимание из чего. Техасцы, пораженные этой способностью луизианцев, называют их «кюнесами» (задница енота).
36. Плоская Луизиана лежит на пути ураганов, регулярно приходящих в Мексиканский залив. Нашумевший 500-летний ураган при Буше снес плотины и затопил город. Особенно пострадала беднота, жившая на окраине близко к каналам, рассчитанным на 100-летний шторм. Половина города разъехалась, потеряв все. Многие перебрались в Хьюстон.
37. Постыдная реакция бушевской администрации на страшное разрушение вошла в историю, как иллюстрация некомпетентной республиканской администрации.
38. Город восстановили, в основном центральную часть с Французским кварталом, и он стал опять туристской ловушкой. Сюда вдвинулось значительное мексиканское население.
39. Нью-Орлеан и Луизиана славятся на всю страну уже совсем невероятным: там берут взятки! Можете такое представить?! Последним недавно сел мэр Нью-Орлеана.
40. Другая проблема Нью-Орлеана – он столица убийств в США. Это связано с низким уровнем жизни, наркотиками, проституцией и пьянством.
41. При Обаме пытаются перестроить неработающую систему образования штата – одна из причин его отставания.
 
  http://www.youtube.com/watch?v=jXId-5dYJjE