Гай-Германика продолжается

Cyberbond
Итак, роман ТВ с неудачно отравившей себя молодой режиссрицей продолжается. Ее «Краткий курс счастливой жизни» стартовал на Первом канале под опекой «самого» К. Эрнста.

Пока сериал встречен кисленько. Чисто художественной новацией он, в отличие от тогда непривычной широкому телезрителю «Школы» уже не кажется. Говорить о нем в целом и по частям еще невозможно, но почерк Гай-Германики не только нарочито (для некоторых) провокативен, но и имеет в себе все признаки выраженной  (и агрессивно выражающей себя) незаурядной творческой индивидуальности.

Как и в ранних своих работах, режиссер выступает завзятой феминисткой. У нее ощутимо, жестко «женский» взгляд на жизнь, ее героини — в первую очередь, женщины, современной жизнью в меру эмансипированные.

Однако свобода (хоть бы какая голая) сама по себе счастья не приносит, а хочется именно счастьица. Блестяще, самоиронично (как только эта дама и умеет сказать) прочитываемые И. Хакамадой за кадром «наставления» на вечную тему «как стать щасливой» лишь ехидно подчеркивают, что счастье (пока) для всех четырех героинь недостижимо. Что для инфантилки Анечки (Анна Слю), что для мечтающей о ребенке замужней Любы (Алиса Хазанова), что для уставшей (похоже, навек) от детей и мужа Кати (Ксения Громова), что для прошедшей огни и воды главной здесь героини Саши (Светлана Ходченкова).

Хотя счастье каждая из них понимает по-своему, но для всех них оно имеет и свой ощутимый денежный эквивалент. Это тот средний (нижний средний класс), который уже не мыслит свою жизнь без антуража успешной (по критериям нашего очень неровного общества) жизни, пусть авто и не самое, а манто и поддельное.  Они еще живут в скромных, темноватых и тесноватых квартирах советского прошлого, но по выходе на улицу могут сойти и за «состоявшихся» европейцев.

Есть в сериале и несколько реально башлястых товарищей, хотя их бытие к счастью ничуть не ближе.

В сущности, Гай-Германика кроме своего фирменного феминизма имеет за душой и очень ценное по нынешним временам качество — она схватывает социальные тенденции, о которых мы, даже если и ощущаем их, не «умеем» художественно сказать.

Сериал Гай-Германики цепляет именно этим. Мы чувствуем шаткость, внешний характер экранного (и своего тоже) благополучия. Неудовлетворенность и тревога, вырастающие то и дело в агрессию, становятся общей чертой всех героев сериала. Их стремления далеки от любого надличного смысла, они своенравны, как богема, и мелко индивидуалистичны, как и положено «обывателям». Ничего, кроме личного, но ведь и личного-то пока нет ни фига! Вся эта мешанина из квартир в «спальниках» и коттеджей, стильных (хоть и контрафактных чаще всего) тряпок и голливудской духовной жвачки, китайских гаджетов и корейских тачек в кредит, семей, которые опостылели, и детей, которых никогда ни за что не будет, — все это мир кажимостей, так и не ставших сущностями пока. Это еще не общество, стабильное в своих структуре и потреблении. Нет! Они еще не наелись там все и не уверены, что завтра заветная миска при них останется.

Неприятно признать, но это и есть наша жизнь сейчас. Процветание, похожее на загнивание — ну, и наоборот. Мы идем по цветущему болоту, и (я понимаю Путина!) каждый шаг может оказаться смертельным.

Увы, увы: несмотря на все халявные полууспехи 00-вых «счастья» не завезли, а ведь казалось — чего бы проще при таком широком ассортименте…

Конечно, о содержательной стороне сериала можно и нужно говорить уже после его просмотра. Пока лишь можно отметить, что режиссер остается верной себе, создавая некий странно подростковый мир, стервозный и доверчивый, жестоко инфантильный и трезвый, прагматичный, но не без настойчивой ноты мечтательности. На ней-то, на этой мечте о человечьем и бабьем «щастье», и строится пока вся интрига нового детища Гай-Германики. И зрителю остается лишь удивленно посмеиваться, как дерзко создатели сериала используют ну самые расхожие фишки мыльных опер для дам, возвращая этим фишкам ощущение реально возможного, видимость «жизненного»…

Что ж, условия задачи Гай-Германика вывела уверенной рукой. И любопытно следить теперь за тем, как она решит «для нас» эту задачу.

15.03.2012

© — Copyright Валерий Бондаренко