Тихон Николаевич Хренников о Людмиле Лядовой

Татьяна Кузнецова 4
                ТИХОН НИКОЛАЕВИЧ ХРЕННИКОВ О ЛЮДМИЛЕ ЛЯДОВОЙ


Когда в конце 90-х годов прошлого века я начала писать книгу «Людмила Лядова, знаменитая и неизвестная» (М., «Гном и Д», 2000), то мне довелось брать интервью у выдающихся мастеров разных жанров – Л.Зыкиной, Э.Пьехи, В.Зельдина, Т.Миансаровой, поэта-песенника В.Лазарева и др.

А первым, к кому мне предстояло обратиться с вопросом «Что вы можете сказать о Людмиле Лядовой?», стал Тихон Николаевич Хренников - наш выдающийся композитор-классик. В 1948 году по личному распоряжению Сталина он был назначен генеральным секретарем Союза композиторов СССР и оставался на этом посту 43 года (!) вплоть до момента распада СССР в 1991 году.

Мы, конечно же, все помним его музыку к кинофильмам "Свинарка и пастух", "В шесть часов вечера после войны", "Верные друзья", "Поезд идет на восток", "Гусарская баллада", спектаклю "Много шуму из ничего" и его замечательные мелодичные песни. Когда-то некоторые из них с удовольствием исполняла с эстрады и сама Людмила Лядова ("Колыбельную Светланы", "Московские окна"), а он в 1951 году, находясь во главе Союза композиторов, принимал ее в свои ряды. Вот такое у них давнее творческое знакомство.

               И вот в феврале 1999 года я отправилась к нему домой в Плотников переулок.
   
"Живой классик", член многих музыкальных академий мира, оказался гостеприимным, простым и внимательным в обращении человеком, при этом остро наблюдательным и интересным собеседником. Его большой рабочий кабинет своей устойчивой стабильностью располагал к непринужденному и неторопливому разговору. Хочется почти полностью привести монолог Тихона Николаевича не только как выражение общего отношения к Людмиле Лядовой многих ее коллег-композиторов, но и как некоторые размышления виднейшего мастера об искусстве и о нашем времени.

                * * *

«Я познакомился с Людмилой сразу после войны, когда она приехала в Москву. Она пришла ко мне, села за рояль и стала играть свои песни. Она мне очень понравилась. Это был настоящий сгусток энергии.

Ее отличало и то, что она очень общительна, дружелюбна, контактна, могла найти контакт с любым человеком. Она была всеобщей любимицей. Это единственный случай, когда все были хорошо расположены к своему коллеге. Людмила невероятно добрый человек, и эта доброта, энергия исходили от нее и неотразимо действовали на публику и на окружающих людей.

 Много интересного она тогда исполняла, сначала дуэтом с Пантелеевой, а потом, когда дуэт распался, одна. Она стала великолепно петь, сидя за роялем, свои песни. И голос у нее хороший, а с помощью микрофона - настоящее концертное исполнение. И она всегда здорово играла на рояле!

Мы неоднократно встречались с ней в Рузе, в Доме творчества композиторов. Я помню, что как-то она приезжала туда с матерью, и они пели дуэтом. Это был изумительный дуэт! Бывало, в столовой, где мы все вместе сидели за столом, после обеда они начинали петь, да так, что все заслушивались. Потому что и у нее, и у ее мамы невероятная музыкальность - проникновенная, всеобъемлющая какая-то. Они ведь специально не спевались, это была импровизация. И эти импровизации были просто прекрасны и производили большое впечатление.

У нее нормально складывалась творческая судьба. Постепенно-постепенно ее имя расширяло свое влияние. Она становилась известным человеком, композитором, откликающимся на многие факты жизни. И оставила за собой не только песни, но и крупные вещи - фортепианный концерт, оперу, оперетты... Ну что говорить, это необыкновенно талантливый человек, который заряжал своей энергией все и вся вокруг!

По-моему, она и сейчас продолжает выступать и великолепно это делает. Я несколько раз слушал ее в Государственной думе, в отделе культуры. Молодец! Сколько лет держится и до сих пор не потеряла форму: красивая, стройная, очень артистичная на сцене. Вот благодаря всем этим качествам, она и стала Людмилой Лядовой.

Она всесторонне талантлива: и как композитор, и как исполнитель, и как человек, как друг, как товарищ. Она никогда не жалела времени для своих друзей. Если нужно кому-то помочь - она всегда бросалась на помощь. И всех располагала к себе не только своей музыкой, но вот этой теплотой, сердечностью, огромным человеческим обаянием.

В ней это есть всегда, потому что чувство зависти ей абсолютно не знакомо. Она достаточно сама талантлива и достаточно много имела в жизни успеха, чтобы еще кому-то завидовать. Нормально смотрит и на себя, и на свою деятельность. И в этом тоже ее ценность, человеческая и музыкальная.

Знаете, как у многих музыкантов и композиторов часто бывает преувеличенное отношение к себе? Они стремятся что-то сделать и вскоре мнят себя уже гениями. А в искусстве существенно не то, как ты сам о себе подумаешь. И общественное мнение складывается вовсе не из тех доброжелательных отношений, которые вокруг тебя.

Настоящая критика музыкальных произведений настолько редкое явление, что многие композиторы жалуются на ее отсутствие. Это обидно, конечно. Ведь каждый мечтает что-то услышать о себе (лучше, конечно, слова одобрения, чем порицания). Всегда хочется иметь отклик и концертной аудитории, и отклик в печати.

А сейчас видится полное отсутствие интереса нашей печати к этим вопросам. Особенно в последнее время, когда к культуре вообще наплевательское отношение - абсолютно во всех проявлениях нашей жизни. Так что, как ты сам о себе подумаешь - это вовсе недейственно, потому что правдивого слова ты о себе никогда ни от кого не услышишь. Это очень печально для многих композиторов.

А Людмила Лядова в этом смысле счастливый человек. О ней всегда много писали и говорили много - здесь все было нормально. К этому располагала и открытость характера, и того, что она делает в музыке, и открытость ее отношений с людьми.

Конечно, многие поговаривали об ее многочисленных замужествах, ведь самое интересное о человеке - всегда в интимности... Я это говорю не для укора ей, а просто для констатации фактов. Это ее личное дело. Тем более, если она влюбляется, это говорит только об ее хороших чертах характера. Потому что эгоистичные люди любят только себя и больше-то им ничего не надо. Они ни в кого никогда не влюбляются.

А вот такой открытый человек, как Людмила, влюбляется то в одного, то в другого... Великолепно! Великолепно! Потому что без любви и искусства нет, ни для женщины, ни для мужчины. А у нее, по-моему, всегда была нормальная жизнь в этом отношении. Когда она влюблялась, она загоралась и творчески. Любовь ее всегда вдохновляла, давала пищу воображению, фантазии. Это все необходимо, и она молодец во всех отношениях. А если ей человек переставал нравиться - она с ним прощалась. Последний ее муж, кажется, уже тот человек, кто ей подходит по характеру.

В общем, Людмила - человек замечательный. Я ее всегда любил и люблю. И ее и ее творчество, которое меня радовало своим жизнеутверждающим оптимизмом. Она писала такие песни, которые формируют человека и его отношение к жизни. А Людмила всегда прославляла жизнь во всех ее проявлениях.

И природа ей дала многое. Отец и мать - оба талантливые люди. У нее нет братьев, сестер? Тогда этот сгусток энергии двух людей влился в нее одну, и она его расплескивает и никак расплескать не может... Щедро одаривает им окружающих людей. Она такая, какая есть, естественная, никакой роли не играет. Она играет саму себя - Людмилу Лядову. Это обычно бывает у талантливых людей. У меня очень нежное отношение к ней, поэтому я счастлив, что Вы пишете о ней книгу».
               
                Москва, февраль 1999

                * * * * * *

                Вспомним еще раз ее знаменитую "Чудо-песенку":
http://www.youtube.com/watch?v=zSDmbONxjjk