Людмила Петрушевская. Черное пальто

Валерия Никакая
[Рецензия на рассказ Людмилы Петрушевской "Черное пальто"]

В ОДНОМ ЧЕРНОМ-ЧЕРНОМ ГОРОДЕ...

«Роль автора – это не стремиться пробуждать чувства, а не иметь возможности самому уйти от этих чувств. Быть их пленником, пытаться вырваться, наконец, что-то написать и освободиться. И, возможно, тогда мысли и ощущения осядут в тексте. И возникнут заново, стоит только другим глазам (понимающим) впиться в строчки», — утверждает Людмила Петрушевская, российский прозаик, поэтесса, драматург и певица. Таковы ее творения — богатые чувствами, ощущениями. Таков и ее рассказ «Черное пальто», вошедший в сборник рассказов и сказок «Два царства», опубликованный в 2009 году. Невозможно уйти от текста рассказа, не прихватив с собой ту тяжесть, тоску, которыми он пропитан. Невозможно остаться равнодушным и забыть эти строки. Обрывочность, оборванность фраз, бросающихся от одного абзаца к другому, обилие запятых и их предпочтение другим знакам препинания – все это способствует особой атмосфере, черной, страшной, странной, горькой. Ночь, смерть и чернота – частые гости произведений Людмилы Петрушевской. Черный — страх, черный как предвестник смерти, черная грусть, черные мысли. И жизнь — черная.

«Одна девушка вдруг оказалась на краю дороги зимой в незнакомом месте: мало того, она была одета в чье-то чужое черное пальто». Одна во всем мире, она пытается найти себя и обрести свою жизнь. Но путь не освещен и запутан. В конце концов, она встречает женщину, которая знает, почему девушка оказалась в этой пустоте, почему все движется по кругу, почему все забыто. Конец одновременно неожиданный и ожидаемый, как светло и темно будущее девушки. Вместе с героиней читатель пытается вырваться из ямы, в которую она упала, из безрассудства и сумасшествия, которые свалились на ее хрупкие плечи.

Остается вопросом, кем являются те двое, что дважды подвезли героиню? – палачи или хранители? Один – худой и вечно смеющийся, другой – неопределенной формы (или это огромное пальто зрительно увеличивает его формы?) и усердно прячущий свое лицо. Громкими шагами преследующие девушку и тихо ползущие за ней. Из этого ли они царства или такие же гости, как она? Смех, беззвучный смех – страшный, тяжелый, исходит и от женщины, которую героиня встречает в одной из квартир (или единственной) дома на конце улицы. Смех – расплата или очищение? Прячущий лицо прячет ли свой стыд и чувство вины?

Что-то фантастическое проглядывает сквозь строки. Как будто читаешь страшную историю – страшилку для взрослых. Для взрослых, однажды потерявших свой путь и не умеющих выйти на нужную тропу, не умеющих понять и простить, обрести свет и тепло. Или забывших нечто важное в своей жизни.

Умело подбирая слова и по-своему структурируя текст, Людмила Петрушевская не просто оставляет душащие ее чувства в этом запутанном, темном тексте, но душит этими словами, чувствами своих читателей, резко освобождая от оков в конце. И, казалось бы, можно вздохнуть полной грудью, забыть, но держат мысли. Мысли о черном, пустом и о том, что делает жизнь полной, цветной.

Два царства — смерть и жизнь, тоска и счастье, любовь и ненависть, равнодушие и чувствование. И это есть в рассказе Петрушевской. Это есть в каждом из нас. Отнюдь не бытовая сценка, но очень жизненная ситуация — в этом коротком рассказе.