Разговор подруги с дочерью

Дария Джумагельдинова
      Разговор подруги с дочерью

Этот рассказ написан от лица моей подруги, которая на старости лет развелась с мужем, а до этого долго терпела унижения и оскорбления. Позже она призналась мне, что дети не оценили ее «подвиг». Марфуга умерла несколько лет назад, я решила, что ее исповедь полезно будет прочесть читателям. Лично я удивлена была: подруга всегда казалась беззаботной, она тщательно скрывала свою жизнь от людей. Я верю, что её дочь жалеет и мысленно просит прощения, главное, чтобы она стала счастливей матери.

***

— Ты винишь меня в том, что я плохая мать и жила с тираном-отцом? А ты хоть раз спросила меня: почему я терпела его издевательства? Отвечу: потому что хотела сохранить семью. Дети, выросшие в полной семье, отличаются от детей матерей одиночек. Они не ущемлены, не чувствуют одиночества, материально обеспеченные. С детства внушала мама мне: «Выходи замуж по любви, чтобы потом не жалеть и не искать виновных в своих несчастьях. Никогда не жалуйся, нужны годы, чтобы привыкнуть к чужому человеку. Будь умной, мудрой и хорошей женой, знай, детям нужен отец!»
Даже новорожденный ребенок рождается с характером. Почему вершины покоряются человеку? Потому что поставил цель покорить их. Так и женщина любого мужчину может покорить, завоевать и уважать себя заставит. Любовь — это чувство, а человек должен жить не только эмоциями. Я тоже была молодой и красивой, и сохранила брак, чтобы вы не выросли без отца. Почему много разводов? Потому, что развестись проще, сохранить брак тяжелее, для этого нужны: ум, терпение, мудрость и самопожертвование. С детства мама учила меня: чем больше про тебя знают — тем хуже для тебя. Умная, скромная и молчаливая женщина достойна уважения, никто не уважает болтушек.
Есть вещи, на которые налагается табу, оно передается из поколения поколению, дочери — от матери. Я знаю тебя, свою дочь, и верю, что с обличительной речью ты выступила только передо мной. Если правильно я тебя воспитала, ты никогда не допустишь, чтобы чужие люди узнали о твоей беде. Никогда — ни подругам, ни знакомым не жалуйся на мужа, детей! Они осудят и сделают тебя виновной. Если так сложилась судьба — это твой крест. И ты должна нести его сама, никто не поможет тебе сохранить семью.
Можешь поделиться только с родным, очень близким человеком, если ты это вынесешь на людской суд, никто тебе не поможет — ты станешь посмешищем. Женщины никогда не заступятся за женщину. Ваш отец унижал меня, мы ссорились, но об этом никто не знал, я скрывала даже от родителей, не хотела их расстраивать, потому что они полюбили его. У казахов не желательно разводиться — восточная женщина должна терпеть.
Что скрывать, вы гордились отцом. Он был публичным человеком — умным, красивым, работал на ответственных должностях, и я пыталась сделать все, чтобы он поднимался по служебной лестнице, знала, что от его положения — зависит ваше будущее.
Моя бабушка успокаивала невестку: «Мой муж был хулиганом, с годами перебесился, и твой муж перебесится, потерпи. Мир такой, жизнь такая — ничего святого не осталось. Это твоя беда, твое горе — вот сама и расхлебывай, а людям не жалуйся!»
Никто не поверил бы, что мой муж ревновал, избивал меня, придумывал всякие истории о моей неверности, а свекровь подливала огонь в воду, обвиняя меня во всех грехах
Спасибо свекрови, прожив рядом двадцать лет, я поклялась: никогда не поступать, как она, никогда не вмешиваться в жизнь детей. Ты имеешь свою компанию, отец сделал все: чтобы ты ни от кого не зависела.
Почему он стал тираном? Потому что таким родился, его таким воспитали. Он был единственным ребенком, над ним тряслись, его слово было законом для родителей. Он с рождения привык обвинять кого-то в своих бедах. Я старалась отгородить вас от семейных проблем, чтоб вы не возненавидели отца. Я уводила его, подальше от дома, чтобы вы не видели и не слышали наших ссор. И шла на это, чтобы спасти семью, от косых взглядов, от безденежья. Отец обеспечивал семью, дал вам хорошее образование.
Сплетницы говорят: от хорошей жены муж не уходит. А теперь ты винишь меня в том, что я жила с мужем-тираном. Тебе двадцать шесть лет, почему ты не выходишь замуж? Потому что ты считаешь себя умнее меня, ты хочешь мужчину богатого и делового, а такие мужчины знают себе цену. Они тоже ищут по своим критериям. Им нужна жена, умеющая скрыть его неудачи, падения, срывы — сочувствующая, добрая и преданная.
Ты как-то удивлялась: почему видные, умные мужчины женятся на «серых мышках»? Потому что «серая мышка» будет делать все, чтобы этот мужчина не ушел от нее. Я боялась сделать плохо вам, детям, а вы не оценили. Сейчас принято осуждать родителей, потому что так легче: взваливать свои неудачи на родных. А я, замужняя женщина, уважала родителей, потому что для них оставалась ребенком.
Почему ты относишься ко мне с высокомерием и с пренебрежением, считаешь, что я ничего не добилась, сидела, как клуша, и думала только о семье? Если ты умная пойми: для женщины главное — семья, не верь феминисткам, так заложено природой. Женщина должна родить детей. Ты не замечала, с какой завистью смотрят они на замужних, рожавших, как ненавидят феминистки счастливых женщин, имеющих пусть среднего мужа. Оказывается судьба и счастье женщины не зависят от ее ума, красоты, фигуры, не зря говорят: не родись красивой, а родись счастливой.
Ты даже не представляешь, как тяжело быть брошенной! Постоянно задаешь вопросы: чем я хуже? Мужиков не понять, они могут взять проститутку и сделать из нее королеву. Очень больно и унизительно, когда тебя бросают, как вещь.
Время, как вода, смывает плохое, в памяти обычно остается только хорошее, и с этим легче жить. Если помнить плохое — это не жизнь, а мучение. А ведь в браке бывают несчастными и мужчины! Потому что только женщина может возвысить и унизить мужчину. От женщины зависит судьба семьи. И этому должна научить ее мать.
Когда меня не станет, вы оцените мой поступок, но будет поздно...