После бури и дождя... Часть 18

Светлана Жаворонкова
На следующий день проснулась рано. Странно, но спала я как младенец, видно выпитое на ночь лекарство подействовало хорошо. После прохладного душа остатки сна улетучились окончательно. Надо было позавтракать, но есть совсем не хотелось, кроме чашки крепкого кофе, впихнуть в себя мне ничего не удалось. Я часто ездила в Усадьбу, поэтому моя дорожная сумка всегда была наготове.

Из города выбиралась довольно долго, пробки были повсюду. Зато за городом машин было не очень много. До поселка доехала быстро.
Дина ждала меня дома.

-Здравствуй, Варя. Как доехала?

-Здравствуй. Нормально доехала.

-Давай я тебя покормлю, пойдем на кухню.

-Нет, я не хочу есть, сделай мне кофе покрепче.

Мы сидели на кухне и молча пили кофе.

Вскоре пришли Иван Иванович и Федор.

-Иван Иванович, помощь какая нужна, вы давайте распоряжайтесь, что надо сделать?

-Ничего не надо, Варенька, все, что надо, сделали. Вы лучше отдохните сегодня, завтра день тяжелый будет. Дина, я Федора у тебя пока заберу, там людей много приехало, мы их по поселку расселяем, так что вы здесь сами управляйтесь, - он постоял немного, хотел еще что-то сказать, потом махнул рукой, подтолкнул Федора к выходу и мы остались одни.

-Варь, поешь чего-нибудь, из дома ведь точно голодная уехала.

-Не могу, пойдем во двор, я покурю, - я встала и пошла к выходу.

-Ты что, куришь?

-Сегодня второй день, не начну я курить, не беспокойся, просто сейчас мне так легче.

-Выдумываешь ты все, легче ей. Кури здесь.

-А как же дети?

-Они сегодня у Зои Петровны целый день и ночевать там останутся.

-Дин, пойдем в Усадьбу, - предложила я.

-Пойдем.

Мы шли по поселку, то из одного, то из другого двора к нам выходили бывшие воспитанники, многих я не видела с тех пор, как окончила школу. Было радостно встретить их здесь и в то же время было грустно от повода, по которому мы все собрались.   

-Странное чувство. Горе и радость совсем рядом, - Дина тяжело вздохнула и прижалась ко мне.

-Ты знаешь, я тоже только что об этом подумала.

В Усадьбе было тихо.

-А где ребята? – спросила я у Дины.

-Иваныч всех на работу отправил, на овощехранилище. К вечеру соберутся.

Мы поднялись в библиотеку. Переходили от стеллажа к стеллажу, доставали какие-то книги, перелистывали их и возвращали на место.

-Дина, ты архив не бросай, его обязательно надо сохранить. Ты знаешь, я жалею, что здесь мало моих писем. Тамара Викторовна мне письмо напишет, а я ей звоню и рассказываю, как у меня дела. Зачем писать, ведь есть телефон, и можно услышать голос того, с кем разговариваешь. Ты заставляй ребят писать письма. Я в последний свой приезд перелистала несколько папок, перечитала некоторые письма и на многое взглянула по-другому. Что такое телефонный разговор? Услышал звонок, снял трубку, получил какую-то информацию, ответил и все. То ли дело письмо. Для написания письма нужно соответствующее настроение, время, надо приготовить бумагу, ручку, запастись конвертом. В письме человек описывает события, которыми хочет поделиться с кем-нибудь, а чтобы перенести свои мысли на бумагу, надо еще раз вспомнить, что и как происходило, сформулировать то, о чем хочешь написать, а после написанное перечитывается, делаются какие-то правки,   а это уже процесс творческий. Я привезу тебе письма Тамары Викторовны, подшей их в мою папку, может, еще кто-нибудь ее письма привезет, пусть ребята читают, им это будет интересно.

-Да, хорошая идея, надо поговорить  с нашими, думаю многие откликнутся, - Дина тяжело вздохнула, - Ты знаешь Варь, Тамара Викторовна в последний год практически жила в библиотеке, письма перечитывала, сама писала писем много, как будто наказы каждому оставляла. А еще я не могу вспомнить, чтобы она когда-нибудь болела. Ты помнишь, она болела когда-нибудь?

-Нет, не болела она, не позволяла она себе болеть и раскисать. Странно, но я испытываю чувство вины. Как будто я что-то не сделала для нее, о чем-то не успела с ней поговорить. Я никогда уже не смогу ее ни о чем спросить. Страшное слово «никогда», в нем безысходность и еще это ужасное «ни»… Никогда не будет вчера, позавчера,  никогда не вернется детство, родителей не будет рядом никогда, возможно, впереди много интересного и хорошего, но многое из того, что уже прошло, хочется вернуть, но все прошло и никогда не будет так, как было. И знаешь, Дина, что интересно, мы живем в постоянном ожидании чего-то необычного, чего-то особенного, а каждый день, час, миг незаметно утекают в никогда…

-Варь, Тамара Викторовна последнее время очень за тебя переживала и всегда ждала тебя. После твоего последнего приезда мы долго с ней разговаривали о делах в Усадьбе, а потом она вдруг заговорила о тебе, - Дина немного помолчала, а потом, словно вспомнила о чем говорила, продолжила, - Нет, я ее ни о чем не спрашивала, и она мне ничего не рассказывала о вашем последнем разговоре, просто короткая фраза, произнесенная абсолютно не к месту, о том, что она теперь за тебя спокойна и еще что-то о том, что ты с чем-то справишься, а она тебе поможет, подаст какой-то знак. Это было так странно, что я даже переспросила, о чем она говорит, но она больше ничего не сказала, мы снова заговорили о делах. Видимо она непроизвольно проговорилась о том, о чем постоянно думала, ты что-нибудь понимаешь?

-А знаешь, мы с ней в мой последний приезд почти не разговаривали ни о чем. Просто делали какие-то дела. А сейчас мне кажется, что мы с ней тогда обо всем поговорили. Это было на подсознательном уровне.  Она мне сказала, что оставила письмо в моей папке, чтобы я его прочитала после того, как ее не станет.

-Так что ж ты его еще не прочла?

-Боюсь.

-Значит так, я сейчас пойду, посмотрю, как там дела в столовой, а ты доставай письмо и сиди, читай, - Дина вышла из библиотеки, а я осталась одна.
Моя папка была самая тонкая во всем архиве. Я взяла ее, раскрыла, и увидела, что к первому листу был прикреплен конверт с надписью «Вареньке». В конверт вложен листок бумаги, на котором было написано следующее:

Дорогая моя девочка!

Ты читаешь мое последнее к тебе  письмо, значит, тело мое умерло. Именно тело, потому что душа моя навсегда останется здесь. У меня такое чувство, что кто-то, где-то, что-то напутал. Тело человека старится гораздо быстрее, чем его душа, но ничего изменить нельзя.   

Через мое сердце прошло огромное количество детских судеб, не простых судеб, порой даже трагических, за всех этих ребят у меня всю жизнь болела душа, но больше всех я переживаю за тебя. Ты пришла к нам, будучи благополучной девочкой, умной, начитанной, воспитанной, доброй, которая попала в сложную жизненную ситуацию, но, кроме всех перечисленных и не упомянутых здесь достоинств, главное то, что ты сильный человек. Вот эта твоя сила меня и пугает. Ты очень похожа на меня, поэтому поверь, я знаю, о чем говорю. Одной в жизни очень непросто, я имею в виду – без любящего тебя мужчины, без детей. Найти человека, который мог бы стать для тебя опорой, будет нелегко, таких сильных мужчин сейчас мало, поэтому прошу тебя стать слабой и беззащитной. Конечно, ломать себя не надо, попробуй такой притвориться.

Я знаю, что у тебя есть мужчина, не могу его назвать ни другом, ни любимым человеком, потому что понимаю – это не тот человек, от которого у тебя будут постоянно светиться глаза и выскакивать из груди сердце, это физическая потребность и спортивный интерес, не более того. Прошу тебя, девочка, не затягивай эту связь надолго, время летит очень быстро, и то, что кажется, где-то очень далеко, наступает мгновенно. Не обкрадывай себя. Проживи с радостью и наслаждением каждый день, каждый час, каждое мгновенье: жизнь, какая бы она ни была, – одна, другой не будет. Ты достойна всех благ, которые только может преподнести жизнь.
У тебя все получится, ты сможешь сделать так, как я тебе говорю.

А со своей стороны я постараюсь тебе помогать. Не удивляйся, я точно знаю, что буду рядом, и ты не раз ощутишь мое присутствие подле себя. Я постараюсь подавать тебе разные знаки, и как только ты получишь очередной знак, то сразу поймешь, что это от меня. Только, ради Господа Бога, не подумай, что я сошла с ума, с рассудком у меня все в порядке, просто я все это знаю так же точно, как то, что ты Варвара Сергеевна Снегирёва
Сейчас, когда ты читаешь это письмо, я нахожусь рядом, поэтому утри свои слёзы, не надо меня оплакивать. Или ты уже начала  притворяться слабой?

Ты - это частичка меня, позволь мне верить, что это так. Однажды, глядя на тебя, я поняла, что если бы у меня была дочь, она была бы похожа на тебя, дочери у меня нет, но есть ты, девочка за которую я буду переживать и за которую я буду радоваться, где бы я ни была. Спасибо тебе за твою доброту, внимание и, надеюсь, любовь ко мне.

Прекрати реветь! После бури и дождя всегда наступает хорошая погода!
Не бойся, я буду рядом с тобой.

Тамара Викторовна.

Я дочитала письмо, вложила его обратно в конверт, слезы текли не переставая. Какая же я дура, как много я ей не успела сказать, а самое главное то, что я не сказала ей, как я ее люблю.

Вернулась Дина.
-Ты что-то совсем расклеилась, Варя.

-Дин, ты извини, я тебе потом письмо дам прочитать, сейчас пока не могу.

-А может не надо этого делать, она ведь тебе его писала.

Мы с Диной еще какое-то время бродили по библиотеке. Как-то одновременно мы вдруг поняли, что надо уходить, как будто кто-то подал нам знак, что уже пора.

Мы медленно шли по аллее Усадьбы.
-А вот и наш дуб, помнишь, Варвара, как в день приезда сюда мы от него сил набирались?

-Да уж, сила есть - ума не надо.

-Это ты о чем? – Дина посмотрела на меня с удивлением.

-Не знаю, просто ляпнула первое, что в голову пришло по поводу силы. Я сейчас о другом подумала. Помнишь, как ты Мишку первый раз привела в библиотеку на наши литературные чтения? Тамара Викторовна читала нам письмо, чье, не помню, помню, что оно заканчивалось любимыми словами Тамары Викторовны о том, что после бури и дождя всегда наступает хорошая погода. Мишка тогда всех удивил, помнишь? Он вдруг спросил:

-Тогда получается, что после хорошей погоды снова наступает буря и дождь?

 На моей памяти это был единственный случай, когда Тамара Викторовна растерялась, правда, она быстро пришла в себя, но мне показалось, что эти слова маленького мальчика застали ее врасплох. Она тогда подошла к нему, погладила его по голове и сказала:

-Никогда не думай об этом, малыш, думай о том, что завтра будет лучше, чем сегодня, и всегда у тебя все будет хорошо.

-Да, помню, - сказала Дина, - я часто вспоминаю этот случай.

-Дин, я пойду у нашего дуба постою минутку.

-Силы хочешь пополнить?

-Нет, отдать хочу немного, устала быть сильной, ты иди потихоньку, я тебя догоню.

Я подошла к дубу и прижалась к стволу.

Похоронили Тамару Викторовну на местном кладбище, было много людей, приехало большое количество бывших воспитанников, все прошло достойно. На следующий день мы с Диной сходили на кладбище, и я засобиралась домой.

-Побудь еще у нас, отдохни хоть денек, как ты поедешь, не спала почти двое суток, - Дина уговаривала меня остаться.

-Не переживай, доеду нормально, спешить не буду, все будет хорошо.
Когда я выезжала из поселка на небе светило яркое солнце, но через некоторое время начался ливень.

Продолжение http://www.proza.ru/2012/03/12/2114