Глава 15. Два президента, две страны

Борис Жеглов
За время своего правления Ельцин дважды ставил вместо себя временно исполняющих обязанности президента. Первым был В. Черномырдин, который занимал этот пост неполных двое суток с 5 по 6 ноября 1996 года, когда Ельцину делали операцию на сердце. Указ о назначении и. о. издавал сам Ельцин, и он же принимал решение об освобождении Черномырдина с поста исполняющего обязанности, как только прекратилось действие наркоза после операции. Похоже, что в ельцинской Конституции 1993 года на такие рокировки не требовалось согласование с Государственной Думой. Все решал сам президент. Путина Ельцин назначил исполняющим обязанности президента 31 декабря 1999, года и в этом состоянии Путин пребывал до 7 мая 2000 года. Похоже, Борис Николаевич Владимиру Владимировичу до конца все же не доверял. Одновременно В.В.Путин исполнял и обязанности премьера.

А мы с моим напарником по работам Анатолием стали в Латвии представителями среднего класса, несмотря на языковые препятствия местного правительства. Причем, мы занимались не маркетингом или челночными операциями по продаже дешевых импортных товаров, а наладкой сложного оборудования на промышленных предприятиях. К концу 1999 года все предприятия стремились выжить любой ценой и через работников разогнанного Миндревпрома СССР ко мне обратились с просьбой на наладку «Инфоров» второй модификации руководители комбинатов Белоруссии и Литвы. Мы с Анатолием устроились в маленькую контору и обслуживали пять разных линий в пяти бывших республиках СССР. Мой старый друг и сосед по кооперативной квартире Эдгар Ядин на посту главного инженера СКБ вакуумных покрытий принимал непосредственное участие в разработке и изготовлении уникальных установок, пользующихся спросом в самых передовых западных странах. Предприятие и разработки достались независимой Латвии и до сих пор приносят ей солидную финансовую выручку. Эдгар приобрел в обществе солидное и обеспеченное положение, но связям со старыми друзьями не изменял. Все большие праздники старая проверенная компания проводила на квартире у Ядиных. Супруга Эдгара Валя решила помочь финнам избавляться от избытка их холода и организовала совместное с ними предприятие по продаже и установке холодильного оборудования. Офис ее располагался на центральной рижской улице Бривибас и всегда готов был принять посетителей. По дороге из института я с друзьями часто заходил в это гостеприимное заведение. Душевная сотрудница Зина Заяц в должности главного бухгалтера этой организации спешила ставить кофе и доставать необходимую посуду. К концу 1999 года моя подруга Ниночка закончила работы в своих веселых коллективах разных предприятий, и я решился пригласить ее в нашу компанию. Внедрение прошло успешно, и наша компания ей тоже понравилась. Мне подумалось, что она остепенилась, но время показало, что надежды мои были тщетными, а появление компаний у Нины было фактором постоянным. Во время одной из наших прогулок по городу следующим летом она так крепко споткнулась об одного из своих старых друзей, что пришлось ей на несколько месяцев перебираться на жительство к своим сватам, которые жили на берегу моря в маленьком городке Айнажи. На попытки примирения я не реагировал, потому что воспитатели Ниночки, ее дочка с мужем, уехали в конце 2000 года в Америку, а я, в отличие от известного лейтенанта Шмидта, не чувствовал за собой способностей перевоспитать такую самостоятельную и решительную женщину. Все так бы и закончилось с миром, но летом отмечался 40 – летний юбилей института, и у нас произошла «случайная» встреча, после которой я проявил слабохарактерность, и Ниночка перебралась снова ко мне. Сюрпризы летом 2001 года для меня не закончились. Неожиданно раздался телефонный звонок, и объявился мой тезка и старый соратник по институту. Звонил он не из США, куда он отправился за лучшей долей и очень хорошо там устроился на престижной работе, а из гостиницы «Латвия», и срочно приглашал на встречу. Собрались мы с Ниной быстро и перед гостиничным номером я попросил ее разыграть моего друга и спросить : «Девочку заказывали?», а сам стоял за дверью. В роль Ниночка вошла мгновенно и так натурально, что челюсть моего друга после ее вопроса отпала и долго не закрывалась. Пришлось выходить мне из – за двери и успокоить иностранного гостя. Для снятия вынужденного стресса мы посетили серию уютных рижских кафе. Интересная информация ожидала меня через несколько дней, когда я провожал своего друга в аэропорту. Сначала он сказал, что я похож на ихнего киноартиста Шона Конери, что мне тогда ни о чем не говорило, а потом извинился и сказал, что для их аналога нашего КГБ он должен сообщить о встрече со мной и некоторые мои ТТД. Похоже, все страны развиваются одинаково, и так же одинаково работают их спецслужбы.

Конец XX века подарил двум новым государственным образованиям России и Латвии двух новых президентов, находящихся к радости граждан этих стран в добром здравии. Латвия при участии США получила своего президента Вайру Вике – Фрейбергу из Канады. Благодаря усилиям этого энергичного президента Латвия уже в 2004 году вступила в ЕС и НАТО. Не осталась в стороне и Великобритания, которая подарила Латвии своего бригадного генерала Я.Казоциньша (сын офицера латвийского легиона СС), который занял в стране важный пост директора БЗС (Бюро защиты Сатверсме). Россияне в мае 2000 года выбрали себе долго занимающего пост «исполняющего обязанности» Владимира Владимировича Путина. В Севастополе этим же летом я со своими друзьями горячо и подробно обсуждали возможные изменения в положении граждан этих стран и перспективы развития этих стран. Стартовые положения этих двух стран, конечно, были неодинаковыми : предыдущие 10 лет Латвия начала получать различные виды помощи от Евросоюза, а Россия продолжала в эти годы скатываться в экономическую пропасть под руководством Е.Б.Н. и его «семьи». Владимир Владимирович мне и моим друзьям определенно нравился. Молодой деловой мужчина, уже получивший конкретный опыт управления страной и решения ее проблем на посту премьера. Он уже знал, куда и как деньги из России уходят и как с этим бороться, хотя эта проблема очень сложная. Состав Государственной Думы формировали многие партии, и их представители напринимали множество удобных для себя законов. На изменение этих законов требовались годы напряженной работы и формирование коллектива профессиональных и надежных помощников. В.Путин долгие годы занимался дзю до, а восточные единоборства воспитывают дисциплинированность, правильную оценку противника и стремление к победе. И ясно было, что окружение этого президента вряд ли станет в массовом порядке осваивать дзю до, все – таки это не теннис. А президент Латвии стараниями многочисленных стилистов, с каждым годом становилась все более привлекательной женщиной, но влиять на проблемы своей страны не могла, т.к. все решала сотня граждан Сейма, причем большинство из них не являлись лучшими представителями своей страны. Достойную национальную идею, объединяющую всех жителей страны, эта компания выдать не могла да и не старалась. Для удержания у власти эта команда постоянно разыгрывала националистическую карту, стравливая граждан латышей и бесправных русскоязычных жителей. С 1991 года стараниями Б. Ельцина в Латвии установлена диктатура «Ста граждан», а рускоязычные люди были преданы Борисом Бодуновым и стали бесправными людьми. Так мы и живем уже больше 20 лет. Тем больший интерес у меня и моих друзей вызывала ситуация в России с новым президентом. Начало деятельности В.Путина на посту президента сопровождалось трагической гибелью современного атомного подводного ракетоносца «Курск». Мой друг Роман и я каждый вечер с нетерпением и волнением ждали передачи телевидения по поводу этой трагедии. Но телевизор, на наш взгляд, никакой четкой и надежной информации не давал. А у нас обоих с курсантских времен был конкретный опыт трагедии, связанной с гибелью линкора «Новороссийск». Выводы государственной комиссии по поводу гибели линкора и сотен человек экипажа нас совершенно не удовлетворяли. Аналогичная картина наблюдалась во время передач по поводу гибели ПЛ «Курск». Российские СМИ привычно лили воду для огромной аудитории, совершенно не знакомой с флотской службой. Нас с Романом подобные передачи совершенно не устраивали, особенно телевизионные выступления представителей командования СФ. Волновала нас трагедия гибели ПЛ «Курск», ее экипажа и не меньше волновала возможность подобных же докладов командования президенту страны. Позже прошли слухи, что причиной гибели ПЛ «Курск» стало столкновение, а возможно, и торпедирование американской АПЛ «Мемфис». Подобный сценарий вполне мог явиться причиной серьезной конфронтации между США и Россией. Конфронтации удалось избежать, но настоящей причины трагедии похоже мы не узнаем еще очень и очень долго. Так нам казалось по нашему опыту.

 К концу моего пребывания в Севастополе Роман с Эммой сообщили мне, что один из офицеров СТ «Гидрограф» продает свой дачный участок, расположенный по соседству с дачей моих друзей. Такую возможность я не стал упускать, моя сделка с Глебом состоялась, и на даче Романа мы обмыли это мероприятие. Перед отъездом, как заведено, я готовил на своей даче отвальную, на которую очень своевременно прибыл одессит Илюша со своей супругой Инной. Помимо Инны он привез, как у него было заведено, пару бутылок хорошего коньяка. Благодаря Илюше отвальный вечер прошел на высоком уровне. Мой друг Ромик умел и любил выступать в роли тамады, но в присутствии одессита он мог спокойно отдыхать. В кооперативе участок был записан на супругу Романа Эммочку Хмелевскую как украинскую подданную, а мне оставалось только заплатить Тамаре Ивановне, бессменному бухгалтеру кооператива, деньги за эксплуатацию участка и ехать домой. Охрану участка и домика на нем осуществлял мой друг Роман. Все мы были очень довольны.

С Анатолием мы успешно работали по наладке на всех объектах, а я еще и не забывал свою теплотехнику. Нина сидела дома, а чтобы у нее не терялся трудовой стаж, она была оформлена на работу в фирмочку, где трудились мы с Анатолием. Чтобы избавить ее от искушений и не оставлять без присмотра, летом 2001 года мы забрали ее с собой на наш объект в Надвирну Ивано – Франковской области. Надвирна был маленький городок, красиво расположенный между гор. Посредине городка протекала горная речка Быстрица. На окраине города располагался большой деревообрабатывающий комбинат на котором работала половина населения города и где мы обслуживали и налаживали раскройную линию «Инфор». Нас всегда встречали очень хорошо, а в этот раз разместили в доме отдыха комбината, где часто отдыхали семьи высокого начальства из Киева. По утрам мы с Анатолием уезжали на свой объект, а Нина отдыхала по полной программе. На комбинате все работники относились к нам очень уважительно, а в городе мы назывались «москалями», хотя мой друг и носил очень подходящую для этих мест фамилию Прокопенко. Национализм в этих местах был крепкий и иногда принимал юмористические формы. В один из приездов нас разместили в двухкомнатной квартире пятиэтажного здания семейного общежития комбината. Горячей воды тем летом в этом здании не было. Местный электрик Иван охотно согласился помочь нашей беде и пригласил нас сходить на хутор его мамы, где будет затоплена настоящая баня. Он захватил своего друга электрика, и мы вчетвером отправились на этот хутор, который находился километрах в пяти от комбината. Попарились знатно, покушали у мамы и попили чудной местной самогонки. Вечером оба наших друга провожали нас до общежития. Мы с Иваном шли впереди, а Анатолий с другим электриком сзади дружно распевали украинские и латышские песни. Среди этой идиллии Иван решился рассказать мне анекдот, если я не возражаю. Получив согласие, Иван начал : «Сидит на берегу реки Быстрицы очень грустный мужик. Подходит к нему сосед и спрашивает, почему кум такой грустный. Кум отвечает, что поводов для веселья у него нет. Вот если бы по Быстрице плыли гробы с москалями, то можно бы и порадоваться». После паузы я спросил : «Ваня, а в каком гробу я бы плыл по вашей Быстрице ?». «Ваш гроб, Борис Егорович, будет самый красивый, с цветами и кистями». Приятно было осознавать, что тебя уважают. Наши друзья на комбинате старались создать нам все условия не только для работы, но и для отдыха. Нас часто вывозили в горы на шашлыки, осталось много памятных фотографий, на которых мы все в национальных костюмах изображаем гуцулов. Все хорошее когда – то кончается, и поехали мы в Ригу, где нас ждала обычная наша осень. Еще в советские времена существовала присказка, что Москва – сердце нашей Родины, а Рига – ее мочевой пузырь. Осень нас не часто балует «бабьим летом». Разнообразие осени 2001 года заключалось в том, что мне было предложено правительством страны убираться из своей квартиры, т. к. хозяйкой дома оказалась латышка, многие годы проживающая в Германии. Такие сюрпризы в свободной и независимой Латвии получали многие жители, если они не являлись представителями титульной нации. Нина свою приватизированную квартиру сдавала, и у меня складывалась не очень веселая ситуация. Помог мне сын, который с женой купили себе новое жилье, а нам предложили перебираться в их квартиру. Выручил и помог мне с переездом очень хороший друг и зять моего старого друга Владлена Шапиро Виктор. Он не один раз перевозил меня, помог и в этот раз. У нас с Ниной появились две комнаты, две печки и полное отсутствие дров, а на дворе стоял октябрь. Скрасила осенние неудобства моя невестка Инга, которая, как и обещала, подарила мне на день рождения внука, которого назвали как и моего отца Георгием. Благодаря моим многолетним работам в деревообработке, дрова у нас появились, но сырые. Пришлось осваивать профессию истопников. Правители Латвии с первых дней независимости старательно строили Латвию для латышей, причем только для правильных латышей. В 1993 году в помещениях музея – памятника Красным латышским стрелкам основали музей оккупации. В 1994 году ими был принят Закон о гражданстве, в котором были определены «окна натурализации» для «оккупантов». Суть этого закона заключалась в том, чтобы под видом заботы о судьбе латышского языка устранить русскоязычных жителей от участия в разделе недвижимости, лишить их работы и позволить представителям титульной нации занять в стране все хлебные престижные рабочие места. В Латвии появились две категории специалистов : первая называлась – латыш, а вторая просто специалист. Несмотря на настойчивые просьбы руководства ЕС, отменить «окна натурализации» наши правители отказались и вынесли этот вопрос на референдум. И это решение правителями было принято только в 1998 году, когда в Латвии вся недвижимость была гражданами прихватизирована. Граждане на референдуме «большинством в три голоса» и только за счет Латгалии проголосовали за отмену «окон натурализации» (необходимо отметить, что граждане всех остальных районов Латвии голосовали за сохранение позорных законов своих правителей), но русскоязычные жители так и остались бесправными. В течение двадцати лет независимости это не вызыавало никаких возражений у представителей титульной нации. Мнение и судьба жителей второго сорта не интересовала не только правителей страны, но и обычных представителей титульной нации. Так и жили две разные общины в одной стране Латвии.

В.В.Путину с 2000 года предстояла «нелегкая работа из болота тащить ельцинского бегемота», т.е. Россию. Работа эта была трудной во всех отношениях еще и потому, что в деятельность нового президента вмешивался экс – президент и важный пенсионер Б.Н.Ельцин. Премьер М.Касьянов в своих воспоминаниях писал, что Е.Б.Н. вникал в работу правительства, а некоторых министров вызывал к себе на дом. Позже Путин деликатно, но решительно, пресек эту практику, чтобы не утомлять пенсионера. Помимо самого Ельцина большие помехи и препятствия новому президенту чинили представители «семьи», разного уровня олигархи, особенно владеющие различными СМИ, и государственная бюрократия. Среди них были : Б.Березовский, В.Гусинский, Р.Абрамович, В.Потанин, А.Смоленский, Ю.Лужков, А.Лебедев, С.Лисовский, М.Прохоров. Весной 2003 года банкир А.Лебедев (бывший сотрудник КГБ СССР) через свой НРБ (национальный резервный банк) приобрел 30 % акций Аэрофлота и в конце года баллотировался на пост мэра Москвы, но выборы выиграл Ю.Лужков, а Лебедев организовал себе выборы в Гос. Думу. Вся эта компания представляла для Путина серьезную проблему. Чтобы не воевать сразу со всеми, президент и правительство весной 2001 года наладили отношения с большинством олигархов, объединившихся в рамках РСПП. Со строптивыми ( Б.Березовский, В.Гусинский ) президенту пришлось поссориться. Еще раньше при правительстве Е.Примакова прокуратурой рассматривались вопросы об аресте Б.Березовского и А.Смоленского. В мае 2000 года правоохранительные органы организовали атаку на охранно – разведывательные группы «Мост». Одновременно была введена временная администрация в Мост – банке и на пару дней арестован В.Гусинский. В 2003 году арестован один из богатейших людей планеты глава нефтянной компании «Юкос» М.Ходорковский и с ним за компанию П.Лебедев. Б.Березовский бежал в Великобританию и попросил себе политическое убежище. С такими деньгами Лондон не только удовлетворил просьбу заявителя, но и выдал ему паспорт беженца на имя Платон Еленин. Со временем отбыл в Англию и Р.Абрамович. Теперь эти два заклятых друга тратят нажитые в России деньги в английских судах. Неугомонный Б.А.Б. не жалеет денег на организацию «оранжевых революций» в бывших республиках СССР и на любые мероприятия, способные навредить России и ее народу. Не отстает от него и банкир А.Лебедев. В свое время он купил на Украине банк «НРБ – Украина», «Евразийский страховой альянс» и поэтому участвовал в поддержке «оранжевых» на Украине. Преодолевая сопротивление олигархов, Путину приходилось вести постоянную борьбу с терактами многочисленных боевиков из Чечни. Успехи на этом фронте шли медленно, но верно. В марте 2002 года спецслужбами уничтожен арабский боевик Хаттаб. В 2004 году 9 мая чеченским боевикам удается осуществить теракт в Грозном, в котором погиб Ахмат Кадыров. Эстафету борьбы с боевиками принял от отца Рамзан Кадыров. В 2005 – 2006 годах не было ни одного крупного теракта. В ночь на 10 июля 2006 года сотрудниками ФСБ уничтожен Ш.Басаев. Помимо всех перечисленных выше трудностей В.В.Путин неустанно выполнял свою основную задачу – повышения жизненного уровня ШНМ, то есть основного населения своей страны. Не забывал он и Вооруженные Силы России. На этот счет у бывших старших офицеров существуют разные мнения, но могу привести конкретный случай, имевший место в городе Севастополе. В одно из моих посещений этого славного города вечером мы с моим другом Романом прогуливались у Графской пристани. К нам обратился статный мужчина с предложением прокатить нас на катере по севастопольским бухтам и показать нам военные корабли. Роман очень конкретно объяснил ему, что военные корабли нам обоим не в диковинку. Дальше разговорились и выяснилось, что предлжение нам делал бывший командир дивизиона эсминцев ЧФ в звании, как и Роман, капитана I ранга, только пенсию этот каперанг получал в украинском флоте, и она была значительно меньше российской пенсии моего друга. Окончательно добил Роман собеседника фактом, что гражданская пенсия его друга, т.е. меня, инженера, тоже больше украинской пенсии бывшего капитана I ранга.

Со своим другом и напарником Анатолием мы продолжали успешно трудиться на всех наших объектах. Ниночку, чтобы оградить ее от искушений в Риге, мне приходилось брать с собой, и таким образом, в 2002 году мы с ней оказались в Крыму в гостях у моих друзей Романа и Эммочки. Роман и Эмма продолжали считать, что моя бывшая жена Силвия была лучше, но и Нину приняли гостеприимно, а Нина в новых компаниях всегда проявляла кипучую деятельность и могла очаровать не только мужчин, но и женщин. В это лето на обеих наших дачах созрел огромный урожай инжира, яблок, груш. Освоить все это было невозможно, и было принято решение несколько ящиков фруктов отвезти и продать на базаре. Белый «жигуленок» Романа с трудом потянул груз и четырех пассажиров на окраинный рынок. Хоть рынок располагался далеко от центра города, но бывший флотский офицер Панченко наотрез отказаля участвовать в торговле и остался сидеть в машине на стянке. Торговали мы втроем. Собственно торговали Эмма с Ниной, а я осуществлял крышевание мероприятия от хулиганов и конкурентов. Качество наших фруктов выгодно отличалось от окружающих, и цены радовали. Товарный вид продавщиц тоже приятно радовал глаз посетителей. Со своей стороны я демонстрировал окружающим готовность защитить всю эту красоту. Торговля шла очень бойко, и скоро я отправился на стоянку забрать оставшиеся ящики с фруктами. Роман был удивлен и обрадован, что все идет так быстро, и пошел посмотреть на нашу предпринимательскую деятельность. Вечером на даче Паничкиных был устроен небольшой банкет на честно заработанные деньги. Отдых в Крыму проходил, как сказка. Роман в течение дня на своем МГК (малый гидрографический катер) развозил работников (в основном отставники гидрографии) для покраски и легкого ремонта оборудования. Если катер шел на Константиновский равелин, то Роман брал и нас с Ниной, т.к. там был отличный закрытый для посторонних песчаный пляж, который регулярно убирали и чистили матросы. Мы долго пользовались этим замечательным пляжем, пока какие – то очень бдительные отставники не начали ругать моего друга за то, что он возит на военный объект иностранных шпионов из Латвии. С этим пляжем пришлось расстаться. Остальные пляжи были в нашем распоряжении. Помимо пляжей в Крыму много красивых мест, посмотреть которые удобнее, если есть машина. Для этих целей у нас был наш друг Володя, который каждое лето приезжал из Москвы на своей «Волге». Бабником с училищных времен он у нас не числился (может очень умело конспирировался), но благодаря авто и приличной пенсии севастопольские девушки у него водились регулярно, причем преимущественно из мира искусства. В это лето место рядом с водителем занимала миниатюрная музыкантша Света. Если народу в машину набиралось много, то это место занимал самый габаритный, а Света безропотно перебиралась к нам на заднее сиденье. В этой компании мы посещали пещерный храм Успенья Богородицы у Бахчисарая. Все набирали святую воду из местного источника и ехали к Роману, который в этот день дежурил по дивизиону на ГИСУ «Створ». Коллективная поездка состоялась и в красивую церковь Воскресения Христова над Форосом. Церковь возведена на средства чаепромышленника А.Г.Кузнецова в память о «чудесном спасении» Александра III и членов его семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Глядя на эти красоты, красавица Света произнесла знаменитую фразу : «Жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо в Крыму». На это трудно было возразить, но мне приходилось жить в Латвии, где ее правители с упорством продолжали разрушать производства (ВЭФ, Альфа, Коммутатор, Радиотехника и др.) и разыгрывать националистическую карту. В 2002 году председателем «Диктатуры 100» был представитель националистической партии ТБ – ДННЛ медик Я.Страуме, а премьером правительства Э.Репше по прозвищу «марсианин». В правительсте Репше подвизался на посту министра финансов В.Домбровскис, который со временем организует свою партию и надолго займет пост премьера. Почти все премьеры, «оприходуя» бывшие советские предприятия, становились миллионерами : И.Годманис, А.Шкеле, М.Гайлис, Э.Репше. Отработав в правительстве, премьеры перемещались в Сейм, а из Сейма выдвигались новые кандидаты в миллионеры. Результатом их деятельности явился массовый отъезд молодых жителей и граждан страны на работу в страны Запада. Проблемы в Латвии появились у многих. У Нины возникли проблемы с сыном. Мы ее командировали на неделю присматривать за сыном на его квартире. Недели не прошло, как Нина вернулась и заявила, что сын у нее окончательно сел на наркртики и у нее нет больше сына. Дочку она терять не хотела и по весне отправилась в американское посольство просить визу для поездки к дочери. Вернулась домой она вся в слезах, в визе ей было отказано. Женские слезы я всегда переносил очень плохо и самодеятельность тоже. Объяснил ей, что обращение в присутственные места требует предварительной подготовки, которую я обещаю ей организовать в следующем году. Утешилась Нина быстро, и летом 2003 мы поехали в Севастополь. Солнце, море и вино, приготовленное Романом, могут улучшить любое настроение. А тут еще прибыли из Одессы Илюша с Инной, и мы все вместе отправились на маяк Сарыч, где любил отдыхать Илюша, и где мы старательно избегали встреч с внедренным Романом на маяк Ю.Лещенко, который уже всех достал. Илюша всегда привозил всем разные подарки, и его приезд превращался в праздник для всех. У меня на кухне и теперь висит половина баркаса с декоративными кухонными принадлежностями. А вскоре прибыл из Москвы мой старый друг Боря Сиротин с супругой Светой – опять праздник и воспоминания о проказах молодости. Гуляли у Артбухты и любовались видами Севастополя. Перед отъездом Боря подарил мне букетик бессмертников и картину с видами Крыма. Все это на видных местах в моей квартире постоянно напоминает о незабываемых встречах. А чуть позже приехал из Москвы сын Сиротина Боря Маленький и подарил мне в подарок от папы люстру Чижевского, которая до сих пор помогает мне всегда находиться в приличной форме. В Ригу я увозил кучу подарков от Сиротиных и бутылки вина Панченко, его собственного приготовления. Дома меня ждали очередные сюрпризы наших националистов самого высокого уровня. Не сумев справиться со мной в старании лишить меня работы с помощью латышского языка, правительство Э.Репше по инициативе его министра образования Шадурскиса решило с 1 сентября резко переводить русские школы на латышский язык обучения. Пришлось мне, тихому по натуре человеку, активно участвовать в митингах протеста. Бесправные русские жители Латвии всегда вели себя очень тихо, но попытка ассимилировать их детей всколыхнула всех. Правительство вынуждено было дать задний ход, и Шадурскиса сняли с поста министра образования, но с повышением перевели в Сейм. Лозунг правителей «Латвия для латышей» продолжал претворяться в жизнь. Несмотря на эти мои трудности бытия Роман в Севастополе обзывал меня членом Евросоюза, хотя шуточки эти мне не нравились. В апреле 2004 года я начал подготовку к штурму американского посольства. Вдохновляли меня в успехе юморески моего земляка Михаила Задорнова, который в них неоднократно утверждал, что американцы тупые. Тем не менее подготовку я вел очень обстоятельно. Нине в банке на Домской площади был открыт счет на 1000 долларов, и получено из банка письмо для посольства. Было составлено письмо, что Нина с апреля 2001 года работает в фирме, которая ей летом 2004 года гарантирует отпуск на месяц для поездки в США к дочке. Далее в письме было указано, что Нина обладает богатым гражданским мужем, который имеет дачу в Крыму, и с которым Нина три года подряд отдыхала на Украине, что видно по визам в паспорте. Для консула посольства США этого было достаточно настолько, что он выдал Нине визу сроком на 10 лет. Нина была в восторге от такого результата, а я ужаснулся, помня как пренебрежительно относится Нина к своим мужьям. Летом я ехал в Крым один, а Нина полетела покорять США.

Роман с Эммой встретили меня, как всегда, очень тепло, напоили, накормили и вечером вышли проводить меня, когда я отправился на свою дачу. И тут их обоих очень огорошил их сторожевой пес по кличке Макс. Он регулярно провожал меня до дачи и лежал всю ночь на крыльце, охраняя мой покой. Роман возмутился, что они его кормят, а охранять он идет меня. В порядке утешения я сказал, что бескорыстную любовь ко мне вечно питают собаки, маленькие дети и пожилые женщины. Просто пока на дороге для знакомства мне попадаются женщины не того возраста, но время, я уверен, работает на меня, а я работал на своей даче и даче Романа. Работ на дачах всегда хватает. Мой бывший хозяин дачи Глеб Иванович оставил мне в наследство мебель и шкаф с двумя кителями : ст. лейтенанта и каплея, которые одевались на День ВМФ. Замечательный сосед, душевный человек бывший подводник СФ Юрий Иванович подарил мне емкость для летнего душа, которая активно использовалась всеми моими гостями. Эммочка для уюта на даче подарила мне очень симпатичный абажурчик и большое трюмо, которым охотно пользовались женщины. Нина Панченко после смерти своего старшего сына подарила Роману диван. От подарка Роман отказаться не мог, но переправил его ко мне на дачу. Первое время его активно использовал механик МГК Виктор в мое отсутствие, а потом и другие гости. Роман подарил мне два холодильника. Один из них не работал, но выбрасывать было жалко. В это лето из Панамы прибыл еще один племянник Эммы по имени Теодор. Очень интересный парнишка уже тем, что он учился в иезуитской школе. Мой друг Роман всегда был специалистом по всем вопросам бытия, и это нами никогда не оспаривалось. Мне пришлось наблюдать, как в вопросах христианской веры племянник не только возражал своему дяде, но и остался в диспуте победителем. Вера, подкрепленная знаниями, - большая сила. Теодор помог мне перетащить металлический каркас от душа, который до сих пор выполняет функции туалета, и установить стойки для неухоженного, но вкусного винограда сорта «одесский сувенир». Роман как местный Мичурин кооператива посадил мне несколько молодых саженцев персиков, а потом так разошелся с посадками, что пришлось остановить его рвение, т.к. Эмма жаловалась, что у себя на даче он так густо все насадил, что ходить нормально нельзя. На втором этаже дачи Романа я построил на двух стойках шкаф, и Эмма была очень довольна. И еще удалось в хорошем объеме сделать электрическую проводку. Работы на обеих дачах кипели, тем более что никто не мешал. В гости к нам приехала моя невестка Инга и привезла мне мою внучку. Ингу мы с Романом отвезли в Евпаторию,где она проходила практику как психолог, а внучку Катю воспитывали коллективно, пока не приехал двоюродный брат Романа с женой и внуком Славиком. Свою внучку я так закормил постоянной овсянкой, что она стала убегать на кормление к тете Эмме, считая, что она живет на два дома. Возражать было трудно, тем более, что я и сам часто кормился у Романа, которого обслуживали обедами Эмма и Галя. Как обычно летом приехал из Москвы на машине Володя Пономаренко. На переднем сидении его машины сидела молодая красивая женщина по имени Лариса, которая закончила Гнесинку и пела очень профессионально. Тяга к искусству у Володи не иссякала, и Лариса, помимо пения, наводила уют на даче в Казачке. У меня были некоторые волнения по поводу перелета Нины из США, но волнения оказались напрасными. Долетела Ниночка благополучно, ночевать дома не посчитала нужным и направилась прямым ходом в бывший поселок колхоза – миллионера Адажи. То ли искать себе четвертого мужа, то ли менять ориентацию. По многолетнему опыту моего общения я точно знал, что мешать решительным женщинам никогда нельзя : они все равно своего добьются.

Президент Латвии Вайра Вике – Фрейберга оказалась тоже женщиной решительной и единственная из президентов трех стран Балтии откликнулась на приглашение Владимира Владимировича Путина и поехала 9 мая 2005 года на празднование 60 годовщины Победы СССР в ВОВ. Понять мотивы действий решительных женщин всегда сложно, но одна причина поступка президента Латвии лежит на поверхности. Все верховные правители Латвии все годы независимости старались унизить и побольнее лягнуть Россию. Даже северный ветер зимой наши латышские СМИ освещали как «рука Москвы». В ответ правительство России в 2002 году перекрыло нефтянную трубу на Вентспилс и построило свои нефтепорты в Усть – Луге и Приморске. В результате транзит нефти в Вентспилсе снизился на 15 млн. тонн в год, а с Вентспилсом я был связан совместными работами долгие годы.. Наш президент очевидно решила поправить эту ситуацию. Попутно она подарила В.Путину книгу на русском языке «История Латвии XX век». Вскоре в своем почтовом ящике я обнаружил бандероль от своей второй жены, где была та же самая книга. С бывшей женой я довольно долго не общался и был приятно обрадован такому подарку. По телефону я поблагодарил Силвию и сказал, что получив такой подарок, я почувствовал себя Путиным. Заодно я спросил, почувствовала ли она себя Вайрой. Ответ был отрицательным. Книгу по истории Латвии я прочитал очень внимательно и нашел там достаточно много некорректных трактовок исторических событий. Пришлось обратиться в Национальную библиотеку Латвии и изучить необходимую литературу, в том числе и латышских авторов, для написания своей версии истории Латвии, которую я и решился представить на проза.ру и которая, как я смог убедиться, пользуется достаточным вниманием читателей. На мои письменные опыты меня подвигли в разной степени три женщины к которым я продолжаю относиться с большим уважением. Это две моих бывших жены и Панина Надежда Венедиктовна. Майор Панина Н.В. была преподавателем русского языка и литературы в рижском нахимовском училище. Она сумела привить нам любовь к русской литературе и не только. Ее стараниями мы научились излагать свои мысли языком понятным окружающим и не только в нашей курсантской среде.
 
Президенты Латвии и России начали и закончили свое правление почти в одно и то же время. Экономическое положение Латвии в лучшую сторону не изменилось. Под занавес своего правления в августе 2006 года президент Латвии пригласила к себе почетного пенсионера Б.Н.Ельцина и вручила ему высшую награду Латвии орден Трех звезд I степени. На церемонии присутствовали премьер А.Калвитис и А.Горбуновс. Е.Б.Н. с благодарностью принял эту награду, хотя у большинства русскоязычных жителей Латвии этот поступок вызвал большое возмущение. Впрочем долго носить эту награду не пришлось. На следующий год Ельцин умер, но его «семья» попрежнему живет, хотя некоторых ее представителей разнесло по белу свету. В 2007 году потерял свой пост премьера представитель «Народной партии» Шкеле А.Калвитис, который правил страной с 2004 по 2007 год. Снять его с занимаемого поста удалось послу США в Латвии Кэтрин Тодд – Бейли, которая выступила перед многочисленной аудиторией ЛГУ с лекцией «Сохранение общих ценностей». В 2007 году, как говорили жители Риги, группа товарищей в зоопарке выбрала Латвии нового президента местного медика Валдиса Затлерса. Россия в течение правления В.Путина достигла значительных успехов во всех областях. Чтобы исключить мое личное и, возможно, субъективное мнение, приведу выводы зарубежных авторов.

Подводя экономические итоги пребывания Путина на посту президента России (2000—2008 годы), The Wall Street Journal писал: «Экономика не только вернула себе все позиции, утраченные в 1990-е, но и создала жизнеспособный сектор услуг, который практически не существовал в советский период. В России накоплен третий по объёму золотовалютный запас после Китая и Японии».[112]. Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао в 2007 году отмечал: «В последние годы под руководством Президента Путина в условиях социально-политической стабильности экономика страны развивается быстрыми темпами. Жизнь населения улучшается с каждым днем.»[113] Главный экономист Всемирного банка по России в марте 2008 года констатировал, что Россия на фоне замедления темпов роста мировой экономики показывает неплохие результаты. Как отметил экономист, Россию можно считать одним из островков экономической стабильности в мире, что отражает качество макроэкономической политики, рост внутреннего спроса, накопленные золотовалютные резервы и Стабилизационный фонд.