Страховой полис от напёрсточника

Виктор Урусов
Уже давно не попадалось мне на глаза статей "значимых", несущих в себе нечто большее чем информация о том или о сём. Экономический и финансовый кризис, которым посвящены несколько ранее переведённых мною статей развивался своим чередом до недавних пор. Греческий (пробный) вариант списания долгов без объявления дефолта является ПЕРЕЛОМНЫМ моментом в этой драме, во всяком случае с моей точки зрения. Нижеприведённая статья объяснает почему.

Greek Crisis Shows Problems With Global Default Panel

Оригинал здесь


Давайте вообразим, что вы купили дом и застраховали его через компанию построившую этот дом.

Прошло какое то время, и дом, к несчастью, сгорел. Но оказалось, что получить страховку по своему полису вы сможете лишь по решению анонимной комиссии, состоящей из членов строительной компании. Если комиссия откажет вам в оплате полиса, она не обязана предоставить вам ни объяснений ни материалов обсуждения. Более того, вы не можете обжаловать решения таковой комиссии.

Неважная система, не правда ли. Но примерно по такой вот схеме живёт среда, в которой вращаются Кредитно Дефолтные Свопы (credit-defalult swaps назовём их для пущей простоты КДС) - страховые контракты, заключаемые покупателями долговых облигаций для покрытия убытков в случае дефолта по кредиту.

В этом случае комиссия создаётся из  представителей крупных банков, хедж фондов, инвестиционных компаний и иных заинтересованных сторон. Комиссия решает, будет ли выплачена страховка инвесторам или нет. Управляет процессом создания комиссии Ассоциация Международных Свопов и Деривативов (International Swaps and Derivatives Association or ISDA мы назовём их АМСД для удобства)

Всё время, пока мы наблюдали развитие кризиса Греции, комиссия вовсю работала. И наконец Первого Марта, комиссия объявила, что реструктурирование долга Греции на эту дату не является "кредитным событием" (credit event) , что для непосвящённого читателя означает "происходящие события не требуют возмещения финансовых потерь держателям Греческих КДС".

Кто знает, возможно так оно и есть. Но на заседании комиссии не присутствовал никто, кроме участников комиссии и публике не было представлено материалов обсуждения. Решение комиссии было изложено в трёхстах "ёмких" словах. Инвесторам, вложивших свои стредства в КДС Греции не дали права обжаловать решение комиссии.

Анонимность

Хотя названия фирм, направивших своих представителей в комиссию известны, включая Джей Пи Морган Чейс, Голдман Сакс, Морган Стенли и ПИМКО, имена самих представилей, собственно принявших решение комиссии не раскрываются. Кроме того неизвестны и интересы упомянутых выше фирм в Греческих долгах.

Подобный подход к ведению дел по рассмотрению списания долгов и выплате страховых пособий в случае дефолта со стороны АМСД вызывает сомнения в объективности таковых комиссий. Ведь вполне возможно что Греция будет не единственной страной, неспособной оплатить накопленные долги. Если Ирландия, Италия, Португалия, Испания, или иные страны начнут следовать по стопам Греции, значение решений АМСД будет расти пропорционально сумме задолженности.

В ближайший вторник держатели облигаций должны решить свою позицию по обмену старых долговых обязательств Греции на новые, принимая, при этом убытки в размере 50 процентов от начальной стоимости  обязательств. Если менее 75 процентов держателей добровольно откажутся от обмена, Правительство Греции будет искать легальный способ принудить держателей бумаг на таковой обмен. В подобной ситуации АМСД должна бы провозгласить реструктурирование долгов не добровольным и начать оплату страховых сумм держтелям КДС Греции.

Обязывающий Контракт

АМСД оправдывают принятые ею решения тем, что только специалисты с экспертизой в вопросах торговли ценными бумагами могут быть вовлечены в обсуждение. Пять из пятнадцати представителей комиссии по КДС Греции представляют покупателей, таких как инвесторы и взаимные фонды. Для признания комиссией дефолта "кредитным событием" необходимо "подавляющее большинство голосов", или 12 из 15, что означает невозможность принятия такового решения лишь представителями продавцов ценных бумаг - в основном крупных банков. Далее, говорит АМСД, КДС являются обязывающими стороны юридическими контрактами, на которые обе стороны рыночной сделки согласились при продаже/покупке ценных бумаг. Для работы воображения остаётся очень немного места. Юридическое определение "кредитного события" и сопутствующих таковому терминов занимает 100 страних машинописного текста.

Благодаря АМСД и давлению со стороны Федерального Резерва, рынок КДС на сегодняшний день намного более цивилизован, чем в недалёком прошлом. До 2009 года, вопрос, произошло или нет "кредитное явление" решался в жарких спорах между продавцами и покупателями КДС. Большой дефолт мог перерасти в катастрофу. Но тем не менее, рынку КДС лишь пошло бы на пользу, если бы разбирательства в АМСД освещались публично, пусть даже через неделю или две после того, как решение было принято. Так например Федеральный Резерв делает с материалами своих заседаний.

В идеале, значительные решения, вовлекающие судьбу миллиардов долларов, должны приниматься независимой, внешней группой экспертов. АМСД уже создала подобные группы, но привлекает их крайне редко, лишь в случаях, когда комиссия не может набрать "подавляющего большинства" в решении того или иного вопроса.

На любых рынках, скрытность в принятии решений порождает страх. Рынки кредитов должны быть особенно уверены в объективности решений по поводу "кредитных событий". Инвесторы должны верить в то что с ними обошлись честно. Если же инвесторы увидят, что страховка от дефолта по долговым обязательствам не защищает их долее, облигации Ирландии, Италии, Португалии и Испании станут бумажками не имеющими рыночной стоимости, подходящими лишь для оклеивания стен. Рынок КДС перестанет существовать и подорвёт способность стран выжить в долговом кризисе.

Перевод

Виктор Урусов

Такома

Март 2012