Лишь три часа на Валааме

Марк Агронский
Лишь  три часа на Валааме.

На фото: Никоновская бухта, куда входят экскурсионные теплоходы и швартуются у причала. За моей спиной хорошо видно, что бухта ещё забита  льдом.


«Хвала тебе обитель славы,
Ты блещешь в юной красоте…»

Старинная Валаамская песня.

Весна 1984 года вступала в свои права раньше обычного. Уже к первомайским праздникам большинство берёзок в парках города подёрнулись слабой зеленью. Хор пернатых не умолкал всё светлое время суток, призывая желающих на природу. Туристический сезон открылся также раньше обычного.
Ещё зимой позвонил из Москвы мой сослуживец по Североморску Генрих Акура и выразил желание посетить Валаам. Путёвки на Валаам периодически поступали в местком на моей работе в тресте «Оргтехстрой». Я давно собирался воспользоваться этим, но не было подходящего случая. В этом году я без проблем приобрёл две путёвки, причём одну из них – по льготной цене, как член профсоюза работников коммунального обслуживания.
10 мая вместе с приятелем заняли крохотную каюту на небольшом пассажирском судне «Алтай», который отправлялся в плавание по Ладоге. Посадка на теплоход проходила на причале речного вокзала в районе Володарского моста. Отправились в путь вечером с часовым опозданием, но это не имело существенного значения. В период грядущих белых ночей смеркалось поздно, да и обозревать в начале маршрута было практически нечего. Познакомившись с вывешенным планом маршрута в носовом коридоре судна, немного поторчали в застеклённом носовом салоне, глядели по сторонам на невыразительные хаотичные береговые постройки, замусоренные и неухоженные берега Невы и, не дожидаясь выхода теплохода в Ладогу, улеглись спать.
Рейс до островов Валаама занимает одну ночь. Спал я плохо из-за богатырского храпа моего напарника по каюте. Проснулся рано, вышел на бак и любовался восходом солнца и свежестью подзабытой морской среды. Ладожское озеро на редкость было спокойным, наступающий день обещал быть солнечным и прохладным.
В одном из салонов на карте маршрута судна прочел некоторые параметры Ладоги. Размер Ладожского озера, как крупнейшего в Европе, впечатляет. Длина его с севера на юг – более 200 километров, ширина – почти 140. Площадь озера – 18 тысяч 400 квадратных километров. Наибольшая глубина севернее острова Валаам – 230 метров. В озеро впадает более 140 рек, наибольшие из них – Свирь, Вуокса, Волхов и Сясь.  Вода пресная, цвет   желтоватый, иногда зеленоватый или голубоватый, а  прозрачность, особенно в центре и на севере достигает 10 метров. Климат мало отличается от ленинградского – мягкий и влажный, с малым числом ясных дней. Ладога – бурный водоем, волны в её северной части  и в  центре достигают 3,5 метров. Штормы возникают внезапно, только задует ветер – по озеру уже бегут волны. Часты сплошные и продолжительные туманы, особенно характерные для южной части озера. Из-за длительного зимнего периода температура воды летом не превышает 4-5 градусов, лишь в прибрежных районах достигая 15-17 градусов. С декабря до начала мая Ладога покрывается льдом толщиной до одного метра. Но центральная часть озера окончательно замерзает лишь в самые суровые зимы, которые в последние годы приходят не часто.
Теплоход медленно приближался к островам, которые были окутаны светлой дымкой. К десяти часам утра туман рассеялся, и теплоход малым ходом вошел в одну из юго-восточных бухт – Никоновскую.  К небольшому причалу подходили с предельной осторожностью, т.к. небольшая бухта была забита довольно толстыми льдинами. Таяние льда начинается в марте, но полностью озеро очищается ото льда обычно в начале мая.

 



Снимок с причала на фоне островов, прикрывающих Никоновскую бухту, где стоянка теплоходов. За моей спиной хорошо видно, что бухта ещё забита льдом.

После скромного завтрака, стоимость которого входила в цену путёвку, ватага экскурсантов высыпала на причал. На этой дощатой площадке на двух стойках держался стенд со схемой основного острова этого архипелага – Валаам, схему для памяти  сфотографировали.  На схеме были расположены фигурки с номерами девяти основных достопримечательностей острова. Под номерами в правой свободной части схемы были обозначены:
1.Монастырь Преображенский.
2.Никольский скит.
3.Скит  Всех Святых (белый).
4.Гефсиманский скит (жёлтый).
5.Предтеченский скит.
6. Коневский скит.
7. Скит Александра Свирского.
8. Ильинский скит.
9. Скит «Новый Иерусалим»,  (красный).

Кроме экскурсоводов прибытие теплохода поджидали и мрачные небритые личности, которые сразу же оккупировали буфет судна, набитый зельем в разноцветных и разнокалиберных бутылках. К нашему возвращению на теплоход через несколько часов эти личности уже успели привести себя в привычное состояние и мирно храпели вблизи причала, расположившись прямо на голых скалах. Экскурсоводы сравнительно быстро разобрали свои немногочисленные  группы, и  организованный людской десант двинулся по разным маршрутам. Маршрутные тропы проложены до строго установленных для обзора мест, только по дорогам или же специальным деревянным настилам, предохраняющим ранимую природу от вытаптывания толпой экскурсантов. Преодолев крутой подъём по тропе среди соснового массива, вошли во двор первого из сохранившихся церковных построек. Это был Воскресенский скит (на схеме он значился под номером 9 как скит «Новый Иерусалим»), сложенный из добротного красного кирпича. Здесь была первая остановка, где экскурсовод пояснил для неверующих советских людей некоторые  основы  православия. В частности, он пояснил, что скит – это жилище монахов – отшельников, расположенное в отдалении от монастыря. В архитектуре храма, построенного  в начале XX века на цоколе серого гранита из валаамского кирпича, с трехмаршевой лестницей и гранитными колоннами, сочетаются черты классицизма, барокко и русский стиль.
Скит расположен на месте, где по Валаамскому преданию  Св. Апостол Андрей воздвиг каменный крест. Впоследствии здесь стояла часовня во имя  Св. Андрея, возобновленная в 1846 г. В начале XIX в. в пещере, где жили змеи, подвизался иеромонах Никон (1745(6)-1822), по имени которого получили название Большая и Малая Никоновская бухты.
В 1896 г. известный благотворитель И. М. Сибиряков предложил игумену Гавриилу устроить на этом месте скит и пожертвовал 10000 рублей. План двухэтажного храма составил много работавший на Валааме финский епархиальный архитектор В. И. Баранкеев (1850-1902). 30 июля 1906 г. главный Воскресенский престол освятил архиепископ Финляндский и Выборгский, впоследствии Патриарх Сергий (Страгородский).
В архитектуре храма, построенного  в начале XX века на цоколе серого гранита из валаамского кирпича, с трехмаршевой лестницей и гранитными колоннами, сочетаются черты классицизма, барокко и русский стиль. Нижний храм во имя  Св. Апостола Андрея был освящен игуменом Пафнутием и устроен по подобию пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме. В церкви скита хранилась частица гроба Господня, привезенная из Иерусалима. Отсюда и его название  «Новый Иерусалим» и с добавлением -  красный, так же как и другие цвета,– белый и  желтый для  других двух скитов, полученные от светских властей острова – музея. Холм, на склоне которого построен этот скит,  именовался  Сионской горой.
Вся экскурсия заняла около 3 часов, в течение которых наш гид провел группу по лесным дорогам восточной части острова. Говорил очень складно и практически без остановки,  цитировал много стихов  поэтов, посетивших остров в разное время. Изредка останавливались. В самом высоком месте у края Никоновской бухты оборудована площадка для обзора окрестностей архипелага, который состоит из одного крупного и 52 мелких островов. Общая площадь Валаамского архипелага 36 квадратных километров, из них остров Валаам занимает - 28.
В XIX веке Валаам стал местом паломничества отечественных художников. Здесь Шишкин нашел себя как художник-пейзажист. На экзамене в 1858 году в Академии художеств он представил свои летние Валаамские работы, за что был удостоен серебряной медали. Из этих работ особенно интересна картина «Сосны на Валааме». Спустя три месяца ему была присуждена золотая медаль за картину «Ущелье». И, наконец, за пейзажи «Вид на острове  Валааме. Местность Кукко» (1860 г.) награждён Большой золотой медалью с правом на трёхгодичную пенсионную заграничную командировку. Шишкин любил этот остров. В 1867 году он привёз в любимое место своих учеников, и среди них был талантливый художник Ф.А.Васильев. Валаамский альбом Васильева был выставлен вместе с работами учителя и открыл дорогу молодому дарованию.
Уроженец юга А.И.Куинджи был влюблён в суровую северную природу острова. В 1873 г Куинджи выставил два полотна: «Вид на острове Валааме» и «Ладожское озеро». Первое из них Академия художеств сочла возможным отправить на престижную выставку в Вену. Любовь к «северной жемчужине» Куинджи передал своему ученику – Н.К.Рериху.
Валаам вдохновлял не только художников. Летом 1866 г здесь побывал П.И.Чайковский, совершивший с поэтом Апухтиным путешествие по Ладожскому озеру. Этим суровым краям композитор посвятил вторую часть Первой симфонии «Угрюмый край, туманный край». В этом произведении можно услышать музыкальную исповедь Валаама. Грустные, лирические мелодии сменяются мощными аккордами, нарастающим рокотом разбушевавшейся стихии. О Валааме писали А.Н.Апухтин и Н.С.Лесков, В.Н.Немирович-Данченко и М.Шагинян.
Одним из лучших своих произведений Алексей Николаевич Апухтин считал поэму «Год в монастыре», сюжет которой основан на истории, услышанной им при   посещении острова Валаам.  Строки  Апухтина певучи, недаром многие стихи поэта положены на музыку. Отрывки из поэмы читал наизусть и наш экскурсовод.
 «Уж две недели я живу в монастыре
Среди молчания и тишины глубокой.
Наш монастырь построен на горе
И обнесён оградою высокой.
Из башни летом вид чудесный, говорят,
На дальние леса, озёра и селенья;
Меж кельями разбросанными – сад,
Где множество цветов и редкие растенья
(Цветами монастырь наш славился давно).
Весной в нём рай земной, но ныне
Глубоким снегом всё занесено,
Всё кажется мне белою пустыней,
И только куполы церквей
Сверкают золотом над ней.
Из-за дерев едва видна,
Моя ютится келья в два окна.
Приманки мало в ней для суетного взора:
Дощатая кровать, покрытая ковром,
Два стула кожаных, меж окон стол дубовый
И полка книг церковных над столом;
В киоте лик Христа, на нём венец терновый».

В 1947 году Мариэтта Шагинян посетила Валаам и назвала остров «Жемчужиной Ладоги».
Аполлон Майков, на всю жизнь сохранивший в душе восторг от этого острова и его жителей, написал:
«Кругом шумел здесь бор густой
И, вековым объята сном,
Вся эта дикая страна
Казалась людям волшебством
И чародействами полна…. »

К проектированию и строительству на Валааме привлекались выдающиеся зодчие. Одним из них был академик архитектуры А.М.Горностаев. По его проектам построены здания Никольского скита (1858), скита Всех святых (1850), монастырской гостиницы (1852) и др.
Особую ценность Валаама составляют строения Спасо-Преображенского монастыря. В 1887 г старый каменный храм монастыря был разобран, и на его месте к 1890 г возведён новый – грандиозный, сложенный из кирпича. При его отделке использовался разнообразный мрамор. Здание построено в византийском стиле, очень богато и пышно оформлено. Первоначальный проект собора выполнил архитектор А.В.Силин. В дальнейшем его переработал архитектор Г.И.Карпов. Большой вклад в работу внёс академик архитектуры Н.Д.Прокофьев. Он участвовал в составлении общего проекта, выполнил расчёты сводов и куполов собора, разработал проект отделки интерьеров – чертежи и рисунки иконостасов, решеток, светильников и других элементов декора. Расписывали собор местные художники-монахи, они же выполнили резной иконостас. Постройки монастыря в плане представляют собой как бы два четырёхугольника, вписанных один в другой. На его территории были расположены пять церквей, иконописные и резные мастерские, свечной завод, библиотека и большое число келий для братии. Высота собора 42 метра, а высота колокольни, завершённой в 1892 г около 70 метров. От берега живописной Монастырской бухты к монастырю ведёт каменная лестница в 62 ступени, высеченные в скале. В начале её сохранилась мраморная часовня, поставленная монахами в память о посещении монастыря Александром II.
Летом 1872 года писатель Н.С.Лесков совершил путешествие по Ладоге, осматривал Корелу (Приозерск), монашеские скиты на островах Коневиц и Валаам. Свои впечатления о поездке писатель опубликовал в серии очерков «Монашеские острова на Ладожском озере». С подробным описанием и впечатлениями о посещении острова Коневиц и одного из старейших в России монастыря Рождества Богородицы читатель может познакомиться  только в дореволюционном издании собрания сочинений Лескова.  Для того, чтобы читатель нашего времени мог попасть из XX века в  XIX представляю отрывок из этих очерков.  «Есть два оригинальных монашеских острова – Коневиц и Валаам, из коих последний издавна приобрёл славу «Северного Афона». Валаам – незыблемая твердыня русского иночества, пребывающего здесь во всей чистоте древней христианской общины. Это самая строгая христианская коммуна, … монашеское царство…   Пароход шел (из Петербурга) до Коневца, затем Кексгольм, Валаам и Сердоболь один раз в неделю. На остров Коневиц и на его святыни паломники смотрят как бы на преддверие к святыням валаамским. «Коневиц исторгает первые слёзы сознания грехов, - на Валааме льются восходящие до неба покаянные рыдания со сладостными воплями молитвы». …. Сошли на острове Коневиц.  На берегу стояла часовня, в которую зашли поклониться и поблагодарить Бога за благополучное плавание.  … Здесь находится главная  коневская икона,  так называемая Коневская Божья Матерь, которая принесена сюда с Афона основателем коневского монастыря святым Арсением около 1393 г. На ней младенец Христос, сидя на руках Приснодевы, держит в своей левой ручке двух голубяток. Осмотрели устроенный в лесу пустынный скит и знаменитый Конь-камень. Церковь в скиту очень маленькая. …Конь – камень – это просто–напросто  большая глыба серого гранита, на котором стоит деревянная, весьма невзрачная и даже убогонькая часовенка, в которой тоже, «кроме божества, всё не годится». К ней ведёт деревянная лесенка с плохими перилами. Глыба эта так называется с очень древних пор и получила это название, говорят, потому, что будто бы в древние, ещё языческие времена туземцы этого края привозили на здешний остров хворых коней и жеребят, и оставляли их тут без всякого призора на выпас. Покинутые кони, бродя по острову без работы на всем здешнем приволье, отлично выхаживались. Тогда туземцы, приезжая по осени забирать лошадей назад на твердую землю, имели будто бы обычай приносить одного коня в жертву богам. И жертвоприношение  это всегда будто бы совершалось на верхней площадке гранитной глыбы, которая с тех пор называется Конем-камнем. Это просто глыба, величиною с гранит, лежащий под монументом Петра Первого, может быть немного побольше. Глыба напоминает огромного безногого слона, на спине которого поставлен паланкин (крытые носилки). Вид паланкина заменяет деревянная часовенка, в которой кроме нескольких … икон, смотреть не на что. Вблизи, около этого камня, есть небольшое, довольно глубокое ущелье, сплошь укрытое густым лесом. На обратном пути (на пароход) повстречали стадо комолых (безрогих) коров…. Захлопотавшись за чаем, мы пропустили половину обедни и пришли к херувимской песне. Обедня служилась в верхней церкви, которая очень высока, светла и с прекрасным резонансом. …»  Очерки Лескова, к сожалению, заканчиваются рассказом  посещения  только острова Коневиц. В последних строках, правда, сказано, что описание  Валаама он сделает «когда-нибудь позже не спеша и обдумав». Я просмотрел все доступные мне в Публичной библиотеке издания Лескова, но продолжения очерков не обнаружил. Возможно, что замысел писателя так и не осуществился. Жаль. Впервые о Коневце  я узнал только из этих очерков. Никакого упоминания об этом острове во время нашей поездки на Валаам не было, и наш теплоход, естественно, никуда по пути не заходил.
Но не всё так безнадёжно. Позднее  нашел  очерк другого писателя. Как выглядел и чем жил «Остров светлый, остров чудный» рассказал полузабытый в наши годы русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв (1873 – 1950). Уроженец Замоскворечья, он дважды побывал на Валааме. Впервые – вместе с молодой женой в свадебном путешествии – двадцатилетним студентом. И почти сорок лет спустя – в середине 1930-х годов - , когда «полицейский надзор» на острове осуществляли финны, но монастырь продолжал жить своей прежней независимой жизнью. В результате этих поездок писатель, находившийся в эмиграции с 1922 года, опубликовал в 1937 году в Париже замечательный очерк под заголовком «Старый Валаам». В основу рассказа положены впечатления писателя при первом посещении острова в августе 1893 года. Маршрут поездки как обычно в те годы начинался от Шлиссельбурга на пароходе «Петр Первый» до острова Коневиц, а затем на «Александре» до Валаамских островов.
Вряд ли целесообразно цитировать этот объемный, написанный хорошим языком, текст. Наш современник имеет благоприятную возможность самому прочесть и вспомнить своеобразную и  забываемую старую русскую речь в многочисленных диалогах очерка, который опубликован в первом номере журнала «Октябрь» за 1991 год. Как не вспомнить в этой связи Пушкина – «Там русский дух…, там Русью пахнет!» из поэмы «Руслан и Людмила».
В последнее время завеса секретности стала приоткрываться,  и появились первые публикации о монастырской жизни. Вот выдержка из заметки И.Степанова «Забытый остров» («Вечерний Петербург» 26.12.91). «В отличие от Валаама, о Коневце, который расположен всего в семи километрах от Владимирской бухты на Карельском перешейке, мало кто слышал. Обосновавшиеся здесь военные позаботились о том, чтобы  остров был всеми забыт. … А ведь когда-то о монастыре, основанном здесь шесть веков назад, знала вся Россия. … После революции, когда Финляндия обрела независимость, остров стал финской территорией. Однако обитель по-прежнему принадлежала церкви и действовала. …В 1940 году Коневиц  был возвращен Советскому Союзу. Монахов прогнали, они ушли за границу, унося с собой древнюю Коневскую икону Божией Матери, которая до сего дня находится в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии. С тех пор эта земля более чем на 40 лет стала вотчиной Министерства обороны СССР. … Еще не видно берега, но из тумана высоко на горе прекрасным видением встают очертания белых башенок и голубых куполов с крестами. Они словно парят над тишиной, осенним лесом и озером. Но вот мы подплываем ближе, туман рассеивается и проступает совсем иная, далёкая от благодати картина. …» Далее нет смысла цитировать строки статьи, так как идет описание варварства и надругательства над церковными постройками - памятниками нашей страны. Эти факты хорошо известны нашему поколению. Но, как говорится, нет худа без добра. Можно даже порадоваться, что благодаря военным, которые в данном случае использовали церковное помещение под склад, сохранился сам собор. К сожалению, не осталось и следов от живописи, утрачены иконы, и когда-то богатая библиотека и другие атрибуты монастыря.
Этим,  несколько затянувшимся отступлением от маршрута нашего путешествия в 1984 году, я предоставил возможность себе и читателю несколько расширить знания об истории островов Ладоги.
Накануне нашего посещения архипелага Литературная газета (1983 №39) опубликовала статью «Валаам» о разрухе и бедственном положении острова. Описанные газетой безобразия были скрыты от глаз посетителей выбором строго установленного маршрута только мимо восстановленных или отреставрированных скитов. Экскурсоводы даже не упоминали, что после войны в 1953 году на острове был организован интернат, куда в срочном порядке подальше от города были эвакуированы так называемые  в народе «самовары» (калеки без ног или рук) - инвалиды Великой Отечественной войны. Краткий репортаж об этом по телевизору прозвучал значительно позже - 11 августа 2009 года, где этот акт властей был назван геноцидом победителей. Эту одномоментную операцию провело КГБ. Никаких документов о количестве перемещённых, ни фамилий инициаторов этого злодейства корреспонденты не обнаружили. В первый же год от холода и голода умерли более 200 инвалидов, к 1974 году их оставалось 65 человек. Кладбище на острове до сих пор находится в запустении.
15 сентября 1989 года газета «Известия» напечатала статью – обращение под заголовком «Судьба Валаама», подписанную академиками  Д.Лихачёвым и А.Трешниковым, писателем Д.Граниным и другими. Статья известных ученых и общественных деятелей констатирует, что в последнее время положение на Валааме становится всё более критическим. Призывает власти принять срочные конкретные меры по спасению и сохранению бесценного историко-архитектурного памятника, а также по возвращению острова и его сооружений Русской православной церкви.
Возвращаюсь к продолжению экскурсии, которую можно назвать поверхностной и слишком кратковременной. Группу провели по туристской тропе, покрытой деревянным настилом, к району  бывших и ныне заброшенных  огородов и оранжерей, где монахи успешно выращивали овощи и фрукты на привезённой с материка земле. Далее была предоставлена возможность кратковременного привала на каменистой площадке в районе не показанного нам бывшего скотного двора. Здесь можно было сфотографироваться у штатного фотографа или на свой фотоаппарат.
После окончания экскурсии группе была дана возможность самостоятельно добраться до теплохода по указанной дороге. На это отводился один час, т.к. нужно вернуться к обеду, который был назначен на 14 часов. Никакой свободной прогулки по острову, осмотра монастыря, вернее, что от него осталось, предусмотрено не было. По дороге к причалу прошли мимо находившегося в лесах для покраски отреставрированного Гефсиманского (желтого) скита. Ограничения связаны якобы с перегрузкой территории, пагубно влияющей на флору и фауну острова. В этом году было сокращено как количество теплоходов, курсирующих к острову, так и время, отводимое на осмотр. Примерно в 15 часов теплоход отошел от причала и взял курс на Ленинград. Рано утром следующего дня пассажиры проснулись у стенки речного причала у Володарского моста и покинули этот плавучий дом.
В энциклопедическом словаре Брокгауза за 1914 год прочёл, что время основания Валаамского Преображенского мужского монастыря первого класса точно не известно, примерно, 10-12 века. По преданию, горы Валаама благословил святым крестом апостол Андрей Первозванный. А основателями обители стали преподобные Сергий и Герман – игумены и просветители финской Карелии и Олонецкого края. Нетленные мощи их были обретены в 1163 году, и тогда же были перенесены в Новгород, по-видимому, из-за нашествия шведов. Через 17 лет, когда опасность миновала, святыни возвратили на Валаам и положили под спудом. Но прежде с преподобных списали иконы. Православная церковь ежегодно в июле празднует память преподобных Сергия и Германа Валаамских. В 1914 году к монастырю было приписано 7 скитов в расстоянии от 1 до 10 км, в том числе Александро-Свирско-Святоостровский на острове Святой в 7 км от монастыря. Тут, по преданию, преподобный Александр Свирский спасался в пещере, высеченной в скале на высоте 43 метра. Скит – небольшой старообрядческий монастырь, где верующие ведут уединённую жизнь (разрыв с миром). Скит объединял 5-10 человек, прошедших многолетнюю проверку: около 10 лет послушниками, затем 30 лет монахами, и только после этого «отрешенные от мира» могли замкнуться в скит. Из скита было только два пути: на кладбище или в отшельники. Некоторые отшельники жили вдали от других монахов в «пустых кельях», некоторые – в пещерах, как Свирский на острове Святом. В середине XIX века отшельничество на Валааме было ликвидировано Дамаскиным, который был игуменом более 40 лет (с1839 по 1881 гг.). Подробное описание обширного хозяйства Валаама и характеристику монашеской братии можно найти в книге В.И.Немировича-Данченко «Мужицкий обитель», вышедшей в СПб в 1911 году.
Название острова, как полагают некоторые исследователи, произошло от финского «Valamo», что означает высокая земля. Ранее звучали такие названия Валаама, как «Русский (Северный) Афон». Афон – это гора в Греции, на которой стоит русский монастырь Св. Пателеймона, где поселились русские монахи около тысячи лет назад. Многие приметные точки острова носят библейские названия. Так, Воскресенский скит, в церкви которого хранилась частица гроба Господня, привезённая из Иерусалима, стоит на холме, названным Сионской горой  по аналогии с горой возле Иерусалима, где произошло вознесение Господне.
Краткое примечание.
Этот мини-рассказ  был написан в 1992 году и требует необходимого дополнения. Наша поездка состоялась не в лучшие годы расцвета жизни на острове. Этот период советской истории впоследствии назовут годами застоя. Если совсем коротко, то жизнь на острове возрождалась так. После завершения войны с Финляндией архипелаг был возвращен СССР и передан военным. В июне 1940 г Народный комиссар ВМФ Н.Г.Кузнецов подписал приказ о создании единой школы боцманов ВМФ на базе двух существующих школ с дислокацией на острове Валааме.  Уже в августе на остров прибыли первые курсанты, которые разместились в монастырской гостинице. Чуть позже сюда же прибыла школа юнг. С началом Великой отечественной войны остров был оккупирован финскими войсками. После окончания войны в 1949 году на Валааме был создан совхоз. В течение 30 лет здесь располагался дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. В Воскресенском скиту обосновалась туристическая база. В 1965 году власти объявили остров природным заказником, затем преобразовали его в историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Демонстрировать калек из интерната было противоправно, и оставшихся в живых отправили снова на материк, теперь  в район Сортавалы. По инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, 18 сентября 1989 г Совет министров Карелии решил «передать в пользование» Ленинградской епархии Спасо-Преображенский монастырь с внутренним каре и расположенные рядом скиты, кроме Воскресенского и Гефсиманского. В год нашей поездки у руля страны (в феврале 1984 года) встал давний соратник Л.И.Брежнева  трижды Герой Социалистического Труда Константин Устинович Черненко. Это был 73-летний больной человек, которому было не до забот далёкого от Москвы острова. При нём были свёрнуты все благие начинания предшественника  - Ю.В.Андропова. Вновь встали возвращаться худшие идеологические постулаты, связанные с совершенствованием развитого социализма. Его изредка показывали на экране телевизора, демонстрируя населению, что он ещё жив.
За последующие годы произошли существенные изменения, как в стране, так и в судьбе Валаама. Монахи вернулись в свои обители, в том числе и на остров Коневиц. Восстановлены и отреставрированы собор и другие объекты, в чём можно убедиться ныне на фотографиях в Интернете. Не только экскурсанты, но и паломники, как это было ранее, имеют возможность отправиться на остров. По данным газеты «СПб ведомости» от 18.12.2009, в эти дни Спасо-Преображенский Валаамский монастырь отмечает 20-летие своего возрождения. 13 декабря 1989 года в день празднования Апостола Андрея Первозванного, на остров прибыли первые шесть иноков. На Валааме в этом году побывало 120 тысяч паломников. В числе братии 160 человек, часть из которых живут в самом монастыре, часть – на скитах, а также на семи подворьях. На острове обрабатывают поля и сады, содержат скот, пекут хлеб, выращивают форель. Есть иконописная мастерская, свечная, слесарная, столярная, кузня, автохозяйство и флот, который обеспечивает связь с городом Сортавала. Монастырь продолжает своё возрождение. Об этом свидетельствует тот факт, что 10 июля 1911 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения верхнего храма в честь Архангела Михаила и Святых небесных сил.