Очерк полностью содержится в монографии: Блейзизен С., Ковалева М.В., Киселева Е.П. Очерки по истории Италии эпохи Возрождения.- Орел: ФГБОУ ВПО "Госуниверситет - УНПК", 2011.
По техническим причинам иллюстрации и сноски не воспроизводятся.
ФАЭНЦА В ПЕРИОД СИНЬОРИИ МАНФРЕДИ И ДО КОНЦА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
13. Казнь Асторджо и Джованни Еванжелисты Манфреди
В письме от 6 июня 1502 г. посол Венеции Антонио Джустиниани сообщил своему правительству: ему стало известно о том, что «ночью были брошены в Тибр и утоплены эти двое синьоров из Фаэнцы вместе с их мастро ди каза» Мастро ди каза – сенешаль, глава придворного штата. Данный человек мог разделить участь своих синьоров только в двух случаях: либо ему было разрешено следовать за ними в Рим из Фаэнцы, либо он сам поехал в Рим из Фаэнцы и попытался связаться со своим синьорами. Чезаре Борджа очень важно было подчинить себе город, что становилось возможным лишь в случае полной изоляции синьора и прекращения его связи с поддан-ными. Сомнительно, чтобы человеку, возглавлявшему придворный штат, позволили остаться с синьором Асторджо с его разрешения. Все известные источники сообщают, что единственный человек, который сопровождал юношу после того, как его увёз Чезаре Борджа, был его брат.
В пользу того, что у синьоров Манфреди были в Риме сторонники, которые последовали за ними и собирали информацию о их судьбе, говорит запись из дневника Буркарда: «9 дня месяца июня отыскали в Тибре задушенного до смерти правителя Фаэнцы, юношу 18 лет, настолько прекрасного обликом и сложением, которому и среди тысячи навряд ли найдёшь подобного, с ядром на шее, и двоих юно-шей с руками также связанными, один 15 лет, другой 25; также най-дена некая женщина и иные многие» Из цитаты вытекает, что сразу после получения сведений о гибели синьоров Фаэнцы были органи-зованы поиски тел, которые длились почти три дня. При этом тело Асторджо Манфреди не только нашли, хотя оно не должно было всплыть, но и опознали, что после трёхдневного пребывания в воде могли сделать лишь хорошо знавшие его люди.
Флорентиец Лука Ландуччи в своём дневнике записывает:
«21 июня 1502 г. было, как Валентино умертвил мальчика, что был синьором Фаэнцы, которого он заполучил в Рим, и трёх других не-ких». Синьора задушили и бросили в Тибр, привязав ядро, вместе «с другими юношами, как он, который был ещё мальчиком. Я думаю, что этим он (Чезаре Борджа – авт.), видя, как тот (Асторджо Манфреди – авт.) слишком сильно любим подданными, показал свою ревность к синьории, как человек дьявольский». В то время как Бурхард просто перечисляет найденных с телом Асторджо Манфреди людей, Ландуччи, на основе сложившегося общественного мнения, связывает погибших воедино. Их убийство он объясняет политическим мотивом: подданные не забыли о существовании своего синьора и попытались что-то сделать для него. Итальянский историк Иодоко дель Бадия, комментатор дневника Ландуччи, также уверен, что в этой записи говорится о гибели сторонников Манфреди.
Распространённость мнения о том, что вместе с синьорами Манфреди погибли ещё связанные с ними люди, подтверждается и в дневнике флорентийца Агостино Лапини, который пишет: «21 ска-занного июня 1502 г. пришла новость, что Валентино умертвил мальчика, что был синьором в Фаэнце, который был в Риме, и ещё трёх других Bali, велев задушить и бросить в Тибр». Bali, в данном случае, является множественным числом от balio, слова, обозначаю-щего придворный титул.
Таким образом, если действительно все погибшие люди, включая мастро ди каза из Фаэнцы, были связаны, мы имеем дело с какой-то неудачной попыткой жителей Фаэнцы добраться до своего синьора.
(О том, что некоторым жителям Фаэнцы о гибели их синьора, вопреки утверждениям всех сохранившихся фаэнтинских документов и хроник, было известно больше, говорят два факта: во-первых, только "Хроника города Фаэнцы", составленная в начале 16 в., знает, в каком именно месте замка святого Ангела были заключены братья Манфреди;во-вторых, в своём сочинении "Либер рубеус" фаэнтинский историк 17 в. Адзуррини, опубликовавший значительную часть сохранившихся на момент его исследований документов из архивов Фаэнцы, приводит краткую биографию синьора Асторджо, в которой не сообщает ничего, чего не было бы в других источниках, кроме одной детали, неизвестной другим авторам, а именно то, что на момент нахождения тела синьора, оно находилось в мешке. Вероятно, мешок спас тело от повреждения рыбами и быстрого разрушения в тёплой воде, дав возможность его опознать. Напомним, что из всех погибших, выловленных из реки три дня спустя после гибели синьора Фаэнцы, это единственное тело, которое было опознано - авт).
Возможно, его сторонники пытались выйти на братьев Манфреди ещё в 1501 г., что привело их в тюрьму под усиленную охрану. Попытка, сделанная в 1502 г., окончилась катастрофой. Расправа над братьями и их сторонниками была не необъяснимой прихотью жестокого Чезаре Борджа, а карательной акцией за неподчинение. Именно поэтому казнь сопровождалась пытками и издевательствами, которые произвели на современников такое неизгладимое впечатление, что многие не только сразу после происшествия, но и много лет спустя в письменных источниках снова и снова возвращались к этому случаю.
Франческо Гвиччардини (1483 – 1540) , современник событий и автор фундаментальной «Истории Италии», испытывавший симпатии к Фаэнце и даже проживший в ней целый год, пишет, что в день своей казни Асторджо «пресытил сначала (как говорили) похоть кого-то [слово qualcuno означает лицо или лиц, фактически совершивших расправу], и был тайно совместно его родным братом лишён жизни». Якопо Нарди уверенно утверждает, что тело синьора было «не без следов позорнейшего насилия» и пыток. Такой способ убийства не был чем-то исключительным. Обычно к нему прибегали в случаях, когда репутация жертвы была безупречной, например, таков случай убийства епископа города Фано – Козимо Гери да Пистойя. Имя Манфреди не должно было сохранить ореола мученичества, не должно было стать знаменем и иконой народа Фаэнцы. Оно было опозорено, а оставшимся на свободе сторонникам Манфреди дали опознать тело их синьора, чтобы они могли сообщить в город, что у него не будет иной власти, кроме той, что исходит из Рима.
(Подробности казни синьора Асторджо сообщают исключительно подробно флорентийские источники, так как Флоренция в этом случае была незаинтересованной и нейтральной стороной. Хроники Фаэнцы молчат, так как конец их синьора бросал тень на ту часть городской верхушки, которая сдавала город. Для хронистов Форли синьор Асторджо - родственник правившей династии. Для хронистов Венеции он - брошенный на производ судьбы вассал.Однако и они полны сочувствия егоучасти. Казнь его считалась необычайно позорной для знатного человека. В более поздних справочниках 16 в. он упоминается как раз как, пожалуй, единственный итальянский князь, закончивший жизнь таким образом- авт.).
Из-за столь страшной и унизительной смерти неизвестный автор «Хроники города Фаэнцы» вовсе исключает этот сюжет из своего произведения. Он просто говорит, что «бедные Манфреди не вышли более (из тюрьмы – авт.), чтобы быть с любившим их народом, для которого они были так желанны».
Почти сразу после капитуляции Фаэнцы городские власти начали формировать свою версию произошедших событий, снимавшую с них вину за то, что путём сговора с врагом и путём сдачи своего синьора они косвенно оказались виновны в его гибели. Эта версия приводится уже Андреа Бернарди в хронике Форли под 1503 г. Бернарди рассказывает о том, как городские власти Фаэнцы «сохранили за собой так свой город» и «не смогли спасти синьора Астора». Для создания образа самоотверженных «отцов города» из истории осады в фаэнтинской хронике исчезли все упоминания о расколе в Фаэнце, всё, связанное с отрядом в замке и деятельностью Бернардино да Марцано. Подвергся корректировке и образ синьора. Он превратился в «несчастнейшее дитя, выросшее во времена жесточайшего тигра, питавшегося кровью итальянской знати», фигуру страдательную и лишённую инициативы. В свете формируемой городскими властями Фаэнцы новой версии, молодые синьоры были вырваны из их рук коварным завоевателем обманом и силой. К XVII в. черты наивности синьора Асторджо будут усилены, а его отъезд представлен добро-вольным выбором. Уже знаменитый фаэнтинский историк XVII в. Джулио Чезаре Тондуцци напишет, что «полагался слишком много Манфреди (на Борджа – авт.), отправляясь в Рим, где было суждено ему закончить свои дни недостойно и позорно».
Флорентийский государственный деятель и писатель, современник Франческо Веттори (1474 – 1539) в своём диалоге о Борджа назовёт имя исполнителя казни Асторджо Манфреди, сообщив, что Чезаре Борджа приказал «ночью удушить (синьора Фаэнцы – авт.) Бьянкино из Пизы, которого использовал как главного исполнителя в подобных жестокостях»
О реакции на убийство самих представителей семейства Борджа мы имеем только одно свидетельство, которое принадлежит венеци-анскому послу Антонио Джустиниани. В послании от 26 июня 1502 г., передавая свой разговор с папой Александром VI, он заметит, что папа «сказал, что герцог делал и делает всё основательно, похоже, что он имеет в виду его приказ и его действия в том, что он сделал с этим бедным мальчиком из Фаэнцы, или то, что происходит в данном государстве».