Собор залечивает раны

Протодиакон Сергий Шалберов
(к двухлетней годовщине пожара Свято-Троицкого Измайловского собора)

В историческую летопись драматических событий Санкт-Петербурга навечно вписан страшный бунт огненной стихии, в один момент охватившей уникальный голубой купол Свято-Троицкого Измайловского собора теплым августовским вечером 2006 года. Пожар тушили не один час из-за того, что возгорание произошло в окружавших купол строительных лесах на большой высоте, которая сильно затруднила борьбу с огнем. Каменный свод собора был раскален докрасна, и поистине чудо, что он не обрушился. Самоотверженный подвиг пожарных, духовенства и прихожан помог сохранить иконы, церковную утварь и другие ценные предметы. Однозначного аргументированного мнения о причине возгорания до сих пор нет.

«Бог наш есть огнь поядающий», – говорит апостол Павел. Пламя словно сорвало вместе с куполом все иллюзии о возможности пребывания только во внешности церковного благополучия. И уже наутро на ступенях дымящегося храма, как в первохристианские времена, но в малом объеме повторилось чудо Пятидесятницы – огонь духовности вышел наружу в физический мир, став явно виден в Божественной литургии, истово совершаемой на мокрой паперти, вне закопченных церковных стен измученными бессонной ночью служителями…

Сегодня, подходя к собору, издали видишь, что восстановление идет полным ходом. Уже ко Дню города 27 мая засинели три обновленные малые купола. Барабан главного купола одет лесами. На высоту постепенно, по частям, поднимаются элементы будущего каркаса из клееного бруса, которые затем ошьют шпунтованной доской. По сложности восстановительные работы в Троицком соборе не с чем даже сравнить, поскольку в России нет опыта восстановления таких огромных сферических перекрытий. На полное восстановление только лишь главного купола из бюджета выделяется около 140 миллионов рублей.

Подходя ближе, видим, как реставраторы возвращают куполам первозданный облик. На всех предыдущих деревянных храмах Измайловского полка купола были традиционно зелеными. На вновь построенном весной 1834 года каменном соборе живописных дел мастер Ф.И. Брандуков покрыл все купола кобальтом с золотыми [шестиконечными] звездами, так как указом императора Николая I, шефа Измайловского полка, была явлена воля заменить зеленую окраску на голубую с золотыми звездами. В другой резолюции, от сентября 1831 года, император конкретизировал цвет куполов: «покрыть купола цветом светло-синим, как на воротниках мундиров Семеновского полка, и звезды сделать сплошь по всем куполам».

Сегодня Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (КГИОП) исключена возможность внесения каких-либо изменений и новшеств в исторический облик этого архитектурного шедевра, внесенного в охранный перечень ЮНЕСКО. Измайловский собор как памятник федерального значения наряду с другими церквями дореволюционной постройки сейчас полностью находится на балансе города, а православному приходу для совершения богослужений предоставлено право бессрочного и безвозмездного пользования. Соответственно, все внешние работы – восстановление куполов и фасадов – финансируются из бюджетных средств под тщательным контролем КГИОП, внутренняя же реставрация осуществляется Приходским Советом и активистами церковной общины на средства, поступающие от доброхотных жертвователей – как отдельных прихожан, так и различных организаций.

Для сбора пожертвований специально был учрежден общественный благотворительный фонд поддержки и восстановления Свято-Троицкого Измайловского собора. Благодаря оперативной деятельности фонда уже в первые месяцы после пожара до конца 2006 года было сделано главное – устранена аварийность здания храма, изготовлены и установлены выгоревшие оконные проемы в барабане центрального купола общей площадью 1680 кв.м, проведены первоочередные противоаварийные и консервационные работы, причем все это – без прекращения богослужебной жизни!

Перейдя Измайловский проспект, входим в собор. Храм пахнет свечами, ладаном, смолистыми досками и еще чем-то неуловимым – ясным и таинственным, тем, что отец Серафим Роуз так точно назвал «ароматом православия». Разве что запах лаков и красок примешивается теперь к запаху горящих свеч, напоминая о непрерывных восстановительных работах, ведущихся в храме. Собор изнутри такой же огромный, как и снаружи, легкий и светлый. Низкий временный деревянный иконостас по центру, рабочее пространство под центральным сводом на время работ для безопасности закрыто ограждениями. Икон в соборе не так уж и мало, но они теряются на поверхности огромных пустых стен. В годы безбожия собор был основательно разграблен – не осталось ни одной святыни с дореволюционных времен. Лишь несколько икон из собора сохранились в музее религии, одна – в храме Владимирской иконы Божьей Матери.

Оглянувшись окрест и увидев потрескавшиеся капители колонн коринфского ордера, понимаешь, какую титаническую работу предстоит еще сделать. Вот слышится монотонный звук работы какого-то электроинструмента – это в главном алтаре полным ходом идет реставрация уникальной деревянной сени, но впереди самое тяжелое – восстановление грандиозного иконостаса с деревянной резьбой, воссоздание лепного декора, окраска интерьеров, реставрация изуродованных каменных плит и замена 300 кв.м. обветшавших оконных рам.

А ведь кропотливыми тружениками собора уже сделано множество иных трудоемких работ, которые снаружи незаметны. Это и прокладка электросетей, и подключение люстр, и устройство водоснабжения, и всевозможные проектные документы, и… бесконечные согласования.

Радостное удивление настигает нас в отгороженном боковом помещении, когда глазам открывается прихотливо сияющая золотом резьба иконостаса придела мученика Иоанна Воина. Ее успели установить незадолго до пожара, и, чудесно хранимая Божьим ангелом, повреждений при тушении огня она практически не получила.

На Руси издревле существовали благочестивые подвижники, воля которых была направлена на воздвижение православных храмов. Они пользовались особым уважением народа, избирались почетными старостами. Традиция жива и сегодня - только за 2007 год на счет общественного благотворительного фонда поступило добровольных пожертвований от организаций 11 710 тысяч рублей, от отдельных граждан – 214 тысяч. Но, к счастью, не всё в туманном лабиринте современности оценивается денежными знаками – люди приносят сюда иконы, книги, богослужебную утварь, лишние вещи, да и просто приходят молиться, чтобы ввести свои мысли и чувства в евангельское ученичество Христу.

Небесный, или духовный, мир может быть легче нами осознан и воспринят через призму древней иконы. И вот в 2003 году случилось знаменательное событие – к престольному празднику Святой Троицы была явлена уникальная икона начала XV века, ныне ставшая главной соборной святыней. Эта икона Святой Живоначальной Троицы имеет богатейшую историю: она некогда оберегала новгородские земли, укрепляла на бранный подвиг князей и воевод, позже была изъята большевиками в Третьяковскую галерею, а затем продана за океан. По личному распоряжению президента В.В. Путина национальная святыня была передана в дар гвардейскому Свято-Троицкому Измайловскому собору.

Таким же чудным промыслом пришел в собор из старинной Псково-Печерской обители небольшой образ Николая Чудотворца с частицей святых мощей, пред которым многочасно молился о спасении Руси в своей тихой монастырской келии ныне почивший старец архимандрит Иоанн Крестьянкин. Но, наверное, самую значимую лепту внесла пришедшая в собор неизвестная старушка, отдав, подобно евангельской вдове, последнее, что у нее осталось, – стертые золотые коронки…

Доброхотно дающего любит Бог! И не люди святят Церковь, но Церковь делает людей сопричастниками хранимой в ней святыни! «Церковь – это не стены и крыша, а вера и благодать!» – говорит святитель Иоанн Златоуст. И поэтому самое главное – это то, что, несмотря на сложные восстановительные работы, ни на миг не прекращается сегодня в соборе церковная молитва, в череде ежедневных богослужений благоговейно и слаженно поет хор, исправно совершаются требы, ведутся еженедельные богословские занятия с доброчестными прихожанами и звучат пламенные проповеди православных пастырей.