По театру на лицо

Борис Кудрявцев
     Воистину чудны дела твои, Господи! Но и мы - дети твои - чудим не меньше. Возможно, все началось с пресловутой кражи на твоем приусадебном участке, ибо урок неадекватного поведения ты преподнес нам именно тогда. Из-за одного (!) яблока ты устроил такой театр, такой цирк! Ты упек человека в места, может быть, и не столь отдаленные, но столь суровые, что трудиться над их обустройством человеку приходится и по сей день в поте лица своего...
    Отлученное от твоего райского изобилия, человечество за свою историю придумало и понаделало столько и такого, что глаза разбегаются и руки - вразлет... А земного рая как не было, так и нет. Потому что и производством, и - особенно - распределением благ земных человечество занимается божественно неадекватно. "Пряников, как и всегда, не хватает на всех", зато потенциальных атомных смертей, скажем, - по восемь на душу. Смертей никому и на дух не надо, а вот пряников, или того, что под ними подразумевается, каждый хочет. А потому - и старается. При этом, трудится, как правило, все более и более сообща, а володеть хочет все более и более лично. Ностальгия по райским кущам?
     Как бы то ни было, но сквозь бесконечный производственно-потребительский хаос просматриваются некие закономерности. Классик мировой фантастики польского происхождения С. Лем сам углядел и другим показал, что исторические судьбы некоторых, действительно нужных человеку предметов удивительно схожи. Поначалу, из-за неразвитости и дороговизны производства, один предмет служит многим, а затем постепенно достается каждому. Скажем, часы. Солнечные - одни - для всех на площади, или башенные - на городской ратуше. Затем - часы напольные, на учреждение, на семью. Каминные - на комнату, карманные - индивидам с "большим карманом", наконец, наручные - всем и каждому. Мало того - индивид получил возможность владеть разными часами: под цвет платья, под характер деятельности и досуга - пылеводонепроницаемые, противоударные часы или - наоборот, усыпанные бриллиантами. Отметим, что часы стали многофункциональными - в них и радиоприемник, и калькулятор, и компас, и даже телевизор...
     Или жилье - тоже вещь нужная в повседневе... В трудные времена - одна пещера на племя, далее - мужские свайные бараки на половину племени, избы на огромную семью... Современная квартира в развитых странах строится на семью из расчета - по комнате на человека плюс еще две комнаты (общий холл и гостевая)... Многофункциональность жилья становится нормой - есть где помыться, приготовить пищу, поработать, отдохнуть и т.д. Есть где хранить машину. Кстати, о транспорте - он ведь тоже становится все более и более индивидуальным. Вплоть до самолета. И тоже обрастает функциями. Вплоть до ванной в салоне.
    Вглядимся в телевизор. К началу вещания телевизоров было 50 штук на Союз. Дальше - больше. По одному на квартал, по штуке на жилое здание. В гости ходили "на телевизор". Сегодня по телевизору на комнату уже не кажется многовато. Полифункциональность - в количестве каналов и программ.
     А видео? Все так же, только быстрее: от видеосалонов (на многих) до домашнего кинотеатра (на одного). Наконец - компьютер (вот оно!). Появившись недавно, он быстро проделал предопределенный судьбой путь - один ВЦ на город, одна ЭВМ на контору, один РС на персону - до индивидуального пользователя. Возникновение и развитие Сети тоже работало на означенную идею - предоставить в личное распоряжение каждого максимум разнообразной информации. За нехваткой времени и места оставим в стороне все многообразие функций РС и Сети, а выделим из них одну - функцию общения (выделение - наше), ибо как раз общение не совсем увязывается с общим ходом предыдущих рассуждений. Неувязочка выходит... В самом деле, необходимость в личном владении "пряниками" и персональном их потреблении свидетельствует о стремлении каждого отгородиться от всех других - своим автомобилем, своим жилищем, своим телевизором и т.д.
     И вдруг - такая неожиданная тяга к общению через Сеть. Мы говорим не об инетовской почте, в конце концов, она - не более чем новая форма связи. Речь идет о феномене чатов, где общение существует для общения и ни ради чего другого. Но еще больше поражает форма этого общения, ибо оно - театрализовано! Мы привыкли к театрализации жизни - в "застойные годы" народ и власть долгое время взаимно лицемерили - лицедействовали, чему у народа, правда, есть оправдание. Ныне все четыре власти лицедействуют еще пуще. Достаточно вслушаться в терминологию политических комментаторов и политиков всех мастей. Терминология эта, отражающая существо дела, - сугубо театрально-спортивно-цирковая.
     Но вернемся к чатам, которые ведь и возникли ради свободного общения. Оказывается, условием и гарантом полной свободы является анонимность общающихся.  Придумай себе любую "кликуху", назовись хоть папой римским - и общайся на здоровье! И - общаются! Но кликуха - "ник" - неожиданно ко многому обязывает. Ведь что такое ник, как не роль, как не образ, взятый напрокат? А "роль, образ" - это уже начало театра, хотя по Станиславскому - он "начинается с вешалки". Классик мирового театроведения ленинградского происхождения Ю. Барбой указует по меньшей мере на трех китов, держащих на себе Театр: игру, действие, зрелище. Последнее предполагает, что кто-то "зрит", наблюдает игру, действие и как-то к этому относится, то есть со-играет, со-действует... Уже только по одним этим признакам любой чат - это своеобразный виртуальный театр. Другое дело, что, как и в "реале", театры бывают разные - хорошие или дурные, организованные толково или бездарно и т. д.
     Конечно, такой виртуальный Театр чрезвычайно специфичен. Начать с того, что подавляющее большинство "актеров" (они же одновременно - и зрители) актерами себя не осознают. Рамки выбранной "роли", контур "образа" разрушаются достаточно быстро после очередного вхождения в чат. Живучесть образа, а тем паче - трактовка роли зависят от уровня культуры "чатовца", от его образованности... А с этим в виртуальном Театре худо - многие демонстрируют весьма шапочное знакомство даже с родным русским языком. Кстати, своеобразный чатовский слэнг (набор штампов, говоря по театральному) обусловлен как раз тотальной безграмотностью пользователей, а вовсе не трудностями работы с "клавой". Выбор ника - "роли" - чрезвычайно редко бывает случайным, так сказать, "техническим". Обычно за ним кроется стремление сыграть роль, не получающуюся в жизни. Неудачный, "с чужого плеча" ник зачастую отводит хозяину "шестнадцатое" место в чате. А ведь хочется быть на первом. Отсюда - нередкая и неоднократная смена ника. Вообще, классификация и анализ ников - тема отдельного интересного разговора. Задаваемый ником "образ" обычно живет, пока посетитель не найдет подходящий ему по интересам сюжет, собеседника или собеседников. В этих случаях более или менее близкие к реалу разговоры вытесняют "роль", о которой исполнитель все равно вспоминает, заново заходя в чат. Впрочем, отдельные "актеры" никогда или очень подолгу не выходят из роли.
     Чатовские темы и сюжеты многообразны и неустойчивы. Их разнообразие - из самой реальной жизни, а зыбкость задается подвижностью "наличного состава", параллельными делами, "зависами и падениями" тоже. Некоторые чаты изначально "кучкуют" людей по интересам (например, www.auto.ru/autochat/), ни к чему, впрочем, окончательно их не приговаривая сюжетно. Есть неплохо сконструированные чаты, где разные сюжеты обусловлены разными местами действий со своим театральным антуражем в каждом, скажем, отель "У Максима" (chat.cnt.ru/chat.html).
     Переходя из "холла" в "сауну", из "подвала" на "чердак", из "ресторана" в "библиотеку", "чатовец" невольно соблюдает "правила игры" или поведения в том месте, куда попадает. Естественно, в меру своего понимания. Кроме того, в "Отеле" для играющих введено четыре статуса, каждый из которых (кроме первого) надо заслужить. Совсем как в Театре, там тоже у артистов свои тарифные категории. Вне зависимости от сюжета (сюжетов), все чатовские герои действуют в одном направлении (другой вопрос, насколько кому это удается) - стараются привлечь к себе внимание, стать центром общения. В этом смысле аналогия с Театром полная: артисты всегда "тянут одеяло на себя". Это же действие может быть направлено не на всех, а на отдельный персонаж чата с целью увлечь в "приват", в отдельный "кабинет", заполучить e-mail или номер "аськи"...
     Одинаковые или похожие устремления "действующих лиц" лежат в основе чатовского конфликта. В отличие от драматического конфликта в Театре, чатовский - не заложен в пьесе, не выстроен режиссером, а возникает по ходу действий персонажей. И конфликты при этом бывают иногда весьма драматическими.
     Наконец, зрелищность чата. Она - в его публичности. Каждый пользователь может считывать реплики остальных присутствующих (за исключением тех, кто в "привате") и вмешиваться в любой разговор.
     Чего не хватает виртуальному театру? Возможно, единения "зала и сцены", общего дыхания актеров и зрителей? Так ведь зрители и актеры в виртуальном театре - это одно и то же. Тогда, может быть, единения самих зрителей в стенах общего зрительного зала? Следует разобраться, о каком единении идет речь. О духовном? Так оно наличествует в виртуальном театре (уровень духовности мы обсуждать не будем). Значит - о физическом? О пресловутом эффекте массового присутствия, когда локоть соседа необходим для передачи и сгущения общей эмоциональной энергии? А сколько "локтей" необходимо театру, чтоб оставаться театром? Вопрос не праздный, ибо театр развивался по той же схеме, что и многое другое, нужное (пока) человеку.
     История театра помнит театры со зрительными залами на четыре тысячи мест. Тысяча мест в драматическом театре - совсем недавняя его норма. Но лучше, конечно, - шестьсот... Последнее театральное двадцатилетие породило множество так называемых "малых сцен" с количеством мест в зале не более 100. Знакомая тенденция, не правда ли? Сегодня зальчики на 40-30 мест уже никого не удивляют. "Театр одного зрителя" грядет неизбежно. А в виртуальной вселенной такой театр уже живет и успешно развивается! Это игры! Мир компьютерных игр богат и разнообразен до необозримости. Определенная часть игр - "квесты" и "экшены" - несомненно, являют собой театр. В них есть игра (а еще бы!), есть действие (и чрезвычайно энергичное!), есть взаимодействие - в играх, где активных героев или игроков больше одного. Конфликт есть (кругом враги и препятствия!), есть сюжет, развивающийся поактно (по уровням). Обязательный катарсис возникает всякий раз в связи с гибелью героя (героев) или - наоборот - с переходом его на новый уровень. А как слиты персонаж и игрок, какие мощные эмоции потрясают игрока-исполнителя-зрителя (Божественная троица:)!
     А художественное оформление! Чатовский "театр" в этом смысле скромен и убог, но там оформление особого значения не имеет. Зато в играх "декорации" - просто еще одно активно "действующее лицо". И графика игр последнего поколения буквально потрясает выдумкой, качеством исполнения, обилием деталей и "живостью", какие реальному театру могут разве что присниться. Плюс музыка, плюс звуковые эффекты, плюс озвученный текст. Последнее, правда, скорее минус. Но ведь игры только начинаются. Этот компьютерный "театр" еще так молод, но уже так хорош... Каким же он будет, когда подрастет, представляете себе?!
    Представим себе.
    Пригласили десять актеров мировой значимости на роль Гамлета. Десять прекраснейших и талантливейших актрис - на роль Офелии. Нашли десяток Лаэртов, могильщиков и т.д. Десять лучших режиссеров мира поставили десять прекрасных и разных спектаклей.
     Сняли все это на видео. Сочинили программу. Выпустили диск (или что там еще появится вместо диска). Распространили диск по всему миру.
     Вставили СВОЙ диск в СВОЙ дисковод СВОЕГО компьютера, вошли в Сеть. Выбрали в Сети партнеров. Распределили роли. Каждый пользователь выбрал из десяти вариантов доставшейся ему роли один себе по сердцу (варианты можно менять по ходу "спектакля" - это еще интересней).
Сосредоточились...
Начали!

- Бернардо: Кто здесь?
- Франциско: Нет, сам ответь мне...

- Фортинбрасс: ...Возьмите прочь тела. Подобный вид уместен в поле, здесь он тяготит. Войскам открыть пальбу".
Занавес.

     Нет-нет! Какой занавес? - Виртуальный Театр только начинается.