02 Июля. ВсеМирный День Собак

Синильга-Лариса Владыко
                СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ НЕ ТЕРПИТ СУЕТЫ

-Как это вам удалось, Филипп Филиппович, подманить такого нервного пса?
-Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло.
                Михаил Булгаков «Собачье сердце»

     Смотреть многосерийку ("Возвращение Мухтара") про подвиги Мухтара без улыбки нельзя: кроме искаря, он выступает и поводырём, и нянькой, и утешителем. Впрочем, перечислить его побочные роли невозможно, так как они возникают в зависимости от ситуации. А так ли это в жизни? Конечно, нет. Киношный пёс – это собирательный образ, на самом деле всем «специальностям» нужно длительное время серьёзно обучаться.
     Со служебно-розыскными собаками (СРоС) мне приходится сталкиваться в Департаменте охраны. Здесь дальние потомки волка наравне с бойцами милиции несут службу. Однако чтобы стать полноправными сотрудниками, овчарки вместе со своими хозяевами проходят обучение в адресном Учебном центре.  К моему удивлению оказалось, что не все четвероногие наши собратья имеют право называться милицейскими – при поступлении на собачью работу они проходят тщательный отбор, и, если тесты не сданы, происходит отбраковка. Те, которые выдержали испытание по полной программе, встают на путь спецнауки, постигая азы аджилити и отшлифовывая свой природный дар по розыску наркотиков, вещей, преступников и другого криминала одорологически (для общего развития: у овчарки количество обонятельных клеток достигает 224 млн.). Многим деклассированным элементам они испортили вкус лжеподвига, оставив надолго послевкусие от встречи со своими зубами.  При выходе на свою заслуженную собачью пенсию (примерно через 8-10 лет) они все имеют богатую служебную биографию, которую не пустили ни псу, ни коту под хвост…
     Руководствуясь личным опытом, офицер, много лет отвечающий за воспитание кадров, стоящих на защите граждан и Отечества, а именно начальник УО «Учебный центр Департамента охрана» МВД Республики Беларусь полковник милиции Виталий Дмитриев, засвидетельствовал: “В тандеме «кинолог-СРоС» очень важна психологическая совместимость – натаскивая практиканта по его профильному назначению, собачник должен проявлять достаточное упорство, но не забывать о ласке, требовать уважения к себе от ученика, показывая при этом своё уважение к нему”. На мой вопрос, может ли заступающий в наряд взять с собой служебного пса коллеги, если его занемог, услышала, что это строго запрещено и оговорок в этом пункте не существует даже между строк: пословица, что незаменимых нет, в данном случае чудесно не срабатывает – они есть.
     Генрих Гейне грустно констатировал: “Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак”. Эти хищники (здесь я уже имею ввиду весь собачий клан – авт.) умны, всё понимают, и по-настоящему принимающий их слышит, чтО они «говорят». При всей своей добродушности они никогда не простят подлость, трусость и предательство (а здесь мне помнится фильм «Ко мне, Мухтар!»). Зачастую лохматые похожи на своих хозяев и как дети преданы тому, кто их защищает, кормит, поит, чистит клетку, вычёсывает, выводит глистов и блох.
     Тонкий нюх особей не воспринимает дым, табак, парфюмерные настои. Особо они не переносят запах спиртного и, уважая себя, никогда не лизнут пьяную морду (совсем как женщина, не боящаяся остаться одной, считая, что «лучше с водой, чем с каким-либо квасом» - авт.)… Их делают героями кино, рассказов, мультфильмов, на их упоминании замешано много паремий, владельцы очеловечивают их, облагораживаясь сами, и в тему вписывается этот анекдот: "Я тут с кинологом познакомилась… ну такой парень внимательный… всю ночь мне за ухом чесал!!!".
     По миру воздвигнуто большое количество памятников героическим, служебным, бездомным и просто собакам. Есть единственный оный и в Беларуси – скульптурное сооружение стоит в парке Несвижского замка и увековечило собой собаку, спасшую жизнь одному из Родзивиллов…
     В 1796 году любитель охоты князь Антонио Вильгельм был ранен медведем, который наметился растерзать его. Однако верный любимый пёс отвлёк внимание зверя и ценой своей жизни спас хозяина от гибели. 14-ый несвижский ординат глубоко скорбел о друге и увековечил его в камне. Памятник представляет собой статую сидящей гончей борзой, грудь которой украшает медаль.
     Всегда при встрече с этими чудными существами я про себя или вслух читаю есенинские строки: “Дай, Джим, на счастье лапу мне…”. И какой восторг, когда это лапа весомо опускается на твою ладонь.

На аватаре: 1; 3. Мой сын в 2007 году возле памятника собаке Родзивилла; 2. Верные друзья сотрудников охраны.