Эсмигуль ты моя, Эсмигуль

Юрий Шпилькин
Эсмигуль ты моя, Эсмигуль
Это могло произойти в одном из филиалов Международного открытого распределённого Каспийского университета в Астрахани, Атырау или Элисте. Саади, сравнительно молодой профессор, приехал из Тегерана в университет, преподавать филологию, а Эсмигуль была студенткой этого университета. Проницательный читатель уже догадался, что из их любви ничего путного не будет. Но, нет мой проницательный читатель, не этот неравный социальный статус станет препятствием в их любви. Эсмигуль была из сунитов, а Саади из шиитов. Вот и все, что можно рассказать предварительно… 
Любовь вспыхнула сразу, как только Саади вошел в аудиторию и представился: - Меня зовут Саади.
- Тот самый?! – раздался чей-то взволнованный звонкий голос. Саади не понял и ответил: - Да, тот самый.
- Который целовал лишь только в грудь? – не унимался все тот же голос. Саади смутился и снял очки. Он увлекался не только иранской литературой, знал, что у русского поэта Сергея Есенина есть стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и там есть строки о Саади, персидском поэте. Он понял, что надо принимать игру.

- Конечно, обзор иранской литературы надо начинать с Авесты, но я сегодня расскажу вам о творчестве великого Саади. Он еще не знал, какими трагическими событиями обернется для него это решение.
- Муслихаддин ибн Абдаллах ибн Мушрифраддин по прозвищу Саади Ширази — персидский поэт-моралист, представитель практического, житейского суфизма родился около 1181 года, а умер в 1291 году, т.е. прожил ровно 110 лет. Жизнь нелегкую, а временами трагичную. Прозвище Саади происходит от имени его попечителя.
- Жизнь Саади разделяют на три периода: школьный (1205—1226), скитальческий (1226—1256) и шейхский (1256—1291). Учился в медресе Низамийа в Багдаде, у суфийских шейхов, старался проникнуться их аскетическими идеалами. Однако стихи, написанные Саади в то время, дышат юношеской любовью к жизни и её радостям.
- Нашествие монголов на Иран и вероятное убийство его попечителя  в 1226 году заставило Саади бежать, и в течение 30 лет вести жизнь полную всяких превратностей, беспрерывное скитание из конца в конец мусульманского мира.
Будучи суфием для сохранения своей жизни Саади, притворно принял веру зороастризм, но потом бежал из храма огнепоклонников. Скорее всего, до конца дней оставался мусульманином. Не случайно Саади совершил 14 раз паломничество в Мекку, большей частью пешком. Одно время был проповедником в Дамаске и Баальбеке, но это стало утомлять его, и он уединился в пустыне под Иерусалимом.

Но тут случилось страшное. Он попал в плен к крестоносцам, которые перевезли его на сирийское прибрежье, в Триполи, и заставили там рыть окопы для крепости. За 10 золотых монет его выкупил один знакомый богач из Алеппо, привёз к себе и женил на своей безобразной и сварливой дочери. Спасаясь от невыносимой семейной жизни, Саади бежал в Северную Африку. Пространствовав сквозь всю Малую Азию, Саади очутился через 30 лет в родном Ширазе, и поселяется до конца жизни в монастыре. В качестве шейха прошел третий, 35 - летний период жизни Саади.
В первый год шейхского периода он написал знаменитый поэтический трактат «Буст;н» («Плодовый сад»), где в десяти главах стихами изложена суфийская философия и этика, подкрепляемая занимательными притчами и рассказами. Третья глава Бустана называется «О любви, любовном опьянении и безумстве»:
Прекрасны дни влюбленных, их стремленья
 К возлюбленной, блаженны их мученья.
 Прекрасно все в любви – несет ли нам
 Страдания она или бальзам.
 Влюбленный власть и царство ненавидит,
 Он в бедности свою опору видит.
 Он пьет страданий чистое вино;
 Молчит, хоть горьким кажется оно.
 Его дарят похмельем сладким слезы.
 Шипы – не стражи ли царицы розы?
 Страданья ради истинной любви
 Блаженством, о влюбленный, назови!
 Вьюк легок опьяненному верблюду,
 Стремись, иди к единственному чуду!
 Не сбросит раб с себя любви аркан,
 Когда огнем любви он обуян.

  - По глубине поэтического чувства и по высоте нравственных идей «Бустан» — «Цветущий сад» одно из величайших произведений всей суфийской литературы. Но вы обратили внимание, что и интимные переживания Саади передает мастерски и со знанием дела.
  - Учитель, разрешите, я продолжу стихи моего любимого Саади, - раздался все тот же задорный голос. – Пожалуйста, Пожалуйста.
- Встала тоненькая девушка с огромными глазами. Саади взглянул в них и утонул. Вся она зарделась, одернула платье и прикрыла глаза... Саади показалось, что она произносит слова только для него. А Эсмигуль представила, что во всем мире только они вдвоем с Саади.
Живут в тиши печального забвенья
 Влюбленные – цари уединенья.
 Они одни сумеют повести
 Блуждающих по верному пути.
 Проходят люди, их не узнавая,
 Они как в мире тьмы – вода живая,
 Они подобны рухнувшим стенам
 Снаружи. А внутри – прекрасный храм.
 Они, как мотыльки, сжигают крылья,
 И шелкопряда чужды им усилья.
 У них всегда в объятьях красота,
 Но высохли от жажды их уста.
 Не говорю: источник вод закрыт им,
 Но жажду даже Нил не утолит им.

Аудитория притихла и вдруг взорвалась аплодисментами…
Они говорили, читали стихи и никого не замечали. Каждый бейт любовных газелей она читала в любовном ключе, а он его повторял в философско-дидактическом аспекте.
Потом Саади рассказал о сборнике притч "Гулистан" («Сад роз». 1258), в которых Саади представил жизнь, быт и практическую мудрость людей своей эпохи. Первым делом Эсмигуль направилась к расписанию, чтобы посмотреть фамилию нового преподавателя. На лекции она не решилась его спросить, а у кого-либо из сокурсников постеснялась.
Весь курс был в восторге от нового преподавателя. Только Рамазан ничего значительного не видел в нем. Начинающий  лысеть толстяк в очках. Особенно ему не нравилось когда Саади надевал очки и пялился в разрез платья Эсмигуль. Ее он опекает с первого курса. Никто не смел, не только обидеть, но и взглянуть плотоядно на девушку. Рамазан оказывался тут как тут. Азербайджанца с горящими глазами побаивались и обходили Эсмигуль стороной. Рамазан одно время учился на спортфаке, занимался футболом, но затем, по понятной причине перешел на филфак, и футбол не бросал. После той злополучной для него лекции нашел книжку Саади «Бустан». Это была первая книга, которую он прочитал до конца и не только прочитал, он выучил ее наизусть. Но Эсмигуль кроме своего Саади никого не видела.

В ту ночь Эсмигуль не сомкнула глаз. Она перечитала Бустан и Гулистан. Особенно ей нравилась Глава 5. О любви и молодости. И наконец, решилась, нашла в Википедии статью «Хомейни». С замиранием сердца она стукнула по клавише Enter. В глубине души она уже предполагала о его родословной, но не хотела себе в этом признаваться. Итак, Рухолла Мусави Хомейни. Иранский политический деятель, аятолла, Рахбар (вождь), лидер исламской революции 1979 года в Иране. Высший руководитель Ирана с 1979 по 1989 год. Вероисповедание -  Ислам, шиитского толка. Супруга: Батул-Ханум, сыновья: Мустафа, Ахмад. У Эсмигуль отлегло от сердца, среди детей аятоллы Саади нет! Но тут вновь замерло сердце, она увидела следующие строки. Преемник: Али Хаменеи - Рахбар Ирана с 1989 года по настоящее время. По происхождению азербайджанец. Али Хаменеи женат и имеет четырёх сыновей (Моджтаба, Мустафа, Масуд, Масьям) и троих дочерей (Бошра, Хода).

Когда Эсмигуль о своих поисках рассказала Саади, он рассмеялся: - Конечно же, нет, У меня хоть и фамилия Хомейни, не родственники они мне. Но наш род тоже не последний в Иране. Они как-то случайно стали видеться часто. После лекции он провожал до общежития, они читали друг другу стихи и не только классиков, но и свои. Не решались только сказать главного. Но все было понятно и без слов. Время стажировки Саади пролетело незаметно, он стал собираться в Тегеран и до последнего откладывал свое признание в любви. Что они говорили друг другу при расставании, нам с проницательным читателем неизвестно, но, тем не менее, все вскоре узнали, что Эсмигуль уезжает в Иран. Рамазану она сказала, что замуж не собирается, а после бакалавриата решила поступать в магистратуру на иранскую филологию.

И даже опубликовала в сборнике «Философия любви» на сайте Проза.ру статью «Любовь и брак в иранских традициях». «Древние арии (арийцы, иранцы), писала она, - всегда уделяли большое внимание женщинам. Они выбирали себе самых красивых девушек, хороших матерей и прекрасных домохозяек. Они шли на самые безумные поступки, чтобы заполучить желаемых женщин. Об этом свидетельствует древнеиранский литературный памятник Авеста. В ней сын из рода Атвйа, из богатырского дома Трэтоны приносил в жертву богине Ардви Суре Анахите, сто коней, тысячу быков и десять тысяч овец. И просил он ее, чтобы она помогла ему не только одержать победу над чудовищем-туранцем Ажи Дахака, он просил Ардви Суру Анахиту чтобы она не только даровала ему удачу, но и похитить жен своего врага:
 «Чтобы я его жен обеих похитил,
 Обеих - Сангхавак и Арнавак,-
 Их материнское лоно прекрасно.
 Их проворство в домашней работе прекрасно».
 И даровала ему эту удачу Ардвисура Анахита.

 Эти тексты свидетельствуют, что арии воевали за женщин, всегда хотели иметь самых лучших жен. И на пути к своей любви, их ничто не останавливало, даже сильные противники. На сегодняшний день современные иранцы, конечно, сохранили эти этические и чувственные качества, но появились определенные факторы, влияющие на любовь и традиции. В нынешнее время любовь в Иране стала стоить немало «золотых монет». Жениться в Иране очень сложно. Чтобы жениться современному жителю Ирана нужно будет до свадьбы, во время сватовства подписать своего рода брачный контракт, в котором указано, что при разводе с девушкой он должен будет заплатить ей немалые деньги.

Этот своеобразный закон был принят с целью сохранения брака и как результат его действия, как говорят социологи, разводимость в стране очень низкая. Кто-то скажет, где же истинная любовь без всяких договоров? На этот вопрос очень сложно ответить, но для современных жителей Ирана это (очень) даже в порядке вещей». Быть может, все это она написала, чтобы подбодрить себя, прежде чем броситься в омут вниз головой? Правда, она несколько пересмотрела свои взгляды, посмотрев картину Асгара Фархади «Развод Надера и Симин», получившую Оскара как лучший иностранный фильм. После 14 лет совместной жизни, Симин решает подать на развод. Нет, ее муж не пьяница, не наркоман и он не изменил ей. Напротив, он любит ее, а она все еще любит его. Фильм начинается со сцены в суде — начала бракоразводного процесса. Но это будет уже будет чужая жизнь…

Рамазан вскоре тоже уехал в Тегеран, сказал, что приглашают в столичную команду. Но что-то не заладилось у него: все валилось из рук, и с ног. Он нашел Эсмигуль, пытался поговорить с ней, но она, ни о каком замужестве и говорить не хотела: - Ты, Рамазан, смеялась она, как только соберешь сто тысяч, только тогда предлагай, это по здешним законам. У футболиста, таких денег не было. Тем более, что его тегеранский футбольный клуб "Пас" переехал в Хамедан, а ему надо было оставаться в Тегеране и он решил стать таксистом.
Через некоторое время от знакомого таксиста Рамазан узнал, что Эсмигуль из суннитов перешла в шииты и вышла замуж за Саади. Рамазан не находил себе места. Он ездил по городу, надеясь встретить Эсмигуль, но все напрасно. И вот однажды он увидел Саади, тот его не узнал. Он остановился, приглашая пассажира, и подскочил к багажнику. Там у него была бутылка с кислотой, собирался долить в аккумулятор. Руки у него дрожали. Он сел на свое сидение и наконец, откупорив бутылку, резко повернулся и брызнул Саади в глаза, а сам выскочил и бросился бежать.

Его нашли быстро. Судил его шариатский суд. В мусульманском государстве шариатский суд возглавляет кади - мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе шариата. Его организация и юрисдикция, а также применяемые им процессуальные правила рассмотрения дел регулируются фикхом («знанием»). Представляет собой мусульманское законоведение, которое нераздельно связано с богословием и основано на изучении Корана, Сунны, иджма и кияса. Богословы-законоведы, овладевшие фикхом, называются факихами («знающие»). На основе фикха решаются вопросы соблюдения мусульманских ритуалов, морали и социального поведения. При этом, каждый из них обладает определённым уровнем приоритетности: сначала суждение делается на основе Корана, если это невозможно, то применяется Сунна, далее иджма - сложившиеся мнениях исламских авторитетов и, в последнюю очередь, кияс - суждения по аналогии. С середины XIX в. в результате образования в большинстве исламских стран, когда начали применять законодательство европейского образца, роль шариатского суда стала падать и постепенно свелась к рассмотрению вопросов, касавшихся личного статуса мусульман - брака, семьи, наследования, опеки, попечительства и т.п. В настоящее время в ряде стран (например, в Египте, Тунисе, Ливии) шариатские суды ликвидированы и их функции перешли к общегражданским судам. Однако во многих странах сохраняются или вновь создаются. В Иране, Саудовской Аравии, Йемене, Пакистане, некоторых странах Персидского залива шариатский суд остается центральным звеном судебной системы.

В Петербурге при Молитвенном доме, которые арендуется местной религиозной организацией мусульман Петербурга «Аль-Фатх» открылся шариатский суд. Он находится в 2-х минутах ходьбы от метро «Садовая-Сенная», на Московском проспекте. Судебной силы пока его решения не имеют. Это что-то вроде тренировки, на случай, если страна станет исламской. То есть суд пока не работает, но есть уникальная возможность посмотреть, какие решения обычно выносят шариатские суды в других странах, например, в Иране. Наряду с повешением, еще одним из самых распространенных способов проведения смертной казни является забрасывание камнями (лапидация). Обыденность, с которой в прессе публикуются новости о применении лапидации, распространена также как и сама казнь. Вот короткая заметка из официальной иранской газеты "Энтехаб": "Женщина по имени Фердус Б. (Ferdows B.) приговорена к 12 годам тюремного заключения и к смертной казни через побитие камнями после отбытия указанного срока". Ни какого упоминания об инкриминируемых ей преступлениях, потому как судебные разбирательства подобного рода проходят без присутствия адвокатов и за закрытыми дверями.

Казни, в которых применяется забрасывание камнями, являются одним из самых древних способов умерщвления преступника, так как приговоренный или приговоренная, умирают лишь через несколько часов после невыносимых страданий, причем устраняется индивидуальная ответственность за приведение приговора в исполнение. В Уголовном кодексе Исламской Республики указано, что лапидация применяется в качестве наказания за преступления "ходуд" (те, наказание за которые предначертано свыше и обсуждению не подлежит), например, супружеская неверность и проституция. В Коране даже уточняется размер камней, применяемых для этой казни: "Они не должны быть столь велики, чтобы наказуемый умер от двух или трех ударов, ни столь малы, чтобы вообще не считать рану от камня ударом". http://newshot.ru/2007/11/13/predelnaja_zh...skogo_suda.html Не известно читали или нет наши герои эти сообщения в Интернете, но  жестокость шариатского суда им пришлось испытать на собственной судьбе.

К преступлению Рамазана шариатский суд применил распространенную в Иране шариатскую норму правосудия "кисас" - "око за око", существовавшую еще во времена Моисея. Суд приговорил к ослеплению кислотой, а Эсмигуль к пятилетнему сроку тюремного заключения и смертной казни через побитие камнями после отбытия указанного срока… Горю Саади не было предела. После нескольких операций зрение так и не вернулось. Он оставил преподавание в университете и уехал в ширазский монастырь, где в уединенной келье посвятил себя изучению премудростям фикха и через некоторое время получил звание «аятолла» — высший духовный титул в иранском исламе. Однажды в монастырь пришел слепой дервиш и, узнав, что здесь живет известный аятолла, пришел к нему за советом и рассказал ему свою историю, которая его мучила и не давала обрести покой в жизни. – Из-за меня страдает невинная женщина. У меня ничего с ней не было. Саади понял, что это был Рамазан, но хранил молчание и только долгий стон свидетельствовал о его глубокой душевной боли. 
В тот же час аятолла засобирался в путь.