Карл Карлович

"Пока наш народ тёмен и безграмотен,
из всех искусств для нас важнейшими
являются кино и цирк".
(В.И. Ленин)
 

 ***

...Здравствуйте, уважаемые телезрители. Сегодня в студии передачи «Культурная Мингрелия» с вами я – Полина Захарова. Сегодня мы поговорим  о таком, редко встречающемся феномене, как карликовость.

 В этом мне поможет наш гость - заслуженный артист цирка, бессменный творческий руководитель коллектива «Ушмальские Фрики», профессор кафедры истории государственного педагогического института имени Василия Второго Болгаробойца, автор тематического пособия «Устройство и принцип работы пастушеских жалеек», человек – легенда и наверное самый любимый клоун, многих и многих поколений, детей и взрослых – Вакула Пантелеевич Чуб.
 
- Добрый вечер, уважаемый Вакула Пантелеевич.

- Добрый вечер, Полина Станиславовна и вы, уважаемые телезрители, тоже здравствуйте.

- Профессор, что вы думаете о всплеске интереса в последнее время, к этому уникальному феномену? Сейчас во всех СМИ, включая интернет, активно пользуются спросом новости, посвящённые этой теме. Вот, например, на сайте информационного агентства «Тёмный свет» статью о смерти двух карликов, знаменитых мексиканских шоу – борцов, братьев Хименьес, выступавших под кличками  «Маленькое привидение» и «Зеленая мордочка», за один день прочло больше ста тысяч человек, а статью посвящённую семидесятилетию  со дня смерти М. Ю. Лермонтова - всего двое...

 Персональный сайт голливудского актёра – карлика Гарри Коулмана, посещает в день, в среднем, около восьмидесяти человек, а сайт, посвященный жизни и деятельности выдающегося советского физика, правозащитника и политического деятеля А. Д. Сахарова - всего полтора...

 Портреты чернокожего актера - карлика Верна Тройера, известного по фильмам о шпионе Остине Пауерсе, украшают обложки школьных тетрадей, на которых не отыскать  ни одного портрета наших классиков и гуманистов. Что происходит? Каково Ваше мнение на этот счёт?

 Профессор ненадолго задумался. Всего на несколько мгновений. Но, начав говорить, говорил гладко, как по писанному и очень эмоционально.

- Всё дело в исключительности, как Вы справедливо заметили, Полина. И в исключительной, необъяснимой притягательности любого уродства для человека. Если он, конечно, осилил отвращение и не забил палкой это существо сразу, то  он смотрит на него с любопытством, правда  очень свысока.

 Ему, с одной стороны, - приятно осознание того, что его лично миновала участь сия. Модулируя ситуации, где он становится на место урода, он, как бы, примеряет на себя его шкуру и хорошо человеку, и отрадно возвращаться от этих мыслей к своей полноценности.

 А с другой стороны,- имеет место морально–этический и даже духовный аспект. Человек, как индивидуум, по сути своей, испытывает генетическое отвращение ко всяким отклонениям от нормы, устойчивость наследственных признаков которых, может оказаться губительной для человека, как вида в целом. Но, стараясь преодолевать это отвращение, а ещё и помогая, а ещё и с улыбкой, человек из обезьяны  становится одухотворённым подобием божьим.

 И тем одухотворённей, чем страшнее встреченное им уродство и чем больше усилий он тратит для преодоления отвращения к нему.

 Вот только преодоление это, в процессе эволюции человека как вида, претерпевало очень медленные и разнообразные трансформации.

 Очень вероятно, что на заре цивилизации, уродов и калек просто съедали для общей пользы, затем, при появлении элементарного сознания их съедали из сострадания, а ещё через тысячи лет их стали съедать в религиозных целях. И появились первые культы уродов; 
 
 Почти все древние мифологии вспоминают о людях-карликах. Греки называли их мирмидонами и верили, что произошли карлики от муравьев, гнездящихся на святом дубе. Их армию к вратам Трои привел Улис.

 Гомер увековечил другую расу карликов - пигмеев и их неутомимые войны с серыми журавлями. Этот классический конфликт был также описан в произведениях Ювенала, Страция и Овидия.

 Кельты населяли ими подземный мир, считая их  помощниками бога Одина, придумывая им названия имена и функции. Например, карлики – дверги, которых звали;  Аустри, Нордри,Вестри и Судри стоят по четырём углам мира поддерживая небо, по сей день. Карлики – трольды, заведуют недрами, водами итд.

 Та же картина, и у африканских народов. У  этих карлики – духи. Одни из них - каннибалы, другие - похитители женщин, итд.

 У эскимосов - они помогают охотникам, у скифов - они учат магии, у майя - они строят из камня и оберегают посевы.  У германцев они злые, у британцев – добрые. Но всё это не имеет значения. Главное, что в мифологии  чётко фиксируется внимание человечества к этому, как Вы изволили выразиться - "необычному феномену".

 И почитание, пусть даже, как помощников Одина, совершенно не означает, что карлика не съедят, или не принесут в жертву. Съедят, а потом будут молиться его тени или духу...

 И от резкого неприятия, даже к равнодушию, я не говорю о сострадании, ещё очень неблизкий путь. И он не возможен без развития цивилизации, особенно духовного.

 Прошли века... И что мы видим? Цивилизованные китайцы, воруя младенцев помещают их в фарфоровые вазы без дна. Через несколько лет получай смешного "человека – вазу",  с безвозвратно деформированным скелетом. Бинтуют разбитые ступни девочек-аристократок, превращая в копыта и лишая возможности ходить.

 Компрачикосы, поддерживаемые заказами королевских дворов, похищают, выменивают, покупают, берут в приютах детей, уродуют их и перепродают для забавы, скучающего по всей Европе, дворянства. То же самое и в Азии. То же самое и в России...  Жестокость нечеловеческая...

 И преодолевая свой страх и отвращение перед непонятным, человечество делает первые шажки к приятию уродств, оно не находит другого способа к преодолению этих препятствий кроме, как истязать это "непонятное", постепенно привыкая к его соседству,  и при этом кураже, потешаться, используя смех в качестве защитной реакции от страха и отвращения.

 И вот, наконец,  позднее средневековье...  Самое прогрессивное человечество уже научилось преодолевать, своё отвращение к уродам, но сострадать ещё далеко нет. А ведь на дворе эпоха торжествующего христианства.

19 августа 1710 года, Пётр Великий,  издаёт царский указ;

«...Карла мужеска и девичьего пола, всех карлов, живущих в Москве в домах боярских и других ближних людей, собрав всех, выслать с Москвы в Петербург, а в тех домах в которых живут, сделать к тому дню на них, карлов, платье: на мужеский пол кафтанье и камзолы нарядные, цветные, с позументами золотыми и пуговицами медными, золотыми, и шпаги, и портупеи, и шляпы, и чулки, и башмаки немецкие добрые; на девически пол верхнее и исподнее немецкое платье, и фантажи, и всякое приличное добро...»

Но сразу выполнить царский указ не удалось, поскольку карлов было мало, и собирали их почти 3 месяца. Всего было собрано около 80 карликов и карлиц. А собирали их на шутовскую свадьбу...
 
  Именно такая уникальная свадьба карлов, а в частности,  Якима Волкова и состоялась в ноябре 1710 года.

"...Пара была обвенчана в русской церкви по русскому обряду.  Венец над невестой держал сам Царь, в знак своей особой милости. После стола все карлы очень весело танцевали „русского", часов до одиннадцати. Какие были тут прыжки, кривляния и гримасы, вообразить себе нельзя! Все гости, в особенности же Царь, не могли довольно тем навеселиться и, смотря на коверканье и ужимки этих 72-х уродцев, хохотал до упаду..."

 Петр I усердно подпаивал новобрачных и затем сам отвел их домой (в царские палаты) и при себе велел уложить их в постель.  Молодая карлица, бывшая невестой, сделалась беременною, но не могла разрешиться и после страданий умерла вместе с ребенком.

 Через время появилась у Росейского двора новая забава, а именно - «Шутовские похороны карла» в 1724 году, того самого, Якима Волкова - вдовца, распутничавшего и пьянствовавшего со дня смерти жены. Похороны состоялись в конце января, и по указу Петра I, были проведены самым торжественным и, опять-таки, забавным образом. Была образована целая процессия, состоявшая из 30 маленьких мальчиков, шедших попарно, низкого роста попа, нарочно подобранного для такой церемонии, крошечных саней, на которых стоял крошечный гробик, обитый малиновым бархатом, с серебряными позументами и кистями. Одним словом -  весёлые «Шутовские» похороны...

 В это время в Англии, после свержения Стюартов, компрачикосов объявили вне закона. Их главарей вешали, рядовых членов клеймили. Вслед за Англией запретили деятельность компрачикосов на своей территории Франция, Испания и Нидерланды.

А куда деваться карликам? Их уже не убивают и не едят, даже принимают на службу в армию;

 Из 45421 призванных к воинской повинности в Баварии,  констатировали 43 субъекта с ростом в 131, 130, 128, 126, 125, 124 и 115 см...
 
 Кстати, в Соединенных Штатах, в армии северян, когда принимались все волонтеры, способные носить оружие, находилось несколько субъектов низкорослых, один - 124 см., другой даже 102 см.  По аттестации их начальства, оба служили прекрасно и бодро переносили все тягости и лишения.

Но, тем не менее, как бы то ни было,  они оставались только «субъектами».

 Тогда и стали появляться первые цирковые труппы и целые цирки лилипутов, вроде нашего, где карлики смогли, хоть немного почувствовать себя людьми, в среде себе подобных.

 И знаете, Полина, что я однажды понял? Я понял, что налёт цивилизации ещё настолько тонок, что нормальный человек, как бы он не старался, пока не может относиться к уродам, как к равным. Он может улыбаться, даже протянуть руку, но сделает он это, всё равно, через силу. Потому что, мне самому трудно смотреть на наших артистов, да и на себя самого в зеркало, без отвращения. Что говорить о нормальных людях?..

 И перефразируя высказывание Горького о том, что «Мерило цивилизации это  отношения к женщине», я определил собственное мерило. Это отношение к нам - карликам.

 И на данном этапе развития, у нормального человека только одно хорошо получается, по отношению к нам – смеяться. Вот и пусть смеётся. И до тех пор, пока он смеётся над уродами, он смеётся над собой. А вот когда он насмеётся, тогда он или проникнется состраданием, или снова начнёт нас есть.

 А пока смейтесь, по крайней мере, у нас будет работа. Как впрочем, и у многих других эксплуатирующих уродства.

 Вот взять, к примеру, гениального, на мой взгляд, Евгения Вагановича Петросяна и его «Кривое зеркало»...

- Вот Вы, Полина, вот Вы бы купили билеты на это убожище?..

- Ну, я... - Замялась Полина.

- Я бы тоже не купил. – Отрезал Вакула. – А в залах аншлаг. И желающих купить билеты, хоть отбавляй. Вы спросите - "почему?" А я Вам отвечу – "да по тому самому!" И ещё одно...

- Кривые зеркала, всего лишь немножечко искажают отражение того, кто в них смотрится!

 Вот они сидят и ржут. Нет, я понимаю детский смех, даже над упавшим мной – семидесятилетним стариком.  Смех детей первобытен и подсознателен. Их смех искренен и не замутнён работой мысли. Смех ребёнка безобиден и здрав.

 Но, когда я вижу сидящего в зале пожилого мужика в костюме, при галстуке, бородке и любовнице. И он от смеха вытирает слёзы, после того, как на сцене очередной тролль выпукнет  свою плоскую шутку, мне хочется подойти к нему, взять его за "грудкИ" и спросить "Уважаемый, сколько тебе лет? Слышал ли ты когда-нибудь о бомбардировках Гамбурга, Берлина и Лейпцига, Одессы, Токио и Лондона? Слышал ты, что либо, о холокосте и голоде, слово «Война» встречалось тебе, хоть раз в жизни? Прочёл ли ты, хоть одну умную книгу?" Я не спрашиваю – читал ли он Шекспира.

 И знаю, что он мне ответит. Знаю, а всё равно хочется в рожу плюнуть.

 А ответит он мне, что, мол, слышал, читал,  но это было давно и, похоже, что неправда.

  А что ещё он может мне ответить? Иначе ему придётся отказаться от своих взглядов на мир и выйти из этого такого уютного зала, где кормят таким смешным фаст – фудом. Выйти и сделать шажок к более совершенному обществу. К обществу, в котором, может быть,  исчезнет презрение и насмешка по отношению к тем, кто чем-то отличен от тебя...

В студии  чуть–чуть помолчали. И голос ведущей нарушил тишину;

- Уважаемый Вакула Пантелеевич, мне почти всё понятно. Мне не ясно одно – почему интерес к этому, НАСТОЛЬКО высок?

- Ну...  Деградируем... – Спокойно ответил профессор и Полина засмеялась.

- Простите, профессор. Я просто подумала о том, что если бы Вы так ответили сразу, то мы бы с Вами сэкономили кучу эфирного времени. Всё равно, спасибо Вам огромное за ликбез. Приступим к делу. Итак...

...В прошлую среду жители микрорайона «Райские кущи» смогли увидеть из своих окон, поднимающийся купол шатра вашего цирка. Знаменитый цирк лилипутов   «Ушмальские фрики» возвращаясь из своего турне по Молдавии, Румынии и Украине, заглянул и к нам.

Вакула Пантелеевич, расскажите, пожалуйста, мне и нашим телезрителям, о своих планах и о планах вашего цирка на будущее.

- А с чего начинать? – Спросил наивно Вакула Пантелеевич.

- А с чего хотите. Расскажите нашим юным телезрителям о своём коронном номере, о программе представлений и если можно, коротко, о творческих перспективах. Я думаю, всем будет интересно узнать ответы на эти вопросы. Пожалуйста...

Вакула Пантелеевич снова оживился.

- Наш творческий коллектив - цирк лилипутов «Ушмальские фрики», привёз в ваш город полную гастрольную программу. Она ничем не будет отличаться от той, которой мы радовали румынских деток. А может даже будет в чём–то и лучше. Родина, как ни как...

Программа представления строится вокруг основного номера. Это моё детище, моя гордость.

С него я и позволю себе начать рассказ о нашей программе.


 Наш основной, уникальный номер был создан мною в 1956 году, на волне сочувствия молодой Кубинской революции.  Успех его с тех пор  неизменен, а секрет прост. Он заключается в исключительном профессионализме артистов и в двойном и очень эффектном антре.  Я опишу в общих чертах его идею. Итак, слушайте;

Антре первого клоуна;

 Я, естественно в парике, одетый в военный френч под горлышко, с буффонными медалями и эполетами выбегаю на манеж, на котором расстелен большой кусок красной холстины, вырезанный в форме Кубы, и начинаю по нему топтаться, отбивая чечётку, стуча кулаком в грудь и крича при этом  "Батиста! Пачанга! Ча -  ча – ча!" Дети, видя меня, неизменно и благодарно хохочут.

Антре второго клоуна;
 
Следом за мной, выбегает  клоун с накладной чёрной бородкой и усами, одетый в помятую зелёную кепку и камуфляж. Он запрыгивает мне на спину, лупит лозиной и истошно вопит -  «Lleva Fidel al Сubo por el galope,  el vampiro americano!» - (Покатай-ка Фиделя по Кубе галопом, американский вампир!) И я начинаю его катать галопом по красной холстине. Очень смешно получается, кстати...

 Ну, а потом я падаю, якобы утратив силы, и приподнявшись на локоть, схватившись за сердце, восклицаю – «Muero, ni qui;n no comprendido» - (Я умираю никем не понятый) и валюсь на спину.

 И конечно, впечатляющий «шлюс» – концовочка;  Фидель утаскивает моё тело за кулисы, взяв за ногу, под неутихающий  хохот и  аплодисменты зрителей...

 Вот уже почти полвека, мы ничего не меняем в этом номере. Единственное, что...  Мне стало в последнее время, тяжело катать Фиделя по Кубе, а так...

 Конечно, как говориться – лучше один раз увидеть...  Поэтому пользуясь, случаем, я хочу пригласить и Вас и всех телезрителей, на представления нашей труппы. Премьера завтра! Не пропустите!

 Кроме весёлых клоунов, в программе будут представлены номера, наших замечательных борцов братьев Гуреевых.

 Крафт – жонглёры, Саша Штрабат и Юра Форганг, продемонстрируют удивительное умение жонглирования живым человеком нормального роста.

 Так же, вы сможете увидеть фантастические номера наших воздушных гимнастов – супругов Кордепарель, на подкидной доске, канате и трапеции.

 Неповторимая лилипутская пантомима всемирно известного, замечательного артиста этого жанра – Уго Капштейна.

 Фирменное парное вольтижирование на карликовых пони, неподражаемых мастеров парной джигитовки - Мусы Джалиева и Нагиба Варгисяна.

 Незабвенная прима нашего цирка - Фелисия Кропоткина, на ваших глазах, с присущей только ей грацией, всего за три минуты, съест ведро пельменей.

 Эквилибристы, фокусники, клоуны – эксцентрики,  дрессированные животные и многое – многое  другое.

 Большой праздник в гостях у маленьких людей! Наш уникальный цирковой коллектив «Ушмальские фрики», будет рад подарить вам и вашим детям, радость и незабываемые впечатления! Кстати, билеты на премьеру продаются в наших кассах с пятидесятипроцентной скидкой для пенсионеров и детей до семи лет! Поспешите, мы с нетерпением ждём вас под куполом нашего цирка! Микрорайон «Райские Кущи». Ехать из центра четвёртым трамваем до остановки «Мусоросжигательный завод».

- "Ой, какая прелесть!" – Воскликнула ведущая. – Вы забыли поделиться с телезрителями планами вашего коллектива на будущее.

- Ой, планы, обширные...  Во-первых, мы сейчас рассматриваем предложение американской студии «Paramount Pictures», о съёмках сиквела с участием актёров – лилипутов, на фильм «Храброе сердце» В качестве режиссера снова выступит, сам Мел Гибсон, а главная роль Уильяма Уоллеса, была предложена, нашему замечательному миму – Уго Капштейну.

 Но этот проект, требует прекращения гастрольного графика и длительной работы в США. Поэтому, мы рассматриваем параллельно поступившее предложение от «Мосфильма» на создание  ремейков на такие полюбившиеся телезрителям картины, как «Семнадцать мгновений весны», или «Батальоны просят огня», на наш выбор. Мы склоняемся принять предложение московской студии, так, как это вносит всего лишь небольшие поправки в наш гастрольный график.

 Ну, что ещё?.. Вот разве, коллективные съёмки в реалити–шоу «Дом-К», и организованный нами на осень, пробег всех желающих лилипутов СНГ,  по набережным Невы, с целью привлечь внимание общественности к экспонатам других залов и разделов кунсткамеры, кроме "Анатомического".

Вот, собственно, и все планы на ближайшее будущее...

- Спасибо огромное, Вакула Пантелеевич, за содержательную беседу и приглашение на премьеру. Мне было очень приятно с Вами пообщаться, я думаю, что и наши зрители получили массу полезной информации.

 Хочется пожелать Вам и всему Вашему коллективу успешных гастролей, и реализации всех творческих планов. Спасибо Вам ещё раз! До встречи в цирке.

- "До встречи". - Попрощался лилипут – профессор, и эта тягучая, как карамель, усыпляющая мантра,  превратилась снова в полную тишину


Рецензии
очень нравоучительно...С наступившей весной...
С Теплом М.Волк

Миша Волк   03.03.2012 10:55     Заявить о нарушении
Ну, так уж и "очень"))

Спасибо, Миша.

Комета Еленина   03.03.2012 18:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.