КинОкрошка. Третья осада Севастополя, или...

Владимир Плотников-Самарский
КинОкрошка

Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО

 Автономный поход за доброй надеждой, или
Третья осада Севастополя

Вот уж не думал, что придется хвалить современный сериал. Обычно я это просто не смотрю. Точнее, иногда начинаю, но почему-то быстро бросаю… Особенно, где с первых же сцен – мордобой, постель и ругань.

И вдруг «Автономка»… Тут все не так. Начнем с того, что телепремьеру пропустил, не помню почему. А тут под Новый год на «ДВД-болванке» читаю  слово «Автономка»… И кольнуло – оно!
Первые же скупые кадры, нешустрые титры и строгие куплеты А. Маршала как бы внушали: про наших подводников. «Должно понравиться»…
 
Жестко и требовательно захотелось одного: чтоб правдиво и, главное, без
похабства и ерничанья. Чтоб показан был забытый наш моряк, наш воин. В традициях Победителей. Мы же Народ – Победитель, и еще Освободитель.


Третья осада Севастополя «своими/чужими»
 
Про весь сериал не скажу. В новогодние каникулы «усадил» запоем первые 25 серий из… ста (так заявлено в аннотации). Не всё, конечно, ровно. Есть затяжки, ходульность, но это простимо, ибо перевешивается общей концепцией.

Дело в том, что, на мой непрофессиональный взгляд ярого анти-сериальщика, «Автономка» - настоящее мужское патриотическое кино.  Стойко пребывая в этом убеждении, я искренне полагал, что его разделяет  абсолютное большинство нашей теле-аудитории.

Заблуждение длилось до тех пор, пока случайно заглянув в Интернет, не выловил ушат «ласковых», с заплывом в ненорматив, откликов определенной категории зрителей.
 
Воспроизводить не буду. Хочется только спросить: «товарищи-доброжелатели», откуда этот «черный» фильтр у вашего «перископа» с категорической наводкой на дурь и грязь? И почему прицел так узок, зол, предвзят и непримирим?
 
С замыленной точки зрения профессионалов, такая реакция, наверное, имеет некие оправдательные основания. Только тогда уж, во имя  пользы и ради равновесия, без фокуса «постороннего» никак не обойтись. Как не крути, у неспециалиста восприятие, и шире, и целостнее и объективнее. Хотя бы потому, что он нейтральнее к частностям, добрее к «проштрафившимся» и снисходительнее к мелким неточностям-просчетам.

А уж когда «Автономку» ставят на одну доску со «Штрафбатом», «Диверсантом» и прочими «Агентами нацбезопасности», хочется крикнуть: а вы, вообще-то, смотрели? Похоже, что нет, либо - с крайне тенденциозным прищуром. Потому что «Автономка» тем разительно и отличается от всей дешевой сериальной штамповки, что в ней нет тотального дебилизма, цинизма, сквернословия, агрессии и суперменства.

Больше того, речь героев фильма как раз начисто лишена той злорадности и пошлости, которую инкриминирует им иной нетерпимый «критик». Что и вызывает подозрение: а ты, братец, не махнул ли пером, не глядя, машинально навесив на «Автономку» все сериальные «стереотипы» и обвинив во всех «мыльных грехах»?

Абсурд переходит в абсцесс, когда «рецензенты», совместно с героями, начинают костерить и авторов фильма - за то, что те, на зависть коллегам, обошлись без очернительства, «опускания» армии и флота, без животного непотребства и нецензурной брани, без почти обязательного педалирования «дедовщины»!
 
Ввиду вышеуказанного, мне и захотелось отдать авторам сериала во главе с Петром Штейном свое заочное «за».


Итак, «Автономка»
 
Понятие емкое. Как бы смысловая «многоэтажка». По понятиям первого этажа - просто автономное плавание нашей подлодки с революционным названием «Варшавянка».

С уровня второго этажа, «автономка» - достойная служба «филиала» наших флотских в осажденном (третий уж раз) Севастополе. Правда, нынешняя осада довольно заковыриста: враг в городе, пьет кофе и виски в тех же отелях и кафе. Без пистолета, но с зелено-баксовой жабьей улыбкой.

Третий смысловой ряд: «Автономка» - это образ России, которая то на дне, и уже, кажется, без единого шанса…  То – выныривает, сохранив людей. Не всех, но дух экипажа неукротим…

Есть еще общий схематизм по имени «интрига». Но она не прессует, не перехлестывает, так как смахивает на импровизацию. А импровизация всегда легче твердо заданного сюжета. Интригу блюдут и подпитывают спецслужбы. Их три: русская, украинская и натовская. Вторая – заложница третьей. Поэтому зачастую лупит по «братьям-славянам» из первой. Бывает, и не хочет, а лупит, потому как приняла западные правила игры. В этом драма украинского «каперанга» Курочкина, который вынужден юлить и выкручиваться, чтоб, с одной стороны, не шибко насолить бывшим «однополчанам», а ныне «проклятым москалям», а с другой – не перемудрить с америкосами. И последнее удается все меньше, ведь теневые «хозяева» мертво держат его за горло. Дочь Курочкина – она же Галя Приходько – двойной агент и натовский диверсант. «Гарна дивчина» лихо пудрит мозги русским морякам сразу в нескольких «позитурах»: от платонической до плотской. Но и сама уже не в силах выпутаться из клубка, в который угодила. Галя (актриса Анастасия Бусыгина) - продукт новой постсоветской идеологии, типичный контрактник, «солдат удачи», которому идею и совесть заменили деньги и власть.

Больно становится, когда видишь ту искусственную пропасть, которую бессильны одолеть бывшие однокашники, сослуживцы, сограждане и кореша, а теперь - российские «федералы» и малороссийские «незалежники». И гложет досада на нелепость разделения единого организма, а еще сильнее  злость - на расчленителей. После чего лишь остается дивиться тем «глубоким и зорким» критикам, которые в этой трагедии углядели бытовой «наезд на хохлов»: мол, «хохлы во всем виноваты»… Узко бачите, ох, узко!

Насчет крови и убийств… Убивают, как без этого? Но умеренно, если такое слово, вообще, применимо к смерти. В среднем: 1 жертва на 4-5 серий.
Да и не об этом фильм!


Офицеры. Век XXI

Дисциплина, Долг, Дело – вот три кита, которые вытягивают севастопольскую «автономку». Их персонифицируют три ключевых образа. Капитан лодки Кулешов (актер Денис Юченков), контр-адмирал Нароков (Александр Хмельницкий) и майор ФСБ Макаров (Игорь Филиппов). К – Н - М. Для кого как, да и мне не хотелось бы «играть в ассоциации», только есть ощущение, что начальные буквы этих фамилий выбраны неспроста. К. Символ на эту букву для Севастополя - это Корнилов, герой-адмирал Крымской войны. Н – навсегда Нахимов, тоже адмирал. Фамилия же Макаров в «разгерметизации» не нуждается. Великий флотоводец-реформатор, а еще был замечательный оружейник, автор безотказного пистолета.
Все три исполнителя главных мужских ролей играют в общей манере сдержанной силы, «подводной» энергетики и максимального достоинства.

Стоит выделить образ Макарова. Ищи не ищи, а в последние годы на экране нет ни одного нормального чекиста. И филипповский Макаров – не тот ли самый долгожданный рыцарь без страха и упрека? С маленькими человеческими слабостями, оттого - и живой, и надежный, и безотказный Макаров - человек, а не одноименный пистолет. Внешность Дольфа Лундгрена, но не его «Герой Советского Союза», этакий монументально-музейный симулякр.
Макаров у Игоря Филиппова – легко импонирующий герой невидимого фронта, без пафоса, спокойно и четко защищающий Родину, но очень больно бьющий любую пакостную особь за мало-мальски непочтительный плевок в сторону России! Одна из блестящих игровых удач всего проекта.
 
Макаров - боец-одиночка, чье силовое поле, впрочем, всасывает импульсы и веяния из всех «отсеков». Если, конечно, не считать его строптивую супругу с ее банально житейскими фразами-ребусами на все случаи жизни. Но, как и положено асу нетривиальных комбинаций, Макаров каждый ребус ошкуривает, находя под «эзотерическим» фантиком жены парадоксальную идею-выручалочку. Бесконечная неизменность (прошу прощения за невольный оксюморон) майорской логики не может не вызвать презрительный смех, если, разумеется, забыть, что это лишь «юмор жанра». Какое ж кино без юмора?

А вот Кулешов с Нароковым поданы в прочной связке. И скрепляет их общность  семейная (зятя с тестем) и трагическая – убита жена и дочь. Горе сплачивает и роднит. Во всяком случае, на первые 25 серий…

Кстати говоря, наклевывается и четвертый «мушкетер» - юный офицер-изобретатель Слава Синельников (актер Сергей Загребнев). Со всеми этими персонажами тесно «контактирует» тема чести и верности. Она прослеживаемая и варьируется в клубке непростых связей и отношений ключевых семейных пар.


Чистый глоток «на дне»

В одном из отзывов фильм назван «занимательным и наивным, но не захватывающим». По мне, оно и хорошо, что не «захватывающий».  «Захватывающий» - давний синоним безвкусицы, когда горячий трюк цепляется за следующий, и каждые 60 секунд в том же темпе. Так в жизни не бывает. «Занимательный» лучше: творимое на экране тебя привлекает и тоже не отпускает, но без липкой деспотии боевика.

Что же до «наивности»…  А разве про нашу внешнюю политику и, тем более, «кухню» КГБ-ФСБ кто-нибудь снимал без наивности – чтобы 100 на 100? Да и как знать, не мы ль сами преувеличивали интеллект наших особистов, многоходовость их комбинаций и виртуозность технологий? Может быть, КГБ сам был наивен (отстал), раз так бездарно профукал СССР (или, напротив, так хитроумен – по той же причине)?! Мы-то в любом случае наивно верили ему, а кое-кто «наивно» уповает и теперь.
 
С другого боку, Россия покуда жива, а ее подлодки худо-бедно плывут. В автономном режиме… Значит, идет служба, и та, и эта?! Короче, тонкости спецслужб – не то что бы не нашего ума дело. Просто от нашего ума эти материи и субстанции всегда непроницаемо отгорожены, как бы кто из «гражданских» своим умом не хвастал.

Самый тягомотный пласт в картине – бесконечный «развод» дурака (?) негра из вражеских спецслужб. Только почему бы и нет? Или для нас пародия на американцев уже недопустима? Притом что «разводка» разведки в лице неприятеля-дегенерата (северокорейского, вьетнамского, арабского, советско-российского etc) – священный штамп Голливуда…
 
Прежде, чем глумливо вышучивать и придирчиво ковыряться в мелких ляпах, вспомните, какими идиотами американский кинематограф выставляет наших агентов. На их «подиуме кретинизма» негр из ЦРУ (или подобной структуры) выглядит, по меньшей мере, Штирлицем Шелленбергом Зорге, Филби и Даллесом в одном флаконе. Однако мы с маниакальным упорством размазываем за этот «грех» только своих режиссеров… Ну, и куда крестьянину податься?
 
А никуда. Просто взять и наплевать! А еще лучше: автономно проникнуться редчайшей, как чистый озон, атмосферой почти утраченного братства, настоящей дружбы, высокой культуры и нравственности, которой пропитаны отношения и поступки положительных персонажей фильма. Медленно и тактично, словно старатели, намывают они курганы породы ради высокопробных крупиц. И, тем самым, возвращают вес и привлекательность таким простым, но вечным ценностям, как достоинство и гордость, присяга и верность, служение и бескорыстие, благородство и мужество, взаимовыручка и любовь…

Этому, в сущности, и должно учить настоящее кино - особенно там и тогда, где и когда этих ценностей катастрофически не хватает.
Патриотический многосерийный фильм «Автономка» дарит такой глоток чистоты, любви и надежды даже тем, кто пока «на дне».
Картина Петра Штейна и сделана, и живет именно в АВТОНОМНОМ режиме, относительно так называемого мейнстрима «нашего» вялотекущего кинопроцесса. И это еще один, 4-й, смысловой ярус ее неординарного названия.

Резюме будет коротким: в первой «четверти» («квартале» или «сезоне», - кому как нравится) автономное плавание состоялось. И лично я считаю этот теле-рейс лучшим, по крайней мере, за последние лет двадцать.

Постскриптум. В этой связи не может не удивлять (или как раз наоборот?!), что продолжения «Автономки» днём с огнём не сыскать. Ровно та же ситуация с другими фильмами о мужественных и бескорыстных борцах и искателях, как, например, трехсерийная «Антарктическая повесть, снятая 30 лет назад по полярной прозе Владимира Санина. Отсюда горькая догадка, что градус подогрева кто-то снижает. Неуклонно, намеренно и целеустремленно.

1 февраля 2008 г.



Справка

"Автономка", Russian World Studio, 32 серии (2006)

Режиссеры Александр Дзюба, Олег Филипенко, Юрий Дружинин; сценаристы Ася Карева, Юлия Стрелкова, Елена Щербиновская, Алексей Алексеев, Аркадий Кортиков, Андрей Золотарев, Сергей Шиянов; операторы Борис Лазарев, Михаил Селихов, Игорь Чернышов, Саша Че; композиторы Сергей Грошев, Андрей Комиссаров, Всеволод Саксонов; художники Сергей Онипенко, Сергей Проткин, Сергей Воробьев.

В ролях: Александр Хмельницкий, Игорь Филиппов, Денис Юченков, Георгий Тесля-Герасимов, Григорий Калинин, Юлия Александрова, Сергей Загребнев, Владимир Белоусов (II), Анастасия Бусыгина, Эдуард Флёров, Микаэл Джанибекян, Сергей Гурьев, Николай Исаков, Анна Данькова, Чарльз Ндука Игбох, Виктор Кузин, Максим Новиков, Алексей Королев, Вадим Долгачёв, Светлана Лебедева, Никита Тезов, Юрий Батурин, Глеб Юченков (II), Владимир Дьячков, Евгений Марченко, Ольга Демченко, Любовь Фирсова, Ольга Демидова, Константин Денискин, Алексей Агрызков, Виталий Михальцов, Александр Мякушко, Виталий Ходин, Максим Солопов, Сергей Иволоци, Илья Митрофанов, Ирина Лосева, Елена Катышева, Галина Аверьянова, Ольга Бынкова, Жанна Воробьева, Павел Галич, Нина Гогаева, Алексей Дубровский, Сергей Лактюнькин, Екатерина Ласунская, Владимир Моташнев, Вячеслав Николаев, Фёдор Смирнов, Павел Сухов, Константин Третьяков, Станислав Федорчук, Марина Фомина, Дмитрий Косенкин, Роман Санин, Илья Щербинин, Александра Богданова (III) и др.



Впервые опубликовано:
«Кино-театр.ру»
- http://kino-teatr.ru/kino/art/serial/619/


Газета «Волжская заря» и др.