***

Али Шико
Я человек, и я есть.
Я человек, и это мой мир, я улыбаюсь солнцу и ветру, говорю с деревьями, а небо
улыбается мне. Это мой мир, и я знаю…
… Я знаю, как быть камнем. Камни когда-то были текучими – кто расплавленной лавой, кто прозрачной смолой; камни двигались, дышали, но – прошло много-много времени, стало холодно и странно, и каждый из них(нас) застыл, отгородился от мира броней – не пробить, не сломать, ударишь – получишь то же в ответ, на слова откликнется эхо, но горячей сердцевины в них уже не осталось. Осталась холодная и решительная
мудрость. Ах да, боли тоже нет. Не зря их так любят змеи.
…Я знаю, как быть водой. Капелькой, скользящей по листу, и волной океана, и тихой заводью, где под корягой плавают большие усатые рыбы и говорят лягушки; я знаю, как быть слезой, я знаю, как быть дождем, падать на высохшую землю, выбивать музыку на жести крыш, шуршать по листьям в лесу. Я знаю места, где меня ждут и
радуются каждой капле, как чуду, и знаю такие, где проклинают и боятся, я знаю, как быть льдом, по мне ходят пингвины и белые медведи, и плавают корабли…
…Я знаю, как быть ветром. Лететь в вихре восторга, и ползти смерчем, скручивая и ломая все, как дети - игрушки,
убегать от чего-то, и нестись вперед, пытаясь догднать, увидеть – что? Я знаю, как быть воздухом, в котором почти не осталось кислорода, для четырех шахтеров, которым надо продержаться несколько часов; я умею ворошить волосы мальчишек на пыльном дворе, я надуваю паруса кораблей, я дыханием отклоняю стрелы
от тех, кто мне дорог.
…Я знаю, как быть огнем. Тянуться вверх, несмелыми язычками костра, к рукам, давшим жизнь, или реветь в упоении пожара, танцевать дикими вихрями в паре с ветром. Я знаю, как быть огоньком догорающей свечи, я знаю, как невесело последней искорке костра, как она старается изо всех сил прожить еще чуть-чуть – и не дожидается ни ветра, ни ветки.
…Я не знаю, как быть человеком. Просто не знаю. И не хочу. Не приходилось раньше.