Гл. 4. христианская эсхатология xvi -xviii вв

Юрий Шпилькин
Гл. 4. Христианская эсхатология XVI - XVIII вв.
 (Использованы материалы сайта http://www.lgroutes.com/)


«Апокалипсис» Альбрехта Дюрера (1471–1528). Дюреру было всего 27 лет, когда он задумал «Апокалипсис». Современники привыкли к религиозным книгам с гравюрами-иллюстрациями, которые играли в них второстепенную роль. Дюрер задумал абсолютно новое: 15 гравюр с короткими цитатами на оборотах, объединенных в одно целое  как Альбом иллюстраций. «Апокалипсис» - самая таинственная, не понятная часть "Нового завета". Даже Мартин Лютер - доктор богословия  - признавался, что плохо понимает ее. Дюрер изобразил на листах своего «Апокалипсиса»  каменные города и могучие деревья, толпы людей, заставил течь реки, шуметь леса, шелестеть травы, корабли качаться на волнах, а лебедей медленно скользить по воде. В небеса над этим прекрасным миром он поместил видения - то загадочные и грозные, то остающиеся в горних высотах, то летящие на землю.

 Четыре всадника "Апокалипсиса". Все четыре всадника являются олицетворением известных библейских образов. Первый – лучник – это Победитель. Всадник, занесший над головой меч, символизирует Войну. Третий их спутник, Голод, держит в руках весы. Четвертый всадник – это Смерть.  Всадники возникают из густого мрака, который надвигается на землю. Что всадники посланы небом, показывают стрелы лучей. Остроконечный колпак, широкополый халат, изогнутый лук у первого. Четвертый всадник, "которому имя - смерть",- полуобнаженный старик с разверстым в крике ртом и горящими глазами. Он восседает на костлявом коне. Вслед за последним всадником ползет по земле чудовище с открытой пастью. Кони надвигаются неотвратимо.   Кони трех всадников с подковами: металлическим цокотом звучит их галоп. Четвертого коня художник оставил некованым. У его поступи костяной звук. Всадник-смерть отпустил веревочные поводья. На его коне ни седла, ни стремян. Всадник с устремленными вперед безумными, яростно округлившимися глазами конем не управляет. А конь этот, припадая на разбитые копыта, неотвратимо надвигается на людей... Под копыта коня падают поверженные ужасом бюргер, крестьянин, горожанка. Они не пытаются сопротивляться.  Страшная кавалькада едва вмещается в лист - так создается ощущение, что она стремительно проносится мимо наших глаз. Движутся всадники, вслед за ними надвигается тьма, пожирая свет, который еще виднеется на горизонте. Тьму можно бы изобразить сплошным черным пятном. Но тогда оно останется неподвижным. Дюрер создает мрак, тесно сближая почти прямые, но колеблющиеся черные линии. Они рождают не просто тьму, но тьму движущуюся. Стремительная горизонтальная штриховка служит фоном для коней: тьма обгоняет их, увлекая за собой. Стрела на луке, взмах меча подсказывают направление скачки. Кони по-разному вытягивают шеи, напрягают поводья, прядают ушами. Каждая пара ног дана в другом положении. Возникает образ скачки, столь выразительный, что кажется - слышен топот коней. Чувствуешь, художник сам сидел в седле, держал поводья, пришпоривал коня, слышал, как на галопе свистит ветер в ушах.

 Открытие пятой и шестой печатей. После того как снята печать шестая, началось великое землетрясение. Дюрер показал, как вот - вот обрушится гора. Трескается каменная скала. Сейчас от нее начнут отваливаться глыбы: "И солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь". Дюрер дает обоим светилам угрюмо - мрачные человеческие лица. Грозный мужской лик помещен в топкий серп ущербной луны. Лучи луны остры, как кинжалы. Лучи солнца извиваются, как змеи.  Говорят, что так изображал солнце в гравюрах уже учитель Дюрера, Вольгемут. Так, да не совсем так. У Дюрера между лучами - змеями - еще и лучи острые, как пики. И у них черный цвет. Страшное черное солнце, разящее острыми черными лучами, над гибнущим миром. Огромные пылающие звезды падают на землю, прочерчивая в небе огненные следы. Слышишь свист, с которым они разрезают воздух. "И небо скрылось свившись, как свиток...".  Возможно ли сделать зримой такую метафору? Для Дюрера - возможно. Огромным облаком накрыл он землю. Оно простирается от края листа и до края - от одного конца мира до другого. И облако это сворачивается, его края закручиваются, шатер, который оно образует над миром, сужается.  Образ сжимающегося мира возникает задолго до того, как он появился в книгах современных фантастов. А под страшно сворачивающимся небом, между каменными глыбами, готовыми рухнуть, объятые ужасом грешники. Дюрер резко делит толпу надвое: слева простые люди, справа - знатные. Простолюдин в отчаянии вздымает руки к небу. Пожилая женщина пытается прикрыть своим телом ребенка. А дети чем виноваты? - возникал и возникает неизбежный вопрос у того, кто читает "Апокалипсис". Дюрер не знает на него ответа, но гибнущих детей изображает с щемящей душу жалостью.

 Клеймение праведных. На четырех углах земли появляются четыре ангела. Они удерживают четыре земных ветра, чтобы те не дули на землю. Передышка! Мрак и отчаяние уступают место свету и надежде. Четыре могучих окрыленных ангела надежно защищают мир со всех четырех сторон. Фигуры их величественны и спокойны. Каждый вооружен мечом. Еще один ангел метит праведных, спасенных от гибели. Потому эта гравюра и называется "Клеймение праведных". Он так бережно и так привычно держит тоненькую кисточку, что кажется, Дюрер нарисовал его с одного из своих учеников, которому впервые было разрешено прикоснуться кистью к картине.

 Трубный глас. Ангелы затрубили в трубы, на землю обрушился град и хлынула кровь. Горят деревья и трава. Море обращается в кровь. Рушится с неба в колодец звезда Полынь, и горькой становится вода па земле. Со всех сторон на солнце надвигается черпая тьма. Каждый новый трубный звук предвещает новые беды.  Еще одна звезда падает на землю, отворяя еще один колодец. Оттуда поднимается дым. Он омрачает солнце и небо и превращается в хищную саранчу. Вот образы, созданные для Дюрера! Он строит гигантскую мировую сцену.  Вверху, между богом и алтарем, восьмой ангел. Он бросает на землю жертвенный огонь. Поразительно его лицо. В нем ни гнева, ни угрозы. Это беззаботное лицо ребенка, который забавляется. На губах улыбка удовольствия, в глазах любопытство. Он - воплощение беззаботной жестокости. Забыть его невозможно.  Мрачнеют луна и солнце. Бедствия охватывают землю. Буря топит корабли. Плывут по воде обломки мачт, в ужасе поднимает руки гребец, чью лодку захлестывает волна. Другой пытается спастись вплавь. Но куда плыть? Перед ним - пылающий берег. Дюрер соединил на одном листе несколько событий, о которых повествует "Апокалипсис". Ему удалось передать не мгновенное, а протяженное во времени состояние ужаса. Наискосок пересекает небо хищный орел. Ветер свистит в полураскрытых крыльях орла, из клюва вырывается клич: "Горе, горе, горе!" Художник написал это слово буквами. Короткий текст, включенный в изображение - единственный случай в этом цикле,- обретает пронзительную силу.  Огромные руки высовываются из - за облака, швыряют в море огненную гору. Она взрывается огнем и паром, как вулкан, и вода вокруг нее закипает. Об огненной горе в "Апокалипсисе" говорится, о руках, бросающих ее в море, там нет ни слова. Нет подобного образа ни у одного из прежних иллюстраторов. Это находка Дюрера. Ангельские руки - маленькие в небе, приблизившись к земле, стали зловеще-огромными... А внизу, насколько хватает глаз, расстилается мирный пейзаж. Мягкие холмы, обрывистые берега, редкие прозрачные рощи, манящие вдаль дороги, извилистые реки. Только что земля эта была спокойной и прекрасной. Но прозвучали грозные трубы, и все, что есть на ней, гибнет...

 Женщина-солнце и семиголовый дракон. Дюрер знал из проповедей: семь голов дракона обозначают семь смертных грехов: зависть, лень, гордыню, похоть, чревоугодие, ярость и скупость.  Тем отвратительнее сделает он их обличья. Искаженные морды - верблюжья, кабанья, львиная, песья и еще трех неведомых зверей, разинутые пасти, вытянутые языки, щетина, чешуя, зазубренные рога, шеи, извивающиеся, подобно змеям, острые когти, тело пресмыкающегося, но на кошачьих лапах, огромный голый хвост, перепончатые крылья - здесь соединено все, что может вызвать чувство страха и омерзения - "Семиголовый дракон".  Каждой шее он придал свой изгиб, каждой голове особый поворот, объединив их общим ритмом. Получилось нечто в высшей степени сложное, но не грозное, а неожиданно изысканное и занимательное. Обстоятельное перечисление оказалось избыточным. Таинственное должно быть недосказанным.  Но так как ему нужно было сделать зримыми Солнечную женщину и младенца, он изобразил их как Марию и Христа. В этом он послушно следовал традиции - один из примеров того, сколько в его "Апокалипсисе", среди нового, небывалого, ни у одного художника еще не появлявшегося, старого, связанного с искусством прежних десятилетий и даже веков.
 Битва архангела Михаила с драконом. Архангел Михаил нанес удар копьем в пасть дракону. Длинное светлое копье подобно молнии. Чудовище опрокинулось навзничь и сейчас рухнет па землю со страшной высоты. Воинство архангела Михаила мечами и стрелами добивает порождения тьмы. Победа нелегка! Огромное усилие ощущается в руках архангела, яростны взмахи мечей, туго натянут лук - грозное сражение бушует в небе.  А под черной тучей, в которой кипит эта битва, снова видна земля. На земле светлый день. Спокойная и мирная даль. Это уже не маленький уголок, это огромный простор - воплощение мирового пейзажа: горы, холмы, деревья, город. Пейзаж приходится описывать почти теми же словами, какими уже говорилось о других пейзажах "Апокалипсиса", но это, в сущности, и есть все тот же пейзаж. Те же корабли плывут по морю, те же деревья тянутся вдоль дорог, тот же город возносит к небу шпили башен. Он находит подробность поразительную, которая сильнее всего передает ощущение спокойствия, обретаемого землей. Перед мостом на въезде в город гостеприимно поднят шлагбаум: опасность больше не угрожает жителям. Это едва заметная деталь. Ее на оттиске нужно разглядеть. Но как радовался Дюрер, когда придумал такую подробность! Открытые городские ворота, поднятый вверх шлагбаум, как красноречиво говорит это о мире!

 Зверь с семью головами и число его 666. Загадочную  для  современного человека  символику  гравюры  Альбрехта  Дюрера разберем с помощью статьи  П. Кротова. "Что Иоанн говорит о первом звере? Он выйдет из моря. У него семь голов и десять рогов. На каждом роге по диадеме, а на каждой голове богохульные надписи. По виду он похож на барса, но ноги у него медвежьи, а голова льва. Как ни странно, именно такой экзотический внешний вид дракона дает ключ к пониманию его образа. Медвежьи ноги и другие детали драконьего облика - совсем не фантазия Иоанна. Это символы трех великих государств древности — Вавилона, Персии и империи Александра Македонского.  Иоанн имеет в виду преемника этих государств, а им может быть только Римская империя. И это очевидно: кто, как не римляне, были жестокими гонителями христиан? Семь голов — это семь холмов, на которых раскинулся Рим, 10 диадем — 10 римских императоров. Богохульные слова на головах — это императорские титулы: "священный", "божественный", "равный Юпитеру" и подобные им. При таком истолковании становится понятным, почему Иоанн использовал аллегорию. Будь там написано все открытым текстом, репрессии были бы жесточайшими.  Какие реалии стоят за фигурой второго зверя? Мы уже говорили, что богословская интерпретация его образа как образа Антихриста не вызывает у нас сомнений. Но тем не менее проверим ее историческим методом. Как известно, число Антихриста — 666. Оно составляется из суммы числовых значений букв еврейского алфавита, которыми записано некое слово — истинное имя Антихриста."

 «Вавилонская блудница». Под блудницею в «Апокалипсисе» подразумевался императорский Рим. Это ему пророчилась неминуемая гибель. Но жестокость, роскошь, разврат языческого Рима были далекими. Во времена Дюрера яростное обличение «Апокалипсиса» связывали с папским Римом. Первым, кто увидел в Откровении разоблачение римской церкви, которая, как предатель Антихрист, служит Сатане был Мартин Лютер. Этот взгляд стал догмой для всех протестантских церквей. Семь голов зверя понимали не только как семь смертных грехов, по и как семь холмов, на которых воздвигнут Рим.  На берегу потока, обозначающего народы мира, уже гибнет в пламени город. По небу уже скачет грозное воинство, а люди на другом берегу, слепые к этим знамениям, выходят навстречу блуднице.  О "великой блуднице" в "Апокалипсисе" говорится с гневом и отвращением: "С нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле". Но обличье ее обманчиво прекрасно. "Она облачена... в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом..."  На гравюре Дюрера блудница обольстительна. Тут нет и намека на то, что за ее прекрасной внешностью скрываются мерзость и зло. У нее молодое прелестное лицо, округлые руки и плечи, шелковистые волосы. И в ее красоте нет ничего зловещего. На ней открытое платье, дорогие браслеты украшают нежные руки, обруч с драгоценными камнями сдерживает волосы.  "Кубок с мерзостями блудодейства", который она поднимает над головой,- чудо ювелирного искусства. Так и кажется, что черно-белая гравюра передает золото украшений и багряный цвет одеяния. Да, конечно, земной мир полон мерзостей. Да, конечно, он осужден на гибель. Но почему греховный мир так соблазнительно прекрасен? Прекрасна юная женщина в праздничном наряде. Прекрасна девушка в толпе, преданно склонившая голову к плечу юноши. Прекрасен сильный мужчина, гордо и независимо подпершийся рукой. Прекрасен корабль с туго надутыми парусами. Прекрасен далекий горизонт. Прекрасен весь земной мир. Художник согласен с приговором неба, но не может распрощаться с обреченным миром без сожаления, не прославив его красоту.

 «Новый Иерусалим». Последняя 15-я гравюра «Апокалипсиса», к великому облегчению художника, начинает повествование о победе над мировым злом. Ангел заключает дьявола в преисподнюю.  Сатану на этом листе Дюрер показал не столько грозным, сколько уродливым, даже смешным. Оп выглядит таким, каким его представляли в площадных спектаклях. Чтобы отправиться в преисподнюю, ему нужно протиснуться в узкий люк. Сатана съежился, скорчился, прижал к чешуйчатой спине общипанные крылья... Ангел, который отправляет его в тысячелетнее заточение, неумолим, исполнен мужества и непреклонной воли. У него в руках огромный ключ и цепь. Он придерживает белоснежные одежды, чтобы не коснуться нечистого. Все это происходит на склоне холма.  Рядом второй ангел. Оп указывает Иоанну на возникший над горой город - Новый Иерусалим. Новый Иерусалим выглядит не как сказочное видение, а как обычный немецкий город: квадратные и круглые башни, крутые крыши, острые шпили, кирпичная кладка стен. Город только что возник, главная башня еще не достроена. Согласно тексту, в Новом Иерусалиме нет церквей, но Дюрер не мог представить себе города без церквей и изобразил их. За городом роща. Подножия гор омывает море. Птицы в ясном небе, невысокие горы, спокойная вода, надежно защищенный город - все это дышит чувством наконец - то обретенного мира и счастья. Гравюра, темная от тесно положенных штрихов внизу, со сплошными черными пятнами там, где изображен сатана, светлеет в середине и делается совсем светлой вверху. Дальние горы едва обозначены легкими линиями. Небо над ними создано почти нетронутой белизной бумаги. Почти! Если бы она была совсем нетронута, небо показалось бы плоским. Трепещущие ветви и птицы, которые тянутся вдаль, создают глубину и высоту неба. Сдержанность и воздушность пейзажа с деревом и птицами поразительна!

 Когда наступил 1500 год, мир замер в ожидании неминуемого конца — так сулили все пророчества. 24 декабря 1499 года папа распорядился открыть настежь замурованные доселе «Святые ворота» в базилике святого Петра, дабы душам праведников ничто не мешало свободно войти в рай. Верующие полчищами потянулись в вечный город в расчете на отпущение их грехов. Шли босыми по каменным дорогам, ползли на коленях. В саванах, с зажженными свечами. Падали без чувств перед изображениями Страшного суда, не в силах перенести зрелища ожидавших их мук. Но когда же, когда?

 И вот в день святого Петра, 29 июня 1500 года, произошло событие невероятное и достойное того, чтобы над ним задуматься: молния ударила в папский дворец и полностью разрушила апартаменты, в которых проживал отпрыск святого отца, дьявол в человеческом образе, Цезарь Борджиа, обрушила обломки на тронный зал, где папа только что уселся на престол, чтобы открыть аудиенцию, и погребла и его самого и его трон. Однако остался папа невредим. В этом тоже увидели предзнаменование, божественное откровение: создатель не собирался разрушать до основания сотворенный им мир, он лишь требовал уничтожения той скверны, которая захлестнула его. Иной смысл приобрели тогда некоторые листы дюреровского «Апокалипсиса», те, где бросил он под ноги четырех всадников попов и королей, где епископов ввергнул в ад. Хотя здесь он отдал всего-навсего дань традиции — все, мол, равны перед богом и смертью, — люди увидели большее.

 Герои романа «Утраченный символ» рассматривают гравюру Дюрера: «Меланхолия» изображала крылатую фигуру, сидевшую в мрачной задумчивости перед каменным зданием в окружении на редкость причудливого набора непонятно как связанных между собой предметов и существ. Весы, изможденный пес, столярные инструменты, песочные часы, разнообразные геометрические тела, колокол, крылатый мальчик-путто, нож, приставная лестница.  Как смутно помнилось Кэтрин из объяснений брата, крылатая фигура символизировала «человеческий гений» – великого мыслителя, который, отчаявшись постичь истину, погружается в уныние и сидит, скорбно подперев голову рукой. Вокруг – разнообразные свидетельства его высокой учености: символы математики, философии, природы, геометрии, даже столярного мастерства, а он по-прежнему не в силах подняться по лестнице, ведущей к истинному просвещению. «Даже гению нелегко постичь Мистерии древности».

 Пророчества Нострадамуса. Мишель де Нострдам родился в семье евреев (14 декабря 1503 — 2 июля 1566) французский астролог, врач и алхимик, знаменитый своими пророчествами. Первое издание «Пророчеств магистра Мишеля Нострадамуса», называемых ныне «Центуриями» вышло в Лионе в 1555 году. Основной темой пророчеств является политическое будущее Европы, вплоть до начала астрологической эры Сатурна, которую Нострадамус определяет как «Золотой Век». Ветхозаветный мотив — Второе Пришествие упомянуто лишь один раз. 
 Более детально описаны три Антихриста: первый из них появляется в «землях Атиллы» и создает новую Вавилонию, которая будет существовать 73 года и 7 месяцев; второй развязывает войну в центре Европы; третий должен возглавить в конце времён союз стран Севера и Востока. «Третий хуже первого, ужаснее Нерона. Бегите, храбрецы, чтобы не проливать кровь. Велит печи поставить. Золотой век умер, великий грех». Нострадамус уверенно заявляет о реставрации язычества на Востоке и его всемирной экспансии. «Святая святых будет разрушена язычеством, а Ветхий и Новый Заветы — гонимы и сжигаемы. И после этого Антихрист станет адским правителем». По мнению предсказателя, это случится незадолго до наступления эры Сатурна (2242 год). В пророчествах также описаны новые религии и пророки, На 2018 г. Нострадамус предсказал начало ядерной войны.

 Недавно профессор Кришнамурти из индийского города Бангалора объявил, что ему удалось расшифровать пророчества Мишеля Нострадамуса по поводу 2012 года. В своей работе Кришнамурти использовал первоисточники, содержавшие катрены великого провидца на старофранцузском. Появившиеся впоследствии современные переводы, как полагает исследователь, искажают смысл. Толкование Кришнамурти выглядит так. К моменту наступления 2012 года по всему земному шару будет идти война. В ней будет активно применяться оружие массового поражения, в том числе и невиданные доселе (видимо, современными людьми) виды вооружения. "Горькое небо не небо уж вовсе", "море заражено яростью больною", — высказывается признанный мэтр в области предсказаний об этой ситуации.

 Во главе всемирной бойни будет стоять один-единственный человек, которого Нострадамус зовет "вором": "Вора все знают, горит шапка на воре… Вор через море глядит, и пылает взор его жаждой богатств, скрытых в недрах… Спрятался в доме своем за водою". Однако многие люди не будут связывать с "вором" начало Третьей мировой войны, видя врагов в своих ближних. Сейчас локальные конфликты вспыхивают на Ближнем Востоке, в Азии и Северной Африке. А политическая ситуация в России после выборов? Так может, виноваты не местные власти, а заморский "черт из табакерки", подзуживающий к междоусобицам? Впрочем, настоящая мировая война, по уверениям Нострадамуса, разгорится далеко не сразу. Крупные страны не станут до середины 2012 года втягиваться в военные действия и будут всячески успокаивать население: "Два смысла: поминки и свадьбу представил, войну усыпляет, а праздник оставил". Но постепенно жители развитых стран начнут, извлекая достоверную информацию по крупицам из разных источников, догадываться, что ситуация далеко не так безоблачна, как пытаются убедить их власти: "Бывает, что люди — пустые созданья, но начался штурм на границе сознанья, кто-то посланье прочтет и завоет, другой же в Пророчестве — Чудо откроет…" В конце концов, правительствам придется перейти к решительным действиям, чтобы избежать масштабных конфликтов. К концу 2012 года события достигнут своей кульминации. Третья мировая вступит в завершающую фазу. Все страны мира понесут большой ущерб из-за применения несколькими супердержавами нового оружия массового поражения. По всей видимости, речь идет о климатическом оружии, так как, если верить расшифровке предсказаний Нострадамуса, сделанной профессором Кришнамурти, природа словно сойдет с ума, сотни тысяч людей по всему миру станут жертвами стихии, и буквально за считанные часы многие населенные пункты будут сметены с лица Земли. Хотя, по мнению Кришнамурти, Нострадамус упоминает и о применении в некоторых регионах химического оружия: "А зло губит зло, убивая, как прежде". Хотя речь тут может идти, например, и об атомной энергии. И лишь одна страна уцелеет в этой смертоносной войне и возвысится, якобы утверждает Нострадамус. "Древний возвышен, несет людям надежду. Он бескорыстен, во власти невежда", — пишет провидец. Какая страна имеется в виду, пока непонятно, ясно лишь, что это очень древнее государство. Хотя "древность" — тоже понятие весьма относительное.

 Скорее всего, считает Кришнамурти, Нострадамус говорит о государстве, которое являлось "древним" уже по меркам XVI столетия, когда писались эти катрены. Значит, вряд ли это может быть Россия или другие славянские страны. Возможно, это Индия или Китай. Но к Китаю, который давно уже стремится к мировому господству, вряд ли подходит эпитет "невежда". К тому же, пророк упоминает об этой таинственной стране в женском роде: "Силу Любви даст великая Дама, уйдет от войны, шума и гама. Вестником мира станет она, пред нею отступит злость и война". Пожалуй, Индия подходит, к тому же склоняется и индиец Кришнамурти… Последствия же Третьей мировой окажутся поистине разрушительными, уверяет Нострадамус устами Кришнамурти. Многие территории на долгие десятилетия или даже века окажутся непригодны для жизни. И даже тем, кто уцелел в этом мировом пожаре, не придется надеяться на мир и покой, привычный ход их жизни полностью нарушится… Правда, потом на Землю спустится "свет небесный", который избавит человечество от страданий. Однако о дате этого события Нострадамус скромно умалчивает. Стоит ли относиться к толкованиям профессора Кришнамурти всерьез? Дело в том, что тексты Нострадамуса очень туманны и практически не позволяют толковать их однозначно. Как правило, о том, что то или иное пророчество французского провидца сбылось, начинают говорить, лишь сопоставив его предсказания с теми событиями, которые уже произошли… Так что пока рано делать выводы о том, что нас непременно ждет Третья мировая война. Датой конца пророчеств Нострадамуса является 2242 или 2243 год, который соответствует 7000 году от Сотворения Мира.

 . С 1645 по 1666 и до 1715 – 70 лет в Европе  продолжалось резкое похолодание  - наступил Малый ледниковый период. Стояли лютые холода, реки покрывались льдом даже летом, из-за неурожаев продовольствие подорожало в 10 раз, но конец света согласно расчётам и толкованию Апокалипсиса средневекового шотландского математика Джона Непера должен был наступить в 1688—1700 г.г.
 1736, 13 октября — конец света как великое наводнение согласно предсказаниям английского богослова Уильяма Уистона