Примечания к Плацеблу

Сергей Привиденко
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПРИМЕЧАНИЯМ.

Автор неоднократно и напряжённо размышлял о возможной читательской реакции на ПРИМЕЧАНИЯ к данной книге (причём учитывались как нейтральные, так и активные, как например, поллюция, асфиксия, спермотоксикоз). Велика доля того, что эти размышления (если уж быть совсем точным – измышления) когда-нибудь будут опубликованы. По зрелому раздумью автор пришёл к мысли, что ему глубоко наплевать, какова будет реакция гипотетического читателя на сами ПРИМЕЧАНИЯ, т.е. если кому-то эти ПРИМЕЧАНИЯ не понравятся, то и хрен с ним (с этим кем-то). Не хотите – не читайте! Отдельные места в ПРИМЕЧАНИЯХ, отмеченные знаком «?», самые нетерпеливые из читателей смогут лучше понять, если найдут в себе силы дотащить свой изнурённый чтением организм до ближайшей книжной полки и взять Мифологический Энциклопедический словарь 1991 года издания (у автора после титанического труда по написанию и редактированию сил на это не осталось).

С небольшой долей уважения (за мужество при прочтении, но не более)

АВТОР.


ПРИМЕЧАНИЯ.

1 - Плацебл (placebo) – безвредное вещество, даваемое больному под видом лекарства для его (больного) успокоения.
2 - Скальд – древнескандинавский поэт-певец в дружинах викингов, слагавший песни о битвах, походах и победах; позднее (с XIIв.), под влиянием рыцарской литературы, начавший писать в куртуазной прозе (средневековый жанр литературы, посвящённый воспеванию рыцарской чести и любви).
3 - Один – верховный бог в скандинавской мифологии (цитата взята из «Мой Рагнарёк» Макса Фрая).
4 - Сет (Сетх, Сутех) – в египетской мифологии бог грозы и пустыни, олицетворение злого начала. Изображался в виде человека с тонким, длинным туловищем и головой осла. В период Древнего Царства считался покровителем царской власти. Вообще, с Сетом всё до конца не ясно, т.к. он (в силу запутанности египетской мифологии) в одном месте выступает как бог разрушения (но не более), в другом – как отец Гора, Осириса и Анубиса и муж Исиды, в третьем – как брат Осириса, Исиды и Нефтиды, в четвёртом – как брат Ра и Нефтиды; в общем, всё очень сильно запущено…
5 - Инкарнация – повторное возрождение к жизни. Учитывая срок жизни бога – слишком долгий срок. О-Ч-Е-Н-Ь долгий.
6 - Ганеша (Ганапати) – в индуистской мифологии «владыка ганы», низших божеств, составляющих свиту Шивы. Изображался в виде человека с туловищем красного или жёлтого цвета, большим шарообразным животом, четырьмя руками и слоновьей головой, из пасти которой торчит только один бивень. Бог мудрости и устранитель препятствий.
7 - Элизиум – в римской мифологии рай (во всяком случае, его аналог).
8 - Осанна (древнееврейский) – слава (употребляется при обращении к Богу).
9 - Перечислены местопребывания богов в различных религиях.
10 - Исида (Изида) – в египетской мифологии богиня плодородия, воды, ветра, мореплавания, символ женственности, материнства и семейной верности. Изображалась с короной в виде коровьих рогов. Также смотри: Р.Зелазни «Создания света, создания тьмы».
11 - Илу – древнесемитское верховное божество, демиург, отец богов и людей, бог плодородия, символ высшей власти. Изображался в виде величественного длиннобородого старца в длинной одежде и высокой тиаре с рогами либо в образе быка.
12 - Дриада – в греческой мифологии нимфа, покровительница деревьев.
13 - Тецкатлипок – в мифологии индейцев Центральной Америки мировое древо.
14 - Крон (Кронос) – в греческой мифологии один из титанов, отец Зевса (по орфической традиции правитель острова блаженных).
15 - Марс – в римской мифологии бог войны. Греческий прообраз – Арес – при матриархате был богом плодородия.
16 - Ихор (греческий) – кровь богов.
17 - Изначально «Die Moral» после каждой главы должны были быть на немецком языке (чем автор хуже Генриха Манна?), однако автору не удалось найти переводчика, который смог бы дословно и адекватно перевести все поучения (нравоучения), поэтому, если кто-то найдёт в себе силы и сможет данную работу проделать, то автор попытается лично выразить свою благодарность (как это уже часто бывало, возможно, и в циничной форме, а то и неприличной, но автор не рекомендует на это особо надеяться).
18 - «Махабхарата», Бхагавадгита, 2:23.
19 - Трудно определить причину применения в данной конкретной среде одной единицы измерения для определения времени и расстояния, так как в настоящее время сведений об обоснованности такого применения не сохранилось, а все вопросы и претензии по данному поводу просим адресовать обитателям Элизиума, которые в меру своих божественных сил обещали адекватно ответить всем настойчивым читателям. Однако для желающих мы приводим формулу перерасчёта времени в длину, воспользовавшись которой любой желающий может сам высчитать указанные в тексте расстояния. Данная формула нам была любезно предоставлена Р. Мандровым и А. Кононыхиным:
**************
так как вставка формул в данном текстовом редакторе недоступна - смотрите иллюстрацию над всем текстом примечаний.
**************
20 - Немезида (Немесида) – в греческой мифологии богиня мести, неотвратимости наказания. Наблюдает за справедливостью распределения благ среди людей и соблюдения закона. Изображалась с атрибутами равновесия, наказания и быстроты (весы, уздечка, меч или плеть, крылья, колесница, запряжённая грифонами).
21 - Зевс – в греческой мифологии верховный бог, глава олимпийской семьи богов, бог грома, молнии и дождя, покровитель людей и городской жизни.
22 - Упулеро (Упулере) – в мифологии летийцев и бабарцев (Восточная Индонезия) бог солнца.
23 - Перун – в славянской мифологии бог грозы (грома) и войны. У славян Киевской Руси считался высшим богом.
24 - Каисса – муза шахмат, математики и вычислительной техники. В классическую девятку муз не входит.
25 - Анубис – в египетской мифологии бог-покровитель умерших, бальзамирования. Изображался в виде человека с головой шакала.
26 - Анжеа – в мифологии аборигенов Западной Австралии дух, способствующий зачатию и благополучному течению беременности.
27 - Ничего слишком! (греческий).
28 - Ахсоннутли (Эстсанатлеи) – в мифологии навахо (Северная Америка) женское верховное божество, олицетворение перемен в природе, покровительница людей. Согласно вариантам мифа – двуполое существо, способное менять свой возраст.
29 - Мойры – в греческой мифологии богини судьбы Лахезис, Клото и Атропос. Лахезис назначает человеку ещё до его рождения жребий. Клото прядёт нить его жизни. Атропос – отмеряет эту нить и отрезает её (человек в этот момент умирает).
30 - Метатрон – в христианской мифологии один из архангелов, ближайший к богу, непосредственно от него получающий приказания. Ангел милосердия, покровитель душ рано умерших детей.
31 - Мнемосина (Мнемозина) – в греческой мифологии богиня памяти, мать девяти муз. Вместе с дочерьми живёт на горе Геликон.
32 - Инкубы – в средневековой европейской мифологии мужские демоны, соблазняющие женщин, в отличие от суккубов – женских демонов, соблазняющих мужчин. По толкованиям отдельных теологов – падшие ангелы. Не уверен, что читатели с нетрадиционной ориентацией с данными определениями согласятся. А кому сейчас легко?…
33 - Пудициция – в римской мифологии богиня непорочности.
34 - Амон – в египетской мифологии бог-творец, владыка мира. Отождествлялся с богом солнца Ра (Амон-Ра). Изображался в виде человека с головой барана в короне с  двумя длинными перьями и солнечным диском.
35 - Снегурочка – персонаж русских народных сказок. Судя по первоисточникам – фригидна.
36 - Шиппаун-Айяунг – культурный герой в мифологии качинов (Бирма)
37 - Умай – в мифологии древних тюрок богиня плодородия, олицетворение женского и земного начала.
38 - Посейдон – в греческой мифологии брат Зевса, бог плодородия, владыка моря. Изображался в виде человека с трезубцем в руке, иногда – на мчащейся по морю колеснице в виде раковине, запряжённой длинногривыми конями.
39 - Ганга – в древнеиндийской мифологии небесная река, сестра Парвати. По составу словаря стоит непосредственно перед Ганешей.
40 - Ганимед – в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои, похищенный из-за своей красоты Зевсом (как там у них всё запущено!). На Олимпе исполнял обязанности виночерпия на пирах богов. По составу словаря стоит сразу после Ганеши.
41 - Карма – в индийской мифологии обозначение действия, в частности религиозного, предполагающего последующее вознаграждение. В наиболее распространённом употреблении – совокупность всех дурных и хороших дел, совершённых индивидуумом в предыдущих существованиях и определяющих его судьбу в последующих.
42 - Старик – в мифологии черноногих (племена индейцев Северной Америки) верховное божество, демиург.
43 - Энктаги – бог дождя, воды (см. «Песнь о Гайавате» Генри Уодсворта Лонгфелло).
44 - Геракл – в греческой мифологии культурный герой, впоследствии был обожествлён.
45 - Ареопаг – в древней Греции высший законодательный, судебный и исполнительный орган городского самоуправления. В данном случае – судебный.
46 - Либитина – в римской мифологии богиня похорон.
47 - Халвинат – демиург, высшее божество в халвинатизме.
48 - Яма – в буддийской мифологии бог смерти. Изображается в виде человека в красных одеждах, иногда с дубиной и петлей в руках (У Роджера Желязны в «Боге света» – с саблей).
49 - Моргот – смотри: Дж.Р.Р. Толкиен «Сильмариллион».
50 - Голубь – в христианской мифологии часть Троицы (бог-Отец, бог-Сын и бог Святой Дух, изображающийся в виде голубя). В принципе ничего общего с богами смерти не имеет, но почему он не может присутствовать в качестве представителя (наблюдателя, советника) от Троицы? Или исполнять функции бога смерти? Тогда на фоне всех смертей, описанных в Библии, Саваоф – не при делах…
51 - Сумман – в римской мифологии древний бог ночных молний.
52 - Джинны – в мусульманской мифологии злые духи, в доисламскую эпоху родственные Аллаху. См. «Исполнитель желаний» («Wishmaster») с Andrew Divoff в главной роли.
53 - Сент-Джордж (Saint–George, святой Георгий) – в христианской мифологии воин-мученик, победитель дракона. Классическое изображение – всадник на коне, копьём пригвождающий к земле дракона.
54 - Дракон – смотри выше. Более подробно – в словарях и энциклопедиях.
55 - Тарака – ракшас (в древнеиндийской мифологии ракшас (ракшаса) – ночное чудовище устрашающего вида, преследующее людей или мешающее жертвоприношениям). Подробнее см. Р.Желазны «Бог Света».
56 - Эктоплазма – светлая, вязкая субстанция, выделяющаяся из тела и служащая для материализации чего-нибудь.
57 - Саваоф (Цебаот) – одно из имён бога в иудаистской и христианской традициях.
58 - Мухаммад (Мухаммед, Магомет, Магомед) – пророк в исламе, основатель магометанства как религии, автор Корана.
59 - Кетцалькоатль (Кецалькоатль) – в мифологии индейцев Центральной Америки одно из трёх главных божеств, демиург, владыка стихий, покровитель жречества и науки. Одно из изображений – в виде змея, покрытого перьями.
60 - Тор – в скандинавской мифологии бог бури, грома и плодородия. Изо-бражался с топором или молотом.
61 - Гарм – в скандинавской мифологии демонический пёс, хтоническое чу-довище, охраняющее вход в Хель (царство мёртвых).
62 - Нифльхель – в скандинавской мифологии владычица царства мёртвых.
63 - Гефест – в греческой мифологии бог ремёсел, огня, кузнечного дела.  Классический образ – кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощники – механические слуги.
64 - Афина – в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Сова (как олицетворение мудрости) – символ Афины.
65 - Отец, Сын и Святой Дух – Святая Троица – в христианской мифологии триединое божество (хотя религия монотеистическая).
66 - Кулл – смотри М. Муркок «Повелители мечей».
67 - Киклопы (циклопы) – в греческой мифологии одноглазые великаны.
68 - Ринн – брат Кулла.
69 - Уацамонга (Нартамонга, Амонга) – в мифологии осетин волшебная четырёхугольная  неиссякающая чаша на пирах.
70 - –сама – приставка при почтительном обращении от низшего к высшему (особенно к божеству) у японцев.
71 - Танат (Танатос, Фанат)– в греческой мифологии олицетворение смерти.
72 - Далха – в тибетской мифологии душа; личный гений-хранитель, чьё отсутствие приводит к гибели; хранитель дома, очага, кладовой, собранного урожая, центральной опоры дома, входа; символ воинской удачи; дух, охраняющий в Пути.
73 - Ксоксаз – см. «Пир потаённый» Френка Херберта.
74 - Более подробно см. «Бог Света» Р. Желязны.
75 - Харон – в греческой мифологии перевозчик душ умерших через реку Лета в Аид (царство мёртвых).
76 - Сатиры – в греческой мифологии спутники бога Пана – демоны плодородия, составляющие свиту бога Диониса. Териоморфны и миксантропичны, задиристы, похотливы и наглы.
77 - См. примечание 53.
78 - Геликон – в греческой мифологии гора, место обитания муз.
79 - Феникс (Фойник)– в греческой мифологии волшебная птица. Предвидя свой конец, феникс сжигает себя в гнезде; здесь же из пепла рождается новый феникс.
80 - Горгульи – изначально драконовидная змея, жившая в реке Сена и извергавшая воду, которая переворачивала лодки и затопляла дома. В фортификации трансформировалась в своеобразного охранника рыцарского замка.
81 - Аверн – в римской мифологии вход в Ад.
82 - Братья-бакабы – в мифологии майя держатели небесного свода. После укрепления небесных навесов стали подпирать само мировое древо (А почему бы и нет? Не околачивать же его чем ни попадя?!).
83 - Перечислены демиурги из различных пантеонов, в том числе и Илуватар Дж.Р.Р. Толкиена.
84 - Император Поднебесной Империи (Китая) в полном соответствии с законами имел право обожествлять кого-либо, т.к. сам считался сыном богов.
85 - Аватара – в индуистской мифологии нисхождение божества на землю и воплощение в смертное существо ради «спасения мира», восстановления «закона» и «добродетели» или защиты своих приверженцев; при этом частично сохраняется божественная природа.
86 - Нирван (Нирвана) – в буддийской религиозно-мифологической системе понятие, обозначающее наивысшее состояние сознания. Полностью достичь Нирваны и стать буддой может только человек, и то после смерти (при жизни Нирваны тоже можно достичь, но это не то – китайский эрзац). Точного описания нет. Характеризуется свободой, покоем и блаженством (описания приблизительны).
87 - Амвросия (амброзия) – в греческой мифологии пища богов (в прямом смысле); в вариантах мифов – благовонное притирание.
88 - Виверн – геральдический двуногий и двукрылый дракон.
89 - Тролли – в германо-скандинавской мифологии могучие великаны, хранители горных сокровищ; ассоциировались с демоническими существами, в том числе и с гномами.
90 - Амрита – в индийской мифологии божественный напиток бессмертия.
91 - Шрайбикус – экскурсовод по школьному учебнику немецкого языка (агентурный псевдоним Ивана Сусанина).
92 - Вообще-то это палач, но вдруг кто-нибудь не сумел угадать.
93 - «Песнь Дёрруда» – отрывок из «Старшей Эдды» (скандинавского эпоса). Для тех, кто не понял: давным-давно жил Дёрруд и однажды спел он из-за чего-то эту самую песнь, попавшую впоследствии непонятно из-за чего в «Старшую Эдду».
94 - Ра (Ре) – в египетской мифологии бог солнца. Изображался в виде сокола, кота или человека с головой сокола. С 26 – 25 вв. до н.э. становится главой эннеады богов. Считается демиургом, отцом богов, людей и фараона. Отождествлялся с Гором, Амоном, Птахом, Осирисом, Хнумом, Хепри, Себеком и др.
95 - Дагон (Даган) – в западносемитской (ханаанейско-аморейской) мифологии бог-покровитель земледелия или рыбной ловли. В филистимлянской мифологии верховное божество, бог войны. В аккадской мифологии покровитель населения долины среднего Евфрата.
96 - Йони – в древнеиндийской мифологии символ женского репродуктивного органа как божественной производящей силы.
97 - Гильгамеш (Бильга-мес) – шумерский и аккадский мифоэпический герой, обожествлённый после смерти (но не сразу!).
98 - Лукман – в мусульманской и древнеаравийской мифологии праведный мудрец, великий лекарь и покровитель врачевателей.
99 - Эпона – в мифологии кельтов Галлии богиня коневодства. Изображалась стоящей возле лошади или на ней.
100 - Соко – в мифологии народа нупе (Центральная Нигерия) – божество неба, дождя и гадания, демиург.
101 - Рапунцель – в германских сказках девушка с очень длинными волосами, заточённая в башне. По её косам в окно башни взбирается спаситель (рыцарь) и освобождает Рапунцель.
102 - Велес (Волос) – в славянской мифологии бог-покровитель домашних животных, бог «всея Руси».
103 - Отдельные необразованные индивиды по недомыслию считают их системами передачи телевизионного сигнала, однако вместе с Месекамом данные демоны пользуются заслуженным уважением в Аиде.
104 - Баньши – в мифологии кельтов – вестник смерти. Классическое изображение – рыдающая женщина (возможны варианты). По поверьям: бальши поёт возле места, где кто-то должен умереть; услышать песнь баньши – значит скоро умереть.
105 - «Баллада Сражений» – эпическая сага (оба слова и вместе, и по отдельности являются цензурными и их можно произносить в приличном обществе), текст не сохранился.
106 - Перечислены демоны, духи мести, мук совести, смерти в различных мифологиях.
107 - Перечислены боги и богини подземного царства в различных мифологиях.
108 - Эврином (Еврином) – в греческой мифологии демон подземного царства, съедавший мясо мертвецов и оставлявший нетронутым скелет. Эвринома изображали в виде оскалившегося чудовища цвета мясной мухи, оседлавшего распластанного коршуна.
109 - Тыква – колдуны Гавайских островов помещали в тыквенную бутылку пойманную ими душу человека. Душа в последствии съедалась колдуном либо эксплуатировалась. В мифологии ? (Африка) в тыкву помещалась душа умершего человека. В христианстве тыква - означает воскресение, паломничество. В даосизме дым, поднимающийся из тыквы, символизирует освобождение духа от тела.
110 - Дзисей – предсмертное стихотворение самурая непосредственно перед сеппуку.
111 - Чёрт – злой дух в славянской мифологии. В христианской традиции ассимилировался (некоторые исследователи настаивают на термине «слияние», хотя нам не до конца понятна занятая ими позиция) с дьяволом.
112 - Сфинкс (Сфинга) – в греческой мифологии чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. В традиции задавал проходящим мимо загадку и убивал (съедал, душил) не сумевших ответить. Судя по имени, данный сфинкс родом из Центра европейской части России.
113 Поскольку к нам неоднократно обращались читатели с просьбой разъяснить порядок выведения формулы перерасчёта времени в расстояние, мы обратились с данной просьбой к Р. Мандрову и А. Кононыхину, которые любезно предоставили необходимую информацию:
*******
смотри иллюстрацию в начале
*******